| |
Издательство ACT – Олимп, М., 2003. ISBN 5-17-015194-2, 5-8195-0836-Х
|
Игорь Семёнович Кон |
Лунный свет на заре
Предисловие ко
второму изданию
|
Вы вновь со мной,
изменчивые тени…
Гёте. Фауст
Данная книга была первым отечественным немедицинским исследованием
однополой любви. Она была хорошо принята читателями и широко
используется, со ссылками и еще чаще - без оных, другими пишущими на эти
темы авторами.
Однако научные труды быстро устаревают. За последние годы в мировой
науке появилось много новых данных о природе и истории
гомосексуальности. Существенно расширился и объем информации, доступной
российскому читателю, особенно в том, что касается историко-культурных
сюжетов (Клейн, 2000; Ротиков, 1998). Настоящий прорыв совершен в
гендерных исследованиях.
Быстро меняется социальное положение геев и лесбиянок во всем мире.
Некоторые тенденции, вроде легализации однополых браков, которые в
первой половине 90-х годов были еще локальными и многим казались
экзотическими, теперь приобрели общий характер. Большие позитивные
сдвиги происходят в мировом общественном мнении. Наряду с этим в России
в последние годы заметно активизировались реакционные
антигомосексуальные силы, публичные выступления которых не встречают не
только отпора, но даже политической и моральной оценки.
При подготовке второго издания я существенно переработал книгу. Прежде
всего, радикально обновлен фактический материал и круг источников; новые
научные данные есть практически во всех разделах. Исправлены ошибки и
уточнены многие формулировки. Обновлена и более рационально организована
библиография; к сожалению, ограниченность объема книги не позволяет
указать все использованные источники, иногда приходится ограничиваться
ссылками на обзорные статьи. Для облегчения труда читателя, большие
главы и разделы разбиты на более мелкие фрагменты, выделенные
заголовками в тексте. Но больше всего мне хотелось добиться ясности в
изложении главных идей книги.
Проблемы однополой любви изучаются учеными с разных сторон, причем
научные вопросы неизбежно переплетаются с мировоззренческими.
Вообразите себе страну по имени Зомния, жители которой очень озабочены
тем, как люди спят: на спине (их называют "спинниками") или на животе
(их называют "животниками"). Большинство жителей Зомнии считаются
"животниками". Тех, кто спит или подозревается в том, что спит на спине,
до недавнего времени преследовали и дискриминировали. Большинство
зомнийцев думают, что "спинников" можно узнать по внешнему виду и
поведению: у них жесткая выправка и темная кожа, они вспыльчивы и
агрессивны. Зомнийские ученые и психиатры изучают, что именно делает
людей "спинниками". Одни утверждают, что спинность предопределена
генетически, другие - что она зависит от отношений с родителями, третьи
- что она связана с питанием в период полового созревания.
Некоторые
открытые "спинники" начали борьбу с дискриминацией и диффамацией и
добились в этом определенных успехов, повлияв, в частности, на науку.
Историки обнаружили, что некоторые выдающиеся зомнийцы были
"спинниками". Это помогло "спинникам" добиться политического статуса
"этнического меньшинства", хотя большинство сомнийцев по-прежнему
относится к ним недоброжелательно.
Предположим, вы приехали в Зомнию и должны высказаться по поводу этих
споров. Ваша первая реакция - сказать, что такая классификация
смехотворна, дискриминация людей в зависимости от способа их сна
безнравственна, а любые теории происхождения "спинности" ненаучны. Но
может быть привычка спать на спине или на животе действительно имеет
генную природу? Тогда зомнийские теории могут иметь значение и для нас.
То, что у нас нет понятий "спинников" и "животников" , само по себе не
опровергает зомнийских теорий.
Не так же ли обстоит дело с сексуальной ориентацией?
Сочинителю этой притчи американскому философу Эдуарду Стайну (Stein,
1992) можно возразить: как люди спят, неважно, а вот с кем они спят,
очень даже важно. Но ведь это тоже - смотря для кого и когда. Вопрос,
креститься ли двумя или тремя перстами в свое время вызвал в России
церковный раскол. Когда в турпоездке меня поселяют в номере с мужчиной,
его сексуальная ориентация мне безразлична, приставать к постороннему
человеку он не станет. Зато если он спит на спине, это сильно повышает
вероятность храпа, и, при всем моем уважении к храпунам, я предпочел бы
другого соседа.
Поскольку сексуальная ориентация многомерна, а сексуальные предпочтения
порой изменчивы и текучи, далеко не все люди могут однозначно определить
свою сексуальную идентичность. Чтобы убедиться в этом, попробуйте
заполнить Решетку Сексуальной Ориентации Клайна [РСОК].
Таблица 1. Решетка сексуальной ориентации Клайна (Klein, 1990)
Качество
|
Прошлое
|
Настоящее
|
Идеал
|
Сексуальные влечения
|
|
|
|
Сексуальное поведение
|
|
|
|
Сексуальные фантазии
|
|
|
|
Эмоциональные предпочтения
|
|
|
|
Социальные предпочтения
|
|
|
|
Самоидентификация
|
|
|
|
Стиль жизни
|
|
|
|
Она включает 7 автономных шкал или параметров:
1. Сексуальное влечение (шкала гетеро/гомоэротизма): лица какого пола
вас эротически возбуждают, привлекают в качестве потенциальных
сексуальных партнеров?
2. Сексуальное поведение (шкала гетеро/гомосексуальности): каков пол
ваших реальных сексуальных партнеров, с кем вы целовались, обнимались и
совершали другие сексуальные действия?
3. Сексуальные фантазии: людей какого пола вы преимущественно
воображаете в своих эротических мечтах и при мастурбации?
4. Эмоциональные предпочтения (шкала гетеро/гомофилии): с кем вы
предпочитаете дружить, поддерживать тесные личные отношения, изливать
душу?
5. Социальные предпочтения (шкала гетеро/гомосоциальности): с лицами
какого пола вы предпочитаете общаться, совместно работать, проводить
свободное время?
6. Самоидентификация: как вы определяете свою сексуальную ориентацию,
считаете ли вы себя гомо=, гетеро= или бисексуалом?
7. Гетеро/гомо стиль жизни: проводите ли вы свое свободное время
преимущественно с людьми, которые считают себя гетеро=, гомо= или
бисексуалами?
Каждое из этих качеств фиксируется в трех временных состояниях - в
прошлом ( 5 лет назад), настоящем (за последний год) и в идеальном,
желательном будущем.
Чтобы измерить свою сексуальную ориентацию, скопируйте решетку Клайна и
заполните каждую из 21 ячейки цифрами от 0 до 6. О означает, что ваше
сексуальное влечение, поведение, фантазии и т.д. были, есть или должны
быть в идеале ориентированы исключительно на людей противоположного
пола; 1 - что они направлены главным образом на лиц противоположного
пола, но иногда и своего пола; 2 -- что в вашем эротическом воображении
и т.п. преобладают лица другого пола, но представители своего пола также
играют заметную роль; 3 - что ваши влечения, сексуальные контакты и т.п.
разделены примерно поровну между лицами другого и своего пола; 4 - что в
них преобладают лица своего пола, но люди другого пола также играют
важную роль; 5 --прямая противоположность 1; 6- что ваши влечения,
поведение и т.п. направлены исключительно на лиц собственного пола. Эта
шкала не предусматривает полной асексуальности; поэтому, если у вас нет
никаких сексуальных влечений, поведения или фантазий, сделайте в
соответствующей графе пробел [-].
Ваши показатели по разным шкалам наверняка окажутся неодинаковыми. Вы
можете подсчитать их отдельно, сложив свои баллы по 3 колонкам и затем
разделив итог на 3. Чтобы вычислить общий балл своей
гетеро/гомосексуальности, сложите все показатели по всем графам и
разделите итог на общее число заполненных граф /21 или меньше/. Не
смущайтесь, если результаты окажутся противоречивыми: научные категории
условны и не поддаются строгому разграничению, да и сами наши чувства
сплошь и рядом неоднозначны.
Сделали? Отлично. Даже если вы не узнали ничего нового о своей
сексуальной ориентации, вы выяснили, что определить, как говорили
когда-то советские социологи, "кто есть who", даже применительно к
самому себе, не так-то просто. А ведь есть еще вопросы "почему",
"зачем", "где", "как", "кто виноват" и "что делать".
Будучи междисциплинарной, моя книга состоит из трех частей
Первая часть "Лабиринты познания" подразумевает вопрос - что и откуда мы
знаем об однополой любви? Это самая трудная часть книги, читать её нужно
очень внимательно. Читатель, которого интересуют только выводы, может её
опустить. Но если вы не хотите вдуматься в логику научного поиска и
понять критерии научной достоверности, вы обречены верить автору на
слово. Не мне, так кому-то другому. Это ваше право, но лично я
предпочитаю скептиков.
Вторая часть книги "Сквозь пространство и время" посвящена
социально-историческим, культурным аспектам однополой любви. Как
общество, культура структурируют, категоризируют, символизируют и
передают из поколения в поколение гомосексуальное желание? Почему в
одних обществах гомосексуалов презирают и преследуют, а в других к ним
относятся нейтрально и даже восхищаются ими? От чего зависит изменение
соответствующих социальных установок, стереотипов и предубеждений?
Третья часть "В поисках себя" по преимуществу психологическая. Как
человек становится геем или лесбиянкой и с какими проблемами он при этом
сталкивается? Какими групповыми особенностями обладают эти люди, их
стиль жизни, эротика и т.д.? И каково будущее сексуальных меньшинств в
нашем быстро меняющемся мире?
Как и первое издание, книга рассчитана как на профессионального, так и
на массового читателя. Она раскрывает далеко не все вопросы темы.
Первое предметное ограничение касается женщин. Лесбийской любви
посвящена огромная и быстро растущая философская и научная литература,
которая отчасти представлена и в российских гендерных исследованиях (СМ.
например, Введение в гендерные исследования, 2001). В этой книге я мог
осветить лишь наиболее важные, преимущественно сексологические, аспекты
темы. Но поскольку российские женщины, независимо от их сексуальной
ориентации, заметно опережают мужчин по темпам развития и уровню
теоретической рефлексии, уверен, что они разберутся в этих тонких
вопросах глубже, чем это мог бы сделать я.
Второе ограничение касается философских проблем сексуальности, особенно
постмодернизма. По складу моего мышления и характеру образования мне
ближе традиционный социологический подход. Феминистские и квир-теории
изложены в книге суммарно, заинтересованному
читателю придется восполнить этот пробел самостоятельно.
Первое издание этой книги стало возможным благодаря индивидуальному
гранту Фонда Джона и Кэтрин Макартуров, а также помощи Немецкой службы
научных обменов (DAAD) и ряда немецких университетов; особенно помогли
мне профессора Гунтер Шмидт (Гамбург) и Рюдигер Лаутман (Бремен).
Университет Южной Калифорнии и Институт ONE / Международный геевский и
лесбиянский архив предоставили мне возможность в течение нескольких
месяцев изучать материалы, которых я не мог бы достать в другом месте.
Многолетнее членство в Международной Академии сексологических
исследований и в редколлегиях ведущих международных сексологических
журналов ("Archives of Sexual Behavior," "Zeitschrift für
Sexualforschung," "Journal of Homosexuality", "Journal of the History of
Sexuality", “Sexualities”, “Men and Masculinities”) и участие в ряде
международных научных конгрессов также помогает быть на уровне мировой
науки. В подготовке второго издания книги мне помогли советами и
критическими замечаниями Н.С. Горелов и Н.А.Иванов. Всем этим лицам и
учреждениям, а также директору издательства "Олимп" М.С. Каминскому я
выражаю искреннюю благодарность.
Игорь Кон
Москва, февраль 2002
Содержание
www.pseudology.org
|
|