| |
|
Игорь Семёнович Кон
|
В защиту Лысенко |
Мне очень понравилась
статья Алексея Куприянова
Парадоксы лжецов. С
юмором в наше время действительно трудно. Поди, знай, что говорится
в шутку, а что – всерьез. Молодые люди, живущие в Интернете, после
каждой шутки ставят знак
:-), а я его никак не запомню, да еще стесняюсь: то ли ты не уверен
в качестве своей шутки, то ли подозреваешь в отсутствии чувства
юмора собеседника?
Хоть я и не биолог,
лысенковские времена и их последствия я хорошо помню. К тому же мне
повезло. Однажды ( не помню, в каком году), едучи
Красной Стрелой
из Ленинграда в Москву и обратно, я дважды оказался в одном купе со
знаменитым цитологом Владимиром Яковлевичем
Александровым,
человеком редкостного остроумия, и он прочитал мне отрывки из своей «Малой
энциклопедии мичуринской биологии».
«Ген – ругательное слово
из трех букв, которого даже на заборах не пишут»
«Морганизм-менделизм-вейсманизм
- трехэтажное ругательство ломовых ученых».
«Мичуринская биология
– биология с позиции силы».
«Биолог-мичуринец
– ученый, живущий в постоянном единстве с изменяющейся средой».
В то время это были опасные изречения, я их на всю жизнь запомнил.
И все-таки я готов защищать Лысенко.
Еще в 1960-х годах я говорил своим студентам, что его негативная оценка
связана с тем, что его воспринимают как биолога,
тогда его реальные научные открытия лежат в области социальной
психологии. В.Я.
Александров
писал: «Лысенковская биология поставила грандиозный эксперимент по
социальной психологии, подлежащий серьезному изучению. Эксперимент
выявлял пределы прочности моральных устоев у разных людей. Он давал
людям материал для самопознания, которого лишены живущие в нормальной
обстановке. Ведь нормальная обстановка позволяет человеку до конца жизни
сохранить благопристойность своего поведения и остаться в неведении о
хрупкости основ, на которых эта благопристойность зиждется. Лысенковский
стресс проявил потенциальные возможности человеческих реакций и
отношений, которые в скрытом виде существуют, подспудно действуя, и в
условиях нормальной жизни. Движущими силами поведения в создавшихся
условиях были для одних страх лишиться того, чем обладают, для других -
стремление добыть то, чего у них еще нет» (Трудные
годы советской биологии: Записки современника).
В данном случае я с
Александровым
не согласен. Упоминаемый им эксперимент ставил не Лысенко,
а советская власть, и не она одна. Вся история строится так, различаются
только степени риска и
формы платы за страх. Вспомните определение Михаила
Светлова: «Порядочный человек – это человек, который делает гадости
с отвращением».
Гениальное открытие Лысенко,
которое он доказал на практике, хоть и не сформулировал прямо, состоит в
другом. Можно ли в течение нескольких десятилетий, при совсем не наивном
начальстве и при наличии серьезных критиков, не выполнив ни одного из
своих обещаний и нанеся колоссальный материальный и моральный ущерб
стране, пользоваться в ней неограниченным доверием и кредитом? Трофим
Денисович доказал, что при авторитарном режиме и идеологической
зашоренности это вполне возможно. Как?
Первая аксиома. Власть любит грандиозные проекты и не любит скептиков и
«предельщиков». Поэтому ей нужно давать не просто обещания, а
грандиозные обещания, причем обязательно долгосрочные (последнее знал
уже Ходжа Насреддин)
.
Вторая аксиома. Чем больше средств начальство в тебя уже вложило, тем
больше оно будет доверять тебе и дальше, ведь твой провал – это и его
провал. Как только становится ясно, что твои оптимистические прогнозы не
сбываются, нужно сразу же пообещать сделать нечто еще более
величественное. Если ты рядовой жулик и зря потратил небольшой грант,
второго шанса тебе могут и не дать. Но если под тебя скроили
долгосрочную государственную
политику, власть сделает все, чтобы не признать собственной ошибки.
Тем более, что всякий диктатор нуждается в иллюзиях, и все подхалимы это
знают. Разговоры о новом проекте заставят публику забыть о прежних
обещаниях, а твои прошлые неудачи спишут на плохое исполнение и происки
врагов, так что даже при смене диктаторов (Хрущев
и Сталин - совершенно разные люди),
ты можешь остаться на плаву.
Никто не доказал истинности этих положений основательнее, чем Лысенко,
и идеи его не умерли. Разве не чистейшей лысенковщиной является русская
народная борьба со СПИДом
путем запрещения сексуального образования и проповеди полового
воздержания до брака? Зачем же
ругать смелого экспериментатора? Ну, не понимал он генетики,
так разве в ней счастье?
Заметки на полях и по поводу
www.pseudology.org
|
|