Все начиналось с института благородных девиц
женское образование в провинциальных городах юга России в конце XIX — начале XX вв.

С.К. Михайлина,
аспирантка кафедры истории Отечества и кавказоведения
института повышения педагогической квалификации
при Ростовском государственном университете

В данной статье рассматриваются проблемы женского образования по материалам провинциальных городов Юга России, входивших в конце XIX – начале XX вв. в Область войска Донского (ОВД).
 
Для изучения этой сферы используется гендерная концепция, согласно которой необходимо исследовать не только различные аспекты жизни женщин, но и всевозможные формы взаимодействия мужского и женского начал, сосуществование мужчин и женщин в различных социумах и культурах.
 
При исследовании процесса становления и развития системы женского образования необходимо учитывать, что в любом обществе существуют гендерные стереотипы, присутствующие в различных проявлениях жизни.
 
Они предполагают определённые модели поведения мужчин и женщин, обусловленные конкретно-исторической системой правовых, моральных, религиозных норм.

Автор исходит из двух принципиальных положений: первое — на развитие женского образования оказывают влияние гендерные установки и стереотипы; второе — процесс модернизации российского общества, вызванный реформами 60 — 70-х гг. XIX века, способствовал изменению социальных ролей женщины, что, в свою очередь, способствовало развитию женского образования и изменению гендерных стереотипов.

2
 
К началу ХХ в. в Российской Империи сформировалась многоуровневая система учебных заведений различных видов собственности, в которой за женскими учебными заведениями признавалось право на существование, но по сравнению с мужскими им отводилась второстепенная роль, что являлось отражением так называемой “гендерной асимметрии”.

Процесс реформирования сферы женского образования осуществлялся медленными темпами. До 60-х годов XIX века обучение девочек носило эпизодический характер, основанный исключительно на частной инициативе. В 1856 году обучавшиеся девочки составляли всего 8,2 % учащихся начальных школ. Начавшаяся в 1864 году реформа начального образования активизировала процесс распространения грамотности, в том числе и среди девочек.
 
В 1880 году во всех 22 770 начальных школах России обучалось 239 997 девочек, что составляло 20,7% от числа учащихся. За 40 лет с начала реформы, к 1905 году, в начальных школах всех ведомств девочки составляли всего 27% учащихся. Результатом такой политики стала гендерная асимметрия в сфере образования: грамотность женщин более чем в пять раз уступала грамотности мужчин. В целом доля неграмотных составляла среди женщин 83,4%.(1)

Процессы становления и развития женского образования, происходившие в столицах, оказывали влияние и на провинциальные города, приобретая там определённую специфику.

Среди городов, игравших важную роль в экономике и культуре донского региона в изучаемый период, необходимо отметить следующие: Ростов-на-Дону (1749 г.) и Нахичевань-на-Дону (1779 г.), Новочеркасск (1805 г.) и Таганрог (1698 г.). Образовательное пространство каждого из городов ОВД имело как специфические черты формирования и развития, так и типичные, характерные для провинциальных городов.

2
 
В начале XIX в. начался процесс формирования системы образования, и в этот период именно Новочеркасск как столица ОВД занимал лидирующее положение. Специфика донской столицы заключалась в преобладании казачьего элемента, имевшего свой неповторимый уклад жизни, патриархальные традиции, гендерные стереотипы. Первые учебные заведения, как мужские, так и женские, появились именно в Новочеркасске и были ориентированы на нужды, прежде всего, казачества. Они соответствовали потребностям осуществления воинской службы и хозяйственного развития ОВД, учреждались, финансировались и управлялись войсковыми властями. Следовательно, на развитие женского образования влияли гендерные установки казачьего субэтноса.

Первым средним учебным заведением для девочек дворянского происхождения был мариинский Донской институт благородных девиц, открытый по Высочайшему повелению в 1853 году, состоял из 2-х классов, 56 воспитанниц; 18 — на войсковом содержании, 38 — на иждивении родителей. Институт относился к ведомству императрицы Марии, его председателем был войсковой Наказной атаман, первой начальницей стала вдова действительного статского советника Инна Павловна Головачёва. Первый состав классных дам: Вильгельмина Фердинандовна Штоббе, Ольга Васильевна Тастрова, Лидия Николаевна Грюнберг, Жозефина Францевна Василевская.2

Важным событием в развитии женского образования в исследуемом регионе было открытие в 1860 г. в городе Новочеркасске женского училища 1-го разряда, которое позволяло получить образование дочерям среднего сословия войска Донского. Подобно гимназиям училище было открытым учебным заведением, без пансиона. Оно подчинялось, как и другие учебные заведения Министерства народного просвещения, местной дирекции училищ и начальнику учебного округа, при этом, находясь под особым войска покровительством Наказного атамана. Он же избирал почётную попечительницу училища, которая должна была заботиться о его процветании.
 
Первой почётной попечительницей была избрана супруга начальника штаба Донского княгиня Надежда Андреевна Дондукова-Корсакова. Непосредственно занималась управлением училища, его благосостоянием, “нравственным и физическим воспитанием девиц” его начальница. Первой начальницей была назначена жена есаула Свечникова. С 1 августа по 1 сентября осуществлялся приём учениц в возрасте от 9 до 14 лет.
 
Плата за обучение составляла 15 рублей серебром в год. В училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика и понятие об измерениях, география (всеобщая и российская), история (всеобщая и российская), обозрение трёх царств природы, чистописание, рисование, рукоделие.

Преподавание велось по учебным программам и руководствам, одобренным Министерством народного просвещения. Иностранный язык и некоторые искусства считались предметами необязательными и преподавались за особую плату, по соглашению родителей с начальницей училища. Занятия начинались с 8 часов утра и продолжались до 13 часов, через каждые полтора часа была перемена по 15 минут. Каникулы приходились на июль. Продолжительность учебного курса 5 лет, из которых 1-й класс был подготовительным.
 
Ученицы, отличавшиеся успехами в науках и прилежным поведением, при переводе в высшие классы награждались похвальными листами, подарками. Для окончивших полный курс проводились выпускные испытания. Предусматривалась выдача аттестатов, а “за отличные успехи и примерное благонравие” выдавались золотые и серебряные медали. Важным достижением было право на звание домашней учительницы, которое получали выпускницы, имевшие в аттестате по поведению отметки “отлично”, а по успеваемости – “отлично” или “весьма хорошо”.
 
Училище содержалось за счёт оплаты за обучение, благотворительных пожертвований. Например, Донское торговое общество, ежегодно жертвовало в пользу девичьего училища по одной тысяче рублей, из войсковых сумм также ежегодно отпускалось по четыре тысячи рублей. 16 сентября 1867 г. Новочеркасское девичье училище было преобразовано в Донскую женскую гимназию, получившую название мариинской, о чём свидетельствует запись в деле №7069 канцелярии войскового Наказного атамана “ в честь августейшего имени её Императорского Высочества Государыни Цесаревны”.3

3
 
Показательной является попытка решения проблемы социализации девочек-сирот посредством организации для них специального учебного заведения. В Донском благотворительном обществе был разработан проект устава об открытии сиротского отделения при Новочеркасском детском приюте.

Цель такого учреждения заключалась в том, чтобы “дать приличное образование остающимся в беспомощном положении малолетним девицам и, обучив их рукоделиям и домашнему хозяйству, доставить им средства содержать себя впоследствии собственным трудом”.4
 
В школу принимались дети не старше 14 лет “без различия вероисповедания и звания, за исключением крестьянского”. Учебная программа содержала следующие предметы: Закон Божий, краткую Священную историю, чтение, чистописание, грамматику, церковное пение, рисование. Кроме наук воспитанницы обучались рукоделиям: кроению и шитью белья, женских платьев и головных уборов, разного рода вышиванию золотом, бисером, шёлком и гарусом по тюлю, канве, мытью, чистке, глажению всякого белья и платья, уходу за детьми, приготовлению разных кушаний.

Старшие воспитанницы, наиболее преуспевшие в обучении, служили репетиторами для вновь поступивших и в случае болезни учителей. Воспитанницам разрешалось в свободное от учёбы время ухаживать за больными, выполнять обязанности прислуги. В возрасте 17 лет воспитанницы выпускались и возвращались родственникам или лицам, их заменяющим. Если выпускницы не имели ни родственников, ни покровителей, то совет подыскивал им места нянек, служанок, швей. По окончании школы выпускницы получали аттестаты о поведении, об успехах в науках и рукоделии, освобождались на 10 лет от уплаты налогов, кроме случаев занятия торговлей не собственными рукоделиями.

Получение образования в таких учебных заведениях давало возможность малоимущим девушкам получить житейские навыки и возможность устроиться в жизни. К сожалению, этот положительный опыт не получил широкого распространения в городах ОВД, его скорее можно отнести к исключительным случаям, но при этом факт существования такого учебного заведения говорит о попытке решения социальных проблем путём предоставления образования как жизненного шанса для девушек-сирот. Таким образом, за образованием признавалась важная и общественно значимая функция социальной адаптации женщин.

4
 
Другим важным центром региона был Таганрог, присоединённый к Области войска Донского в 1887 году. Специфика этого города определялась его географическим положением и межнациональным составом населения. Статус портового города, где проживали в большом количестве переселенцы из Греции, располагались иностранные торговые представительства, способствовал формированию сложных социально-этнических отношений. Таганрог современники называли Донской Венецией, неформальной столицей региона. Развитие системы образования происходило в контексте богатой культуры провинциального города, имевшего замечательные традиции музыкального искусства.

В Таганроге в 60-е годы уже имелись частный женский пансион и частная женская школа. Первое женское городское училище открылось в 1861 г. Три года спустя оно было преобразовано в гимназию. Попечительницей стала вдова контр-адмирала Екатерина Петровна Вогань. Таганрогская мариинская женская гимназия имела свою особенность, её ученицы носили форменную одежду: с 1-го по 4-й класс носили коричневые платья с чёрными передниками, с 5 –го класса – серые платья с белыми передниками.

Благодаря деятельности Таганрогского благотворительного общества и частным пожертвованиям в 1876 г. для девочек из бедных семей была открыта девичья швейная школа с приютом-интернатом.5

5
 
К 60-м годам XIX в. экономическим центром региона становится Ростов-на-Дону, развивавшийся как торговый город, город-купец, промышленный центр, включавший такие отрасли, как металлургическая, пищевая, обрабатывающая, строительная. В дальнейшем Ростов стал крупным железнодорожным узлом. Кроме того, Ростов являлся центром как внутренней, так и внешней хлебной торговли.
 
Преобладающими в социальной структуре населения были мещанство и купечество, заботившиеся прежде всего об экономическом развитии, нежели о развитии просвещения. Благотворное влияние на становление образования оказала деятельность городского головы А.М. Байкова. Модернизационные процессы актуализировали потребности в специалистах в торговой, технической, сельскохозяйственной, образовательной сферах.

Первое женское начальное учебное заведение (девичья школа) было открыто в Ростове-на-Дону в 1844 г., а второе — с пансионом в 1851 г. Оба эти училища были открыты частными лицами.

Общественное женское училище 2-го разряда было открыто в Ростове лишь в 1862 г. Оно имело 3 основных класса и 2 — приготовительных.

Начальные женские училища давали основы знаний по предметам, изучаемым в гимназиях, при этом набор предметов не отличался от курса, предлагаемого мужскими училищами, а необходима была женская специализация. На заседании Ростовского попечительного комитета городских начальных училищ Е.А. Бойченко — одна из его членов — “указала на крайнюю необходимость обучать девочек рукоделиям, необходимым и полезным в домашнем быту”. Особой комиссией 12 января 1885 года было решено ввести обучение рукоделиям: вязанию, починке белья, вышиванию, кройке простого белья и одежды во внеклассное время, четыре раза в неделю. Бедные ученицы снабжались материалами и инструментами бесплатно.6

С 1 сентября 1873 г. открыта в Ростове женская гимназия, в честь Екатерины Великой названная Екатериненской. Деньги на её содержание выделялись из городского бюджета, т. е. она была учреждением муниципальным. Гимназия состояла из 7 основных классов, 3 параллельных отделений для 1, 2 и 3 классов, педагогического или 8 дополнительного класса и 3 приготовительных. Управляется двумя советами — попечительным и педагогическим. Первой начальницей гимназии была А.В. Симеоновская.

К началу 1877-78 учебного года по спискам числилось 403 ученицы. Общий процент успеваемости в течение года – 59 %. Плата за обучение в муниципальной Екатериненской гимназии была значительно ниже, чем в частных гимназиях, так, например, по данным 1896 г., она составляла 50 р. в год в приготовительных и первых четырёх классах, 60 р. — в 5—8-х классах.7

В многонациональном и многоконфессиональном Ростове также существовали католическое церковное училище при костёле, женское училище при главной синагоге, греческое училище Эллинского благотворительного общества, в последующем появились частные национальные учебные заведения, например, женское еврейское училище Е. А. Житомирской. Наличие национальных учебных заведений определялось полиэтническим составом населения исследуемого региона.

Важным явлением в деле развития женского образования было учреждение воскресных школ. В Ростове воскресная женская школа была открыта в 1862 г. Её учреждение имело следующее обоснование: “Старики правильно сложили пословицу: “Ученье свет, а неученье — тьма”. Грамотная женщина скорее поймёт, что читается в церкви Божией; в досужее время сама может прочитать Евангелие или священную книгу; без траты денег на ученье может научить детей своих и грамоте, и уму-разуму; такая женщина и лучшая помощница мужа, и лучшая хозяйка в доме; её скорее всякий поймёт и лучше заплатит. А неграмотная женщина – что слепой человек”.8 В дальнейшем открывались специализированные воскресные школы, например, воскресные школы садоводства, поварского искусства, домоводства.

6
 
В начале ХХ в. в городе кроме муниципальной Екатериненской женской гимназии существовало ещё 6 частных женских учебных заведений. Это были гимназии А. Ф. Андреевой, З. Г. Ширяевой и Э. И. Царда, Т. Г. Берберовой, А.А. Филипьевой, П. Х. Теръ-Терьянъ, С. Я. Любимовой.

Некоторые подробности из жизни гимназистки частной гимназии Любимовой приводит Вера Панова: “Теперь по утрам я стала уходить раньше мамы – к половине девятого. В половине девятого нянечки переставали пускать учениц в раздевалку, а в пальто на урок не явишься. Мы сами вешали свои пальтишки на вешалку и сами брали их оттуда, когда кончались занятия. На большой перемене надо было позаботиться собственно о завтраке.
 
В том же зале, где мы по утрам пели молитвы, был буфет, где за несколько копеек можно было купить либо пирожок, либо бутерброд с колбасой, либо горячую котлетку. Стакан сладкого чая стоил копейку. Так что на мои 15 копеек я кормилась отлично и была сыта … На Садовой улице был писчебумажный магазин Иосифа Покорного. Надо было прийти туда и сказать: “Гимназия Любимовой, первый класс”.
 
И отлично вымуштрованный приказчик сооружал пакет, в котором были собраны все нужные учебники, тетради, даже набор акварельных красок, требуемых в первом классе гимназии Любимовой, для уроков рисования, даже кисточки нужных размеров, и перья, и резинки, и пенал там был, и дневник, и решительно всё, что могли потребовать учителя; только ранец или сумку надо было покупать отдельно”.9

7
 
По соседству с Ростовом развивался другой самостоятельно управляемый город — Нахичевань-на-Дону, представлявший собой оазис армянской культуры и вносивший свой вклад и свои национальные особенности в формирование образовательного пространства.

Первая женская школа в городе появилась в 1857 году, её учредительницей была местная горожанка Анна Попова.

В 1861 году состоялось торжественное открытие национальной женской школы, на котором выступил городской голова, выразивший мнение большинства нахичеванцев о женском образовании: “Прошло время, когда на женщину смотрели как на служанку. Сейчас, в наш просвещённый век, они не только родительницы своих детей, но и воспитательницы, учительницы”.10 Школа имела 86 учениц и 11 учителей.
 
В 1881 году в Нахичевани уже существовала Екатериненская четырёхклассная прогимназия, её начальницей была домашняя учительница Клеопатра Герасимовна Калига. В 1893 г, получив статус гимназии, учебное заведение получило собственное здание, построенное ростовским архитектором Н.Н. Дурбахом на углу Екатериненской и Бульварной площадей.. В 1896 г. в связи со 100-летием кончины Екатерины Второй были учреждены 2 стипендии её имени для женской гимназии.11

Интересную историю имела Нахичеванская Гогоевская гимназия для армянских девиц, основанная в 1882 году.

Нахичеванский купец 2-й гильдии Никита Гогоев (Мкртычан Гогоян) завещал свой капитал на устройство школы для девочек в память о своих умерших дочках. Его вдова, в 1877 г. побывав в Петербурге, получила “Высочайшее разрешение” учредить Гогоевское училище, затем началось строительство специального здания. 26 сентября 1882 г. состоялось торжественное открытие. Сам Гогоев ставил цель: “Чтобы воспитываемые девицы, не получая блестящего светского образования, которое не идёт к быту нашего общества, готовились добрыми жёнами, способными внушить своим детям пользу просвещения”.
 
Согласно завещанию, в училище принимались девочки с 7 лет, до 1906 года набирали 12 пансионерок, затем 20. Для надзора за ними Гогоев завещал “иметь особую добронравственную смотрительницу, которой жить в доме училища; она же должна приучать девиц к домашнему хозяйству на самой практике”. Обучение рукоделию, домоводству и ремёслам имело цель: “Дать средства нуждающимся девицам приобрести такие знания, которые давали бы им возможность обеспечить своё существование в будущем”.
 
В училище были устроены мастерские, в которых выполнялись заказы для населения. Общеобразовательная программа была довольно обширной и включала следующие предметы: Закон Божий, русский, армянский, французский и немецкий языки, алгебру, геометрию, географию, историю, физику, космографию, педагогику, чистописание, рисование, пение, танцы, гимнастику.

С 1913 г. Гогоевское училище было преобразовано в женскую гимназию Ведомства учреждений императрицы Марии. Интересная деталь — “ученическая форма гогоевских гимназисток имела характерную примету: к подолу коричневого платья пришивалась красная кайма.12

8
 
Следует отдельно рассмотреть вопросы формирования профессиональной женской школы. Ведомство учреждений императрицы Марии способствовало открытию различных ремесленных училищ для девочек из бедных семей, где им давали начальное образование и обучали ремёслам. Так, например, в Ростове было открыто такое ремесленное училище. Специальное коммерческое образование девушки могли получить в Ростовской женской торговой школе, открытой в 1901 г. на средства Общества взаимного вспоможения приказчиков. При ней же были организованы рисовальные классы с художественными ремесленными мастерскими, где преподавались курсы специального рисования, кройки и шитья, коврово-ткацкого дела.13

На основе частной инициативы, как правило, женской, создавались и широко рекламировались в местной прессе, да и в справочной литературе, различные женские курсы, например, в г. Ростове с 1880 г. существовали женские курсы кроя и шитья дамских и детских нарядов Е. И. Ремизовой. Обучение велось “по собственной упрощённой методе “Эврика”, в школу принимались не только грамотные, но и неграмотные лица всех сословий и всякого возраста, приходящими или по желанию на полный пансион. Окончившие получали специальные дипломы.14

В 1900 г. в Ростове было учреждено коммерческое восьмиклассное училище имени цесаревича Алексея, в котором обучались и мальчики, и девочки. Училище было основано на средства Ростовского-на-Дону купеческого общества и имело цель: “Дать учащимся общее и коммерческое образование”. Учебный курс восьмилетний, состоял из 6-ти общеобразовательных и 2-х специальных классов. В 1-й класс принимались дети с 10-летнего возраста. Плата за обучение (с горячими завтраками) в 1-м и 2-м приготовительных классах составляла 100 р., в 3-м и 4-м классах — 120 р., в 5-м и 6-м — 130 р., в 7-м и 8-м — 140 р. в год. Приём в училище производился 2 раза в год — в мае и в августе. По окончании полного курса училища выпускницы получали аттестат, окончившие с отличием, кроме того, награждались золотыми и серебряными медалями. Некоторое время училище существовало как совместное, но потом было разделено на мужское и женское, располагаясь при этом в одном здании.15
 
Свою учёбу в Ростовском коммерческом училище с 1908 года описывает в своих воспоминаниях М.С. Жак, урождённая Браиловская: «...Наше училище было передовым и по программе, и по своим порядкам. Обучение мальчиков и девочек было раздельным, но в одном здании (девочки были на первом этаже), и мы свободно общались, в старших классах вместе ставили спектакли … Серьёзно преподавалась математика; для физики, химии, товароведения были оборудованы специальные кабинеты.
 
Обязательны были два языка – немецкий и французский, а за отдельную плату можно было учить английский. Хорошо было поставлено преподавание физкультуры… Нравы были не казённые, не было специальных классных дам, отношения с педагогами тоже были хорошие. У нас была хорошая библиотека, для всех были организованы горячие завтраки в специальных столовых. Надо ещё упомянуть, что туда был свободнее доступ евреям — не было процентной нормы, как в государственных гимназиях…
 
Были там специальные предметы — бухгалтерия, коммерческая арифметика, коммерческая корреспонденция на трёх языках, но они особой трудности не представляли. Для девочек эта специфика была не нужна, но интеллигентных родителей привлекала серьёзность программы. Многие девочки как раз из богатых купеческих семей не выдерживали нагрузки и переходили в гимназии».16

9
 
В Нахичевани были учреждены женские коммерческие курсы ведомства Министерства финансов. Курсы имели цель: «Дать теоретическое и практическое образование, необходимое для занятия в торгово-промышленных и финансовых учреждениях». Ежегодно принималось 40 учениц, плата за обучение составляла 100 рублей в год. Обучение велось два года, выпускницы получали право преподавания в коммерческих учебных заведениях. На курсах преподавались следующие предметы: бухгалтерия, коммерческая арифметика, общее законоведение, вексельное и торговое право с практическими занятиями, политическая экономия, сведения о товарах местного района и домоводство, коммерческая география, корреспонденция на русском языке, французский язык, немецкий язык, каллиграфия.

Материалы “Дела по рапорту гласных Думы об учреждении в городе Нахичевани коммерческих курсов ведомства Министерства финансов” содержат и обоснование необходимости этого: “Большинство окончивших нахичеванские женские гимназии происходят из небогатых семей, посвящают себя личному труду, который и является единственным источником их существования.
 
Ближайшим и естественным поприщем для окончивших гимназии является педагогическая деятельность, но не все находят занятие на этом поприще, и поэтому определённый контингент вынужден посвятить себя службе в частных и общественных учреждениях, коммерческих и торгово-промышленных предприятиях, занимая должности корреспондентов, счетоводов. По мере того как женский труд проникает в разные сферы деятельности, к нему предъявляются требования соответствующей подготовки и специальных познаний, без которых труд этот не может занять какое-либо прочное положение и оплачиваться в той мере, какая обеспечивала бы безбедное существование. Открытием проектируемых курсов и имеется в виду дать специальную подготовку труженицам, желающим посвятить себя занятиям в коммерческих заведениях и тем упрочить их положение”.17

Рассматривая сферу женского образования, необходимо заметить, что одним из важных его направлений было художественное и музыкальное образование.

10
 
Возможность получения художественного образования появилась на Дону в конце 80-х гг. XIX в. В Ростове действовало Артистическое общество (1894 — 1907 гг.), которое основало в 1896 г. художественный и рисовальный классы. При Ростово-Нахичеванском обществе изящных искусств, которым руководил А. С. Чиненов, в 1887 г. были учреждены Ростово-Нахичеванские рисовальные классы. Ростовским-на-Дону обществом изящных искусств были учреждены художественные классы. В 1896 г. Андрей Семёнович Чиненов вместе со своей женой, художницей Марией Михайловной основали частные рисовальные классы, куда принимали учеников независимо от возраста, пола, вероисповедания. В 1914 г. эти классы были превращены в первую в Ростове художественную школу.

Музыкальное обучение получило широкое распространение среди городских жителей. “Являясь элементом воспитания, оно становится необходимым в частных пансионатах и других учебных заведениях. Интерес к музыке настолько возрос, что каждый открывающий пансион специально подчёркивал наличие в его программе музыкальных занятий”.18 Обучение музыке велось и частными преподавателями, которые не ставили профессиональных задач, в основном ограничиваясь разучиванием салонных пьес, романсов, ноктюрнов, танцевальных мелодий. В местной прессе довольно часто помещались объявления о приглашении учителей, знающих музыку, и наоборот - преподаватели желавшие давать уроки музыки: “Вновь прибывший из Одессы учитель музыки даёт уроки на фортепиано”; “Опытная учительница желает давать уроки музыки и немецкого языка; может и в дом поступить”.19

В женских учебных заведениях музыке уделялось особое внимание, благодаря чему выпускницы могли заняться в будущем педагогической деятельностью или получить работу гувернантки. Можно выделить две цели получения музыкального образования: это украшение светского времяпрепровождения и профессиональная деятельность в виде частной преподавательской практики, концертной и музыкальной карьеры. В любом случае для девушек из высших сословий, да и купеческой среды становится не только престижным, но и обязательным умение музицировать.

При Ростовском отделении Русского музыкального общества в начале 80-х годов XIX в. открылись музыкальные классы, в которые принимались “лица обоего пола” и “всякого возраста”. Классы делились на общие и специальные. К общим предметам относились хоровое пение и элементарная теория музыки, а к специальности – пение (соло), высшая теория музыки и игра на различных инструментах (фортепиано, скрипке, альте, виолончели, контрабасе, духовых инструментах – флейте, кларнете, фаготе, гобое, валторне, трубе и тромбоне, арфе). Обучение было платным.20

В начале ХХ в. в Ростове можно было получить музыкальное образование в музыкальном училище, открытом Ростовским отделением императорского Русского музыкального общества, а также в музыкальной школе М.А. Вульфмана, на музыкальных курсах С.С. Когбетлиева, М.А. Пресмана и А.Б. Гиршова, в музыкальных классах Э.И. Иваньского. В эти учебные заведения принимались и юноши, и девушки.

11
 
В Нахичевани-на-Дону в 1909 году дирекция Ростовского отделения ИРМО открыла музыкальное училище. Преподавание всех музыкальных предметов было поручено педагогическому персоналу Ростовского отделения. Училище просуществовало до 1915 года.

Первые частные музыкальные классы были открыты в Таганроге ещё в январе 1871 г. под руководством профессора А. Фриша, недаром Таганрог считался “второй итальянской оперой в России” (первая в Одессе). В 1887 г. при Таганрогском музыкально-драматическом обществе открылись частные музыкальные классы под руководством Вячеслава Ивановича Сука. Занятия проходили по программе музыкальных училищ Русского императорского музыкального общества.21 С 1 августа 1912 года в Таганроге начала функционировать вновь открытая музыкальная школа В.М. Герника, а в 1913 году было учреждено музыкальное училище.22

По данным отчёта Наказного атамана за 1890 г. в средних учебных заведениях военного и гражданского ведомства, как в пределах Войска, так и за его пределами, обучалось 1903 учащихся мужского пола и 743 женского пола. В мужских учебных заведениях, дающих низшее образование, обучалось 31669 учащихся. В женских учебных заведениях обучалось 13395 учащихся (епархиальные училища, 4-классные, городские начальные, одноклассные сельские и приюты, Гогоевское училище для армянских девиц).23

На рубеже XIX — XX веков наметилась тенденция расширения образовательного пространства в городах ОВД, где в результате социально-экономического развития увеличивалась численность населения, развивались культурные потребности жителей. В 1910 г. число учащихся в ОВД составило 172860 человек, из них войскового сословия — 39260 мужчин, 25240 женщин, невойскового сословия — 60592 мужчин, 27768 женщин.24 Следует также отметить тенденцию увеличения женских средних учебных заведений за счёт открытия частных гимназий.

Следующий этап в развитии этого процесса связан с возможностью получения женщинами высшего образования, что является предметом дальнейшего комплексного исследования гендерной проблематики в сфере образования. В рамках данной статьи отмечу, что в Области войска Донского начало высшему образованию было положено в 1907 г. с открытием Донского политехнического института в г. Новочеркасске. Это событие повлияло и на развитие женского образования. В Новочеркасске 19 сентября 1910 г. состоялось открытие Высших частных женских курсов, которые в 1916 г. были преобразованы в Сельскохозяйственные. Это решение связано с тем, что на Дону самой выгодной сферой деятельности являлся экспорт зерна, и требовались специалисты именно для этой отрасли. “Женщин, желающих получить высшее сельскохозяйственное образование, было много. Уже в первый год существования сельскохозяйственных курсов сюда поступили 223 слушательницы”.25

12
 
Решающим фактором развития женского образования является отношение общества, различных его слоёв, власти и общественных организаций, родителей. Прежде всего, необходимо выяснить, как общество определяло цели получения женщинами образования, его необходимость. В записке, адресованной великой княгине Елене Павловне “О женском воспитании вообще”, автор пишет, что “женщина есть краеугольный камень народного образования”.26 В брошюре “Семья и школа в деле женского воспитания” за 1862 год говорится, что “как бы ни была сложна задача мужского воспитания, то воспитание женское представляет ещё более сложную педагогическую задачу – обязанности матери будущего семейства, гражданки, воспитательницы будущего поколения”.27

Самой распространённой установкой для женского образования, по мнению мужчин, была следующая: “Готовить обществу воспитанных жён и матерей”.28 На эту благую цель и выделялись войсковые и городские средства, но оказалось, что женщины в процессе своего интеллектуального развития пошли дальше указанного пути — к своему равноправию и независимости. Образование открывало перед женщиной возможность выбора, давало возможность гармонично совмещать и семейную жизнь, и профессиональную деятельность.

Исследуя материалы источников провинциальных городов Юга России, можно выделить разные варианты отношения к женскому образованию, с одной стороны, признавалось, “что женское образование необходимо вообще, а для нашего храброго казачества в особенности, эта истина, давно уже осознанная даже нашими станичниками”.29
 
С другой стороны, в российском обществе в женщине традиционно ценили покорность – сначала родителям, затем – супругу, суженому, которого зачастую выбирали сами родители, это было самым распространённым гендерным стереотипом. Образование же давало некоторое вольнолюбие, самостоятельность суждений, что в свою очередь способствовало повышению самооценки женщины.

Как отмечал министр народного просвещения Д.А. Толстой, - “женщина, приготовляющаяся стать матерью семейства и воспитывать будущих граждан государства, только тогда может в действительности выполнять эти обязанности с пользою, если воспитание её будет направлено сообразно с видами и желаниями благомыслящего правительства, которое для достижения этой цели должно иметь и возможность, и право следить за женскими учебными заведениями.30

Передовые представители российского общества, как в столице, так и в провинции, - понимали, что отношение общества к женскому образованию должно быть не просто позитивным, но и необходимо деятельное участие в решении его проблем. Так, например, А.Донецкий считал, что общество, в свою очередь, должно контролировать учебный процесс, выявлять проблемы и трудности, обсуждать и решать их.
 
Сравнивая с крепостническим периодом, с “отжившей стариной”, когда родители-помещики “сорили крестьянскими деньгами”, а “школа служила требованиям барского тщеславия”, придавая девушкам “известный лоск да имя, звание институтки”, автор сетует, что школа “отстала от требований современности: наша школа женская — школа старого, не существующего общества”, “на обществе лежит обязанность вспомнить о школе и дать ей средства идти в уровень с его собственным развитием”.31

В заключение необходимо отметить, что возможность получения образования, особенно женского, является важным показателем развития любого общества. В исследуемый период женское образование из отдельных очагов – начальных женских школ и маленьких частных пансионов – сложилось в дифференцированную систему, которая включала в себя различные типы учебных заведений: гимназии (в большинстве случаев частные), высшие начальные, приходские училища, с преобладающим количеством учебных заведений повышенного уровня, со специфической системой воспитания и высококвалифицированным преподавательским составом, в основном женщин.
 
Появились на Дону и высшие учебные заведения, и сразу же возник вопрос о необходимости учреждения женского вуза, что стало возможным в результате общественной поддержки, организованной женским обществом.

Увеличение численности обучающихся за счёт женщин требовало и увеличения преподавательского контингента. Возникала потребность в учительницах, составлявших большинство в женских училищах, гимназиях и институтах, что влияло на социальный состав общества. Всё многочисленнее становится прослойка образованных людей – интеллигенции, отдельную группу, в которой составляли женщины.
 
С появлением этой новой социальной группы, возрастали запросы в сфере образования, культуры, профессиональной деятельности, менялось общество в целом. Иным становилось отношение к женщине, её социальным ролям. Образование являлось тем необходимым условием успешного решения “женского вопроса”, достижения равноправия и равенства женщин в обществе.

Заинтересованное отношение мужчин к проблемам женского образования свидетельствует о взаимодействии и единстве интересов мужчин и женщин в этом вопросе. Но если мужчины считали основным назначением женских учебных заведений подготовку “воспитанных жён и матерей”, то женщины в своём развитии вышли за рамки установленных целей: получив образование, они устремились к самостоятельности и независимости в выборе образа жизни, к профессиональной деятельности.
 
Образование давало женщине возможность для реализации своего творческого или организаторского потенциалов как в семье, так и, что особенно важно, в самостоятельной профессиональной деятельности. Образование способствовало формированию новой гендерной модели, в которой женщина становилась свободной, самостоятельной, активной и могла выбирать образ жизни, а не подчиняться существующим стереотипам. Образование изменило женщин, а женщины стремились к изменению общества.

Литература

1 Хасбулатова О.А. Женщины и образование в России: исторический обзор. Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства. Сборник материалов Международной летней школы 2001. Иваново. 2002.С. 51.
2 Сборник Области войска Донского статистического комитета. Вып. II. Новочеркасск. 1901. С. 57.
3 Ситько Р.М. История становления и развития образования на Юге России. Ростов-на-Дону. 1997. С. 9-10.
4 Указ. соч. С. 15-16.
5 Энциклопедия Таганрога. Под ред. Тимошенко. Таганрог. 1998. С.89-91.
6 Чалхушьян Г.Х. История города Ростова-на-Дону // Донской временник. 2002. С. 188.
7 Чалхушьян Г.Х. История города Ростова-на-Дону. // Донской временник. 2001. С. 185.
8 Сидоров В. С. Энциклопедия Старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 1. Р-н-Д. 1993. C. 110.
9 Панова В. Ф. О моей жизни, книгах и читателях. Собрание сочинений. Т. 5. Л. 1989. С. 309-311.
10 Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань. Ереван. 1996. С. 432.
11 Сидоров В. С. Энциклопедия Старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 4. Р-н-Д. 1996. С. 306-307.
12 Указ. соч. С. 317-319.
13 Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону. Р-н-Д. 1914. С. 364.
14 Весь Ростов и Нахичевань на Дону. Издание Ф. С. Элькина и П. М. Кулькеса. 1911. С. 68.
15 Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону. Р- н-Д. 1914. С. 361— 362.
16 Жак М.С. Моя родословная // Донской временник. 2001. С. 154 —156.
17 ГАРО. Ф. 91. Нахичеванская городская управа. Оп. 4. Д. 68. Дело по рапорту гласных Думы об учреждении в г. Нахичевани коммерческих курсов ведомства Министерства финансов. Л. 3 — 5.
18 Черных М. П. Образование и культура в Ростове-на-Дону (40 – 90-е годы XIX века)// Культура донского края. Страницы истории. Ростов-на-Дону. РГПИ. 1993. С. 47.
19 Донская пчела. 1876. № 18. 11 апр., 1887. № 63. 27 авг.
20 Черных М. П. Образование и культура в Ростове-на-Дону (40 – 90-е годы XIX века)// Культура донского края. Страницы истории. Ростов-на-Дону. РГПИ. 1993. С. 54-55.
21 Энциклопедия Таганрога. Под ред. Тимошенко. Таганрог. 1998. С. 94.
22 Щукина Е.Л. История театральной и музыкальной жизни на Дону в начале ХХ в. (1907 — февр. 1917 гг.). Дис. канд. истор. наук. Р-н-Д. 1997. С. 87.
23 Ситько Р.М. История становления и развития образования на Юге России. Ростов-на-Дону. 1997. С. 20.
24 Указ. соч. С. 21.
25 Римская З. Н. Из истории Новочеркасских высших женских курсов (1910 — 1918 гг.). Известия РОМК 2000. № 8. С. 121-128.
26 Любшнов П. О женском воспитании вообще. Ж. Общество защиты прав женщин. ГАРФ. Ф.647. Великая княгиня Елена Павловна. (Фонд личного происхождения). Оп. 1. Д. 307. Л. 3.
27 Семья и школа в деле женского воспитания // ГАРФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 288. Л. 5.
28 Донецкий А. Женские учебные заведения в г. Новочеркасске. Таганрог. 1871. С. 8.
29 О женском образовании в одном из наших округов// Донской вестник. 1869. № 13.
30 Цит. по: Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 — 1917). Иваново. 1994. С. 20.
31 Донецкий А. Женские учебные заведения в г. Новочеркасске. Таганрог. 1871. С. 12 — 13.

Источник