Культура, образование, быт
1920 год
* "Из общего количества учителей по Сибири в 13927 человек: с высшим
образованием - 400; со средним - 6310; с низшим - 7117 человек. Учителя в
своей массе находятся на таком же культурном уровне, как и рабочий средней
грамотности" (Журнал "Жизнь Красной Сибири". N 4).
* "В селе Парфеновском, Барнаульского уезда, в школе 3 учительницы, из
которых одна - сочувствующая в местной ячейке коммунистов, а две другие
всячески сторонятся от коммунистов. Они в школе стараются посеять вражду
между школьниками... Саботажные учителки весьма плохо действуют на учеников.
Так, вместо разумных игр, они занимаются только кулачными боями. Пора
заменить саботажных учителок настоящими учителями" (Газета "Алтайский
коммунист". N 69).
* Обязательное постановление Губревкома: "Губчекатиф в виду
недостаточного количества в госпиталях города Новониколаевска и его уезда
нательного белья и постельных принадлежностей постановил произвести в
недельный срок бельевую повинность у всех граждан Новониколаевска, городах и
уездах Томской губернии. Каждая семья, имеющая мужского белья на каждого
члена семьи от 4-х до 5-ти пар, сдает по одной паре. Имеющие свыше 5-ти пар,
сдают по 2 пары. Имеющие от 1-й до 2-х простынь на каждого члена семьи,
сдают 1 простыню, а имеющие свыше 2-х простынь, сдают 2 простыни. Не сдавшие
добровольно белья в недельный срок подвергаются революционному суду, как
распространители тифозных заболеваний" (Газета "Красное знамя". N 61).
1921 год
* "Редкий крупный город, даже в нашей убогой и неблагоустроенной Сибири,
находится в таком антисанитарном состоянии, как Омск. Но кого следует винить
в этом? Кто заслуживает упрека? Это Омский житель, чья косность и
неподвижность - преступны. В центре города с первых чисел мая красуется ряд
навозных куч. Они гниют и заражают воздух, вонь от них поднимается до небес
столбом. А на окнах расположенных рядом пехотных курсов, курсанты в
свободное от занятий время распевают песни, балагурят со знакомыми девицами
и вдыхают приятный аромат, который издают навозные кучи" (Газета "Рабочий
путь". N 6).
1922 год
* "Чем ближе подъезжаешь к Самаре, тем сильнее выступают признаки
ужасного голода. Некоторые спекулянты иногда пытались воспользоваться
трупами для приготовления кушаний на продажу. В уездах трупоедство сильно
развито. Один из исполкомов Бугурусланского уезда даже официально просил
разрешения есть трупы, так как голодная смерть сильно косит людей. Голод
достиг наивысшего напряжения. Съедено все, что можно было съесть - суслики,
собаки, кошки, крысы, тараканы и даже вши. Все больше и больше развивается
бандитизм в отдаленных захолустьях, по ночам откапывают свежие могилы
мертвецов. В деревне Мансуркино Габидулла Фахрутдинов задушил и съел двух
детей. Одного в возрасте 3-х недель, другого - 12 лет" (Газета "Красное
знамя". N 104, 107).
1923 год
* "Темно, беспросветно и безрадостно в значительной части деревенской
Сибири. Середняки и беднота стонут под игом кулаков; самогонщики спаивают
деревню; эпидемия конокрадства с неизбежными самосудами; издевательство
властей над забитыми и пришибленными культурными работниками <...> Однако
виден рост человеческого достоинства и общественного самосознания у забитой,
пришибленной женской половины деревенского населения. Прежняя баба стала
человеком. 1 мая в селе Максаковском Енисейского уезда состоялась
специальная женская демонстрация, в которой участвовало 100 человек женщин.
Демонстрация прошла по улице под красными флагами с лозунгами: "Да
здравствует Советская власть!"; "Да здравствует всемирный пролетариат!".
Старая баба умерла, да здравствует женщина-гражданка!"" (Сов. Сибирь. N 144
от 1. 07. 1923 г.).
* "С наступлением НЭПа началось свертывание школьной сети. С гос. Бюджета
школы перешли на местные средства, которых не хватает, отчего школьное дело
в губернии (Красноярской) находится в катастрофическом состоянии.
Зависимость школ от мест вызывает серьезную идеологическую опасность
внесения в школу мелкобуржуазного духа" (Сов. Сибирь. N 150 от 8. 07. 1923
г.).
* "В семье мужика лежит покойник... Глава семьи, один из бедных нашего
села предлагает попу за отпевание лук. Поп осмотрел лук, и басом, плавно
начал:
- Нет, чадо мое, одного луку мало. Хоронить не буду, и покойник пойдет в ад.
Почесал мужик в затылке, потоптался на месте и отдал попу последнюю овечку"
(Сов. Сибирь. N 152 от 11. 07. 1923 г.).
* "В селе Куликово Новониколаевской губернии по окончании обедни, батя
произнес проповедь, в которой горячо призвал православных понатужиться и
построить ему новый дом возле церкви, угрожая отъездом и отлучением от
церкви всего прихода" (Там же).
* "С наступлением весны в селе Яш Ачинского уезда вспыхнула эпидемия
малярии, которой переболело более половины населения. Вместо того, чтобы
обратиться за медицинской помощью, крестьяне прибегли к старым дедовским
методам. Выписывают из селе Ушур икону Божьей матери и в сопровождении попа
ходят по деревне, служат молебны... Поп за это вывозит из деревни целый воз
всякой снеди" (Там же).
* "Общее собрание крестьян деревни Сартаково ( Томской губернии)
постановило снять колокола с церквей и часовен и пожертвовать их в пользу
воздушного флота" (Там же).
* "По инициативе Губкома РКСМ 7. 04. в Омске состоялась инсценировка -
суд над Христом. Собралось до 2 тысяч человек. Обвинитель полагал, что своей
проповедью непротивления злу Христос узаконивал произвол и насилие. После
прений сторон Христу вынесен обвинительный приговор. В числе свидетелей -
Лука, Матфей, царь Ирод, историк, комсомолец" (Сов. Сибирь. N 88 от 24. 04.
1923 г.).
* "Губсуд приговорил старшего милиционера Новониколаевской Губмилиции
Дудысева за взятку в 100 рублей, принятую от гражданина Чунихина за
найденную в доме Чунихина самогонку, к лишению свободы на 5 лет и к лишению
гражданских прав на 3 года. Так карает революционное правосудие взяточников,
подрывающих авторитет власти" (Сов. Сибирь. N 156 от 15. 07. 1923 г.).
* "Новониколаевск стал театральным центром, где проходят одна за другой
гастроли артистов центральных государственных театров. Мы видели прекрасную
драму бывшего Александринского театра, затем балет бывшего Мариинского
театра и, наконец, гастроли Петроградской труппы лилипутов. Репертуар труппы
- старинные русские водевили с пением и танцами. Все 3 прошедшие спектакля
дали полнейший успех" (Сов. Сибирь. N 174 от 5. 08. 1923 г.).
* Куплеты конферансье Волжского из известного ночного заведения
Новониколаевска "Альгамбра":
"Если будешь ты завхозом
Глав иль Губмуки,
Ты не верь житейским розам,
В них всегда шипы.
Будь честнее ты овечки,
Ты там не кради,
Лишь в "усушке " и "утечке"
Свой доход найди"
(Сов. Сибирь. N 177 от 10. 08. 1923 г.).
* "Рабочая молодежь строительного цеха Ленинского рудника решила бороться
с матерщиной. Постановили: следить друг за другом и каждого, замеченного в
матерщине, штрафовать по рублю за матерок. А собираемые таким образом деньги
передавать в пользу воздушного флота. Шахтеры посмеиваются: "Если по всему
руднику штрафы за матерщину ввести, то целую эскадрилью построить можно"
(Сов. Сибирь. N 179 от 13. 08. 1923 г.).
* "Нет-нет, да и вскочит прыщик на здоровом теле революции. Одним из
таких прыщиков был случай дуэли в Красной Армии. История дуэли заурядна и
проста до скуки. Два красных командира, оба кавалера Красного Знамени. Оба
по уши влюблены в одну. Ревность. Ссора. Роща. Роковой выстрел и бесполезная
смерть одного из героев. Суд осудил оставшихся в живых участников дуэли
<...> Дуэль из-за женщины! Дуэль в Красной Армии! Как это не вяжется с
укладом нашего нового быта. Как это пахнет гнилью старого строя,
пресловутыми понятиями о чести, отжившими и чуждыми духу пролетарского
общества!.. Свершившийся факт - продукт нового прилива мещанства, вызванного
обстановкой НЭПа. Следует принять срочные меры к ограничению молодежи от ее
вредного влияния" (Газета "Красное знамя". N 158).
* "Всего по Омской губернии расходуется на самогонку 13% хлеба. Поэтому
борьба с самогонкой была объявлена срочной ударной задачей. За месяц по
губернии было арестовано до 1000 самогонщиков, отобрано 900 аппаратов,
обнаружено 700 самогонных заводов. В Омске за один день закрыто 23 притона
пьянства" (Сов. Сибирь. N 84 от 19. 04. 1923 г.).
* Из постановления Сибревкома от 19. 06. 1923 года: "Плата за пользование
книгами из библиотек исчисляется в золотых рублях и не должна превышать 30
копеек для трудового населения и учащихся... Для нетрудового населения - 50
копеек в месяц за абонемент на одну книгу. В целях наибольшего обслуживания
книгами трудового населения, рабочие и служащие, получающие содержание до
9-го разряда, учащиеся, красноармейцы и инвалиды пользуются книгами
бесплатно. В деревенских библиотеках плата не вводится" (Журнал "Жизнь
Сибири". 1923. N 6-7).
* Из статьи "Очерки пролетарской поэзии":
"Я бужу уснувшее сознанье,
Словно колокол горю во тьме веков;
Я пою великое восстанье,
Я пою падение оков"
(А. Поморский);
"Мы во власти мятежного страстного хмеля,
Пусть кричат нам: "Вы палачи красоты!"
Во имя нашего завтра - сожжем Рафаэля,
Музеи разрушим, растопчем искусства цветы!"
(Кириллов);
"Каждодневно быть в заводе,
Быть в заводе наслажденье...
Понимать язык железный,
Слушать тайны откровенья.
У машин, станков учиться буйной силе - Разрушать!
Ярко новое, другое непрерывно созидать"
(Садофьев. Динамо-стихи)
(Журнал "Пути марксизма". 1923. N 1).
* К вопросу о преподавании художественной литературы: план анализа
литературно-художественного произведения предполагает следующие пункты:
"...4. Экономическая структура изображаемой в произведении эпохи
(предполагает знание типов экономических структур) <...>
10. Социальная природа простых и сложных художественных элементов. Здесь
требуется проанализировать из какой социальной среды взяты художником краски
на свою палитру. Эпитет "послеобеденное солнце" (Чехов: "Брожение умов")
указывает ту социальную среду, где зародился этот эпитет: среди лиц,
измеряющих время едой.
11. Социальное положение действующих лиц, их психология и идеология. Для
того, чтобы дать характеристику действующих лиц, надо определить их
социальное положение. Социальное положение дает самый надежный ключ к
пониманию психологии и идеологии человека. При разборе следует иметь в виду
следующие социальные группировки: эксплуататоры, эксплуатируемые,
промежуточная группа интеллигенции, переходная группа ремесленников и
крестьян, паразитическая группа нищих, бродяг, проституток и преступников"
(Журнал "Пути марксизма". 1923. N 1).
1924 год
* "В Красноярске особенно торжественно провела красные "крестины" ячейка
Губфинотдела (ГФО). Мать новорожденной говорит, что она не желает видеть
дочь жертвой религиозного фанатизма и поручает ее воспитание ячейке ГФО.
- Мы дали новорожденной имя "Идея", и пусть оно ей служит светочем в ее
жизни. Потом мы ей расскажем о том тернистом пути, который прошел
пролетариат в борьбе с международными угнетателями за социализм" (Сов.
Сибирь. N 5 от 6. 01. 1924 г.).
* "Вследствие циркулирующих по городу слухов о якобы официальном
праздновании Рождества 7 января с. г. настоящим Новониколаевский Губисполком
и Губпрофсовет доводит до сведения учреждений, организаций и граждан
Новониколаевска, что в понедельник, 7. 01., никакого празднования не будет,
занятия во всех учреждениях должны производиться нормально, торговля
производится также обычным порядком. При обнаружении перерывов в работе
руководители учреждений и организаций несут ответственность.
Предгубисполкома Мартынов.
Предгубпрофсовета Персиков.
Секретарь ГИК Власов" (Там же).
* "В Каинске оштрафовано 80% населения за антисанитарное состояние двора
- тротуаров нет, отхожих мест нет, во дворах - помойные ямы. Не унывают
только непачи - зажиточные домохозяева-мещане: двор под метелку, тротуары
смоляные крепкие... Выйдет такой домохозяин после обеда с молоточком,
любовно оглядит свой домик, зайдет в палисадник, газон на клумбах оправит.
Понюхает черемуховый цвет, там прибьет, здесь гвоздик загнет... Но таких
домов в Каинске мало... А пролетарию же не хочется ни штраф платить, ни
уборку производить" (Сов. Сибирь. N 149).
1925 год
* Реклама в газете:
"Сибирское отделение Совкино (улица Урицкого, 22) выпускает в прокат
крупнейшие боевики сезона - "Багдадский вор" и "Знак Зорро". В главных ролях
- мировой артист Дуглас Фербенкс. А также - лучшая фильма с участием
несравненной Мэри Пикфорд - "Розита" (Сов. Сибирь. N 215).
* Мнения по поводу того, как назвать столицу Сибири:
"Можно только удивляться, почему до сих пор центр революционной Сибири носит
ненавистное имя Николая. Мое предложение - назвать город Ревкрайсиб. Это
будет означать - революционный край Сибири". Делегат Потанин.
"Новосибирск - название не подходящее, так как... ни в коей мере не связано
ни с каким политическим событием специфически сибирского содержания".
Просвещенец.
"Новониколаевск должен быть переименован в Сибревком или в Сибревкомовск".
Андрей Кручина" (Сов. Сибирь. N 275).
1926 год
* Из материалов Чулымской малярийной комиссии: "Население Причулымского
края почти поголовно больно малярией, принявшей уже хроническую форму. Это
ставит под удар молодое поколение, обрекая его на вырождение и вымирание.
Нужна срочная помощь" (Сов. Сибирь. N 42).
* "...дочь старшего приказчика магазина ЦРК, честного труженика П.,
заручившись поручательством 2-х старых партийцев, подала заявление в
комсомол. На собрании начали ее "шпиговать", "шить", как только могли.
- Больно чисто ходит!
- Одевается, как гимназистка в старое время!
В ответ на все замечания, она сказала: "Вам надо, чтобы у меня на пол аршина
нижнюю юбку было видно и по колено в грязи? Вы не правы! В чистоте - залог
здоровья. К этому ведет коммунистическая партия!" (Газета "Звезда Алтая". N
43).
* "По примеру прошлых лет комсомол Новосибирска организовал с 9 по 16 мая
"Дни леса" <...> Подчас хулиганское отношение к древесным насаждениям для
Новосибирска - не редкость. Предлагаем в целях нещадной борьбы за сохранение
древонасаждений вводить штраф до 300 рублей. Хотя бы за поломку сучка на
дереве" (Сов. Сибирь. N 105).
* "На всех лесозаводах Сибири прогулы достигают 27, 3% общего числа
рабочих. Благодаря этим прогулам, простой был по целой смене" (Сов. Сибирь.
N 121).
1927 год
* "Дело наших изб-читален - идти на встречу кружкам военных знаний в
подборе соответствующей литературы. Деревенские кружки военных знаний
увлекаются "шагистикой", маршируют до отупения. Этот вид военной учебы нужно
поставить как-то иначе. Например, назначить выход в поле с целью изучения
способов применения маскировки бойца. Стрелковый спорт особенно быстро
прививается среди крестьян сибирской деревни. И каждому кружку военных
знаний нужно принять все меры, чтобы устроить хотя бы самый примитивный тир"
(Сов. Сибирь. N 156).
* Лозунги момента: "Рабочие и крестьяне! Стройтесь в ряды Осоавиахима!";
"На возросшую опасность войны ответим дружной борьбой со всякой
расхлябанностью!" (Сов. Сибирь. NN 156, 160).
* На собрании женщин - членов Осоавиахима: "У нас в СССР нужно
организовать и обучать женщин... На женщину еще многие сейчас смотрят
скептически. Не годны они к войне, слабая публика... Но давайте обучать
женщин серьезно, по-настоящему. В армии женщине место не ограничено. При
желании она сможет исполнять всю работу бойца". Выступление из зала: "Дайте
нам только взяться, а потом нас не оторвешь никакими клещами. Пускай там за
границей военизируются, мы тоже не отстанем. Всю работу, какую только можно
исполнить в армии, будем делать мы. Мы еще покажем разным Чемберленам, где
раки зимуют!" (Сов. Сибирь. N 211).
1928 год
* "Во всех ВУЗах Новосибирска уже прошли испытания по русскому языку. В
медицинском институте было дано 9 тем, среди которых хлебозаготовки,
культурная революция, коммунисты в изображении современной литературы. В
ветеринарном институте дано 6 тем, среди которых - решения 15-го партийного
съезда о сельском хозяйстве" (Сов. Сибирь. N 188).
* Письмо с Марса: "Я расскажу не о плавающей в пространстве планете, а о
рабочем поселке "Марс", составляющем часть Прокопьевского рудника. "Марс"
весь построен из пластов дерна. Кто, где и как мог выкопал, поразрыл,
понаклал разнообразных по виду и размеру земляных кучек. Под каждой земляной
кучкой копошится семья. Иногда при солидном количестве детей, с головы до
ног грязных. Мать еще хуже раскосмачена, суетится около детей. Муж с
похмелья, устилая пол вокруг себя плевками, ругает детей матерно. Пьянство
внедрилось не только в мужей, но и жены помогают мужьям пропивать получку. И
подобных "марсиан" у нас будет по рабочим районам не мало" (Журнал
"Настоящее". 1928. N 6-7).
* Письмо в номер Н.Н. Жигульского:
"Совершил растрату. Мелкую, подлую, пропил 150 рублей из денег издательства,
в котором работал. Запутавшись окончательно, решаюсь на самоубийство. Но
дырка револьвера оказалась страшной, и само собой принимается решение
исправиться. Вскоре бросил пить, принялся за самообразование, опять близок к
комсомолу. Выправляется и литературная линия. От перепевов Есенина и Блока
подхожу к платформе ВКП(б). Недавно меня судили и выпустили на волю.
Классовый суд не нашел возможным карать жестоко..." (Там же. N 8).
1929 год
* "15 делегатов краевого съезда водников в Новосибирске ходили в оперу
смотреть "Самсон и Далилу". Пока пели - ничего не поняли, а как начался
балет, насмотрелись на голые ножки вдоволь. После оперы 5 человек сразу на
окраины к проституткам подались" (Журнал "Настоящее". 1929. N 1).
* Впечатления А.В. Луначарского после поездки в Сибирь от новосибирской
оперы: "Я имел удовольствие видеть там не что иное, как "Красный мак".
Премилый спектакль, удивительно свежий и находчивый. Эта постановка
интересна даже для любой столицы, а для Сибири должна быть признана
изумительной. Кто дал право выступать сибирской печати против оперы?" Ответ
журналиста Б. Резникова: "Мне было стыдно за наркома. Разве рабочая печать
имеет право говорить только комплименты? Мы спрашиваем: "Кто дал право
товарищу Луначарскому брать под свою высокую защиту эту глупую дребедень,
этот мещанский хлам? Кто дал ему право выдавать архаическую "Аиду",
мещанскую "Марицу" и халтурно поставленный "Красный мак" за милые спектакли
в государственном театре. Кто дал такое право народному комиссару
просвещения пролетарской страны?" (Там же. N 4).
* Из речи председателя народного комиссариата просвещения Бубнова: "Все
силы надо сейчас бросить на фронт ликвидации неграмотности. Нечего создавать
балетные студии, когда нет всеобщего обязательного начального обучения".
Надпись с плаката в журнале: "Месье! Мадам! Танцуйте! Танцуйте, пока варвар
Бубнов не разогнал нас по ликпунктам" (пунктам ликвидации неграмотности. п
И.Л.) (Там же. N 8-9)
www.pseudology.org |