| |
|
Фатех Вергасов
|
Розанов, Михаил Григорьевич -
Николай Огнёв |
Огнёв, Николай (псевдоним
Михаила Григорьевича Розанова) [1888—] — современный советский писатель.
Р. в семье присяжного поверенного. Участвовал в революционном движении,
подвергался арестам, но к определенной политической партии не
принадлежал.
В творчестве
Огнёва четко обозначаются две струи, разделяющиеся
хронологически: романтическая струя, захватывающая почти все
дореволюционное творчество, но сказывающаяся и в отдельных
пореволюционных произведениях, и реалистическая струя, ярче всего
выраженная в "Дневнике
Кости Рябцева".
В ряде дореволюционных рассказов, как напр. в
"Двенадцатом часе", О. находится под некоторым влиянием Л. Андреева и Ф.
Сологуба. В них — апологетика смерти, умной силы, в то время как жизнь
признается силой глупой. Самодержавный режим толкает героев О. искать
жизненную правду вдали от "городских кротов", среди "лесных братьев",
хотя автор сознает всю обреченность и тщетность подобного протеста
против капиталистической цивилизации.
В отличие от рыцарей
"литературного распада" О. не занимается простым созерцанием наступившей
реакции, а болеет за мир, за бессмысленное страдание людей, хотя это
непримирение с действительностью у Огнёву удается не сразу. Нотки старого, некоторое пристрастие к прошлому,
к старине, а также восхваление старых героических времен в противовес
"серым будням" дают себя знать и в "Дневнике
Кости Рябцева", и в "Трех измерениях", и особенно в "Исходе
Никпетожа".
В образе К. Рябцева О. рисует "историю молодого человека" поколения
Октября. "История" не закончена, т. к. приключения Рябцева оканчиваются
1926 годом. О. не показал Рябцева и его сверстников на социалистической
стройке.
В отличие от других авторов подобных "трилогий" (Л.Н. Толстого,
Гарина-Михайловского) О. изображает Рябцева не в семейной обстановке, а
в школе, не касаясь противоречий, существующих между семьей и школой. В
свою очередь связи школы с широким миром социалистической практики
недостаточно показаны Огнёв ставит
своей задачей показать место интеллигенции в современной
действительности.
Самого Никпетожа Огнёв, и
это утверждение неверно, так как в реальной социалистической
действительности лучшая часть мелкобуржуазной интеллигенции находит
условия для преодоления в себе и гуманизма и индивидуализма. Этот же
мотив повторяется и в образе В. Шаховского, который также кончает жизнь
самоубийством. Вместо "идейного расстрела" мелкобуржуазного
индивидуализма и гуманизма
Огнёв лишь казнит физически носителей этих
черт. Следы былого мелкобуржуазного гуманизма окончательно О. еще не
изжиты, однако приближение писателя к пролетариату несомненно.
О. не дает большого и сложного сюжета и интриги. Сложный сюжет
отсутствует не только в небольших его рассказах, но и в "Дневнике
Кости Рябцева", представляющем совокупность эпизодов, скрепленных
датами дневника и канвой психологического развития К. Рябцева и других.
Излюбленная О. форма дневника помимо положительных сторон — лиризма
повествования — имеет и свои недостатки: не всегда автор имеет
возможность выразить свое отношение к той или иной записи дневника. Как
бы чувствуя это невольное "самоограничение", обусловленное формой
дневника, О. часто вырывается за его пределы; особенно удачно он обходит
этот "риф" в "Трех измерениях" путем комментария, ведомого "на полях"
другим героем этой повести, и путем включения в повествование своих
рассказов. Напрасно поэтому Огнёв>Огнёв приходит к
лефовско-литфронтовскому
утверждению о "конце романа".
"Дневник Кости
Рябцева" переведен на многие иностранные языки.
Библиография:
I. Собр. сочин., 3 тт., изд. "Федерация", М., 1928-1929
т. I — Рассказы, с предисл. А. Воронского;
т. II — не выходил;
т. III — Третья группа, Разбойничий форпост,
Дневник Кости
Рябцева, кн. II;
т. IV — Исход Никпетожа,
Дневник Кости
Рябцева, кн. III;
Следы динозавра, Повести, изд. "Молодая гвардия", М., 1928;
Три измерения, Роман, изд. "Федерация", М., 1933;
То же, ГИХЛ, М., 1933;
Начало жизни, Лит. композиция, изд. "Моск. т-ва писателей", М., 1933;
Комсомольцы. Избранное, изд. "Молодая гвардия", [M.], 1933;
Крушение антенны, Рассказы, изд. "Советская литература", М., 1933.
II. Рубановский И., О Косте Рябцеве и его дневнике, "Молодая гвардия",
1927, VII;
Воронский А. К., Литературные портреты, т. II, М., 1928;
Горбов Д., У нас и за рубежом, М., 1928;
Селивановский А., Письмо Никпетожа. Вместо статьи, "На литературном
посту", 1929, XIV;
Замошкин Н., Изобилие эпохи, "Литературные межи", М., 1930;
Пакентрейгер О., Заказ на вдохновенье, М., 1930;
Ломтев Т., Заметки о языке "Дневника
Кости Рябцева", "Народный учитель", 1933, № 1;
Бочачер М., Расстрел индивидуализма (о творчестве Н.
Огнёва), "Книга —
строителям социализма" (Художественная литература), 1932, № 35-36;
Колесникова О., "Литературная газета", 1903, № 35, 29 июня; Ee же,
"Октябрь", 1933, VIII;
Русакова Е., Н. Огнёв — молодежный писатель, 1933.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М.,
1928.
------------
М. Бочачер
Источник
...Семейство Розановых
увлекалось литературным творчеством. Михаил Григорьевич (1888-1938) —
известный писатель и драматург, писавший под псевдонимом
Н. Огнев.
Первая жена Сергея Григорьевича
Розанова — известный советский режиссёр, театральный деятель,
народная артистка СССР
Наталия Ильинична
Сац, их сын — журналист, режиссер, драматург
Адриан Сергеевич
Розанов. Тему
фантастики развивала в своём литературном творчестве и дочь С.Г.
Розанова — самобытная писательница и поэтесса
Лилиана Розанова.
Ее мать — вторая жена Сергея
Розанова — актриса и театральный деятель
Александра Иосифовна Розанова
Кожевников
www.pseudology.org
|
|