Вадим Кожевников,
безусловный литературный генерал, автор романа "Щит и меч" и многих томов
военной прозы, был главным редактором журнала "Знамя". Василий Катинов,
никому не ведомый чиновник от литературы, – его заместителем. Этот тандем
Кожевников – Катинов
просуществовал лет, наверное, тридцать.
Нет сомнения, что их отношения – эталон, образец отношений начальника и
подчиненного в доперестроечную эпоху. Впрочем… наверное, во все времена.
Ведь, по сути, это отношения хозяина и раба.
Не знаю, как, когда и каким образом распределялись обязанности главного и
зама, но к тому времени, когда я пришла работать в "Знамя" (в 1980-м), они
были точно определены. Про такое распределение в народе говорят: "Он голова,
она – шея". Кожевников
был голова и осуществлял стратегию, а Катинов – шея, его делом была
тактика.
Кожевников
жил на даче в
Переделкине, в журнал приезжал редко и
ненадолго: окинуть свое хозяйство взглядом, убедиться, что все идет как надо,
попить чайку в любимом отделе критики, отдать распоряжения в свете последних
новостей. Рукописей, версток, как правило, не читал и не считал своей
обязанностью это делать. Позже я поняла, что он и на себя-то не любил
работать.
Мне как-то выпала честь редактировать вторую часть его
романа "Корни
и крона"
Это был, в сущности, черновик. По первому чтению возникло
множество вопросов, и я отправилась к автору.
Кожевников
выслушал и, глядя на меня ясными глазами, сказал: "Напишите сами. Я вам
доверяю". И я дописывала. Автор ни после машинки, ни в верстке, ни в номере
романа не читал.
Кожевников
был вхож в верха и чаще, чем на работе, появлялся в ЦК. Как-то,
проведя там день, он заглянул в редакцию и уронил: "Понимаете (он говорил "пняете"),
скоро 65 лет советской власти, все начнут им лизать, а мы можем оказаться в
хвосте…"
Не всегда было понятно, когда шеф говорит всерьез, а когда
шутит, но меры следовало принимать немедленно. Подобных высказываний на
грани мы выслушивали немало.
Когда шеф приезжал, редакция замирала в предчувствии нагоняя. Иногда он
устраивал публичные "порки". Например, созывал всех и читал вслух принятое к
публикации произведение. Читал с выражением и комментариями. Рассказ в
результате снимался, рекомендовавшим ставили на вид.
Катинов поддерживал священный трепет по отношению к главному. Всякий раз,
когда на обсуждении какой-нибудь рукописи возникал спор и он не находил
аргументов, чтобы ее отвергнуть, заявлял: "Хорошо, я доложу
Вадим Михалычу". Это
был конец.
Потому что докладывал он по телефону примерно так: вот,
Вадим Михайлович, такой-то редактор рекомендует повесть такого-то. Повесть
носит очернительский характер, нет ни одного положительного героя, в конце
все умирают, и вообще повесть антисоветская. Эти словечки – "антисоветский",
"антисоветчик" произносились чрезвычайно легко и часто.
Как-то Катинов призвал наш отдел (прозы) к себе наверх и со всей строгостью
заявил: "Скопа печатать не будем. Он антисоветчик, поддержал Сахарова".
Сахарова только что сослали в Горький. Мы в изумлении открыли рты.
Юрий Скоп был "производственный" прозаик; на днях "Литературка"
напечатала на первой полосе его статью. Наступила пауза. Она длилась
довольно долго, пока кто-то из нас не сообразил: "Василь Васильевич, это не
Скоп, это Спок поддержал Сахарова".
ВасВас был нашей внутренней цензурой
Странное дело, но у этого человека, всю жизнь простоявшего у
литературного руля, совсем не было чутья на настоящую литературу. То, что
ему нравилось, всегда оказывалось подделкой: он любил чувствительное, со
слезой, с хорошим концом. Думаю, он был бы в восторге от нынешних
бразильских сериалов.
И лишь однажды дал сбой – прочел "Осень патриарха" Маркеса и
пришел в неописуемый восторг. Зато с тех пор Маркес стал для него мерилом.
Это было какое-то несчастье: что бы мы ни предлагали, он говорил: "Нет, это
не Маркес".
В редакции постоянно витал истерический крик: "Нет прозы!" Мы разбегались по
издательствам, опрашивали знакомых в других журналах – не завалялось ли чего
у них, обзванивали писателей, хотя обычно знали, кто что пишет, у кого что
на подходе.
Я побежала в "Советский писатель", где когда-то работала, и наткнулась на
роман неизвестного автора. Прекрасная проза: крутые судьбы, сложные
характеры, правдивый и точный рассказ о войне. Живет автор в деревне на
Смоленщине, работает учителем, в детстве был на оккупированной территории,
то есть то, о чем пишет, видел сам. Зовут его Вилен Сальковский, роман "На
Смоленской дороге" лежит в "Совписе" мертвым грузом уже несколько лет.
Написала я свое заключение, что-то, как обычно, выпятила (патриотизм,
героизм. Кстати, наш журнал именовался героико-патриотическим), что-то
замазала и потащила в отдел.
Надо сказать, Что в отделе мы иногда расходились в оценках, но когда
касалось чего-то настоящего, как правило, были единомышленниками. Стали
подбираться к ВасВасу. Провели психологическую подготовку. Он взял роман,
унес домой, а наутро вернул: "Скучно, много, не пойдет".
То ли хитрил – почуял опасность, то ли в самом деле не
понравилось: ни тебе хорошего конца, ни положительных героев! Невозможно
было с этим смириться, потому что такие романы появляются не часто.
Решили просить Кожевникова
почитать. Это была крайняя мера. Но как обойти ВасВаса? К счастью, он
как раз собирался в отпуск. ВасВас уехал, и второй зам подсунул рукопись
главному. Стали ждать.
Проходит день, другой, третий, раздается звонок, слышим всхлипы. Читает и
плачет: "Такая правда!" Оказалось, что главный
воевал на Смоленщине, видно, что-то его
зацепило, вспомнилось.
И тут приезжает ВасВас, делает вид, что с рукописью незнаком.
Читает вторично. Начинаем обсуждать. Первым выступает главный (полное
нарушение правил): "Будем печатать!"
Через день опять собираемся. Теперь уже: "Будем печатать, но
с купюрами". Еще через день: "Рукопись хороша, но напечатать сложно". И
наконец – "Рукопись отличная, но напечатать никак невозможно". Добился
ВасВас своего и нам преподал урок.
Жаль было нестерпимо, и мы подключили Кондратьева. Вячеслав Леонидович взял
под мышку рукопись и отнес в "Наш современник". Вышел у них роман в трех
номерах, но изуродованный до неузнаваемости. Больше я о Сальковском никогда
не слышала, видно, наши игры отбили ему охоту писать.