... Меня
отправили в больницу имени Кащенко. Даже сейчас, по прошествии жизни, мне
не хочется об этом писать. Не те нервы. Я сбежал оттуда на следующий день,
меня не искали, не пытались вернуть, психов и так хватало. Я лечился дома
у двух московских светил.
Слово "лечился" едва ли применимо для подобных случаев,
вылечиться от этого нельзя, да я и не вылечился, тем не менее прожил жизнь
нормального человека и даже вернулся на фронт, пусть в качестве военного
корреспондента. Я обязан этим матери, ее не менее ценному совету, чем в
начале войны. Когда я совсем захирел в руках двух медицинских корифеев,
она сказала: знаешь что, притворись здоровым. И я притворился.
У нас был близкий друг, видный журналист, он устроил
меня военным корреспондентом в газету "Труд", где не требовалось
ПУРовского утверждения. Военкоры профсоюзной газеты не имели воинских
званий и ездили на фронт в штатской одежде, но почему-то подпоясанные
армейским ремнем поверх драпового пальто или прорезиненного плаща. Их
постоянно арестовывали как немецких шпионов. Хорошее было представление о
вражеском коварстве!..
Я имел перед ними то преимущество, что ездил в военной
форме и даже с наганом, который не сдал. Снова я попал на фронт по блату.
А через два года после окончания войны я сел за руль собственной машины,
хотя людям с моей статьей категорически отказано в шоферских правах. Я
получил их по блату. Пришло время, и я стал ездить за границу, хотя
состоял на учете в районном психдиспансере. Я получал там справки о своей
годности к зарубежному туризму - по блату.
Лет через тридцать меня сняли с учета - по блату, как
всегда. А вот инвалидность я не стал оформлять, как, впрочем, и пенсию. Я
не верю в привилегии, которые государство дает добровольно. Другое дело,
если бы по блату... Я до сих пор храню благодарность главному психиатру
Воронежского фронта, полковнику медицинской службы за подтверждение того,
о чем я лишь смутно догадывался: мне надо жить с перегрузками, где-то
возле допустимого предела.
2
Я именно так прожил свою жизнь, невзирая ни на какие
трудности, да и сейчас живу, уже перешагнув за семьдесят. Хочется верить,
что он получил подтверждение своей правоты, для этого я достаточно
известен. А моя воронежская тетрадь с затесями рассказов неожиданно
выручила меня много лет спустя. Первым заморозком в сопливой хрущевской
оттепели был разгром второго номера "Литературной Москвы" в 1957 году и
закрытие этого хорошо заявившего о себе альманаха.
То было приметное, печальное и многозначительное событие
не только в литературе, но и во всей нашей жизни, поманившей веями свободы
и что-то уж слишком быстро обманувшей. Событием куда более важным, чем
нашумевший скандал с детищем Василия Аксенова "Метрополем". В этой истории
каждый знал свою цель:
Аксенову нужен был громкий отъезд (говорю об этом не с
осуждением, боже упаси, а с полным пониманием), кому-то хотелось его
поддержать, кому-то - напечататься в престижной компании, кому-то -
усложнить свой образ безопасным фрондерством, кому-то - просто
повеселиться. "Метрополь" с самого начала задумывался как альманах
одноразового пользования.
Усилиями двух его молодых участников, людей громадной
энергии, честолюбия, литературной жадности, неистовых борцов за
писательский билет, провинциальное событие разгорелось в неистовый
вселенский пожар. Альманах "Литературная Москва" не преследовал никаких
побочных целей, он хотел лишь конденсировать все здоровые писательские
силы, еще остававшиеся в стране. И добился этого уже в первом номере.
3
Успех его при благожелательном молчании начальства
вселил надежду на создание воистину независимого печатного органа. Но уже
на втором номере разразилась гроза сокрушающей мощи. Альманах уничтожили в
лучших традициях тоталитарной беспощадности. И странно, что сейчас, когда
так охотно роются в окаменевшем г... прошлого, никто не вспомнил о судьбе
смелого предприятия Эм.Казакевича и его сподвижников.
А ведь и сейчас живы люди, создавшие этот альманах и
мужественно бившиеся за него, но, тихие, щепетильные интеллигенты, они не
хотят ни лавров мученичества, ни запоздалой гражданской славы. Жив и
кое-кто из участников, я например. И коли меня вывело на эту тему
обращение к далеким воронежским дням, я решил нарушить невесть когда,
кому, кем и зачем данный обет молчания.
Я имею на это право: в центре (сейчас непременно сказали
бы в "эпицентре") разноса были рассказ А.Яшина "Рычаги" и Ю.Нагибина "Свет
в окне". Уже в ходе проработки тринитарное мышление заставило присоединить
к нам Николая Жданова с милым рассказом "Поездка на родину". Большой хуле
подверглись театральные заметки А. Крона. Ругали И.Эренбурга и других, но
несравненно тише. Ко всем моим делам неизменно примешивается какое-нибудь
недоразумение, тот вздор, до которого так охоч был фельдмаршал Суворов.
Он и зятя своего, бездарного Хвостова, привечал лишь за
то, что тот неведомо каким образом носил титул графа Италийского. Очень
это веселило мудреного старика. Разгром альманаха начался с истошно
ругательной статьи И.Рябова в "Правде", где основной удар пришелся по
яшинским "Рычагам" и нагибинскому "Хазарскому орнаменту".
Все понимали, что долбать меня надо за "Свет в окне" - о
бунте маленького человека, "винтика", восставшего против системы, и на
двухдневном шабаше в ЦДЛ и во всех органах печати, кроме "Правды", так и
делали. А "Правда" назвала невинный рассказ "Хазарский орнамент"- о том,
как в Мещеру приезжает новый хороший секретарь райкома. В чем тут дело?
Это до сих пор остается для меня загадкой, одной из тех нелепиц, которыми
так богата моя литературная жизнь.
4
Единственно правдоподобное объяснение такое: бывший
секретарь писательской партийной организации Владыкин некоторое время
работал в "Правде" то ли зав литературным отделом, то ли редактором по
этому отделу (возможно, его должность называлась как-то иначе, я не силен
в партийно-бюрократическом жаргоне). Он попросил у меня рассказ. Я дал ему
"Свет в окне", полагая, что публикация в газете не помешает его
альманашной судьбе. Рассказ приняли, горячо одобрили, набрали,
откорректировали и отложили.
Может быть, Владыкин боялся, что я подниму шум: почему
же в органе Центрального Комитета мне ни слова не сказали, что рассказ
порочный, вредный, очернительский, троцкистский наконец! И до этого
договорились мои коллеги на писательском форуме. Еще там сказали, что
рассказ звучит призывом к бунту рабочего класса в союзе с интеллигенцией
против партийного руководства. В рассказе нет, даже в подтексте, ни одного
интеллигента.
Вот почему "Правда" обрушилась на "Хазарский орнамент",
не обмолвившись и словом о "Свете в окне". Меня необходимо было покрыть.
Собрание оценило административную грацию руководящего органа: на статью в
"Правде" ссылались все хулители - рябовский поклеп являлся как бы
основополагающим документом, но молчаливым сговором было признано, что
"Правда" прибегла к эзоповскому языку и, говоря "Хазарский орнамент",
подразумевала "Свет в окне".
Эта подмена действовала и впоследствии, когда я
преспокойно печатал разруганный "Правдой" "Хазарский орнамент", но до 1988
года не мог включить "Свет в окне" ни в один сборник. В названном году
"Неделя" вернула к жизни "Рычаги" и "Свет в окне". Оберегая свой слабый
рассудок, уже дважды подвергавшийся нападению, хотя и в иной форме, я не
явился на литературное судилище, но добрые души держали меня в курсе дела.
Я знал, что за наши рассказы самоотверженно бились Маргарита Алигер и
Вениамин Каверин.
"Мы стреляем по нашим товарищам, которые вырвались
вперед!" - говорила Алигер. Это не помогло. Высокое собрание заклеймило
Яшина, Нагибина, Жданова, осудило Крона, Эренбурга, редактора Казакевича и
всю редакционную коллегию. Было вынесено решение о закрытии "Литературной
Москвы". Чем это лучше сталинско-ждановской акции в отношении "Звезды" и
"Ленинграда". С этого собрания пошли "черные списки". Попавших туда на
какой-то срок переставали печатать.
5
У меня в "Знамени" лежал большой рассказ "Ранней
весной", я наивно полагал, что он поможет моей реабилитации. "Не время",-
жестко сказал главный редактор Вадим Кожевников. Я
не обиделся: несколько газет уже успели вернуть мне принятые раньше
рассказы. Наконец-то я понял, что вместе с Яшиным и Ждановым отлучен от
литературы. Почему-то мне не верилось, что это всерьез и надолго.
Хрущевская примавера еще долго будет туманить нам головы вопреки всем
грубым и печальным очевидностям происходящего. В какой-то мере эта вера
имела смысл, мы все-таки пасли время, хотя часто не могли уберечь его от
волков.
Последние сомнения в том, что дело закручено всерьез,
отпали, когда мать понесла в ломбард свою жалкую кротовую шубу и остатки
столового серебришка. Такого давно уже с нами не случалось, с уходом
корифея всего и вся мои литературные дела неплохо наладились. Мне
подкидывали что-то в "Знамени" для внутреннего рецензирования, но на это
не проживешь с семьей, да и хотелось печататься, я уже привык к этому.
Как-то раз мой друг еще со вгиковской скамьи Л.Карелин пригласил меня
пообедать в "Прагу".
Перед десертом со слегка затуманенной головой я пошел в
туалет. Глядя на свое мутное отражение в фарфоровой глади, я задумался о
невеселом будущем и очнулся от тугого долгого альтового звука - кто-то
рослый и тучный справа от меня победно упер золотистую струю в стенку
писсуара. Так мочиться может только победитель, победитель на всех путях
своих, человек отменного здоровья и душевного равновесия, бодрый, до
ликования уверенный в себе хозяин жизни.
Важный, освобождающий и очищающий процесс обеспечивался
безотказными почками, образцовым мочевым пузырем, тугой мускулатурой,
здоровой психикой и крепкой нервной системой. Мне даже пришлось
отодвинуться, чтобы не попасть под брызги шампанского. А отодвинувшись, я
смог проследить его стать от уровня писсуара до вершины, где находилась
небольшая круглая голова. Я увидел императорский мясистый профиль, серые
теплые глаза, седеющий ежик светлых волос - я увидел Анатолия Софронова. И
он меня узнал. -
6
Как дела? - участливо спросил он, не переставая
мочиться. - Дрянь дела! - Денег нет? - Нет, и не предвидится. - Составьте
сборник для "Библиотечки "Огонька" - двойной, листов на шесть. И приносите
как можно скорей. Меня много и охотно печатали в "Огоньке", недавно вышел
очередной сборник в "Библиотечке". - Вы меня только что издали. - Неважно.
Издадим еще. Случай особый. "Свет в окне" включать не стоит, хотя рассказ
далеко не так плох. Он улыбнулся и, словно корабль, отплыл в свою сияющую
жизнь.
Ничуть не веря туалетному меценатству, я все же собрал
рассказы и отнес в "Огонек". Через полтора месяца книжка вышла. Тогда
хорошо платили, и жест Софронова не только расколдовал меня для
литературы, но и обеспечил нашей семье полгода беспечальной жизни. В.Кожевников,
увидев, что поле разминировано, тут же заслал в набор "Ранней весной" и
пригласил меня для серьезного мужского разговора.
Суть разговора сводилась к тому, что надо выступить с
таким рассказом, чтобы там поняли: нелицеприятная партийная критика вывела
меня на истинный путь. Тогда история с "Литературной Москвой" будет
исчерпана. В.Кожевников, хорошо знавший и меня, и
мои обстоятельства, сказал: к сожалению, вы не такой человек, чтобы не
попасть снова в дерьмо, но хотя бы переведете дух и выкупите ложки из
ломбарда.
- А "Ранней весны" для этого мало? -
- Мало, - серьезно и ответственно сказал Кожевников
- Прежде всего, он мрачноват. В нем нет той
просветленности, какой от вас ждут. Я не призываю к халтуре,
приспособленчеству, сладким соплям. Да это и не пройдет. Нужно творчество.
Неужели у вас ничего нет в загашнике?
- Кажется, есть... Но надо малость поколдовать
- Не тяните. Сейчас самый момент...
7
Я не тянул. Через неделю принес ему большой рассказ
"Путь на передний край". Здесь были использованы мои дневниковые записи и
все три затеcи:
"Женщина в поезде", "Четвертое измерение", "Жена бригврача". Тем, кто
прочтет эти затеcи, они вряд ли покажутся очень солнечными, способными
убедить подозрительное начальство в моей перековке под влиянием
принципиальной доброжелательной критики.
Но за семь дней затеcи решительно преобразились: никаких
вшей - нервное почесывание на почве легкой контузии, никаких греховных игр
с женой бригврача - проникновенный разговор о смысле жизни, в результате
которого она бросает деспота-мужа и уезжает на фронт. И вообще - ничего
болезненного.
В госпитальной сцене пациент дает военврачу урок
патриотизма, и даже история с жалким полудеревянным человеком обрела под
густым патриотическим соусом вполне радужный вид.
Потрудился я и над общим колоритом, высветлив и
осеребрив его муругий - серо-буро-коричневый с желтым выблеском - тон.
Если затеcи напечатать рядом с рассказом "Путь на передний край" -
последний явит образцовый пример конформизма.
8
Вадим Кожевников пришел от
рассказа в восторг, не подозревая, что тут явлено то самое
приспособленчество, о котором он меня предупреждал. Его смутило лишь, что
жена бригврача лежит в постели очень легко одетая.
Я тут же нарядил ее в байковый халат, закутал в пушистый
шерстяной плед, а голову повязал шелковой косынкой. Но и в таком виде она
вызывала сомнения. Тут уж я заартачился, как та девица, что, подарив себя
кавалеру, стыдливо отводит губы. "Ладно,- сказал он с видом отчаянного
игрока,- будем вместе гореть!" Знал хитрец, что гореть мы не будем.
На ближайшем пленуме МК Алексей Сурков, говоря о
благотворном влиянии партийной критики на художника, привел в качестве
примера мои военные рассказы, опубликованные в "Знамени".
Препарированная по законам социалистического реализма
история о завшивевшем контуженом бедолаге вытянула на буксире и
мрачноватый рассказ "Ранней весной"...
В эти дни Александр Яшин обратился с письмом в ЦК:
"Пусть я написал ошибочный рассказ, почему моя семья должна голодать?.."
Источник
www.pseudology.org
|