| |
Дочери моей Евгении |
Соколов К.Б. |
Художественная
культура и власть в послесталинской России: союз и борьба
(1953–1985гг.)
Глава 2. Советская система формирования картины мира
|
Официальная картина мира
Послевоенная культурная политика СССР характеризовалась проведением
весьма
жесткого курса. После победы в войне необходимо было изобразить эту
военную побе
ду как победу социализма над враждебной политической системой. Население
было
призвано приносить еще большие жертвы для укрепления народного хозяйства,
а интел
лигенция должна была с помощью искусства и иных средств соответствующим
образом
сформировать новую общенациональную картину мира. В этой связи
предстояло укре
пить настроения оптимизма, коллективизма и одновременно подавить
индивидуализм,
критические настроения, любые сомнения, аполитичность и симпатии к
западному миру.
Официальная картина мира, которую предстояло формировать в сознании
народа,
выглядела примерно следующим образом: "Перед советским обществом стоит
эпохаль
ная цель — построение коммунистического земного рая. Страна осуществляет
великую
историческую миссию. Это оправдывает все трудности и несчастья,
обрушившиеся на
население. У страны есть опасный внешний враг — капиталистическое
окружение, и
в первую очередь — страны Запада. Капитализм, капиталисты и враждебное
капитали
стическое окружение — есть мировое зло, с которым следует бороться до
конца и любы
ми средствами. Капиталист — злобный стяжатель, жадный корыстолюбец,
стремящий
ся жить за счет других и презирающий трудового человека. Всемирная
история отмечена
тремя главными вехами — революцией 1917 г., гражданской войной
19181920-х гг. и
Великой Отечественной войной 19411945 гг. Они были поворотными пунктами
в борь
бе с мировым злом. А мирные периоды между ними были лишь краткими
передышками
между битвами. Впереди неизбежно последует всемирное сражение за душу
человека.
В этой борьбе с мировым злом допустимы любые жертвы, ибо главное —
победить. Это
оправдывает существование огромного государства, которое бросило вызов
всем си
лам мирового зла. Им следует гордиться, за него надо с честью постоять.
Идет борьба
трудового человека с миром злобного стяжательства, жадности и
паразитизма". Эта
довольно хорошо сконструированная картина мира основывалась на старинных
архе
типах, глубинных идеалах и верованиях, порождая столь необходимую людям
гордость
за особую миссию своей Родины в борьбе со злом.
Далеко не все в этой картине мира было мифологией. Прежде всего,
действитель
но, две сверхдержавы противостояли друг другу на мировой арене в военной
облас
ти, в области политики и идеологии, и от исхода этого противостояния во
многом за
висело будущее человечества. Но обе сверхдержавы, преследуя свои далеко
идущие
геополитические интересы, "на поверхность" выдвигали декларативные
лозунги, мало
соответствующие истинной сущности своей политики. Верно и то, что
идеологичес
кое противостояние играло важную роль в этом противоборстве.
Однако чтобы формировать и постоянно поддерживать у населения такую
картину
мира, был необходим мощный, эффективный, постоянно действующий
идеологичес
кий и пропагандистский аппарат. И на его создание и функционирование
руковод
ство КПСС не жалело ни сил, ни средств.
41
Машина формирования картины мира
Уже в 20-х годах XX века все основные блоки гигантской идеологической
машины
СССР, руководившей в числе прочего искусством, были подчинены Агитпропу
— От
делу агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), который сохранял роль высшего
партийного
органа управления культурой на протяжении почти всей истории советского
государ
ства, хотя и менял свое наименование: после 1930 года он именовался
Отделом культуры и
пропаганды, после 1934 — культуры и пропаганды ленинизма, после 1939 —
Управлением пропаганды и агитации, после 1948 — Отделом пропаганды и
агитации и т. д.
Уже сам советский термин "агитпроп" — как название ведающего культурой
от
дела ЦК — предполагал две формы воздействия на сознание масс: прямое —
агитация
посредством устного и печатного слова и его лозунгово-плакатных
изобразительных
эквивалентов, и косвенное, более сложное — пропаганда. Первая форма была
направ
лена на массы, вторая обращалась к более сложной и дифференцированной
классово
этнической общности людей, обозначаемой как "народ"1. К концу 30-х гг.
машина формирования картины мира уже действовала на пол
ную мощность. Вот только один пример из тысячи: за несколько лет перед
войной, в 19381941 гг., "Монументскульптура" в Ленинграде выпустила из
гипса 4298
фигур и 5058 бюстов Ленина, 2646 фигур и 4096 бюстов Сталина, 859 фигур
и
80 бюстов Кирова, 1124 фигур и 2580 бюстов Калинина2. Официальную
картину мира 60–80-х гг. в СССР формировала и обслуживала мощ
ная и разветвленная сеть организаций и учреждений. На вершине этой
огромной пира
миды был аппарат ЦК партии, в составе которого работали отделы агитации
и пропа
ганды, науки и учебных заведений, культуры и информации, отдел
молодежных и
общественных организаций, два международных отдела, Политуправление
Советской
Армии и выездной отдел. Под контролем этого аппарата находились
министерства куль
туры и образования, государственные комитеты по делам издательств,
кинематогра
фии, Гостелерадио, газеты, журналы, издательства, цензура (Главлит),
ТАСС. А Глав
ное управление по охране государственных тайн в печати (Главлит) было
известно всем,
кто работал в советской прессе. Его официальное название никого не
вводило в за
блуждение. Уполномоченных Главлита в быту так и называли — цензоры.
Цензоры си
дели в каждой редакции, и без их подписи ни одна газетная полоса, ни
одна книга не
могла быть подписана в печать.
Окончательно централизованную иерархическую форму система управления
куль
турой приобрела в 1953 г. с образованием Министерства культуры СССР и
министерств
культуры союзных республик. С 60-х гг. бюрократическая машина управления
куль
турой приобрела формы замкнутой отрасли, вписалась в общую систему
управления
страной, где формально полнота власти принадлежала Советам народных
депутатов,
которые охватывали все уровни, начиная с сельского совета и заканчивая
Верхов
ным Советом СССР. Им были подчинены органы исполнительной власти,
структури
рованные по отраслевому принципу. Эта система контролировалась
партийными орга
нами всех уровней, и единая вертикаль завершалась Центральным Комитетом,
Секретариатом и Политическим Бюро ЦК КПСС.
Каждый орган государственного управления в сфере культуры имел двойное
под
чинение. По вертикали — вышестоящему органу управления: районный и
городские
Глава 2. Советская система формирования картины мира
42
отделы культуры — областному управлению культуры, оно, в свою очередь, —
рес
публиканскому Министерству культуры, последнее союзному Министерству. По
го
ризонтали — соответствующему Совету народных депутатов.
Реально же структура власти была еще более сложной. Над государственными
органами стояли органы партийные: отделы пропаганды, отделы культуры
райкомов,
горкомов, обкомов КПСС, соответствующие органы КП союзных республик,
нако
нец, отдел культуры ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС, курирующий вопросы
культу
ры, и член Политбюро, секретарь ЦК КПСС, отвечающий за идеологию (как
прави
ло, он являлся вторым лицом государства). Ему, наряду с Генеральным
cекретарем
ЦК КПСС, принадлежало право формулирования высших целей государственной
идеологической и культурной политики3. Под партийным руководством
находились творческие Союзы — писателей, худож
ников и архитекторов, композиторов и журналистов, работников кино и
театра. Сюда
надо добавить Союз обществ дружбы и культурной связи с зарубежными
странами, сис
тему партийного просвещения и общество "Знание". Под партийным контролем
нахо
дилась подготовка школьных и вузовских учебников по гуманитарным наукам,
работа
научных институтов по общественным дисциплинам, научные общества и
ассоциации,
отношения Советского государства с различными религиями и церковными
организа
циями. И все это — далеко не полный перечень тех организаций, которые
были призва
ны планово и целенаправленно формировать картину мира советского
гражданина.
На официальную картину мира работала масса "специалистов" — почти все
"ап
паратные работники", сидящие в "творческих союзах", например,
руководство Со
юза советских писателей — К. Симонов, А. Крон, А. Фадеев, А. Сурков, М.
Бубеннов,
А. Первенцев, Б. Ромашов, А. Софронов, Н. Тихонов, А.А. Фадеев, Л.М.
Леонов.
Надо отметить, что творческая интеллигенция в большей степени, чем,
например,
научно-техническая, была сращена с партгосаппаратом, представляла его
"ум, честь и
совесть", ибо именно через эту интеллигенцию, через ее
представительство, через авто
ритет популярных кино- и театральных деятелей, литераторов, художников,
музыкан
тов — агитпроп обрабатывал массовое сознание, осуществлял промывку
мозгов. Пото
му именно творческой интеллигенции было присвоено почетное звание
"приводного
ремня", "верных подручных партии", "надежных автоматчиков",
"разведчиков" и пр.
К творческой интеллигенции примыкала и многотысячная армия
идеологических
работников всех уровней — пропагандистов, лекторов, вузовских и школьных
пре
подавателей общественных наук, инструкторов парткомов, редакционных
paботников
издательств, СМИ, кураторов и оргсекретарей творческих союзов и пр.
Нельзя недооценивать и огромное количество людей, составляющих "винтики,
де
тали и блоки" этой идеологической машины: завклубами, идеологи,
затейники, партор
ги, лекторы, сверхштатные инструкторы.
Пропагандистская машина в действии
Все это — далеко не полный перечень тех сил, которые были призваны
планово и
целенаправленно формировать картину мира "простого советского человека".
Само
му Д. Оруэллу с его романом "1984" не хватило бы воображения, чтобы
живописать
43
всю эту мощь. Идеологический монстр его фантазии выглядит гораздо
скромнее: "По
слухам, министерство правды заключало в себе три тысячи кабинетов над
поверхнос
тью земли и соответствующую корневую систему в недрах. В разных концах
Лондона
стояли лишь три еще здания подобного вида и размеров <...>. В них
помещались четы
ре министерства, весь государственный аппарат: министерство правды,
ведавшее
информацией, образованием, досугом и искусствами; министерство мира,
ведавшее
войной; министерство любви, ведавшее охраной порядка, и министерство
изобилия,
отвечавшее за экономику. На новоязе: Миниправ, Минимир, Минилюб и
Минизо"4. В стране была засекречена вся важная информация,
фальсифицирована вся соци
альная статистика, ограничен доступ к заграничной теоретической
литературе. Школь
ные учебники и воспоминания, кинофильмы и песни — все формировало
социальную
память, которая несла огромный груз искажений и прямой лжи. Над
созданием офици
альной картины мира работали и ученые, и журналисты, и киноработники, и
художни
ки, в том числе и такие крупные художники, как Горький, Маяковский,
Эйзенштейн5 . Такая совершенная машина тотального идеологического
контроля предоставила
власти невиданные доселе возможности для манипулирования сознанием
граждан.
В результате население огромной страны фактически не имело
сколько-нибудь реаль
ного представления о своем прошлом и настоящем. Его заменили мифы,
разработан
ные официальными идеологами. Мифы эти внедрялись в картину мира самыми
разны
ми способами.
К. Чуковский однажды с изумлением записал в своем "Дневнике" (15 августа
1965 г.): "Впервые в жизни слушаю радио и вижу, что радио — опиум для
народа.
В стране с отчаянно плохой экономикой, с системой абсолютного рабства
так вкусно
подаются отдельные крошечные светлые явления, причем раритеты выдаются
за об
щие факты — рабскими именуются все другие режимы за исключением нашего
<...>. А какие песни — всё бодряцкие — прикрывающие собою общее уныние.
И персона
жи — всё бодрячки — вот, Ив. Пафнутьич, расскажи нам, как вы достигли в
своем
колхозе таких изумительных успехов"6. История, по существу, была
полностью переписана. Из нее были изъяты целые пла
сты фактов и идей, имена и направления мысли. Оставались неизвестными
духовные
искания современного мира за советскими границами, потому что "железный
занавес"
отгораживал Советский Союз от остального мира и его культуры на
протяжении жиз
ни по крайней мере двух поколений7. Вся картина мира советского человека
была
"нарисована" этой идеологической машиной. Уже в 3050 гг. произошло
полное
упразднение реальности. Все процессы 30-х годов — шахтинское дело,
Промпартия,
"враги народа", которые роют "тоннель от Бомбея до Лондона" — примеры
чистой
знаковости, "реальность" здесь творилась в кабинетах следователей.
В конце 60-х годов разворачивалась эпоха починов, вахт, наставников,
рабочих
династий, гигантских продовольственных программ, единых планов
мировоззренчес
кой подготовки. Но, конечно, самым грандиозным постановочным действом
была идея
"развитого социализма" — одна из модификаций "русской идеи". В
постановке этого
спектакля были задействованы десятки тысяч драматургов, режиссеров,
актеров. А ес
ли учесть тотальную сеть политического просвещения, то и вся страна8.
Буквально
все газеты, журналы, радио и кино изо дня в день не уставали повторять:
"свершилась
великая революция!", "возник строй социализма", "моральный потенциал
русского
Глава 2. Советская система формирования картины мира
44
народа воплотился в большевиках", "уверенно смотреть вперед", "ветер
века дует в
наши паруса"9. О картине мира, формируемой с раннего детства, вспоминал
художник М. Шемя
кин: "Мне внушали, что у нас все хорошо. Но в мире все было плохо. Я
читал в этих
книжечках Бичер-Стоу, какие-то рассказы о безработных там, во внешнем
мире. Имен
но против Америки, по размаху, широте, казалось бы, наиболее близкой
россиянам,
велась самая большая пропаганда, направленная на ее очернение. У меня
было впе
чатление, что это страна, где никогда не встает солнце. Америка — это
мрак, камен
ные громадные небоскребы, желтые окна и в каждом по бизнесмену, у
которых вместо
глаз по доллару, так обычно их рисовали. Негры на фонарях. Статуя
Свободы, и у нее
вместо слез свисают руки с дубинками (известная картинка Пророкова), а
внизу где
то спят на газетах безработные, и кто-то в баке мусорном роется, и стоят
огромные
гориллы-полицейские, вооруженные дубинками и наручниками"10.
Формированию такой картины мира помогали яркие газетно-журнальные
карика
туры, напоминавшие западные комиксы по образности и доступности для
восприятия.
В. Буковский вспоминал о них: "Читать научился очень рано, лет в пять, в
основном
по газетам. Очень мне нравились газетные карикатуры, и я с охотой их
перерисовы
вал, а потом читал подписи под ними.
Долговязый, нескладный Дядя Сэм в полосатых брюках, в цилиндре и с
бородкой
клинышком вместе с толстеньким Джоном Буллем в сапожках и фраке не
сходил тог
да с газетных страниц. Чего только с ними не происходило: то они
шлепались в лужу,
то их выгоняли пинком под зад какие-то дюжие ребята, а иногда даже
дрались между
собой. Если же появлялся непомерно толстый капиталист в черном цилиндре
и с сига
рой в зубах, то в руках у него непременно был огромный мешок, а на нем
единица со
многими нулями — чем больше, тем лучше. Иногда сквозь дырки в мешке
сыпались
монеты или бумажки. Если же на арене появлялся британский лев, то ему не
забывали
нарисовать заплатку на заднем месте или отпечаток чьего-то ботинка"11.
"И если, допустим, вы переводите из учебника французского, немецкого или
англий
ского языка текст, то это о том, как плохо живется рабочим во Франции,
Западной Герма
нии, Англии или США. Или, наоборот, о том, как хорошо живется людям под
солнцем
социализма. Или эпизоды из жизни великих революционеров прошлого, или о
борьбе на
родов против капитализма. Если же вы откроете учебник логики, то в
качестве примера
объективной истины вам приведут: Марксизм-ленинизм — всепобеждающее
учение.
Возьмите газетные новости или кинохронику. Вам сообщают или показывают:
от
крыт новый курорт в Болгарии, пронесся тайфун в Японии; уральские
рабочие пере
выполнили план; многотысячная забастовка во Франции; собирают богатый
урожай
на Украине; чудовищная статистика автомобильных происшествий в Америке;
сдан
новый жилой микрорайон в Ташкенте; разгоняют студенческую демонстрацию в
Ита
лии <...>. И становится ясно, что там — только стихийные бедствия,
катастрофы, де
монстрации, забастовки, полицейские дубинки, трущобы и постоянное
падение уров
ня жизни, а у нас — только новые курорты, заводы, урожаи, бескрайние
поля, светлые
улыбки, новоселы и рост благосостояния. ТАМ — черные силы реакции и
империа
лизма угнетают трудящихся и грозят нам войной, ЗДЕСЬ — светлые силы
прогресса и
социализма строят сияющее будущее и борются за прочный мир. И силы мира,
социа
лизма и прогресса неизбежно победят. И все это каждый день, каждый час —
в тыся
45
чах газет, журналов, книг, кинофильмов, концертов, радиопередач, песен,
стихов, опер,
балетов и картин. И ничего кроме этого — ничего против. И даже когда вы
едете в по
езде и рассеянно глядите в окно на проносящиеся пейзажи, взгляд ваш
бессознательно
пробегает, а мозг фиксирует выложенные вдоль дороги камушками и битым
кирпичом
лозунги: Миру — мир!, Ленин — всегда живой!, Вперед, к победе
коммунизма!" 12 Советский человек должен был ощущать гордость и радость
от того, что он живет
в такой замечательной, единственной стране.
Сквозное формирование картины мира: от детского сада до вуза
Формирование официальной картины мира начиналось с самого раннего
возрас
та — в яслях, в детском саду, продолжалось в первых "октябрятских"
классах шко
лы, в пионерских отрядах, комсомольских лагерях. Цикл социализации
завершался в
партии, в ее средних и высших звеньях.
В детском саду это было, в частности, хоровое разучивание песен о
погранични
ках и чтение вслух брошюрок про Володю Ульянова и октябрятские
звездочки. Стар
ше-классники не могли написать выпускное сочинение про положительного
героя
советской литературы, не одолев предварительно "Как закалялась сталь" Н.
Остров
ского и "Молодую гвардию" Фадеева. Взрослым доставались коллективный
поход
на брежневскую "Целину" в Малом театре, всенародная премьера очередного
кино
эпоса, занятия в сети политпросвещения ("тоже сеть густая", напоминал А.
Твардов
ский), ибо каждая методичка настойчиво рекомендовала увязывать проблемы
опре
деляющего года пятилетки с отражением этих проблем в художественной
литературе.
А вот что писали в пособии для учителя "Содержание и методика этических
бесед с
младшими школьниками"13: "Необходимо не только привить детям интерес к
чтению
рассказов, стихотворений о В.И. Ленине, его соратниках, о
Коммунистической партии,
но и научить ребят действовать"14. Поступая в школу, ребенок
автоматически зачислялся в "октябрята" — в эту пер
вую коммунистическую ячейку. Для этого не надо было ни письменного, ни
устного
заявления. Малыши принимали присягу, клялись беззаветно служить делу
Ленина, делу
партии. Весь класс разбивался на "пятерки", каждая представляла собой
звено — т. н.
звездочку.
Эти правила относятся к 1958 году, когда новое "Положение о Всесоюзной
пио
нерской организации имени В.И. Ленина" закрепляло принятое годом ранее
решение
о реанимации "ордена октябрят". "Для руководства октябрятскими группами,
— гла
сило Положение, — комитетам комсомола школ и пионерским дружинам
выделять
комсомольцев-учащихся, а также наиболее проявивших себя пионеров старших
отря
дов". "Группе октябрят вручается красный октябрятский флажок",
"звездочки вклю
чаются в соревнование за первое место в учебе и поведении".
С восьми-девяти лет "октябренка" почти принудительно заставляли вступить
в пи
онеры. Процедуру приема так вспоминал В. Буковский: "Принимали нас в
пионеры
почти всем классом, было нам по восемь лет, и согласия у нас никто не
спрашивал.
А просто объявили, что такого-то числа будет прием в пионеры и примут
самых до
стойных. В назначенный день нас повели в Музей Революции, благо был он
за углом,
Глава 2. Советская система формирования картины мира
46
на улице Горького. Выстроили в одном из залов, торжественно внесли
знамя, и каж
дый из нас должен был произнести клятву перед знаменем: Я, юный пионер,
перед
лицом своих товарищей торжественно клянусь, что буду твердо стоять за
дело Ле
нина — Сталина, за победу коммунизма, и так далее. Затем каждому надели
крас
ный галстук, забили в барабан, заиграли в горны, а распорядитель всей
церемо
нии, стоя у знамени, провозгласил: Юные пионеры! К борьбе за дело Ленина
— Сталина будьте готовы! — Всегда готовы! — хором ответили мы, и на этом
це
ремония окончилась".
После этого начиналась "пионерская жизнь": "Регулярно проводились
пионер
ские сборы, какие-то смотры и линейки, и в то время, как
счастливчики-непионеры
шли себе домой, гулять и развлекаться, мы должны были париться на сборе
и обсуж
дать какие-то скучнейшие вопросы успеваемости и поведения, проводить
политинфор
мации и так далее. Учителя и воспитатели при каждом случае начинали тебя
упре
кать: ты же пионер, ты должен больше слушаться, не делать того и сего. И
всем нам
давались общественные поручения: выпускать стенгазету, делать доклады,
подтяги
вать отстающих, а главное — воспитывать других и друг друга,
прорабатывать дво
ечников и нарушителей дисциплины"15. Нормативный документ пионерской
организации — "Ступени юного пионера" — отдавал почти военный приказ: не
пускать жизнь малышей в школе на самотек. Так,
пионер III ступени был обязан "подготовить одного или нескольких
октябрят к вступ
лению в пионеры", "уметь провести с октябрятами утреннюю зарядку",
"уметь прове
сти с младшими беседу о прочитанной книге". Это — для учеников 78-х
классов.
Пионер II ступени (56-е классы) получал указание: "знай о том, как
пионеры помога
ют Родине, и расскажи об этом младшим товарищам", а кроме того, "проведи
с млад
шими ребятами три — пять игр на наблюдательность и смекалку". Пионер I
ступени
никаких четких распоряжений на предмет передачи опыта малышам не имел.
Ему пре
доставлялась возможность проявить здесь самостоятельность.
Тем самым маленькая шестерня одним зубом цеплялась за шестеренку
побольше (пи
онерскую организацию), а другим пускала в ход самую неподатливую (зато и
самую
массивную) шестерню — семью. Вся цепь оказывалась замкнутой. Выдержавшая
не одно
издание работа И. Печерниковой и Л. Чубарова "Детские и юношеские
организации и
семья", написанная и опубликованная в середине 70-х годов,
рекомендовала: "Родите
ли должны как можно скорее и лучше узнать товарищей своего ребенка по
звездочке.
Поэтому надо не только не препятствовать, чтобы “пятерка дружная ребят”
собиралась
у вас дома, но всячески поощрять такие сборы и помогать их
организовывать". "Родители в зависимости от своей профессии, интересов
могут организовать про
гулку с детьми в ближайший лес, парк или новую для ребят подвижную игру
или про
вести несколько упражнений микроразрядки". Систему формирования картины
мира советского человека, с раннего детства и до
зрелого возраста включительно, кратко и убедительно описал В. Буковский:
"Вот он, родился, этот будущий советский человек, человек нового типа
<...>. Родители, по занятости своей, отдадут его сперва в ясли, потом в
детский сад, и
если первые слова, которым он обучится, будут МАМА и ПАПА, то уж затем
обяза
тельно ЛЕНИН. Будет он, возвращаясь домой, по выходным дням удивлять
своих
родителей способностями, декламируя:
47
День Седьмого ноября
Красный день календаря!
Посмотри в свое окно
Все на улице красно!
Затем в школе кругозор его еще расширится. Постепенно он узнает, что
Бога не
было и нет, что вся история человечества есть переход из мрака к свету,
от несправед
ливости и угнетения к свободе и социализму. Что люди во все времена
мечтали жить в
такой стране, как наша, — ради этого они тысячелетиями шли на восстания,
жертвы,
на муки и казнь. Что все великие люди прошлого стремились к тому самому
обществу,
которое мы наконец построили, — даже если они сами не всегда это
понимали. Что
такое Лев Толстой, например? Зеркало русской революции. И сейчас мир
разделен
пополам: c одной стороны — силы света, счастья и прогресса у нас, с
другой — реак
ция, капитализм, империализм. И они только и мечтают, как бы уничтожить
наше сча
стье, поработить нас так же, как порабощен народ в их собственных
странах. А чтобы
этого не произошло, нужно прилежно учиться, а потом вдохновенно
трудиться.
С четырнадцати-пятнадцати лет юный пионер вступал в комсомол, то есть в
моло
дежные политические организации с соответствующей дисциплиной. Это
означало
активное участие в идеологической работе — и вот уже не ему
втолковывают, а он
втолковывает другим насчет всепобеждающего учения и требует от них
повышения
успеваемости или производительности труда во имя светлого будущего.
Чем дальше, тем подробнее и обстоятельнее, в институте, в армии, на
работе — изо
дня в день усваиваются эти представления. В явной форме — в виде
преподавания ис
тории СССР, истории КПСС, политэкономии, научного коммунизма, научного
атеиз
ма, основ марксизма-ленинизма, диалектического материализма,
исторического ма
териализма и так далее, и тому подобное. В неявной форме — почти
шепотом, как
гипноз, — в кино и книгах, в полотнах и скульптурах, по радио и
телевидению, в газе
тах, на лекциях, в учебниках математики, физики, логики, иностранного
языка, в пла
катах и афишах, и даже в сочинениях, переведенных с других языков мира".
Борьба с религией
После войны в Советском Союзе наблюдался мощный религиозный подъем.
Частично
это было результатом договоренности Сталина с духовными руководителями
основных
христианских конфессий, а частично — присоединением новых территорий на
западе стра
ны. Но главным образом этот подъем был вызван величайшим эмоциональным
напряже
нием и мощным всплеском патриотизма, который пробудился у народа в годы
войны.
До войны в стране насчитывалось, вероятно, не более сотни действующих
право
славных храмов, но уже к 1949 г. их число составило 14 500. Большинство
храмов
находилось на присоединенных западных территориях, которые не испытали
пресле
дований довоенных лет, но и на исконно русской земле стали вновь
открываться мно
гочисленные храмы16. Покровительство государства было небезопасно, но в
то же время представляло
для Церкви определенные возможности, поскольку означало, что отныне
священно
служители не должны постоянно бороться за свободу своих действий, а
подпадают
Глава 2. Советская система формирования картины мира
48
под прямое покровительство и контроль государства и партии. Назначения в
церков
ной иерархии проводились через государственную номенклатурную систему и
подчи
нялись политическим критериям, подобным тем, которыми руководствовались
при на
значениях на светские должности. Епископы входили в состав
номенклатурной элиты
и должны были активно участвовать в движении за мир, не проявляя особого
рвения в
проповедовании веры17. Для картины мира, которую формировала
государственная пропагандистская ма
шина, религия была более чем опасной. Хотя антирелигиозная политика
государства
проводилась без особого освещения в средствах массовой информации, из
публика
ций конца 1950-х гг. видно, что советское руководство опасалось
возрождения па
ломничества к святым местам, преподавания религиозных предметов детям и
связи
между религией и национализмом, особенно на Украине и в Литве. В
противовес это
му коммунистические и комсомольские организации были призваны развивать
новую
"социалистическую" светскую обрядность, чтобы заменить ею церковные
обряды кре
щения, венчания и отпевания умерших. В 1959 г. в Ленинграде был открыт
первый
Дворец бракосочетаний18. В июле 1961 г. в Загорске был срочно созван
совет епископов Православной церк
ви. На нем были внесены изменения в положение священнослужителей,
которые отны
не не имели права решать какие-либо административные или финансовые
вопросы на
уровне своих приходов. Теперь они становились просто "служителями
культа", наня
тыми религиозными общинами для совершения церковной службы один раз в
неделю.
Эти изменения подрывали единство религиозных общин, что облегчало
проникнове
ние в них партийных активистов, которые агитировали народ за закрытие
храмов и
роспуск приходов19. Принятие такого самоуничижительного решения можно
объяс
нить только сговорчивостью епископов, входивших в номенклатурную
систему.
Результатом этого стало массовое закрытие храмов. С 1948 по 1964 г.
Русская пра
вославная церковь потеряла более 40 % своих приходов и более 75
процентов монас
тырей. Закрытие храмов с особым размахом велось на западных территориях
и в рай
онах, попавших во время войны под немецкую оккупацию. Другими
конфессиями,
которые также подверглись гонениям, были Армянская апостольская церковь,
бапти
сты и адвентисты; у евреев было закрыто около трети синагог, у мусульман
— более
20 процентов мечетей. Деятельность религиозных сект, не
зарегистрированных госу
дарством — пятидесятники, свидетели Иеговы и различные "истинно
православные"
общины — была категорически запрещена20.
* * *
Таким образом, СССР использовал всю свою мощь для утверждения
официальной
картины мира в качестве единственно возможного мировоззрения. Эта
картина мира
была превращена, по сути дела, в своего рода государственную религию со
своими
догматами, со священными книгами, святыми, апостолами, со своими
богочеловека
ми в лице вождей, литургией и т. д. Здесь государство представляло собой
чуть ли не
систему теократического правления, где верховный жрец-идеолог
одновременно яв
ляется и верховным правителем.
Литература и
примечания
1 Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994. С. 170.
2 Об этом сообщали "Проспект" и "Прейскурант" 1937 года, выпущенные
ЦПКиО.
3 Культурная политика России. История и современность. М., 1998. С.
35–36.
4 Оруэлл Дж. 1984. Скотный двор. Пермь, 1992. Т. I. С. 37.
131
5 Афанасьев Ю. Кто там машет красным флагом? // Московские новости.
1997. № 44. 2– 9 ноября. С. 2.
6 Чуковский К. Из дневника 1955–1969 // Знамя. 1992. № 12. С. 175.
7 Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс;
Москва,
1992. С. 194.
8 Клишина С. Русская идея в состоянии невесомости // Московские новости.
1997. 4 марта.
9 Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни.
Первое
дополнение (ноябрь 1967). Петля пополам // Новый мир. 1991. № 7. С. 114.
10 Свидание с Россией // Огонек. 1989. № 23. Июнь.
11 Буковский В. И возвращается ветер... Письма русского путешественника.
М., 1990.
С. 66.
12 Там же. С. 4548.
13 Издание второе, доработанное. М.: "Просвещение", 1985.
14 Поздняев М. "Звездочка наша прекрасная..." // Столица. 1990. № 5.
15 Буковский В. И возвращается ветер... Письма русского путешественника.
С. 74.
16 Anderson J. Religion, State and Politics in the Soviet Union and
Successor States.
Cambridge: Cambridge University Press, 1994. P. 9.
17 Из отчета Комитета по делам религий — членам КПСС // Вестник русского
христиан
ского движения. 1979. № 130. С. 275–344.
18 Lane C. The Rites of Rulers: Ritual in Industrial Society — the
Soviet Case. Cambridge:
Cambridge University Press, 1981.
19 Ellis J. The Russian Orthodox Church: A Contemporary History. London:
Croom Helm,
1986. P. 53–69.
20 Anderson J. Religion, State and Politics in the Soviet Union and
Successor States. P. 55–59.
Содержание
www.pseudology.org
|
|