февраль 1996
Шатуновская, Ольга Григорьевна
Об ушедшем веке рассказывает Ольга Григорьевна Шатуновская
Предисловие
Книга устных рассказов Ольги Григорьевны Шатуновской охватывает период истории России и Советского Союза с начала 20-го столетия и до его 90-х годов. Она описывает события с точки зрения их активного участника, пережившего потрясения революции и гражданской войны, сталинские трудовые лагеря и ссылки, и вовлеченного в политические схватки 30-х и 50-х годов.

И все же это не сборник описаний политических событий прошлого. Это эмоциональные воспоминания, передающие целый спектр переживаний и отношений человека, захваченного в ранней юности утопической мечтой и оказавшегося вместо утопии в водовороте сил, которые при известных обстоятельствах поворачивались и против своих врагов, и против своих приверженцев — на самом деле, против общества в целом, с разрушительными последствиями для всех социальных групп и направлений общественной мысли.

Ольга Шатуновская родилась в 1901 году в Азербайджане, в городе Баку, который в то время был центром мировой нефтедобычи. После февральской революции в 1917 году он быстро превратился в сцену сложных международных интриг, в которых интересы держав, являвшихся союзницами в первой мировой войне, нередко сталкивались друг с другом. Эти противоречия накладывались на этническую и социальную напряженность, постоянно присутствующую в регионе, и приводили к возникновению эфемерных союзов, быстрой смене приверженностей и приоритетов, вооруженным противоборствам, вспышкам насилия и нетерпимости, — в целом, бурному развитию событий в течение времени, измерявшегося порой не днями или неделями, а часами. В это время Ольга стала секретарем наиболее влиятельного Большевика Закавказья, Степана Шаумяна.

В конце лета 1918 года попытки Ленина и Шаумяна удержать коммунистическую власть в Баку и контроль Москвы над нефтяными богатствами Азербайджана пришли к крушению из-за слабости власти Бакинского Совета и при попустительстве Сталина , который в это время командовал фронтом на юге Волги. Город был захвачен турками. Семнадцатилетняя Ольга была схвачена и приговорена к Смерти через повешение. Она была помилована лишь в последнюю минуту перед казнью, когда турецкие военные неожиданно передали власть либеральному правительству местных национальных сил.

Несмотря на это испытание, впоследствии отягченное почти смертельной болезнью — тифом, которым она заразилась, спасая от неминуемой гибели руководителей коммунистического Владикавказа в момент, когда этот город пал под натиском войск генерала Деникина, Ольга не только не отошла от опасной политической борьбы, но даже усилила свое участие в ней. Она нашла в себе силы пересечь всю территорию Европейской России, охваченную гражданской войной, смутой и экономической разрухой, неся с собой документы, направленные коммунистическому центру его закавказскими сторонниками, и впоследствии вернулась с драгоценностями и деньгами на приобретение оружия для планируемого восстания в Баку.

В 1937 году, во время так называемых чисток, Ольга была исключена из Московского Комитета партии, где она работала под руководством Хрущёва и Кагановича. Несколько месяцев спустя она была арестована как "враг народа". Ольга провела семнадцать лет жизни в тюрьмах, колымских трудовых лагерях, скрываясь от повторного ареста в Москве и Казахстане, и снова в тюрьме и сибирской ссылке. В конце концов она была возвращена в середине 1950-х годов в Москву Хрущёвым, который назначил её членом Комитета партийного контроля при Центральном Комитете коммунистической партии. В этом событии все — и возвращение из ссылки в КПК и определение служебных обязанностей, и даже назначение Женщины на такую должность, далеко выходило за пределы норм коммунистической иерархии.

В это время Ольга была инициатором отмены понятия вечной ссылки, освободив из неё тысячи людей и помогая тысячам других выйти из лагерей и тюрем и восстановить свою гражданскую репутацию. Она также была ведущим сотрудником специальной комиссии, уполномоченной 20-ым съездом партии на расследование преступлений сталинской эры, в особенности обстоятельств гибели Кирова, которого некоторые коммунисты хотели сделать генеральным секретарем вместо Сталина , и ареста и казни других большевистских руководителей в 1937 году. Её работа впервые предоставила полные и недвусмысленные доказательства, изобличающие Сталина как организатора покушения на Кирова и фальсификатора судебных процессов над большевистскими лидерами.

Несмотря на огромное историческое значение, эта работа Ольги Шатуновской, включавшая в себя 64 тома свидетельств и документов, была сдана в архив в 1962 году и с тех пор никогда не публиковалась. Единственной крупицей информации, которую Ольге удалось опубликовать в конце 1980 годов, была суммарная сводка официальных данных КГБ о размерах репрессий 1934-1941 годов: — 19.840.000 человек арестованы, из них 7.000.000 немедленно казнены, и из оставшихся 12.840.000 человек лишь 200.000 Дожили до 1950-х годов.

Оглавление

 
www.pseudology.org