Еврейская диаспора северного Причерноморья
Географическое положение Восточно-Европейской равнины, находящейся на стыке путей, связывающих Азию и Европу, наличие удобных речных магистралей, пересекающих ее во всех направлениях, необычные природные богатства и малая плотность населения предопределили характер государств, возникавших в этих местах.
С глубокой древности на этих территориях возникали торговые империи.
Такой была империя скифов, занимавшая колоссальную территорию и включавшая многочисленные племена и народы.
Основные торговые пути этого государства были сухопутными, однако скифы старались контролировать устья речных магистралей и побережья Черного и Азовского морей.
Одновременно со скифами и позже существовало торговое государство Боспор, основные водные торговые пути которого проходили по Черному и Азовскому морям, Южному Бугу и Днепру.
В VII в. н. э. значительную часть Восточно-Европейской равнины занимает Хазарское торговое государство, контролировавшее торговлю Запада с Хорезмом, Персией, Арабским Халифатом и другими странами Востока.
Через столицу Хазарии Итиль, расположенную на Волге (древнейшей магистрали, связывавшей народы Балтийского моря и финские племена севера с югом и востоком), шел оживленный торговый обмен.
Древнее Киевское государство не являлось исключением. Оно возникло на торговых путях и начало свою жизнь с активного участия в международной торговле.
При этом русы с начала своей деятельности показали себя как опытные торговцы и, в отличие от скифов и хазар, как первоклассные мореплаватели.
Прежде, чем говорить о заселении юга России евреями, определим терминологию.
В современном русском языке слово «еврей» означает национальность (этническое происхождение), а также религиозную принадлежность.
Во избежание недоразумений в данной работе приняты следующие определения:
1. «еврей» - этническое происхождение;
2. «еврей-иудаист» - еврей, верящий в Бога Авраама, Исаака и Иакова;
3. «эллинизированный еврей» - еврей, верящий во Всевышнего Бога;
4. еврей, отказавшийся от иудаизма в пользу язычества, в соответствии с термином, принятым в Торе и «Книге Маккавеев», назван «раша» или «рашия» (см. ниже).
Переселение большого количества евреев в район Кавказа и к северному берегу Черного моря было осуществлено царем Навуходоносором после разрушения первого Иерусалимского Храма (586 г. до н. э.), о чем свидетельствует греческий историк Мегасфен.
Об этом переселении упоминают также библейские пророки (Иеремия 31:8, Иезекиль 39:1 и др.).
Во время ранней колонизации греками северного Причерноморья вместе с ними приходили и евреи.
Следующая известная нам волна переселения связана с походами персидских царей. Археологические данные подтверждают свидетельства караимов о том, что их предки пришли в Крым с персидской армией в 460 г. до н. э.
Персидские монархи рассматривали еврейские колонии как фактории и гарнизоны, охраняющие торговые пути и границы империи. Такие еврейские поселения были не только в районе Кавказа и Черного моря, но и на других границах персидской империи.
Во времена Александра Македонского еврейские общины Крыма и северного Причерноморья потребовали тех же привилегий, которыми они пользовались при персидских царях, что говорит о заметной роли этих поселений и о наличии у них определенного самоуправления.
Вполне возможно, что с древнейших времен кроме береговых существовали и материковые земледельческие еврейские поселения: существует мнение, что греки при колонизации ограничивались прибрежной полосой, а евреи проникали вглубь материка.
Многочисленные надписи, найденные в Анапе, Ольвии и, особенно, Пантикапее, свидетельствуют о том, что с начала новой эры евреи составляли значительную часть населения Боспорского царства, имели свои кладбища, синагоги и общественные учреждения. Они пользовались греческим языком.
Эллинизированные евреи входили в военно-религиозные братства, признающие культ высшего бога. Члены этих братств принадлежали к высшей аристократии и играли ведущую роль в Боспорском царстве и его вооруженных силах, о чем свидетельствуют многочисленные эпитафии на памятниках, поставленных членами этих братств, перечисляющие военные подвиги погибших.
Например, в надписи, изданной под № 64 в Корпусе Боспорских надписей, указывается, что наместник Феодосии в IV веке н. э. поклонялся Всевышнему Богу, причем упоминаемое в надписи слово «» известно в двух значениях: им обозначаются и языческие святилища и молельни иудеев.
С глубокой древности Боспорское царство вело оживленную торговлю с племенами, населявшими Восточно-Европейскую равнину, о чем свидетельствуют находки из захоронений VI-IV вв. до н. э. в районе Киева и в других местах.
После царя Левкона I (389-349 гг. до н. э.), который завоевал Феодосию и монополизировал торговлю зерном, Боспорское царство стало житницей Аттики - оно поставляло 50% импортируемого Грецией зерна.
Во времена римского владычества Боспорское царство снабжало зерном и другими товарами также и римские армии, находящиеся на границе с Парфянским царством. Для защиты торговых путей была создана специальная хорошо вооруженная постоянная армия, насчитывающая 3,000 человек, и флот, располагавший сорока длинными кораблями.
Многие римские императоры, и особенно Траян, строили свою политику в этом районе в расчете на создание местной армии, способной обеспечить оборону границ империи, что в высшей степени укрепило положение местной правящей верхушки, а вместе с нею и военно-религиозных братств.
После разрушения второго Иерусалимского Храма большое количество евреев было переселено в Боспорское царство императором Адрианом.
О непрерывном присутствии евреев и караимов в Крыму со 11-го до XIX века н. э. свидетельствуют надписи на иврите, найденные в Чуфут Кале (Еврейская крепость).
В 300 г. во время беспорядков в Херсонесе Таврическом против христианских епископов вместе с язычниками принимали участие и иудеи. При римских императорах династии Северов Боспор был окончательно потерян как форпост греческой культуры, однако Пантикапей не погиб, хотя и перестал быть греческим городом.
Во время нашествия остготов и гуннов все виды деятельности населения бывшего Боспорского царства были нарушены. Жизнь в городах Крыма и Таманского полуострова то затухала, то возрождалась в тех же местах или вблизи них. Естественно, что и торговая деятельность была частично перенесена в более спокойные места.
Наследники военно-религиозных братств в это беспокойное время легко находили применение своим способностям: они могли служить наемниками в иностранных армиях, входить во временные союзы с той или другой из воюющих сторон или создавать торгово-грабительские организации.
В VII веке н. э. евреи составляли основную часть населения центра торговли этого края - города Фанагории и его окрестностей. В начале VIII века и без того весьма многочисленные еврейские общины северного Причерноморья численно возросли благодаря прибытию единоверцев из Византии, спасавшихся от гонений императора Льва Исавриянина.
Значительно усилилась роль евреев и в Хазарском каганате, куда бежали многие евреи из разгромленного арабами Хорезма, в том числе наследник хорезмского правителя Булан.
Хазария стояла на пути наступления Арабского Халифата на Европу на севере, так же, как Византия - на юге.
Судьбы Халифата и Византии во многом зависели от того, чью сторону займет Хазария, поэтому обе эти страны старались склонить хазар принять, соответственно, ислам или христианство.
Некоторые историки считают это решение странным и, во всяком случае, требующим специального объяснения. Однако оно кажется таковым, только если не учитывать влияние евреев района, в том числе и общин Северного Кавказа, которые были третьей силой в борьбе за определение пути развития этих территорий.
Принятие иудаизма хазарами настолько усилило еврейские общины северного Причерноморья, что они стали фактическими хозяевами бывшего Боспора.
Как и в античные времена, религиозный состав диаспоры был «пестрым»: одни оставались верны иудаизму, часть была эллинизирована, часть вернулась к язычеству палестинского и других толков.
Существовали также многочисленные секты: караимы, самаритяне и др.
Самаритян, игравших наибольшую роль, мусульмане считали евреями-иудаистами, последние - раскольниками, а христиане - язычниками.
Еврейские общины, как это было повсюду в те времена, являлись и очагами распространения христианства.
В обстановке обострившейся религиозной борьбы между иудаизмом, христианством и исламом язычники могли подвергаться нападкам со всех сторон, что неминуемо должно было привести к их обособлению, а возможно и удалению из ряда мест.
Согласно предлагаемой гипотезе, «рашия», или евреи, отвергнувшие иудаизм в пользу язычества, составили ядро сформировавшейся в северном Причерноморье и распространившей свою деятельность на Восточно-Европейскую равнину военно-торговой организации Русь, сыгравшей решающую роль в создании Киевского государства и давшей ему свое имя.
Для обоснования данной гипотезы рассмотрим:
1. Объяснение происхождения слов «Рос - Русь - Россия».
2. Древнейшие указания на время и место зарождения
Руси.
3. Образ жизни и деятельность древнейшей
Руси.
4. Языческую религию русов, некоторые
легенды и указания древнейших русских письменных источников о возникновении
Киевского государства.
Комментарии
Эта великая держава, границы которой простирались от Аральского моря до Днепра и от Черного моря до верхнего течения Волги, представляла собой одно из наиболее замечательных явлений средних веков.
Окруженная кочевыми племенами, частично входящими в ее состав, она разделяла все преимущества цивилизованных наций. Хазарский каганат имел:
1) письменность;
2) монотеистическую религию (иудаизм);
3) хорошо организованное правительство и справедливую, отличающуюся широкими взглядами администрацию со всеми вытекающими отсюда следствиями;
4) цветущую торговлю;
5) дисциплинированную постоянную армию.
Люди всех национальностей, преследуемые за свои религиозные взгляды, могли найти убежище в Хазарии.
Напомним, что в то время в Западной Европе господствовали деспотизм, бескультурье и анархия (Григорьев, В.В. «Россия и Азия», СПб., 1876).
История
Киевской Руси настолько тесно связана с историей
каганата, что их невозможно
рассматривать отдельно.