| |
|
Роман Борисович Гуль
|
Я унес Россию. Апология русской эмиграции
Том 3. Часть 8
|
Переписка
через океан Георгия Иванова и Романа Гуля
14 мая 1955 года
“Сквозь рычанье океаново
Слышу мат Жоржа Иванова”
Дорогой Георгий Владимирович, некоторые литературоведы-шкловианцы настаивают,
что во второй строке в слове “Жоржа” ударение должно быть на последнем слоге,
другие — социалистически-реалистического направления •— утверждают, что
ударение должно быть на первом слоге. Я, собственно, склоняюсь к шкловианцам.
При таком ударении создаются всяческие океанские (и не только океанские)
ассоциации с “моржом” и пр. И так — лучше, по-моему. Теряюсь в догадках, что
больше понравится Вам. Но вообще строки — “на ять”.
Итак, получил Ваше письмо. Вы совершенно правы, когда, негодуя и любя,
упрекаете меня в столь глубокой паузе. И писать письма — крайне желательно, но
трудно. Но мы Вас никак не забываем, в чем Вы и И.В. можете убедиться, глотая
витамины ледерплекс каждое утро — под соловьиные трели и прочие прелести
Вашего чудесного Вара. Но больше того. На горизонте появляются и другие
доказательства дружбы в виде — наконец-то: рыжих лофе-ров, мокасинов и
прочего. Но это требует совершенно особой баллады об американском графе. Этого
американского графа Бог сотворил так, что все с него — тютелька в тютельку на
Вас. И для того, чтобы послать Вам лоферы и прочее, надо было разыскать графа
и доказать ему, что он должен — в Вашу пользу раздеться. Граф не возражал
и,как всякий граф, был демонски хорош при этом. И вот 10 мая к Вам ушла
небольшая, но не без приятности посылка с вещами этого самого американского
графа. В ней — рыжие лоферы и мокасины (для неграмотных — легкие туфли
индейского “стиля, носимые в Соединенных Штатах Америки, а также и в других
странах). Серый костюм — легкий, летний, совсем легкий, совсем летний —
специально для соловьев, для роз, для неутруждаемых плечей поэта. Костюм этот
у графа только что пришел из чистки, так что его надо только выгладить. Далее
две рубахи — какие рубахи граф положил — не упомню. Три галстука, из которых
один галстук граф отдавал не без рыданий. И последнее — такой конверт из
пластики, и в нем пальто из пластики на случай дождя, если таковые идут в
Варе. К этому самому пальто приложен скач тайп, то есть такая клейкая бумажка,
но это не бумажка, а только похоже на бумажку, это пластика, и если где надо
будет со временем починить это непромокаемо-непроницаемое пальто для дождя, то
— вот именно этим самым скач тайпом. Вы посмотрите только, какой это граф —
миляга, внимательный, хоть и забубённый. Да, и две пары носков. Вуаля, се ту..
Большего у графа отнять никак не мог. Граф стал упираться, хныкать, ругаться.
И я решил оставить его пока что в покое — до следующего налета. Но граф оч.
просил (странные бывают эти графы), чтоб я ему доподлинно сказал, что и как
Вам подошло, чем Вы довольны и вообще все такое прочее. Так что будьте уж
любезны, маэстро, когда получите, напишите. Получите, вероятно, к самому
сезону жары — числа 15—20 июля. Вуаля. Точка.
Теперь переходим к пустякам, то есть к поэзии и к прозе. Вы грозитесь прислать
всякие вкусные и чудные вещи. Мы в восторге. Но почему так небыстро? Прислали
бы Вы к сентябрьской книге, вот это было бы правильно, а Вы хотите чуть ли не
к декабрьской, под самый занавес, так сказать. Поторопитесь, маэстро. И стихи,
и прозу. Будет чудесно. И всем приятно. Если Вы уже написали балладу о дружбе
через океан — то пришлите и ее для воспроизведения. В ответ на начало моей
баллады, кое даже приведено как эпиграф к этому месиву. Итак, идем дальше. О
статье
0 Вас Вы знаете, я готов. То есть готов написать. Еще не решил как — в линии
ли статьи о Цветаевой или в линии статьи об Эренбурге (в поел. кн. Н.Ж.). Но
готов. Внутренне готов, знаю, что написать (уже есть в душе “мясо” этой
статьи). Но беда-то в том, что у меня нет материалов. Есть только “Распад
атома”. Причем Вы не правы, сейчас меня не стошнило, меня стошнило гораздо
раньше, когда “Распад” только что вышел. Ты опоздал на двадцать лет... и все-
таки тебе я рада. Нет, без шуток, хоть и тошнит, но “Распад” — ценю очень. Но
вот как со стихами? У меня нет ни чего. Я ведь из тех, кто не собирает никаких
книг. “Маэстро, я не люблю музыку”1. А для того, чтобы вжиться в Вас — нужно
же начитаться. Здесь достать — едва ли ч.-н. смогу. М.6., Вы мне пришлете
заказным пакетом (простой почтой). А я Вам также заказно верну все в целости и
сохранности. Допустим, что ранних стихов не надо (кое-что помню), но нужно
все, что было издано за границей. Беспременно. Без этого нельзя. А я бы,
поехав в июле (первого) опять в тот же лес, в то же стюдьо, где жили с женой в
прошлом году (Питерсхем) — там вот бы и написал статью, как надо.
Историческую. Ну, как — “Менцель — критик Гете” или ч.-н. такое
добролюбовское. Ей-Богу. Даже знаю, с чего начну. Не догадаетесь — с цитаты из
Михайловского, да, да — насчет этики и эстетики (про Каина иАвеля). Не
пугайтесь, не пугайтесь. Вы, конечно, будете Каином, я Вас не оскорблю никакой
неврастенией... Ну, таккак же? Можете мне помочь в этом монументальном все-
1 Рассказывают, что Тосканини как-то спросил первую скрипкусвоего оркестра:
“Почему вы всегда такой грустный!'” — “Маэстро, я не люблю музыку”, — ответила
первая скрипка.
человеческом деле? Попробуйте. Главное, не бойтесь прислать. Я верну все до
ниточки. Я аккуратен, как Ленин (ненавижу эту собаку, но знаю, что он был оч.
аккуратен, даже педантичен). Итак, жду от Вас ответа, как соловей лета.
Чеховское изд-во еще живет, еще вздыхает и официально до 1956 года (сентября)
будет жить. Так говорят. Но, м. б., будет жить и дальше, говорят, что они
скопили (смешное слово! сколько выкинули псу под хвост!) какие-то деньги, кот.
им разрешат, м. 6., прожить еще. Так что еще не все надежды потеряны. Пишите,
пишите. Рад, что отзыв Юра-сова понравился И.В. Это гораздо лучше, чем если бы
писал я. Одним словом, “Новый журнал” имеет честь просить Вас обоих оказать
честь его страницами и присылать все, что сочтете нужно-возможным.
За сим сердечно и дружески Ваш: Гуль-американец.
Сердечный привет Ир.Вл.
Я все мечтаю выпрыгнуть — устроить что-нибудь в кино иль на театре. А то как
работать и жить “надоело стало”, как говорил один немец, переводя с немецкого
lang-weilich geworden.
Ваш Роман Гуль.
В ответ на это письмо пришла открытка с изображением авеню де Бельжик в
Hyères, где жили Г.Иванов и И.Одоевцева, а на другой стороне такое стихо
Г.Иванова:
Сквозь рычанье океаново
И мимозы аромат
К Вам летит Жоржа Иванова
Нежный шепот, а не мат.
Книжки он сейчас отправил — и
Ждет, чтоб Гуль его прославил — и
Произвел его в чины
Мировой величины
(За всеобщею бездарностью).
С глубочайшей благодарностью
За сапожки и штаны.
Г.И.
. Hyères, 24 мая 1955г.
Ленин и “Архипелаг ГУЛАГ”
Мир с Брежневым — это война с Солженицыным.
Сальвадор де Мадаръяга
Злая и преступная воля есть воля безумная
и именно поэтому гибельная.
С.Франк
1. ЗАРОЖДЕНИЕ “ИДЕОЛОГИИ”
По-моему, эта книга А.И.Солженицына — великая книга. Впервые за страшные,
кровавые полвека она предлагает всему миру ознакомиться с бесовской,
инфернальной сутью большевизма как не только русского, но мирового зла.
“Архипелаг” написан с великой человечностью, с великой искренностью, ярким
словом и с подачей подавляющего всякое воображение, огромного фактического
материала. Всякому читателю “Архипелаг ГУЛАГ” предметно показывает, чем в
своей уродливо-марксистской дикости была пресловутая октябрьская революция
Ленина. И чем были Ленин и ленинцы — как люди — этот человекоубийца в
окруженьи убийц. Обычно по “интеллигентской трусости”, по так называемой
псевдонаучной “исторической объективности” Ленина и ленинцев называют
коммунистами. Но этот термин мертв и глуп. Он не определяет ни Ленина, ни
ленинцев в их человеческой натуре. Мы привыкли к планетарной лжи. Для Ленина и
ленинцев есть настоящее определение, это — “гангстеры с идеологией”.
Литература о Ленине громадна. Советская — преимущественно лжива. В ней Ленин
подрумянен и макийирован, как покойник в американском “фюнерал хаузе”. Но есть
и правдивая русская литература о Ленине. За рубежом. Здесь люди свободно
писали о Ленине, и люди, его хорошо лично знавшие. Есть воспоминания о Ленине,
характеристики, статьи, письма. Упомяну хотя бы главных русских авторов:
П.Б.Струве, Бердяев, Валентинов, Мартов, Войтинский, Нагловский, Авторханов,
Алданов, Шуб; в печати меньшевиков, левых эсэров и просто эсеров — много
материала для портрета Ленина — и политика и человека. Надо, чтобы кто-нибудь
из русских зарубежных библиографов выпустил, наконец, зарубежную “лениниану”.
Не говоря о материале на иностранных языках. Говорю только о русском.
Советской пропагандой (и подсобной, пятоколонной, иностранной) внушается, что
Ленин и гигант, и гений. Пусть так. Мы этого не оспариваем. Только это
гигантство сродни гигантству прославленных “боссов” подпольного мира, вроде
Аль Капоне, и уж, конечно, сродни гигантству и гению Гитлера. Организация
Объединенных Наций, эта малоуважаемая международная организация, пыталась
провозгласить Ленина “великим гуманистом”. За полвека, от которого “кровавый
отсвет в лицах есть”, мы привыкли к разным махинациям. Но мы, русские, знаем,
что такое большевизм и что представлял собой Ленин как человек и политик — это
воистину апокалиптическое чудовище, своей революцией убившее шестьдесят
миллионов людей в России и покушающееся руками своих последователей,
отечественных и всесветных тупамарос, “угробить” еще больше миллионов людей во
всем мире.
В “Архипелаге ГУЛАГ” Солженицын о Ленине пишет мало. И мало цитирует “гения”.
Может быть, он не хотел чересчур дразнить гусей? Ведь свою замечательную книгу
Александр Исаевич писал и написал в рабовладельческой империи Ленина, живя в
городе, где стоит постыдный для всякого мыслящего человека МАВЗОЛЕЙ с восковой
куклой вождя, куда до сих пор водят стада дураков-туристов и гоняют
отечественные “экскурсии” — смотреть на останки марксизма-ленинизма.
Когда-то французский якобинец Камилл Демулен (тоже личность вполне кровавая),
обращаясь к французам, говорил, что так называемые “великие люди” только
оттого кажутся им “великими”, что они созерцают их, стоя на коленях. “Так
встаньте же!” — восклицал Камилл Демулен. И тут он был, разумеется, прав.
Солженицын давно порвал с подобным коленопреклонением. Но сколько людей, как,
например, Рой Медведев, все еще никак не могут встать с колен перед Лениным. А
многие из них даже и не хотят встать, считая, что жить на четвереньках
удобнее, чем стоять во весь рост. “Четыре ноги — хорошо. Две ноги — плохо”, —
писал Орвел в знаменитом “Скотском хуторе”. Но Александр Солженицын — перед
всем миром! — встал во весь рост! Во весь свой богатырский рост!
С умной иронией Солженицын пишет о Ленине: “И хотя В.И.Ленин в конце 1917 года
для установления “строго революционного порядка” требовал “беспощадно
подавлять попытки анархии со стороны пьяниц, хулиганов, контрреволюционеров и
других лиц”, т. е. главную опасность Октябрьской революции он ожидал от
пьяниц, а контрреволюционеры толпились где-то там в третьем ряду, — однако он
же ставил задачу и шире. В статье “Как организовать соревнование” (7 и 10 янв.
1918 г.) В.И.Ленин провозгласил общую единую цель “очистки” земли российской
от всяких вредных насекомых”. И под “насекомыми” он понимал не только всех
классово чуждых, но также и “рабочих, отлынивающих от работы”. (Вот что делает
даль времени. Нам сейчас и понять трудно, как это рабочие, едва став
диктаторами, тут же склонились отлынивать от работы для себя самих). А еще: “в
каком квартале большого города, на какой фабрике, в какой деревне <...> нет
<...> саботажников, называющих себя интеллигентами > Правда, формы очистки от
насекомых Ленин в этой статье предвидел разнообразные: где посадят, где
поставят чистить сортиры, где “по отбытии карцера выдадут желтый билет”, где
расстреляют тунеядца; тут на выбор — тюрьма “или наказание на принудительных
работах тягчайшего типа”. И дальше Солженицын продолжает с той же иронией: “И
невозможно было бы эту санитарную очистку произвести <...> если б пользовались
устарелыми процессуальными формами и юридическими нормами. Но форму приняли
совсем новую: внесудебную расправу, и неблагодарную эту работу самоотверженно
взвалила на себя ВЧК — Часовой Революции, единственный в человеческой истории
карательный орган, совместивший в одних руках: слежку, арест, следствие,
прокуратуру, суд и исполнение решения”.
Тут Солженицын чуть-чуть не прав. Такие “органы” в истории бывали. У Гитлера
было гестапо с “внесудебными расправами”. В XII — XV веках “внесудебно”
расправлялись трибуналы испанской инквизиции. “Органы расправы” существуют у
Мао Цзе Дуна. А в частном порядке существуют в американском преступном мире,
так называемом Organized Crime. Во всяком сообществе, целью которого является
грубое насилье над людьми, “органы расправы” рождаются автоматически. Но прав
А.И.Солженицын в том, что по террористическому размаху и числу миллионов жертв
созданный Лениным “Архипелаг ГУЛАГ” превзошел в мировой истории всё. Но так
как Солженицын о Ленине все же недостаточно, по-моему, говорит, я думаю — надо
кое-что сказать об этом человеке дополнительно.
По своей природе Ленин был насильник, маньяк самовластья, маньяк именно — его
— неограниченной власти. До революции в большевицкой партии он было мало того
что диктатор, он был “непогрешим”. И когда пришла революция, Ленин в октябре
полез напролом к власти своей партии, то есть к его власти уже во всей стране.
И он захватил эту власть, подмяв под себя немногих из своих еще колебавшихся
“не социалистов, а мошенников”, как их гениально определил Достоевский в
“Бесах”. Знаменательно, что основоположник русского марксизма, и в этот
отношении “учитель” Ленина, Георгий Валентинович Плеханов при известии о
захвате Лениным власти в отчаяньи сказал: “Пропала Россия, погибла Россия!”
Плеханов как никто знал Ленина.
Основатель Чехословацкого государства Томас Масарик в книге “Идеалы гуманизма”
так определял свой социализм: “Мой социализм — это просто любовь к ближнему”.
Масарик любил и человека, и его свободу, он хотел служить людям. Поэтому в
свое время и был близок к Льву Толстому. Ленина же и его “шайку” — Пелагеи,
Марьи, Иваны, Петры — не интересовали ни в какой степени: ни они как люди, ни
тем паче их свобода. Ленинская шайка в октябре бросилась только к властвованию
над людьми, к подавлению народа своим ничем не ограниченным самовластьем.
Конечно, среди большевиков были и так называемые “идеалисты”, к уголовщине
Ленина не склонные. Был старый большевик Ольминский, осмелившийся написать:
“Можно быть разного мнения о красном терроре, но то, что сейчас творится, этот
вовсе не красный террор, а сплошная уголовщина”. Был большевик Дьяконов,
попробовавший напомнить Ленину и его шайке: “Разве вы не слышите голосов
рабочих и крестьян, требующих устранения порядков, при которых могут человека
держать в тюрьме, по желанию передать в трибунал, а захотят — расстрелять”.
Были даже такие, как Тимофей Сапронов, на IX съезде партии крикнувший Ленину —
“невежа!..олигарх!” Но все эти, по Ленину, “дурачки” и несмышленыши кончили
плохо: раньше или позже их всех расшлепали несгибаемые ленинские неандерталы.
Я полагаю, что некоторых из читателей, настроенных “прогрессивно”, будут
шокировать мои слова “шайка” и “уголовные преступники” в приложении к Ленину и
ленинцам, которых на языке “научного социализма” надо называть “марксистами”.
Но что тут поделать, определения эти не мои. “Шайка” — это определение
известного левого социал-демократа интернационалиста Юлия Осиповича Мартова
(Цедербаума), долголетнего личного друга Ленина, соратника по “Искре”. Он был
одним из двух социал-демократов, с которыми Ленин был на “ты” (второй был
Кржижановский). С Лениным Мартов основывал РСДРП. Так вот, еще в 1908 году
Мартов писал Аксельроду: “Признаюсь, я все больше считаю ошибкой самое
номинальное участие в этой разбойничьей шайке”. А его адресат, Павел Борисович
Аксельрод, столь же известный основоположник РСДРП, в 1918 году писал о Ленине
и ленинцах: “...не из политического задора, а из глубокого убеждения я
характеризовал десять лет тому назад ленинскую компанию как шайку
черносотенцев и уголовных преступников <...> Такого же характера методы и
средства, при помощи которых ленинцы достигли власти и удерживают ее”. Кстати,
и Петр Бернгардович Струве определял большевизм как черносотенный социализм и
как смесь западных ядов с истинно русской сивухой.
Итак, в приложении к создателю “Архипелага ГУЛАГ” и его палачам я обелен в
своей терминологии и Мартовым и Аксельродом. Характерно, что совершенно так же
характеризует шайку ленинцев выдающийся советский ученый Анатолий Павлович
Федосеев, только в мая 1971 года бежавший из Совсоюза. В сборнике статей
“Социализм и диктатура” он пишет, что ленинизм привел “к захвату власти
проходимцами и подлецами, не стесняющимися в средствах для удержания власти”.
Как все люди Запада, и американцы не понимают сути большевицкой шайки, ее
натурального волевого импульса. Но американцы это поняли бы, если бы,
например, — назвавшись Советским Американским Правительством Рабочих и
Крестьян — правительство США в течение пятидесяти с лишком лет состояло из Аль
Капоне, Люки Лучиано, Джозефа Бонано, Франка Костелло, Тони Аккардо, Датч
Шульца, Mo Делица, Мейера Ланского, Луи Лепке, Арнольда Рот-штейна, Мики Кона
и других знаменитостей “организованной преступности”. Правда, убийцы с
идеологией все-таки всегда будут страшнее убийц без идеологии.
Великий отец католической церкви Блаженный Августин в своем знаменитом
трактате “О граде Божьем” (De Civitas Dei) так писал о государстве: “Если мы
отбросим право и справедливость, то что такое государство, как не большая
шайке разбойников? И что такое шайке разбойников, как не маленькое
государство?” Эту суть “государства разбойничьей шайки” Ленин превосходно чуял
и понимал. И сразу же по захвате власти в России создал жесточайшую систему
террора, с годами разросшуюся в небывалый “Архипелаг ГУЛАГ”. Дерзайте быть
страшными, или вы погибнете!
И.А.Бунин в “Окаянных днях” 2 марта 1918 г. записал: “Съезд Советов. Речь
Ленина. О, какое это животное!” И Бунин, по-моему, прав. В Ленине было мало
человеческих чувств. Это было именно одноглазое и даже не политическое, а
партийное животное с уголовными манерами. И Блез Паскаль, и Владимир Соловьев,
и Достоевский считали, что совесть прирождена человеку. К сожалению, думаю,
что все-таки не всякому. Есть уроды. В революционном мире всегда было довольно
много “моральных идиотов”. И Ленин, Сталин, Азеф, Гельфанд-Парвус принадлежать
именно к ним, причем два последние — Азеф и Парвус — тоже были и небез
“гениальности”, и не без “гигантства”. “Морально то, что полезно партии”, —
говорил Ленин. Вот — типично готтентотская мораль. И таких “изречений”
основателя “Архипелага ГУ ЛАГ” — множество. Но, чтоб покончить с темой о
Ленине, я приведу только два факта из его биографии, совершенно бесспорно
подтверждающие тезу о полнейшем аморализме Ленина, ужасающем всякое нормальное
сознание.
Во время русско-японской войны Азеф — глава террористической организации
партии эсеров и член ЦК партии — брал на своей террор деньги от японцев. И это
ни в коей мере его не волновало. Во время Первой мировой войны — через
Фюрстенберга-Ганецкого и Гельфанда-Парвуса — Ленин получил миллионы золотых
марок от немецкого Генерального штаба для антивоенной, разрушительной
революционной работы в России. Известный лидер германской социал-демократии
Эдуард Бернштейн, разоблачая эту связь Ленина с кайзером Вильгельмом II, в
январе 1925 года в берлинской газете “Форвертс” писал: “Ленин и его товарищи
получали от правительства кайзера огромные суммы денег на ведение своей
разрушительной работы <...> Из абсолютно достоверных источников я выяснил, что
речь шла об очень большой, почти невероятной сумме, несомненно больше 50
миллионов золотых марок...”
Ленин, конечно, прекрасно понимал, почему ему давали эти деньги, но, как
известно, Ленин же сказал: “А на Россию, господа хорошие, нам наплевать...”
Ленину нужна была не Россия, а “мировая революция”, и он брал миллионы от
императора Вильгельма II. Ленин брал деньги и тогда, когда государственная
власть была уже в его руках, брал, чтобы удержать ее. И немецкие деньги, без
которых он не захватил бы власти, не волновали Ленина так же, как Азефа —
японские. И что ж? Он был прав: все сложилось чудесно! Ленин вышел почти сухим
из воды. Если попытки разоблачений Ленина начались еще в 1917 году
(Алексинский, Бурцев, Временное правительство), то ведь только почти через
полвека, когда Ленин уже давно сладко почивал в своем роскошном мавзолее на
Красной площади, на Западе опубликовали документы немецкого министерства
иностранных дел, наконец-то документально уличавшие Ленина в получении
миллионов от ... кайзера. Но кто теперь об этом “неприличии” вспоминает? Даже
Объединенные Нации не вспомнили, пытаясь объявить Ленина светочем гуманизма.
В сборнике германских документов под названием “Германия и революция в
России”, вышедшем в 1958 году по-английски, есть замечательная телеграмма от
29 сентября 1917 года германского министра иностранных дел фон Кюльмана о
подрывной немецкой работе в России. Фон Кюльман телеграфировал представителю
министерства в главной ставке: “Мы теперь заняты работой в полном согласии с
политическим отделом Генерального штаба в Берлине (капитан фон Гильзен). Наша
совместная работа дала осязательные результаты. Без нашей беспрерывной
поддержки болъшевицкое движение никогда не достигло бы такого размера, который
оно сейчас имеет. Все говорит за то, что движение это будет расти”. Этот
“гений” фон Кюльман оказался чрезвычайно прозорлив. Движение так разрослось,
что захватило полмира и, в частности, половину Германии господина фон
Кюльмана. Если у него есть внуки, они могут помянуть добрым словом “подрывную
работу” своего чрезвычайно умного дедушки.
В архитекторе “Архипелага ГУЛАГ”, в Ленине была большая сила. Сила полного,
высшего аморализма, так же как в убийце студента Иванова, изувере Нечаеве. И
неудивительно, что в то время как революционеры всех мастей шарахались от
Нечаева как от страшного пугала, Ленин очень высоко ценил Нечаева и ставил его
на пьедестал великого революционера. Именно с Нечаевым и связан мой второй
пример полного ленинского аморализма и полной беспощадности.
Известно, что Ленин называл Нечаева “титаном революции”, что ленинское
положение (1902 года) — “дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем
Россию” — это нечаевская формула. Но я не останавливаюсь на всем
психологическом и душевном сродстве Нечаева и Ленина, это увело бы нас далеко
от “Архипелага ГУЛАГ”. Я приведу только рассказ старого друга и сотрудника
Ленина Бонч-Бруевича, с 1917 года управлявшего у Ленина делами его Совнаркома.
В 1934 году Бонч-Бруевич опубликовал то, что говорил о Нечаеве Ленин. Ленин
говорил: “Совершенно забывают, что Нечаев <...> умел свои мысли облекать в
такие потрясающие формулировки, которые оставались в памяти на всю жизнь.
Достаточно вспомнить, — говорил Ленин, — его ответ в одной листовке, когда на
вопрос "кого же надо уничтожить из царствующего дома?” Нечаев дал точный
ответ: "всю великую ектению..." Да, весь дом Романовых!.. Ведь это просто до
гениальности! Нечаев должен быть весь издан... Так неоднократно говорил
Владимир Ильич”, — рассказывает Бонч-Бруевич.
Когда в сентябре 1917 года Ленин захватил в России власть, свой восторг от
нечаевскои “гениальности”, от “всей великой ектений” он скоро и хладнокровно
привел в исполнение. Ленин зверски умертвил всех Романовых: и царя, и царицу,
и всех их детей, и всех великих князей, которые были в пределах досягаемости,
за исключением Гавриила Константиновича, жизнь которого Ленин высочайше
подарил Максиму Горькому за то, что “буревестник революции” от оппозиции
большевикам перешел к сотрудничеству с большевиками.
Говорят, что из Екатеринбурга голова Николая II была доставлена в Москву, в
Кремль, Ленину — в банке со спиртом — как доказательство пахану, что его
мокрое дело выполнено — “вся великая ектения” уничтожена.
Ни от каких мокрых дел Ленин не падал в обморок. Вот его телеграмма от 9
августа 1918 года Евгении Бош: “Получил Вашу телеграмму. Необходимо <...>
провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов, белогвардейцев.
Сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города. Телеграфируйте об
исполнении”. А своему сатрапу Гришке Зиновьеву, председателю балаганной
Петрокомму-ны, Ленин в 1918 году давал такие директивы: “Надо поощрять энергию
и массовидность террора”.
Чтобы почувствовать, насколько морально гнусны были террористы французской
революции, достаточно прочесть хотя бы допрос и так называемый суд над Марией
Антуанеттой. Здесь весь их террор — как океан в капле воды. В “Окаянных днях”
ИАБунин записывает 11 мая 1918 года: “... читаю Ленотра. Сен-Жюст, Робеспьер,
Кутон... Ленин, Троцкий, Дзержинский. Кто подлее, кровожаднее, гаже? Конечно,
все-таки московские”. Разумеется. Террор якобинцев был шуточным в сравнении с
террорищем Ленина, захватившим одну шестую часть земли, на которой это
чудовище и заложило “Архипелаг ГУЛАГ”, работающий уже многие десятилетия.
“Архипелаг” — целиком и полностью — вырос из политической доктрины и практики
именно Ленина, из его отношения к миру и людям. Жаль, что Солженицын приводит
только две цитаты из легших на бумагу мыслей Ленина, приведших в своем
развитии к “Архипелагу ГУЛАГ”. Солженицын приводит известные письма Ленина к
своему наркому юстиции Курскому. Солженицын пишет: “К процессу эсэров очень
торопились с уголовным кодексом: пора было уложить гранитные глыбы Закона! 12
мая, как договорились, открылась сессия ВЦИК, а с проектом кодекса все еще не
успевали — он только подан был в Горки Владимиру Ильичу на просмотр. Шесть
статей кодекса предусматривали своим высшим пределом расстрел. Это не было
удовлетворительным. 15 мая на полях проекта Ильич добавил еще шесть статей, по
которым также необходим расстрел <...> Главный вывод Ильич так пояснил наркому
юстиции: "Товарищ Курский!
По-моему, надо расширить применение расстрела..."” “Расширить применение
расстрела! — чего тут не понять, — пишет Солженицын.— Террор — это средство
убеждения, кажется, ясно!.. Но вдогонку, 17 мая, Ленин послал из Горок второе
письмо: "Т. Курский! В дополнение к нашей беседе посылаю вам набросок
дополнительного параграфа уголовного кодекса <...> Основная мысль, надеюсь,
ясна <...> открыто выставить принципиально и политически правдивое (а не
только юридически-узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора
<...> Суд должен не устранить террор <...> а обосновать и узаконить его
принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно
шире... С коммунистическим приветом. Ленин". Комментировать этот важный
документ, — пишет Солженицын, — мы не беремся. Над ним уместны тишина и
размышление”.
Да, скажу я от себя, — тишина и размышление нужны, ибо в то время в тиши
ленинского кабинета вместо России зарождался — “Архипелаг ГУЛАГ”. Но я жалею,
что в книге Солженицына нет цитат из Ленина, объясняющих, ради какой цели
Ленин начал с тоталитарного всеустрашающего террора? Этот террор был нужен
Ленину только для того, чтобы удержать над страной свою власть, свою
диктатуру, которую он для пущей “научности” и для дураков назвал “диктатурой
пролетариата”. Я думаю, тут уместно восполнить этот некий пробел в книге
Александра Исаевича цитатами из Ленина.
Например: “Речи о равенстве, свободе и демократии в нынешней обстановке —
чепуха <...> Я уже в 1918 г. указывал на необходимость единоличия,
необходимость признания диктаторских полномочий одного шца с точки зрения
проведения советской идеи”. И далее: “...Решительно никакого противоречия
между советским (т. е. социалистическим) демократизмом и применением
диктаторской власти отдельных лиц нет <...> Как может быть обеспечено
строжайшее единство воли? Подчинением воли тысяч воле одного”. И далее: “Волю
класса иногда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто
более необходим”. И далее: “Научное (?!РГ)' понятие диктатуры означает не что
иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно
правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть”.
В течение десятилетий на Западе многие так называемые советологи либерального
типа пытались весь терроризм Ленина перевалить на Сталина, на московские
“процессы ведьм”, на “великую чистку” 1937 года, на “процесс врачей” и т. д.
Это была ложь во спасение некой выдумки о якобы какой-то “демократичности”
Ленина (и при Ленине), которая не только в нем (и при нем) никогда не
ночевала, но была глубоко противна ему по природе. Своим “Архипелагом ГУЛАГ”
Солженицын восстанавливает историческую правду. Он пишет: “Когда теперь бранят
произвол культа, то упирается все снова и снова в настрявшие 37-й и 38-й годы.
И так это начинает запоминаться, как будто ни ДО не сажали, ни ПОСЛЕ, а только
в 37-м и 38-м. Не имея в руках никакой статистики, не боюсь, однако,
ошибиться, сказав, поток 37-го и 38-го ни единственным не был, ни даже
главным, а только, может быть, — одним из трех самых больших потоков,
распиравших мрачные вонючие трубы нашей тюремной канализации”.
Большая заслуга Александра Исаевича Солженицына в том, что именно к Ленину, ко
всему большевицкому заговору и перевороту он относит закладку страшной машины
убийств и ломки человеческих тел и душ.
1 Известно, что учение Ленина называется “научным социализмом”, хотя всякий
дурак должен бы понять, что ничего “научного” здесь нет. И диктатуру (свою)
Ленин определяет как “научную”, что является просто уже бредом.
2. ВОПЛОЩЕНИЕ “ИДЕОЛОГИИ”
“Голубые канты” — одна из сильных глав “Архипелага ГУ ЛАГ”. Общеизвестно
положение и Ленина и Дзержинского: “каждый большевик должен быть чекистом”. В
вопросе о терроре вся головка большевиков — от Ильича до Бухарчика — никогда
не фальшивила. “Классовая борьба”. Ее очень хорошо назвал Н.К.Михайловский —
“школой озверенья”.
“Устрашение является могущественным средством политики, и надо быть лицемерным
ханжой, чтоб этого не понимать”, — писал Троцкий. “Буквы ГПУ не менее страшны
для наших врагов, чем ВЧК. Это самые популярные буквы в международном
масштабе”, — писал Зиновьев. “Революции всегда сопровождаются смертями, это
дело самое обыкновенное. И мы должны применять все меры террора <...> Я требую
организации революционной расправы!”, — говорил Дзержинский. “Трибунал — это
не суд, в котором должны возродиться юридические тонкости <...> Если
целесообразность потребует, чтобы карающий меч обрушился на голову подсудимых,
то никакие <...> убеждения словом не помогут. Мы охраняем себя не только от
прошлого, но и от будущего”, — говорил Крыленко. “Мы не отличаем намерения от
самого преступления, и в этом превосходство советского законодательства перед
буржуазным”, — высказывался Вышинский. Можно привести такие же морально
готтентотские цитаты из выступлений и писаний Сталина, Менжинского, Лациса,
Петерса, Урицкого, Кагановича, Микояна, Володарского, Ягоды, Ежова и других
членов “шайки”. Но я думаю, это излишне.
О психологии “каждого большевика”, долженствующего тем самым “быть и
чекистом”, писалось много, но только Солженицын подал эту тему так, как
должно. Его “голубые канты” живут и незабываемы.
Говоря о таких ленинцах-чекистах, как Абакумов и Берия (этот тип своих
подручных Ленин удовлетворенно называл “рукастыми коммунистами”), Солженицын
пишет: “Они по службе не имеют потребности быть людьми образованными, широкой
культуры и взглядов — и они таковы <...> Им по службе нужно только четкое
исполнение директив и бессердечность к страданьям — и вот это их, это есть.
Мы, прошедшие через их руки, душно ощущаем их корпус, донага лишенный
общечеловеческих представлений <...> Они понимали, что дела (арестованных. —
Р.Г.) — дуты, и всё трудились за годом год. Как это?..”, — спрашивает
Солженицын. И отвечает словами колымского следователя: “Ты думаешь, нам
доставляет удовольствие применять воздействие (это по ласковому ПЫТКИ,
поясняет Солженицын). Но мы должны делать то, что от нас требует партия”.
ПАРТИЯ. Слово сказано. Это и есть та знаменитая нечаевско-ленинская
“организация профессиональных революционеров”, которая должна была
“перевернуть Россию”, не видя ни ее крови, ни ее слез. Она ее и перевертывает
шестьдесят девять лет. Кто? Эти самые “голубые канты” — дети и внуки Ильича,
для которых он изобрел особую ленинскую идеологическую инъекцию из марксизма,
пугачевщины и шигалевщины. Для изобретения такой “сыворотки” Сталин был
мелкотравчат.
Конечно, в чекистских “легендах”, в полной вымышленности так называемых
“преступлений” ничего нового нет. Всякий революционный террор всегда живет
такой вымышленностью. Так было у якобинцев. Так было и есть в Китае у Мао Цзе
Дуна. Так было и есть в империи ГУЛАГ. Чем же заговорщикам удержать свою
власть, как не ужасом?
Вспоминаю статью американского философа Сиднея Хука. К нему пришел известный
немецкий поэт, коммунист, его друг Берт Брехт. Это было в дни самого страшного
по своей сатанинской вымышленности сталинского террора. Хук, естественно,
спросил Брехта, что он об этом думает? И коммунистическая интеллектуальная
знаменитость без запинки ответила: “Чем больше они невиновны, тем больше они
виноваты”. Хук подал Брехту пальто и шляпу. И больше его не видел. “Формула
Брехта” определяет всю психологию “голубых кантов”.
С порабощением рабочих партаппаратом из ленинской “идеологической инъекции”
исчезли признаки марксизма (“фабрики рабочим!”) После погрома и закрепощения
крестьянства (“земля крестьянам!”) исчезла пугачевщина. Что же осталось от
“идеологической инъекции”? Осталось главное, что привело “шайку” к власти, —
шшалевщина. “Мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный
разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю.
Полное равенство... Но у рабов должны быть и правители. Полное послушание,
полная безличность... Одно или два поколения разврата теперь необходимо:
разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую,
трусливую, себялюбивую мразь — вот что надо! А тут, чтобы еще к свеженькой
кровушке попривыкли...”, — говорит в “Бесах” Петр Верховенский, практик
шигалевшины. Недаром о “Бесах” Достоевского Ленин говорил — “омерзительно, но
гениально!” Стало быть, Достоевский что-то — самое нутряное — нащупал в
нечаевщине-ленинщине. Конечно, теперешние “голубые канты”, все эти разъевшиеся
номенклатурные мурлы и хари снизили шигалевщину с ее интеллектуального уровня
до уровня грубоживотного, разбойного примитива. Они уже гораздо ближе к Федьке
Каторжному, чем к Шигалеву.
Солженицын пишет: “По роду деятельности и по сделанному жизненному выбору
лишенные ВЕРХНЕЙ сферы человеческого бытия, служители Голубого Заведения с тем
большей полнотой и жадностью живут в сфере нижней. А там владели ими и
направляли их сильнейшие (кроме голода и пола) инстинкты нижней сферы;
инстинкт ВЛАСТИ и инстинкт НАЖИВЫ. (Особенно — власти. В наши десятилетия она
оказалась важнее денег...) Для людей без верхней сферы власть — это трупный
яд. Им от этого зараженья — нет спасенья”.
Но все же, конечно, от Ильича Первого и его ленинизма Ильич Второй — Брежнев —
не отрекается. Да и не может. Чем же ему было бы жить ? Даже книгу своих
глубокомысленнейших речей он так и озаглавил — “Ленинским курсом”. И КПСС, и
КГБ до сих пор освящены и ославлены именем великого Ленина. Солженицын так
пишет об этой единственной, всесильной опоре ленинского государства — о
гордости партии — о “голубых кантах”: “Ты выше открытой власти с тех пор, как
прикрылся этой небесной фуражкой. Что ТЫ делаешь, никто не смеет проверить, но
всякий человек подлежит твоей проверке <...> Ведь один ты знаешь
спецсоображения, больше никто. И поэтому ты всегда прав <...> Все твое теперь!
Все для тебя! Но только будь верен ОРГАНАМ! Делай все, что велят <...> Ничему
не удивляйся: истинное назначение людей и истинные ранги людям знают только
Органы, остальным просто дают поиграть <...> Нет, это надо пережить — что
значит быть голубой фуражкой. Любая квартира, какую высмотрел, — твоя! Любая
баба — твоя! Любого врага — с дороги! Земля под ногой — твоя! Небо над тобой —
твое, голубое!..” Мартов, Валентинов, Войтинский, Нагловский и другие, хорошо
знавшие Ленина, пишут, что к людям Ленин относился “с недоверием и презрением”
(Мартов). “Надо ко всем людям относиться без сентиментальности, надо держать
камень за пазухой” — вот формула Ленина еще 900-х годов (Валентинов). Члены
его заговорщической, конспиративной партии рассматривались им, по его
собственному выражению, как “партийное имущество”. И ценность этого
“имущества” Ленин измерял одним аршином: “полезности”.
“Тем-то он и хорош, что ни перед чем не остановится. Вот вы, скажите прямо,
могли бы вы за деньги пойти на содержание к богатой купчихе? И я не пошел бы,
не мог бы себя пересилить. А Виктор пошел. Это человек незаменимый!” Так, в
1907 году, говорил Ленин члену болыпевицкого центра профессору Рожкову о
Викторе Таратуте, который “по директиве” Ленина подвалился к богатой
московской купчихе Елизавете Шмит, чтобы — через постель — получить деньги на
большевицкую партию, на Ленина. И Таратута это прелестное и приятное задание
Ильича выполнил целиком и полностью. Капиталы Шмит попали-таки в руки Ленина.
Я не знаю, чем кончил Таратута. Но, несомненно, при Ленине и после него он
вполне бы мог быть и на месте Петерса, и на месте Ягоды, и на месте Берии,
руководя “голубыми кантами”, ибо “заповеди” Таратуты и “голубых кантов”
родились из того же бесовского аморализма Ленина. Ленину на его дело были
нужны деньги. И он шел на получение их не только “через постель купчихи”, но и
через настоящие грабежи (с убийствами), чего Маркс как-то не предвидел.
В 1906 году по директиве Ленина его ближайшие подмастерья Коба (Сталин) и Камо
(Тер-Петросян) совершили вооруженное ограбление в Чиатури. Из награбленных 21
тысячи рублей 15 тысяч пошли к Ленину, в его “большевицкий центр”. Крупные
деньги шли от грабежей и позже — от ограбления на корабле “Николай I” и в
Бакинском порту. Но самым крупным (просто грандиозным!) ленинским мокрым
грабежом (то есть с убийствами) было знаменитое в анналах партии ограбление
Кобой и Камо тифлисского Государственного банка в июне 1907 года. Тут
грабители-марксисты применили бомбы. (Не от этих ли бомб в наши дни бомбы
взрываются по всему миру?! Конечно, от этих, ленинских!). Бомб было брошено
около десяти, были убиты три человека и пятьдесят ранены, зато в кармане
Ленина оказалось около 300 тысяч рублей (а тогда рубли были золотые!). В 1912
году под руководством посланного Лениным из-за границы Камо ленинцы-бандиты
грабанули денежную почту на Каджарском шоссе, причем были убиты семь казаков.
Вот по какой дороге “воля к власти” вела социалистического насильника Ленина и
привела к октябрьской революции и тоталитарной империи “Архипелага ГУЛАГ”.
Аморализм голубых кантов не упал с неба. Это чистое “учение” Ленина.
Не помню кому в свой последний приезд в Париж (кажется, Адамовичу?) Анна
Ахматова говорила, что “Достоевский ничего не понимал в убийстве”. У него
Раскольников, убив старуху-процентщицу, терзается душевно: “все позволено?”
или “не все позволено?” А “у нас”, говорила Ахматова, человек убивает тридцать
человек и вечером с женой едет в оперу. Кто же этот человек? Этот “голубой
кант”? По Ленину, это “носитель объективной истины”, образцовый
большевик-ленинец. Это может быть Ягода. Может быть Агранов. Может быть
Мессинг. Может быть Петерс. Как у “носителя объективной истины”, у него и не
должно быть от этих убийств никаких охов и ахов. А раз так — то он и едет с
женой в оперу освежиться, отдохнуть для завтрашней работы.
В книге Валентинова “Встречи с Лениным”, кстати, приведен даже диалог между
Валентиновым и Лениным на эту тему: о совести у преступника. “Из ваших слов
вытекает, что ни одна гадость не должна быть порицаема, если ее учиняет
полезный партии человек. Так легко дойти до "все позволено" Раскольникова”, —
говорил Ленину Валентинов.
“Ленин остановился и, засунув большие пальцы за отворот жилетки, посмотрел на
меня с нескрываемым презрением. — Все позволено! (сказал Ленин). Вот мы и
приехали к сантиментам и словечкам хлюпкого интеллигента, желающего топить
партийные и революционные вопросы в морализирующей блевотине! Да о каком
Раскольникове вы говорите? О том, который прихлопнул старую стерву-ростовщицу,
или о том, который потом на базаре в покаянном кликушестве лбом все хлопал в
землю? Вам, посещавшему семинарий Булгакова, может быть, это нравится?”
Ленин в марксизме занимал позицию некой якобинской марксятины. Для Ленина
старуха-процентщица была не человек, она была — некий схематический знак
“классового врага”, и убить ее было и можно и, может быть, нужно. У марксистов
такого толка человеческая личность всегда была — “quantité négligeable”. Вот
из такой ленинской марксятины прямехонько и родился “ленинец”, шлепающий
тридцать человек (потенциальных иль мнимых, не все ли равно) “врагов народа” и
после этого едущий в оперу. Голубому канту — “все позволено”. Из этого
ленинского “все позволено” и родился “Архипелаг ГУЛАГ”.
Кстати, люди, близко знавшие Ленина, отмечают в его характере приступы ража,
внезапного бешенства, злобу, беспощадность, беспринципность и, как пишет
Валентинов, “дикую нетерпимость, не допускающую ни малейшего отклонения от
его, Ленина, мыслей и убеждений”. “Для терпимости существуют отдельные дома”,
— говорил Ленин. В той же книге “Встречи с Лениным” Валентинов рассказывает,
что известный большевик и писатель А.А.Богданов, по профессии врач (Бердяев в
“Самосознании” пишет — врач-психиатр), в 1927 году говорил Валентинову:
“Наблюдая в течение нескольких лет некоторые реакции Ленина, я, как врач,
пришел к убеждению, что у Ленина бывали иногда психические состояния с явными
признаками ненормальности”.
В Ленине для его партийцев, так же как в Гитлере для его партийцев (Der Fuhrer
weiss allés!), была воплощена вся истина. И партия шла за Лениным, как за
идолом. Бухарин писал, что “Ленин вел партию, как власть имущий”. Уже это
отдает идолопоклонством. По множеству свидетельств, так оно и было. Конечно,
бывали в ЦК кое-какие “бунты”, несогласия. Но все они, как пишет Мартов, были
всегда “бунтом на коленях”. Когда же кое-кто заходил в своем “личном мнении”
слишком далеко, то Ленин действовал очень решительно. Томского за такое
“бузотерство” он немедленно выслал в Туркестан. Г.Мясникова арестовал и сослал
на Кавказ, откуда он бежал за границу. А в Кронштадте без суда расстрелял всех
восставших против него коммунистов.
А.Д. Нагловский, старый большевик, хорошо знавший Ленина, бывший первый
советский торгпред в Италии, избравший на Западе свободу и ставший
невозвращенцем, так описывает “демократизм” заседаний ленинского Совнаркома:
“У стены, смежной с кабинетом Ленина, стоял простой канцелярский стол, за
которым сидел Ленин <...> На скамейках, стоявших перед столом Ленина, как
ученики за партами, сидели народные комиссары и вызванные на заседание видные
партийцы. Такие же скамейки стояли у стен <...> на них так же тихо и скромно
сидели наркомы, замнаркомы <...> В общем, это был класс с учителем
довольно-таки нетерпимым и подчас свирепым, осаживавшим "учеников"
невероятными по грубости окриками <...> Ни по одному серьезному вопросу никто
никогда не осмеливался выступить "против Ильича..." Самодержавие Ленина было
абсолютным <...> Обычно во время общих прений Ленин вел себя в достаточной
степени бесцеремонно. Прений никогда не слушал. Во время прений ходил. уходил.
Приходил. Подсаживался к кому-нибудь и, не стесняясь, громко разговаривал. И
только к концу прений занимал свое обычное место и коротко говорил: — Стало
быть, товарищи, я полагаю, что этот вопрос надо решать так! — Далее следовало
часто совершенно не связанное с прениями "ленинское" решение вопроса. Оно
всегда тут же без возражений и принималось. "Свободы мнений" в Совнаркоме у
Ленина было не больше, чем в совете министров у Муссолини и Гитлера”.
Тот же А.Д.Нагловский о смерти Ленина пишет так: “Когда Ленин умер, я видел
многих видных вельмож коммунизма, которые плакали самыми настоящими
человеческими слезами. Плакали не только Коллонтай, Крестинский, Луначарский,
но (в самом буквальном смысле) плакали заматерелые чекисты. Любовь партии к
Ленину, и даже не любовь, а какое-то "обожание" были фактом совершенно
несомненным. В Ленине жила идея большевизма”.
Естественно, когда этот “самовластительный злодей” умер, партии, воспитанной в
его самодержавии, был — как воздух — необходим новый самодержец. Он и пришел в
лице Сталина, что с точки зрения бытия партии было закономерно. И Сталин пошел
за Лениным, как говорит Солженицын, “точно, стопой в указанную стопу”. Так и
идет полувековой “Le Massacre des innocents” на глазах всего мира, заражающий
своим злом землю. Конечно, Сталин превзошел Ленина по числу массово убиенных.
И некоторые могли при нем, вспоминая Ленина, говорить: “и злая тварь милее
злейшей”. Но изуверство всей этой шайки в своей сути одинаково — от Ильича
Первого до Ильича Второго.
В “Архипелаге ГУЛАГ” А.И.Солженицын, как искусный хирург, вскрывает всю
анатомию этой “заплечных дел демократии”, показывая психологию обслуживающих
ее палачей от самой головки голубых кантов до какого-нибудь безымянного
лагерного убийцы в небесной фуражке. Аресты, допросы, пытки, тюрьмы,
концлагеря, тройки, ревтрибуналы, особые отделы — всё есть в этой страшной
уголовной энциклопедии ленинизма.
Солженицын пишет: “Арестознание — это важный раздел курсов общего
тюрьмоведения, и под него подведена общественная теория. Аресты имеют
классификацию по разным признакам: ночные и дневные, домашние, служебные,
путевые; первичные и повторные; расчлененные и групповые <-> Нет-нет, аресты
очень разнообразны по форме. Ирма Мендель, венгерка, достала как-то в
Коминтерне (1926 год) Два билета в Большой театр, в первые ряды. Следователь
Клегель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь
спектакль, а после этого он повез ее прямо на Лубянку”.... “Нет, никогда у нас
не был в небрежении и арест дневной, и арест в пути, и арест в кипящем
многолюдий... Вот вокзал. В пассажирском зале или у стойки с пивом вас
окликает симпатичнейший молодой человек: "Вы не узнаете меня, Петр Иваныч?"
Петр Иваныч в затруднении: "Как будто нет, хотя..."Молодой человек изливается
таким дружелюбным расположением: "Ну, как же, как же, я вам напомню..." и
почтительно кланяется жене Петра Иваныча: "Вы простите, ваш супруг через одну
минутку..." Супруга разрешает, незнакомец уводит Петра Иваныча доверительно
под руку — навсегда или на десять лет!.. Граждане, любящие путешествовать! не
забывайте, что на каждом вокзале есть отделение ГПУ и несколько тюремных
камер...” “Вас в "гастрономе" вызывают в отдел заказов и арестовывают там; вас
арестовывает странник, остановившийся у вас на ночь Христа ради, вас
арестовывает монтер, пришедший снять показания счетчика; вас арестовывает
велосипедист, столкнувшийся с вами на улице; железнодорожный кондуктор, шофер
такси, служащий сберегательной кассы и киноадминистратор — все они
арестовывают вас, и с опозданием вы видите глубоко запрятанное бордовое
удостоверение”.
“Всеобщая невиновность, — пишет Солженицын, — порождает и всеобщее бедствие”.
Это как раз подтверждает формулу Берт Брехта. “Не каждому дано, — пишет
Солженицын, — как Ване Левитскому, уже в четырнадцать лет понимать: "Каждый
честный человек должен попасть в тюрьму. Сейчас сидит папа, а вырасту я — и
меня посадят". (Его посадили двадцати трех лет)”. “...И в Москве начинается
планомерная проскребка квартала за кварталом. Повсюду кто-то должен быть взят.
Лозунг: "Мы так трахнем кулаком по столу, что мир содрогнется от ужаса!"...
Типичный пример из этого потока: несколько десятков молодых людей сходятся на
какие-то музыкальные вечера, не согласованные с ГПУ. Они слушают музыку, а
потом пьют чай. Деньги на этот чай они самовольно собирают в складчину.
Совершенно ясно, что музыка — прикрытие их контрреволюционных настроений, а
деньги собираются вовсе не на чай, а на помощь погибающей мировой буржуазии.
Их арестовывают ВСЕХ, дают от трех до десяти лет (Анне Скрипниковой — пять), а
несознавшихся зачинщиков (Иван Николаевич Баренцев и другие) —
РАССТРЕЛИВАЮТ!”... “Или в том же году, где-то в Париже собираются
лицеисты-эмигранты отметить традиционный пушкинский лицейский праздник. Об
этом напечатано в газетах. Ясно, что это — затея смертельно раненного
империализма. И вот арестовываются ВСЕ лицеисты, оставшиеся в СССР, а заодно и
— "правоведы"”... “Удобное мировоззрение рождает и удобный юридический термин:
социальная профилактика. Он введен, он принят <...> Один из начальников
Беломорстроя Лазарь Коган так и будет скоро говорить: "Я верю, что лично вы ни
в чем не виноваты. Но, образованный человек, вы же должны понимать, что
проводилась широкая социальная профилактика"” ... “Затаились и подлежали
вылавливанию также и все прежние государственные чиновники <...> Некто Мова из
простой любви к порядку хранил у себя список всех губернских юридических
работников. В 1925 году случайно это у него обнаружили — всех взяли — и всех
расстреляли.......
“Весной 1922 года Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и
спекуляцией, только что переназванная в ГПУ, решила вмешаться в церковные
дела. Надо было произвести и "церковную революцию" — сменить руководство и
поставить такое, которое лишь одно ухо наставляло бы к небу, а другое к
Лубянке <...> Для этого арестован патриарх Тихон и проведены два громких
процесса с расстрелами: в Москве — распространителей патриаршего воззвания, в
Петрограде — митрополита Вениамина...”
Говоря о первых сфабрикованных в ГПУ публичных процессах — Промпартии,
Трудовой крестьянской партии, Союзного бюро меньшевиков — Солженицын пишет:
“Самые аляповатые детективы и оперы с разбойниками серьезно осуществлялись в
объеме великого государства”.
“Так пузырились и хлестали потоки — но через всех перекатился и хлынул в
1929—30 годах многомиллионный поток раскулаченных. Он был непомерно велик, и
не вместила б его даже развитая сеть следственных тюрем, но он миновал ее, он
сразу шел на пересылки, в этапы, в страну ГУЛАГ <..-> Этот поток (этот океан!)
выпирал за пределы всего, что может позволить себе тюремно-судебная система
даже огромного государства. Он не имел ничего сравнимого с собой во всей
истории России <...> Озверев, потеряв всякое представление о "человечестве", —
лучших хлеборобов стали схватывать вместе с семьями и безо всякого имущества,
голыми, выбрасывать в северное безлюдье, в тундру и в тайгу <...> Поток 29-го
~30-го годов, протолкнувший в тундру миллиончиков пятнадцать (а как бы не
поболе). Но мужики народ бессловесный, ни жалоб ни написали, ни мемуаров <...>
Пролился этот поток, всосался в вечную мерзлоту, и даже самые горячие умы о
нем почти не вспоминают. Как если бы русскую совесть он даже и не поранил. А
между тем не было у Сталина (и у нас с вами) преступления тяжелее”.
“...Поток этот отличался от всех предыдущих еще и тем, что здесь не цацкались
брать сперва главу семьи, а там посмотреть, как быть с остальной семьей.
Напротив, здесь сразу выжигали только гнездами, брали только семьями и ревниво
следили, чтобы никто из детей, даже четырнадцати, десяти или шести лет, не
отбился в сторону: все няподскреб должны были идти в одно место, на одно общее
уничтожение. (Это был ПЕРВЫЙ такой опыт, во всяком случае в Новой истории. Его
потом повторил Гитлер с евреями и опять же Сталин с неверными или
подозреваемыми нациями)”.
Страшно вспомнить, что на Западе в социалистических кругах II Интернационала
этот всероссийский крестьянский погром в “15 миллиончиков” человеческих жизней
вызвал у некоторых социалистов “научный интерес”. О нем писали как о “новом”
социальном эксперименте — коллективизации деревни. К нашему стыду, эти ноты
раздавались и в русской зарубежной социалистической печати. Впрочем, это
вполне увязывалось с “доктриной”, с тем, что Маркс и Энгельс всегда говорили
об “исконном идиотизме деревни”. Но когда Гитлер начал уничтожать приверженцев
II Интернационала, никто на Западе не писал, конечно, что это “интересный
социальный эксперимент”. Запад глубоко виноват перед Россией своим молчанием
перед ужасами террора шигалевской шайки.
В конце главы “История нашей канализации” Солженицын спрашивает: “Объединить
ли все теперь и объяснить, что сажали безвинных? Но мы упустили сказать, —
говорит он, — что само понятие вины отменено пролетарской революцией, а в
начале 30-х годов объявлено правым оппортунизмом. Так что мы уже не можем
спекулировать на этих отсталых понятиях: вина и невиновность”.
Солженицын прав: в ленинском государстве пытками понятия вины и невиновности
стерты, им нет места, если на "пыточном следствии” арестованному, — как пишет
Солженицын, — “будут сжимать череп железным кольцом, опускать человека в ванну
с кислотами, голого и привязанного пытать муравьями, клопами, загонять
раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие ("секретное тавро"),
медленно раздавливать сапогом половые органы, а в виде самого легкого — пытать
по неделе бессонницей, жаждой и избивать в кровавое мясо”.
1918 году, защищая свой террор, Троцкий писал: "Трудно обучить массы хорошим
манерам. Они действуют поленом, камнем, огнем, веревкой”. Через некоторое
время Троцкий на себе самом испытал “дурные манеры” масс, правда, не полено,
не камень, не огонь, не веревку, а острый ледоруб, которым сталинский голубой
кант Рамон Меркадер размозжил голову этому террористу. “Злом злых погублю”.
На XXII съезде Хрущев разорялся о “недопустимых методах физического
воздействия”. Но это, конечно, был только тактический и безошибочно сильный
“ход конем” в борьбе Хрущева за власть. Пытки были при Ленине, были при
Сталине. И эпигоны их не отменили. Если отменили “либерально”, для Запада —
введение раскаленного шомпола в анальное отверстие, — то создали новые
страшные пытки в психбольницах, разрушая психически человека впрыскиваниями
соответственных химикалий.
От методов физического и психического насилья над человеком, от его ломки и
сламывания ленинская шайка отказаться никогда не могла и не может. Она
труслива и (не без оснований) предполагает, что такой отказ приведет к
“индонезийскому финалу”. “Архипелаг ГУЛАГ” — это героическая и титаническая
попытка борьбы с шайкой путем раскрытия всех ее преступлений против человека.
“Тут мой вопль услышат двести, дважды двести человек — а как же с двумястами
миллионами?”, — пишет Солженицын. И добавляет: “Смутно чуется мне, что
когда-нибудь закричу я двумстам миллионам”.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|