| |
Перевод,
научное редактирование: Федор Капица и Татьяна
Колядич |
Мария Гимбутас
|
Славяне
Глава 7. Социальная
структура
|
Основным источником
информации о системе семейных и межродовых отношений у древних славян
является терминология родства. Содержащиеся в ней архетипические
элементы возникли в доисторическую эпоху. Археологические свидетельства
отличаются неполнотой и дискретностью, поэтому они используются лищь как
дополнительное обоснование.
Совместные семьи
Благодаря феномену "совместной семьи", все еще существующему или совсем
недавно встречавшемуся в Югославии, Болгарии и Белоруссии можно
заглянуть изнутри в систему внутрисемейных отношений и изучить
родственные взаимоотношения, существовавшие в протославянском обществе.
В Сербо-Хорватсокм языке слово kuca (куча) означает "дом". От него
происходят два обозначения основных типов
семьи: inokostina или kuca
inokosna, - "родственная семья, единый дом" и kuca zadruzna –
объединенная семья, сообщество, состоящее из нескольких братьев и их
семей.
Другое сербо-хорватское обозначение – "задруга" – прямое значение "дружина", общность, члены которой обычно имеются
"други", товарищи и
все вместе являются задружниками – общностью. На далтматском побережье
члены такой семьи называются "общими братьями" или "неразделимыми
братьями". В ряде мест Болгарии для их обозначения употребляется слово "челядь", которое в русском языке имеет значение
"домашняя прислуга". На
Руси также существует различие между "большой, родовой семьёй" и "малой,
отцовской семьёй". Данным термином мы и будем пользоваться в дальнейшем.
Центром задруги являлось огнище ("очаг"), дом в котором проживал глава
общины вместе со своими ближайшими родственниками. В древнерусском языке
он назывался "огнищанин". В его доме члены задруги собирались в часы
досуга, здесь же готовили и принимали пищу. Обычно огнище состояло из
одного большого помещения с углубленным в землю очагом. Жилища других
членов семьи группировались вокруг него, часто образуя полукруг,
фактически это были не дома, а места для ночевки. В сербском, хорватском
и славянском оба типа жилищ четко различаются: "огнище" называют куча,
хижа, зоба, изба, что означает "жилище с очагом",в отличие от другого
типа называемого клеть, комора, что означает "помещение" или "комната".
В Древней Руси общий очаг располагался в огнище, в этом случае дом
назывался "истопка" (от глагола "топить", "нагревать"), согласно
народной этимологии из общеславянского "топить" (сравним с общее
германским словом stube, что также означает "изба" или "комната").
На территории Архангельской области еще не так давно зажиточные
совместные семьи устраивали общую комнату, называемую "раздел", тогда
как отдельное жилище каждой семьи называлось "отдел", то есть жилье,
отделенное от других.
В 1897 году Довнар Запольский сообщает, что в Минской области Белоруссии
отец выстроил на своем дворе отдельные избы для каждого из сыновей и его
семьи, но земля, скот, сельскохозяйственные орудия и приготовление пищи
остались общими. Все семьи вместе ели и вместе работали. Каждая семья
владела только своей одеждой и утварью, отдельно зарабатывая деньги.
Аналогичное устройство имели усадьбы в старой Латвии, где хозяин жил в
главном доме на усадьбе, а его женатые сыновья - в постройках,
называвшихся "жилые клети". В них была небольшая печка, использовавшаяся
исключительно для обогрева в холодное время года. Приготовление пищи
осуществлялось только в главном доме или, если семья была большая, то в
специально построенной кухне.
У всех членов задруги было одно общее родовое имя (патроним), которое
давалось каждому новому члену при крещении. Это было имя основателя
задруги. Когда задруга слишком разрасталась, она делилась на несколько
частей, но все они сохраняли общий патроним. Обычно задруга составляла
небольшую деревню или ее часть.
По своей сути задруга представляла собой расширенную родовую общину. Ее
главой являлся отец или дед, но он не мог управлять семейными делами без
совета и согласия взрослых членов семьи. Обычно самые основные проблемы
он обсуждал со своими сыновьями.
Параллельно мужской существовала и женская иерархия. Старшая среди
женщин именовалась "мать дома". Круг ее власти определялся всей домашней
работой: приготовлением пищи, кормлением скота, ткачеством, шитьем и
прядением. Она определяла порядок работы по дому и поддерживала мир в
доме. Обычно "матерью дома" являлась жена отца или деда, наделенная им
властью. При необходимости мать выполняла роль посредника между главой
дома и остальными членами семьи, но сама никогда не становилась главой
задруги, хотя и принимала его обязанности после внезапной Смерти. Глава
рода выбирал своего наследника, обычно им становился старший или
следующий по возрасту сын. Если у него не было сыновей, глава дома мог
назначить преемником своего брата или сына своего брата.
Если отец неожиданно умирал, не назначив себе преемника, то самый
старший мужчина задруги выбирал человека, чей авторитет. возраст,
способности и навыки признавались всеми окружающими. Ведь глава дома
становился организатором задруги, он отвечал как за ее экономическое,
так и за моральное благосостояние. В его обязанности также входило
поддержание добрых отношений между его задругой и окружающим ее внешним
миром - остальной деревней, церковью и государством.
Дома он выступал и как судья, следивший за тем, чтобы члены семьи
выполняли возложенные на них обязанности. При необходимости улаживал
проблемы и ссоры. Принятое им решение не оспаривалось и считалось
единственно правильным. Даже в старости совет старшего (деда) ценился
весьма высоко. Еще с дохристианских времен глава семьи выступал и в
функции домашнего жреца. Он обеспечивал почитание предков, продолжавших
охранять семью и после своей Смерти. Поклонение предкам особенно
ревностно поддерживалось в России, где внутрисемейные отношения были
особенно патриархальными.
Следующими в иерархии были сыновья, которые образовывали семейный совет,
после них – женщины и дети.
Женщина находилась на самой низшей ступени. Она всецело зависела от
мужа, глава дома мог бить ее и детей и даже сожительствовать с женами
сыновей. В "Лаврентьевской летописи" упоминается, что у древлян,
радимичей, вятичей и северян мужчины могли иметь по две или три жены. Со
дня свадьбы невеста называлась молодой (молодухой), то есть самой
младшей. Наименование подчеркивало, что у нее нет практически никаких
прав.
После Смерти мужа жена не имела прав собственности. Ей просто
дозволялось оставаться в доме, готовить, изготавливать одежду и
участвовать в похоронах. Если она покидала дом мужа, то теряла все.
Начиная с десяти лет дети начинали работать пастухами, с шестнадцати они
уже работали в поле, а в двадцать считались взрослыми.
Задругу можно представить как сообщество, охватывающее три сферы
отношений:
1.
Личную, поскольку все жили вместе под началом главы дома. Это означало,
что начиная с определенного возраста мальчики и девочки выходили из-под
опеки своих матерей и других женщин и воспитывались не своим собственным
отцом, а главой дома и соответственно хозяйкой дома.
2.
Территориальную. Даже в том случае, когда каждая семья жила в отдельном
доме, сохраняя личную собственность, землей и сельскохозяйственными
орудиями продолжали владеть совместно.
3.
Экономическую. Все члены сообщества принимали участие в совместном
сельскохозяйственном труде, а результаты их индивидуальной деятельности
рассматривались как вклад в общее благосостояние всей задруги.
Предполагают, что доисторическая славянская задруга располагалась в
комплексах небольших отдельных строений, наподобие тех, что существовали
в Болгарии, Югославии, России и других славянских странах вплоть до
конца XIX века. Вместе с тем по имеющимся археологическим данным
невозможно точно установить, что задруги существовали на протяжении всей
праславянской и ранней славянской истории.
С уверенностью можно утверждать лишь то, что форма патриархальной
объединенной семьи в определенные периоды существовала на славянской
территории. Она имеет близкие аналоги у балтов, иранцев (например, у
осетин на Кавказе) и у армян. Почти во всех западных индоевропейских
группах и в том числе у западных славян задругу сменил патрилинейный
род. На востоке и южной части славянского региона, византийское,
татарское и тюркское влияние не только укрепили задругу, но и сделали ее
более патриархальной.
Патриархальная, объединенная семья с системой наследования по мужской
линии, где женщины имели огромное влияние, клановая и племенная
организация с экзогамией и кровной местью, культом урожая и предков
характерна для центрально-азиатских пастушеско-скотоводческих культур
индо-европейского, финно-угорского или тюрко-монгольского типа. Чем
дальше люди отходили от влияния кочевой жизни, тем больше элементов
соответствующего уклада они теряли.
На основании изучения индо-европейской терминологии родства П.Фридрих
делает вывод, что она соответствует патрилокальной семье (на это
указывает отсутствие терминов для обозначения родственников из семьи
жены) и что система родства соответствовала третьему типу (омаха III по
его классификации). Это означает, что дети сестры мужа имели равные
права с его собственными внуками, в то время как брат матери имел те же
права, что и его дед. Возможно, данный факт может рассматриваться как
обоснование кровной мести за Смерть сына сестры (о которой говорится в
"Русской правде").
Существование терминов типа "зять" и "племянник", Фридрих рассматривает
как следствие запрета на заключение брака между двоюродными братьями или
сестрами. На основании изучения ранних законов он выделяет основные типы
индо-европейских браков: брак –похищение, брак – выкуп и многоженство (в
основном ограничивалась высшим сословием), правовое главенство мужа над
женой и внебрачное сожительство. Типичной особенностью семьи является и
то, что сыновние обязанности считались выше, чем долг отца по отношению
к сыну. Как и в больших родовых союзах, кровная месть и выплата
денежного возмещения (вира) рассматривались как равноценное наказание за
преступление.
Родственные взаимоотношения
Общими славянскими терминами индо-европейского происхождения считаются
pleme* "племя", rodu* - "род" ("клан"), ouzuk (узокъ) – единокровный
(связанный узами). семья – родственники, хотя и образованное от
общеславянского semen - "семя" не встречается во всех современных
славянских языках. Приведенная ниже схема личного родства основывается
на исследованиях Исаченко (1953) и Фридриха (1965).
Средний столбец перевести в славянский шрифт
Кровные родственники
|
Старославянское наименование
|
Индоевропейская форма и этимология*
|
Дедушка
|
Дедъ
|
Славянское нововведение,
|
Бабушка
|
Баба
|
Возм., из детского бормотания
|
Отец
|
Отче
|
Возм., от детск.
Atta
|
брат отца
|
Stryji
|
PHtrwos*Ср.
анг.
Father
|
Мать
|
Мати (род.матере)
nana
|
MaHter* nan/nana(уменьш.)
|
Брат матери
|
Uji
|
Awyos*
|
Брат
|
Братъ
bratru
|
BhraHte:r (досл.
Брат по
клану).
|
Сестра
|
Сестра
|
Swesor*
(собственная женщина);
ср. осетинск.
Xo xwaera
(досл.
женщина из моего клана).
|
ребенок
|
Дите (дитя) (ср. доити – сосать молоко)
|
Dheh
* – сосать
|
Сын
|
Сынъ
|
Swh/sew/sw*
- порождать
|
Дочь
|
Дочь (род. дочере)
|
Dhwghter*
|
Внук
|
Внукъ
(vunouku)
|
(h)an/en (внук)
|
Сын дочери
|
Нетич (др.рус)
Нечак/necak
(серб.)
|
Nepo:t
|
Муж
|
Муж
|
IdE men
– член группы мужей (ср.англ.
member)
|
Отец мужа
|
Свекръ
|
Swek’rwos
(имеющий власть+суфф. пола)
|
Мать мужа
|
Свекроу (svekru)
род. Свекрове
|
Swek’rwhs
(имеющая власть)
|
Брат мужа
|
Деверь
|
DaHywe:r
|
Жена брата мужа
|
Jetry (сестро)
|
YnHter
|
Сестра мужа
|
Золова (zuly;
род. Zluve)
|
kalou*
|
Жена
|
Жено
|
Gwena
(женщина, член группы женщин).
|
Брат мужа
|
Шуринъ (suri)
|
SyVhr
(досл. Сшитый – нить между
двумя кланами)
ср.англ.sew
|
Жена брата мужа
|
невестка
|
Newistha
– самая младшая (возм. От
nevoidta–
неизвестная)
|
Муж сестры
|
zenti
|
G’enHr
|
Муж дочери
|
zenti
|
G’enHr
|
Жена сына
|
сноха
|
Snuso
|
Известен ряд общеславянских терминов родства, которые являются
производными от вышеуказанных.
Прежде всего они дифференцируют
родственников жены и родственников по женской линии.
Вторая жена отца
|
мачеха
|
Дериват от мати
|
Сестра отца
|
Стрыня/стрыя
|
От
strrji
|
Сын брата
|
Братишка/братанъ
|
От
bratru
|
Дочь брата
|
братичина
|
От
bratru
|
Сын сестры
|
сестричич
|
От
sestra
|
Муж сестры
|
свояк
|
От свой (своего рода)
|
племянник
|
Сынович/сыновица
|
От
synu
|
племянница
|
Дочерица/dusterisi
|
От дочь
|
Сестра отца / матери
|
тетя
|
Из детской речи
|
Отец жены
|
тесть
|
|
Мать жены
|
теща
|
|
Сестра жены
|
Svesti/svisti
|
Возможно
|
Сын жены сестры
|
сватка
|
от возвратного
|
Отец или мать мужа
|
Сват/сватья
|
Местоимения
|
новобрачный
|
жених
|
От женити (брать жену)
|
Социальная структура
Опираясь на собственные материалы, собранные в Герцеговине и
Чернрогории, Отто Шредер описал протоиндоевропейскую структуру родовой
семьи. Основной единицей этой структуры является задруга. В горных
районах, где основным занятием было выращивание скота, ее размеры были
невелики. Задруга возникла на основе рода - экзогамного клана, члены
которого были связаны прямым кровным родством. Более крупное объединение
было необходимо для совместного владения скотом, лесами и пастбищами, а
также для их защиты от захвата.
Задруги, в свою очередь, объединялись в племена. Каждое племя занимало
определенную территорию – жупу и возглавлялось жупаном или старшиной
(старейшиной). За ним сохранялась личная власть, но все принципиальные
вопросы решались на совете старейшин.
Традиция кровной мести по-прежнему существует в Черногории и
Косово-Метохии в южной Югославии. В "Русской правде", первом
общенародном своде законов Киевской Руси, предусматривается, что человек
имеет право мстить убийце своего собственного сына или своего брата или
сына сестры. Древнейший рукописный список свода датируется XIII веком,
но на самом деле текст "Русской правды" был составлен гораздо раньше и
долгое время существовал в устной форме.
Социальная организация у славян была типично индоевропейской и близкой к
той, что описал в Геродот в V веке до нашей эры у фракийцев и Тацит в
первом-втором веке нашей эры у германцев. Племя состояло из "князей,
знати, свободнорожденных, освобожденных и рабов". Несколько семей и их
родственники (familiae et propinquitates) объединялись в клан,
возглавлявшие их князья и герцоги обладали небольшой личной властью, но
на самом деле все дела решали советы старейшин.
Византийский историк VI века Иордан пишет о том, что в IV веке остроготы
казнили короля антов вместе с сыновьями и семьюдесятью приближенными.
При описаниях славян в латинских источниках VI и IX веков использованы
термины: rex – "король", dux, princeps – "герцог, правитель", primi,
primores, priores – "выдающиеся люди". В славянских языках для
обозначения герцога или короля использовалось слово кнезъ (русское
князь, сербское кнез) образованное от германского kuningas, но
существуют и исконно славянские наименования для обозначения правителя,
такие как владыка (от владети – владеть) у польских и померанских славян
встречается название витязи (витези), обозначающее представителей
военной аристократии, несших службу на лошадях.
Как показали исследователи, слово "витязь" было образовано от
германского Hvitingr – воин. Позже оно трансформировалось в викинг
Осмысление воина как всадника представляло собой нововведение, связанное
с скифской аристократией, от которых его переняли представители верхних
слоев славянского общества.
Славянский термин "дружина" (совет дворян), известный достаточно давно,
также имеет скифские корни, поскольку не употреблялся в Бронзовом веке.
Только начиная с аварского периода совместные погребения всадников и их
лошадей на территории славян встречаются так же часто как в скифской,
сарматской и балтийской зонах.
Стремена известны также с аварского периода. На некоторых изображениях
наездников и сокольничих из Моравской империи показаны богатые стремена.
Позолоченные шпоры из Микульчицы украшены изображениями человеческих
лиц. Иногда состоятельных мужчины хоронили с мечами в знак их
принадлежности к высшему слою общества.
Среди полабских и восточных славян свободных землепашцев называли
смердами, от общеславяного smirdz, которое соотносится с литовским
смирдас и возможно с иранским словом mard – "мужчина". После
прикрепления крестьян в России к земле слово сохранилось в значении "крепостной", но это вовсе не было его первоначальным значением.
Кроме свободнорожденных людей у древних славян выделялись несвободные –
рабы (старослав. Рабъ) от индоевропейского *orbu - работать, соотносится
с германским Arb/eit (в славянских языках – работа). Русское название –
холопы, неясной этимологии. Они были в основном пленными, чаще всего
захваченными в ходе войны.
Раб не имел права на личную собственность и создание семьи. В
исторических источниках указывается, что обычно с рабами хорошо
обращались. Иногда они рассматривались как члены семьи, только имевшие
ограниченные права. В арабских источниках IX и Х веков, например
сочинениях Ибн-Фадлана, указывается, что вместе с умершим хозяином
кремировали рабов и жен.
О различии в правах и собственности указывают общеславянские
прилагательные богатый, убогий (бедный) и небогъ - неимеющий имущества
(сравним с польским nieboszyk – покойник) Все слова образованы от
индоевропейского корня *bhag – доход, собственность.
Имущественное неравенство прослеживается в археологических находках на
протяжении всех этапов ранней истории славян. Особенно ясно о нем
свидетельствуют богатые и бедные могилы. Различие между ними стало
особенно заметным после общего обогащения славянской культуры в
результате расселения.
Начиная с Бронзового века в могилах богатых женщин встречаются браслеты,
височные кольца, подвески или серьги, перстни и ожерелья. В могилах
богатых мужчин – украшенные золотом пояса, кинжалы или сабли, ножи,
копья или стрелы, браслеты и перстни.
Прокопий пишет, что у славян было не единовластие, а демократия. Другими
словами, он отмечает сохранение славянами древней индоевропейской
системы управления племенным вождем и советом.
Некоторые исследователи считают, что более эффективную структуру власти
славяне унаследовали от сарматов. Археологические находки показывают,
что уже со скифских времен (700-200 годы до нашей эры) возникла
необходимость консолидировать власть в руках сильного правителя, но
племенная система и древние кланы продолжали существовать вплоть до VIII
или даже IX века нашей эры.
Об этом свидетельствует, в частности, укрепленное поселение Новотроицкое
расположенное на вершине холма в восточной части среднего Днепра,
полностью раскопанное И.И.Ляпушкиным в пятидесятые годы ХХ века.
Возникновение укрепленных поселений, показывает, что славяне стремились
к консолидации для более успешной защиты от врагов. В конце VIII и
начале IX века появились не только мощные холмовые укрепления, но и не
менее сильно укрепленные поселения у подножия холмов (лат. Castrum),
Окружавшие его открытые поселения различной величины но единообразной
структуры, располагались неподалеку друг от друга.
В Верхнем и среднем бассейне Одера эти объединения обычно занимали
территорию от 20 до 70 квадратных километров, но иногда их площадь
доходила до 150 квадратных километров. с восточной стороны Укрепления
усиливались массивными земляными крепостными валами, усиленными
деревянными решетками или срубами. Они известны по раскопкам укреплений
в Бониково и Брущево в западной Польше. Как внутренняя, так и внешняя
стороны крепостных валов укреплялись большим количеством камней. Обычно
в холмовых укреплениях размещались общественные учреждения и жили
представители знати, в чьих руках были сосредоточены денежные средства,
военная и административная власть.
Объединение небольших родовых общин вокруг замка ознаменовало следующую
фазу территориальной и социальной организации. Естественным следствием
этого процесса стало создание племенных союзов путем подчинения
отдельных объединений одному.
Там, где энергичные, сильные предводители подавляли других племенных
вождей, сосредотачивая в своих руках власть над многими племенами и
становясь Таким образом правителями огромных территорий, называемых
"землями", появлялись государства.
Между VII и IX веками сложилась тенденция к большой концентрации
населения в определенных центрах, что привело к усилению разделения
труда, увеличению благосостояния и усложнению административной системы,
призванной контролировать новые образования.
Развивалась добыча руд и выплавка различных металлов, совершенствовалось
кузнечное ремесло и приемы обработки металлов. Начиная с 800 года нашей
эры для обжига керамики начинают использоваться большие печи, в которых
помещалось по нескольку десятков изделий. Между VII и IX веками сильно
возросло качество ювелирных украшений. Особенно заметен данный процесс в
Моравии и в западной Словакии, где как раз в это время наблюдался
особенно значительный рост населения.
В результате интенсивных раскопок после Второй мировой войны были
описаны сотни поселений в бассейнах Моравии, Грона, Ипеля и других рек,
находившихся к северу от Среднего Дуная. Находившиеся на горах поселения
Старе Место, Поганско и Микульчица в Моравии насчитывали в IX веке
порядка 5000 жителей. Иногда они достигали огромного размера. Старе
Место, например, занимало площадь более 250 гектаров. В это же время
появились и большие русские города с аналогичной численностью населения
и структурой – Киев, Старая Ладога, Псков и Новгород.
Хотя на большинстве славянских территорий на протяжении IX века нашей
эры сохранялась традиционная племенная структура, в Моравии и части
Словакии возникло мощное славянское государство, получившее название
Великой Моравии или Великой Моравской империи. Оно стало первым
славянским государством.
Археологические находки указывают, что в послеаварский период в данном
районе неуклонно развивалась культура и соответственно росла численность
населения, что неизбежно приводило к усилению власти местных племенных
вождей и к внутриплеменным войнам в течение VIII века.
Моравцы, жившие по берегам реки Моравы, смогли победить и объединить
вокруг себя несколько более слабых племен. В 822 году посланцы
объединенной Моравии впервые посетили императорский двор во Франкфурте -
на - Майне. С тех пор государство постоянно расширялось, сначала до
района Нитры (Словакия) и затем, в 874-884 годах, до Богемии, Силезии,
Лузатии и района Кракова (современная Польша),а также на юг, к
территории вокруг озера Балатон (славянское "блатно") в западной
Венгрии.
Проводившиеся с 1954 года до настоящего времени раскопки на территории,
прилегающей к реке Мораве позволяют востановить подробности ранней
истории поселения в Микульчице и начальный этап развития Моравского
государства до начала VII века. В течение VII и VIII веков поселение
размещалось на территории, превышающей 50 гектаров. В центре этой
площади был построен замок, укрепленный деревянными стенами.
Вблизи стены были обнаружены следы мастерских по производству изделий
золота, бронзы, железа и стекла. Характерной особенностью данного
поселения являются находки железных и бронзовых шпор с крючками,
указывающих на на размещение в нем воинских подразделений.
Незадолго до образования Моравской империи вокруг первого ряда
деревянных укреплений замка в Микульчице возвели еще один ряд каменных
стен, окруженных рвом. Они защищали территорию площадью около шести
гектаров. В самой высокой части замка были найдены фундаменты
прямоугольного здания, напоминающего княжеский дворец. Внутри
укрепленной территории обнаружили и фундаменты пяти храмов.
Множество ценных сведений было получено в результате раскопок в
Микульчице, Старе Мясте близ Угорско Градиште, Поганско близ Бреслава,
Старом Замке около Лишен близ Брно и Нитре. Арехологи обнаружили
земляные укрепления, каменные и деревянные конструкции, основания домов
и храмов. В разнообразных мастерских работали искусные ремесленники,
изготовлявшие золотые и серебряные украшения. Об их высоком мастерстве
свидетельствуют захоронения правящей верхушки, в которых обнаружено
множество ценностей. Многими особенностями они напоминают вещи
византийского, восточного или германского происхождения. Местные мастера
довели свою продукцию до такого совершенства, что с полным основанием
можно говорить о существовании оригинального стиля, свойственного
моравским славянам.
В кузницах изготавливали плужные лемехи, серпы, ножи, топоры, сабли и
другие инструменты в больших количествах, что свидетельствовало о
развитом кузнечном промысле.
В Забокрах в долине верхней Нитры обнаружили клад, состоящий из
сельскохозяйственных орудий. Уже можно говорить о специализации мастеров
по обработке кожи, прядению и ткачеству, резьбе по камню, работах по
кости и дереву. Мастерские с сложными горнами, расположенные в поселении
Лупка (Словакия) показывают высокий уровень развития керамического
искусства.
Начиная со второй половины VIII века начинают появляться разнообразные
обозначения на основаниях изделий. Обнаруженные в Лупке примерно 250
сосудов отмечены крестами, концентрическими кругами, колесами,
свастикой, треугольниками и другими знаками, которые можно рассматривать
как символы.
На территории Моравии было найдено множество продолговатых железных
брусков в форме топоров. Подобные находки обнаружены в разных местах
Скандинавии. Ученые полагают, что они использовались в качестве валюты.
По описаниям историков Моравская империя в VIII и IX веках была
неограниченной монархией традиционного восточного типа. Страной
управляли князь, которому починялась наемная дружина, состоящая из
подразделений вооруженных всадников, размещавшихся в нескольких
крепостях.
Именно из подобных укреплений они контролировали соседние поселения,
население которых было вынуждено платить дань и налоги, а также нести
разнообразные повинности, включая и военную службу в случае войны.
Великая Моравия является классическим примером (и одним из первых)
развития племенного общества в централизованную монархию. Аналогичные
процессы, отличавшиеся длительностью и количеством стадий, прошли в
России, Болгарии и Польше. Создание этих государств также сопровождалось
поразительным ростом городов, развитием ремесел и торговли.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|