Предоставление свободы выезда, а
также экономический и социальный кризис 1990-х годов привели к массовому
оттоку этнических немцев ("аусзидлеров") из России.
Из двух миллионов этнических
немцев, переехавших в 1990-е годы в Германию из Восточной Европы, более 1,6
миллиона составляли выходцы из бывшего СССР.
При этом доля "аусзидлеров" из
России среди всех выходцев из стран бывшего Советского Союза в 1999–2000 гг.
возросла до 44% (в 1992 г. — 28%). В табл. 1 представлена динамика
численности переселенцев в Германию в 1990-е годы.
Таблица 1
Численность этнических
немцев и членов их семей, выехавших из Восточной Европы в Германию с 1990 по
2000 гг., тыс. чел.
|
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Из стран бывшего СССР |
148 |
147 |
196 |
207 |
213 |
209 |
172 |
132 |
102 |
104 |
95 |
Всего из Восточной Европы |
398 |
222 |
231 |
219 |
223 |
218 |
178 |
134 |
103 |
105 |
96 |
Данные BMI (Министерство
внутренних дел Германии)
Необходимость интеграции
огромного количества переселенцев привела к тому, что конце 80-х годов
Германия ввела ограничения на их прием. С января 1993 г. действует закон о
преодолении последствий войны, по которому гражданство в стране могут
получить представители немецких меньшинств до 1993 г. рождения из Восточной
Европы и бывшего СССР, подвергавшиеся изгнанию и дискриминации.
Претенденты из Восточной Европы
должны доказать факт индивидуальных преследований по этническому признаку.
Это резко сократило поток этнических немцев из этих стран. С 1996 по
1998 гг. происходило также снижение численности российских иммигрантов.
Во многом это было связано с
введением летом 1996 г. обязательного теста на знание немецкого языка, с
которым справляются примерно 40%. Вторым немаловажным обстоятельством стало
уменьшение числа желающих въехать в страну.
Переезд в Германию часто
представляется переселенцам способом разрешения всех проблем; обычно он
идеализируется и упрощается. Как правило, они не представляют себе
трудностей, связанных с поиском работы, жилья, интеграцией в новое общество.
Во многом это связано с наличием социального барьера между местным
населением и аусзидлерами.
Существующая в некоторых районах
тенденция геттоизации (скопления переселенцев из различных стран) усилила
процесс их обособления и ухудшила возможности интеграции и признания со
стороны местного населения. Прежде всего это связано с их примитивным
знанием немецкого языка. Кроме того, профессиональная квалификация
переселенцев часто не соответствует спросу на рынке рабочей силы Германии.
отя многие дипломы о среднем
специальном образовании формально признаются официальными государственными
учреждениями, работодатели в условиях высокого уровня безработицы склонны не
доверять им и принимать на работу только специалистов, получивших
профессиональное образование в ФРГ.
Многие переселенцы проходят
через период безработицы и жизни на пособие. Особенно высока доля
безработных среди лиц с высшим образованием, а также женщин, хотя у
последних есть дополнительные возможности работы в сфере услуг.
Переселенцы занимают в основном
нижние ступени в профессиональной иерархии и выполняют тяжелую и
непрестижную работу, которую не хотят делать местные. (По данным
социально-экономической панели 1995 г., 66% профессионально занятых
переселенцев, въехавших после 1991 г., работали на местах, не требующих
специального образования; всего же в качестве рабочих и простых служащих
было занято 95% работающих переселенцев.)
Коренное изменение установок
местного населения по отношению к этническим немцам — выходцам из Восточной
Европы — произошло в период их массового наплыва (в основном из Польши)
между 1988 и 1990 гг. (1989: 377,055; 1990: 397,073) [1, 2]. Одно из первых
исследований в этой области было проведено специалистами Института
Алленсбаха летом 1988 г.
Большинство респондентов
(N=1044) тогда впервые столкнулись с этим вопросом и не знали, как на него
ответить (51%). Значительная их часть (35%) была хорошего мнения о вновь
прибывших с Востока. В опросе 1988 г. (N=2057) местные жители отмечали
следующие свойства аусзидлеров: им тяжело (68%); они плохо говорят
по-немецки (60%); они выполняют работу, от которой местные отказываются
(48%); они чувствуют свою исключительность (40%); имеют много детей (39%);
боязливы и незащищены (37%); благодарны (36%); не находят контакта с
местными (36%); совсем другие, чем местные (34%); религиозны (33%); прилежны
(30%). Те из опрошенных, кто имел личные контакты с переселенцами,
подчеркивали их прилежность (38% против 27% тех, кто таких контактов не
имел), любезность и готовность помочь (30% против 18%), а также то, что они
хорошие работники (35% против 23%) и хорошие соседи (20% против 9%) [1,
S. 283].
С увеличением количества
переселенцев отношение местного населения к ним менялось в худшую сторону. В
частности, ZDF-политбарометр (опрошено 1002 чел.) зафиксировал, что с
февраля по август 1989 г. доля находивших "хорошим то, что прием немецких
переселенцев из Восточной Европы у нас будет расти", сократилась с 57,3% до
39,6% и соответственно увеличилась доля находивших эту тенденцию
неблагоприятной (с 37,5% до 54,8%). На табл. 2 показано изменение установок
населения по отношению к приему переселенцев в период наибольшего их
наплыва.
Таблица 2
Отношение к приему
переселенцев, 1988–1990 гг.,
%
|
1988 |
1989 |
1990 |
Без ограничений, или каждого
принять |
34 |
27 |
18 |
Не знаю |
5 |
3 |
2 |
Прием ограничить |
61 |
66 |
60 |
Полностью прекратить, или ни
одного не принимать |
– |
4 |
20 |
ZDF-
Politbarometer 1988, 1989; ALLBUS 1990 [1].
С этого времени можно проследить
динамику установок по данным регулярных опросов населения, проводимых
Институтом Алленсбаха (ALLBUS). Так как с начала 90-х годов подавляющее
большинство аусзидлеров составляли этнические немцы и члены их семей из
России и Казахстана, различием между переселенцами из Восточной Европы и из
стран бывшего СССР можно пренебречь.
Результаты опросов показывают,
что на протяжении 90-х годов готовность местного населения к приему
переселенцев с Востока продолжала медленно снижаться, поскольку общий
иммиграционный поток (всего в Германию в 90-е годы въехало более 5 млн.
иммигрантов, не считая въехавших из стран Европейского Союза) превосходил
интеграционные возможности немецкого общества.
Регулярные опросы ALLBUS
показывают рост доли тех, кто считал необходимым ограничить въезд
переселенцев, с 62% в 1990 г. до 72% в 1996 г. Одновременно выросла доля
тех, кто полагал, что прием переселенцев должен быть полностью прекращен
(наиболее высока она в восточных землях, где с 1996 г. также началось
массовое расселение аусзидлеров).
В целом же по отношению к
этническим немцам — выходцам из Восточной Европы — у местного населения
преобладали нейтральные установки; доля категорически не приемлющих новых
переселенцев варьировалась от 10% до 20% в зависимости от численности
прибывающих.
Одновременно снижалась доля
населения, настроенного в пользу неограниченного приема переселенцев: в
западных землях Германии — до 14%, а в восточных — до 11% (2000 г.).
Таблица 3
Доля населения,
выступающего против приема переселенцев,
%
|
В западных землях
|
В восточных землях |
1990 |
20 |
|
1991 |
10 |
12 |
1992 |
10 |
11 |
1996 |
11 |
17 |
2000 |
10 |
15 |
Рассчитано автором по [3, 4].
Таблица 4
Доля населения,
выступающего за неограниченный прием переселенцев,
%.
|
В западных землях
|
В восточных землях |
1990 |
17 |
|
1991 |
22 |
15 |
1992 |
19 |
15 |
1996 |
15 |
13 |
2000 |
14 |
11 |
Рассчитано автором по [3, 4].
Анализ показывает, что более
нетерпимы по отношению к переселенцам из Восточной Европы немецкие граждане
с невысоким образованием, в возрасте 35–49 лет, имеющие низкий доход (до
1800 ДМ в месяц на домохозяйство), оценивающие экономическое положение в
Германии как плохое и относящие себя к нижним и рабочим слоям общества,
избиратели СДП и не участвующие в выборах.
Большую толерантность проявляют
лица с более высоким образованием, избиратели ХДС/ХСС, зеленые, более
религиозные, а также те, кто считает экономическое положение Германии
хорошим.
В целом, по отношению к
аусзидлерам преобладают нейтральные установки. Доля местного населения,
которому переселенцы очень неприятны в качестве соседей или членов семьи,
крайне низка и колеблется от 1% в западных землях до 2% в восточных землях
(табл. 1, 2).
Средняя оценка соседства с
этническими немцами-переселенцами (+0,4) и возможного брака с ними (0)
значительно выше, чем оценка соседства с беженцами (в основном курдами,
африканцами) и турками, и ниже, чем с итальянцами. Это позволяет сделать
вывод, что относительно немецких переселенцев из бывшего СССР действует
этнический бонус [5]. Половине же опрошенных, как следует из табл. 5,
происхождение переселенцев безразлично.
Таблица 5
Установки местного
населения по отношению к переселенцам, ALLBUS 1996,
%.
Оценки |
"Насколько был бы вам
приятен переселенец..." |
как сосед |
как вероятный член семьи |
–3 Очень неприятен |
3 |
7 |
–2 |
5 |
8 |
–1 |
9 |
13 |
0 |
45 |
46 |
+1 |
16 |
12 |
+2 |
13 |
9 |
+3 Очень приятен |
9 |
5 |
N = 3518 |
100% |
100% |
Средняя оценка |
+0,4 |
0 |
Стандартное отклонение |
1,4 |
1,4 |
Рассчитано автором по [4].
Негативное отношение местных
немцев к переселенцам объясняется рядом факторов. Во-первых, среди
переселенцев высока доля безработных и получателей пособий. Во-вторых, они
часто концентрируются в социально неблагополучных районах, поэтому с ними
нередко связывают рост преступности. В-третьих, сказываются
социально-культурные различия — местным чужд духовный мир переселенцев, в
большей части выходцев из сельской местности, которых часто распределяют в
крупные города. Их патриархальные установки в отношении семьи, религии,
родины считаются устаревшими или даже реакционными. Кроме того, некоторые
группы местного населения видят в них нежелательных конкурентов в
обострившейся ситуации на рынке труда.
Таблица 6
Отношение местного
населения к переселенцам, ALLBUS 1996,
%.
"Насколько переселенцы и
местные различаются по стилю жизни?" |
"Согласны ли вы, что
переселенцы должны иметь равные с местными права?" |
1 Вообще не различаются |
4 |
8 |
1 Полностью не согласен |
2 |
11 |
7 |
2 |
3 |
18 |
10 |
3 |
4 |
23 |
18 |
4 |
5 |
20 |
14 |
5 |
6 |
16 |
16 |
6 |
7 Различаются очень сильно |
8 |
27 |
7 Полностью согласен |
N = 3518 |
100% |
100% |
|
Средняя оценка |
4,3 |
4,8 |
|
Стандартное отклонение |
1,6 |
1,9 |
|
Рассчитано автором по [4].
Требуется много времени, чтобы
развеять предубеждения местного населения и преодолеть психологические
барьеры у приезжих. Последнее объясняется, в частности, "страхами
переселенцев вести себя не так, как немцы, не так корректно говорить...
Страх перед разговором у них
более велик, чем у других иностранцев, так как, считая себя немцами, они
предъявляют к себе высокие языковые требования" [6, S. 47-48].
Исследования немецких социологов
и психологов приводят к общему выводу о достаточно здоровом духовном
состоянии подавляющего большинства переселенцев из России и других стран
бывшего СССР, что позволяет им решать серьезные проблемы, возникающие на
начальном этапе их жизни на новом месте.
Эти проблемы не всегда получают
адекватное освещение в германских СМИ, где российские немцы часто
ассоциируются с русской мафией, преступностью, алкоголизмом и потреблением
наркотиков. Тем самым распространяются негативные установки (некоторые
исследователи говорят о стереотипах [7]) по отношению к переселенцам из
России.
В целом общество, несмотря на
высокие интеграционные затраты, определенные социальные издержки и трудности
акцептации, заинтересовано и впредь принимать российских немцев.
Установленный количественный предел в 100 тыс. чел. в год будет, по всей
видимости, действовать и дальше.
Переселенцы достаточно успешно
интегрируются, овладевая немецким языком, развивая неформальные контакты с
местными и осваивая новые для себя нормы и ценности,— в основном в течение
10–15 лет. У большей части молодежи этот процесс проходит быстрее — в
течение 4–6 лет.
В отличие от детей иностранцев,
которых в европейских странах нередко называют "потерянным поколением", уже
второе поколение "аусзидлеров" окончательно интегрируется, идентифицируя
себя с новыми нормами и ценностями и получая признание со стороны местного
населения.
Литература
-
Schneider S. Die
Einstellungswandel in der bundesdeutschen Bevölkerung zur Einwanderungen
deutschstämmiger Aussiedler im Zeitraum zwischen 1988 und 1990. Frankfurt
am Main, 1996.
-
Wiegand E. Aussiedler aus
Osteuropa weniger gern gesehen. Einstellungsmuster gegenüber
Gastarbeitern, Übersiedlern und Aussiedlern // ISI: Informationsdienst.
Soziale Indikatoren; Sozialberichterstattung, gesellschaftliche Trends,
aktuelle Informationen. 1991. Nr. 5. S. 10-14.
-
Allgemeine Bevölkerungsumfrage
der Sozialwissenschaften 2000: ALLBUS 1980–2000. Codebuch ZA. Köln, 2000.
-
Allgemeine Bevölkerungsumfrage
der Sozialwissenschaften. ALLBUS 1996. Codebuch ZA-Nr. 2800.
-
Kühnel S., Leibold J. Die
anderen und wir: Das Verhältnis zwischen Deutschen und Ausländer aus der
Gesicht der in Deutschland lebenden Ausländer // Deutsche und Ausländer:
Freunde, Fremde oder Feinde? Empirische Befunde und theoretische
Erklärungen. Wiesbaden, 2000.
-
Schäfer A., Schenk L., Kühn G.
Arbeitslosigkeit, Befindlichkeit und Bildungsbereitschaft von Aussiedlern.
Frankfurt am Main, 1995.
-
Zick A. Vorurteile und
Rassismus: eine sozialpsychologische Analyse. Münster [u.a.]: Waxmann,
1997
Эйхельберг Евгений Александрович —
Ph.D., кандидат философских наук. Адрес: 40489
Duesseldorf, Zur Lindung, 11. Телефон: 0211/5451368. Электронная
почта: eichelbe@freenet.de
Источник
Die deutsche Welle -
Немецкая волна
www.pseudology.org
|