| |
Газета "Северная Осетия". —
№ 1, 13.01.2009
|
Р. Бзаров |
Марк Максимович
Блиев
1929-2011
|
Марк
Максимович Блиев (р. 1929) — ученый и общественный деятель Северной
Осетии — Алании, доктор исторических наук, профессор.
Родился в 1929 в с. Средний Урух, Северная Осетия. В 1947 г. окончил
сельскую школу, а в 1951 г. — исторический факультет Северо-Осетинского
государственного педагогического института.
Выбор в пользу научных занятий был не самым легким и не очень сытным —
предстояли новые экзамены и долгие годы дальнейшей учебы. Свою главную
профессиональную школу молодой историк прошел в Московском
государственном университете, где в 1956 г. окончил аспирантуру по
кафедре истории СССР периода капитализма. Вернувшись домой кандидатом
наук, он в 1958-1963 гг. заведовал отделением истории Северо-Осетинского
научно-исследовательского института истории, языка и литературы.
В 1964 г.
перешел на работу в Северо-Осетинский государственный университет имени
К. Л. Хетагурова. В 1967 г. защитил в Московском университете докторскую
диссертацию "Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII — 30-е гг. XIX
в.)". В 1969-1974 гг. профессор М. М. Блиев был деканом исторического
факультета СОГУ, а с 1980 г. бессменно заведует кафедрой истории СССР
дореволюционного периода, которая в 1992 г. переименована в кафедру
российской истории и кавказоведения.
Научно-педагогической работе сопутствовала масштабная исследовательская
и научно-административная деятельность. М. М. Блиев — организатор и
директор Института истории и археологии республики при Северо-Осетинском
государственном университете. Институт вырос из Северо-Кавказской
археологической экспедиции и Лаборатории по изучению памятников истории
и культуры Северной Осетии — М. М. Блиев возглавил их в 1978 г. К
середине 1980-х гг. под его руководством был создан Археологический
музей. А в 1993 г. на базе этих подразделений университета сформировался
Институт фундаментальных исследований СОГУ, преобразованный в 1996 г. в
республиканский Институт истории и археологии.
За перечнем должностей и званий — верность однажды избранному пути,
шестьдесят лет неотступного служения исторической науке. Даже краткого
послужного списка достаточно, чтобы заметить необычность профессорской
биографии: докторская диссертация в 38 лет — большая редкость у
историков, а тех, кто мог бы похвастать созданием научных институтов, —
единицы в истории науки.
Бесспорно, М. М. Блиев занимает собственное, только ему принадлежащее
место в кавказских исследованиях второй половины XX и начала XXI в. —
его труды по русско-кавказским отношениям и Кавказской войне стали
этапами в развитии отечественного кавказоведения. В научном творчестве
М. М. Блиева отчетливо выделяются несколько основных тем — их можно
назвать ведущими направлениями, в которых развивалась его
исследовательская деятельность.
Первым из таких направлений стало изучение русско-осетинских
отношений и социально-политической истории Осетии в составе Российской
империи, русско-кавказских отношений и присоединения кавказских стран к
России. Разрабатывая историю присоединения народов Центрального Кавказа,
М. М. Блиев выдвинул общую концепцию и периодизацию истории
русско-северокавказских отношений. Ее главный смысл — в преодолении
мнимого противоречия между мирным характером присоединения народов
Северного Кавказа к России и последующими военными конфликтами.
Рассматривая вхождение кавказских народов в состав российского
государства как длительный процесс, М. М. Блиев видит в нем два
важнейших этапа, разделенных актом правового оформления подданства.
Острыми
противоречиями и конфликтами был осложнен именно второй период — время
установления военной администрации, неизбежно встречавшей сопротивление
горцев. Самостоятельное научное значение имели архивные разыскания и
публикаторская работа, которая сопутствовала изучению
российско-кавказского взаимодействия. Подготовленный М. М. Блиевым
двухтомный сборник документов "Русско-осетинские отношения в XVIII в."
заново открыл и обеспечил письменными источниками социально-политическую
и культурную историю Осетии XVIII века.
Второе направление исследований первоначально вырастало из
необходимости объяснить конфликтность русско-кавказских отношений XIX в.
Позже углубленные занятия привели М. М. Блиева к пересмотру традиционных
представлений о Кавказской войне. Первая же статья об этом, вышедшая в
1983 г. в журнале "История СССР", вызвала бурную дискуссию. М. М. Блиев
предложил новаторский подход, представив Кавказскую войну как переход от
патриархально-общинного строя к сословно-классовому обществу и
государству.
В недавней книге "Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к
цивилизации", опубликованной московским издательством "Мысль", новая
концепция Кавказской войны представлена уже в виде завершенной теории.
Становление русско-кавказских связей, мирное сотрудничество и военные
конфликты понимаются как часть цивилизационного развития горских обществ
Большого Кавказа.
Марку Блиеву впервые удалось представить истоки, события и результаты
Кавказской войны как особый вклад в революционный переход человечества
от архаических систем организации общества и мифологических форм
сознания к строительству государственных структур, осмыслению личной и
общественной жизни в понятиях единобожной религии и суперэтнической
цивилизации. Духовная, военная и государственная деятельность Шамиля
имела ясную программу и опиралась, как показал нам М. М. Блиев, на
исторический и духовный опыт пророка Мухаммеда. Возможно, самое
неожиданное здесь — образ самого имама.
Политик и
воин, великий реформатор и создатель государства, Шамиль предстает
блестящим интеллектуалом — первым историографом мюридизма и имамата.
Сравнивая "горскую революцию" с аналогичными событиями из истории разных
стран и народов — в том числе европейского и арабского средневековья, —
М. М. Блиев перевел обсуждение проблем кавказоведения на теоретический
уровень. Соответственно, руководители и деятели Кавказской войны впервые
предстали не провинциальными партизанами-патриотами или "борцами с
колониализмом", а величественными героями мировой истории. Труды М. М.
Блиева представляются достойным завершением полуторавековой истории
изучения Кавказской войны и многообещающим началом нового этапа
исследований, на котором проблематика кавказской истории и
российско-кавказских отношений XVIII-XIX вв. обязательно станет
материалом для общетеоретических выводов в истории и обществоведении.
Примечательная черта М. М. Блиева-историка — его обращение к
прошлому всегда связано с необходимостью понимать настоящее, разрешать
современные проблемы, искать пути в будущее. Высокая гражданская
ответственность — главное объяснение тому, что в научном творчестве
профессионального историка появилось третье направление — историческая
конфликтология. Прогнозируя военно-политические конфликты на Кавказе и
пытаясь их предотвратить, М. М. Блиев активно участвовал в научных
форумах и миротворческих инициативах. Он был членом оргкомитета и
докладчиком на крупнейших международных конференциях по теории
конфликтов, руководил российско-британским семинаром по прикладной
конфликтологии.
Обсуждая
грузино-осетинские отношения или чеченскую проблему, претензии на
Пригородный район или положение беженцев, он во всех случаях исходит из
твердого убеждения: для выхода из кризиса, для грамотной организации
миротворческого процесса совершенно необходимо ясное представление о
социально-исторических истоках и долговременных тенденциях развития
политического конфликта. В жесткой и эмоциональной книге "Южная Осетия в
коллизиях российско-грузинских отношений" в число причин
грузино-осетинского конфликта впервые включены как особенности
социального развития Грузии, долго зависевшей от феодального Ирана, так
и недальновидная политика России, создавшей в Закавказье основы для
провинциальной грузинской империи.
Неготовность общества и государства использовать научное знание вовсе не
освобождает от ответственности. Судьба ученого — объяснять сегодня, даже
если понимание наступит завтра или, избави Бог, не наступит никогда.
История и конфликтология органично соединились в научной публицистике М.
М. Блиева — его статьи неизменно вызывают широкий резонанс, заставляют
читателя определить собственную позицию.
Рассказывают, что в 1942 г.,
когда Средний Урух оказался в зоне фашистской оккупации,
тринадцатилетний пионер Марк Блиев взорвал немецкую бензоколонку. В
конце 80-х и первой половине 90-х гг. XX в., на самом тяжелом для Осетии
отрезке новейшей истории М. М. Блиев — один из лидеров национальной
интеллигенции, составившей ядро гражданской оппозиции и в значительной
степени определившей параметры внутреннего мира — вопреки внешней
агрессии и терроризму. Своим высшим титулом М. М. Блиев считает звание
профессора, важнейшей миссией — преподавательскую деятельность. Его
лекции по русской историографии и истории народов Кавказа пользуются
неизменным успехом у студенчества. Под его руководством написаны и
защищены десятки диссертаций. По учебникам, написанным им в соавторстве
с коллегами, многие годы изучают родную историю школьники Осетии.
Его труды и концепции не только не потерялись на фоне кризисов и
перестроек, но обнаружили новую глубину смысла. Если и есть здесь
какой-то секрет, то скорее всего — это искреннее стремление к новому
знанию и, конечно, талант искать и находить собственные ответы на
сложные вопросы, которые задает жизнь. История — пожалуй, единственная
наука, никогда не страдавшая отсутствием общественного внимания. М. М.
Блиев еще в молодости был замечен и оценен коллегами, любим читателями,
широко известен на родине и за ее пределами. В числе считанных историков
и политиков, никогда не служивших в МГУ, он включен даже в
"Энциклопедический словарь Московского университета".
Заслуженный
деятель науки Российской Федерации и Республики Южная Осетия, кавалер
ордена Почета Российской Федерации и ордена Почета — высшей награды
Республики Южная Осетия, обладатель Серебряной медали имени И. А. Ильина
"За развитие русской мысли" — это далеко не полный перечень наград
выдающегося ученого. Марк Максимович Блиев и сегодня полон энергии и
творческих планов.
Наука
www.pseudology.org
|
|