Борис Докторов
Человек, чье кредо – социология
Андрею Григорьевичу Здравомыслову – 80 лет
Андрей Григорьевич Здравомыслов Андрей Григорьевич Здравомыслов озаглавил нашу с ним беседу о его жизни и работе: «Социология как жизненное кредо» [1]. Полное право заявить это приобретено им в процессе более чем полувековой деятельности исследователя, преподавателя и строителя нашего профессионального сообщества. А.Г. Здравомыслов обоснованно признается одним из отцов-основателей современной российской социологии, для него всегда было важно, каким образом она развивается, на каких этических принципах строится.
В моей трудовой книжке записано: 12 февраля 1968 года – зачислен на должность ассистента кафедры марксистско-ленинской философии Ленинградской высшей партийной школы. За неделю до этого я познакомился с А.Г. Здравомысловым – заведующим этой кафедры. С тех пор прошло 40 лет. Сейчас я даже не пытаюсь представить, как сложилась бы моя жизнь, если бы не эта встреча, но ясно одно: она определила сферу моей профессиональной деятельности и во многом – круг людей, с которыми я общаюсь уже многие десятилетия. А ведь это и есть главное в жизни.
Я благодарен Здравомыслову за то, что в те далекие годы он не учил меня, а просто дал возможность задуматься о социологии, тогда абсолютно новой, и не только для меня, исследовательской области, и постепенно узнавать людей, которые десятилетием раньше сами открыли эту науку для себя и начали внедрять ее в советское общественное сознание и политическую систему.
С содержанием лекций, которые читал Здравомыслов в Партийной школы и которые я старался не пропускать, можно ознакомиться сейчас, они легли в основу его книжки по методологии социологических исследований [2]. В этих лекциях было много интересного, но еще важнее для меня была их атмосфера: то были озвученные внутренние диалоги.
Диалогичность – антитеза монологу, нарративности –важная характеристика научного стиля Здравомыслова. Думаю, что изучение социальных кризисов и конфликтов [3], [4], [5], [6] – не только его ответ на вызовы перестройки и последующих «социотрясений»; в значительной степени эти исследования были обусловлены логикой его мышления, детерминирующей специфику социального анализа. Ведь конфликты в социальной системе – это результат отсутствия в ней диалога, и зачастую цель исследователя – найти причины разрушения баланса интересов и пути восстановления равновесной ситуации.
Диалогический склад мышления отражает особенности ранней социализации Здравомыслова, специфику полученного им образования в Ленинградском университете. Но в значительной мере – он наследственнен и является итогом долгих и сложных социобиологических процессов. Отец А. Г. Здравомыслова был третьим человеком в роду, получившим высшее образование, причем, и его отец, и дед были выпускниками Петербургского университета. Среди предков Здравомыслова были князья и дворяне, крестьяне, в том числе крепостные, военные, священнослужители и разночинцы — почти вся Россия, а редкая фамилия, подчеркивающая особенности мышления ее носителей, восходит к его деду, получившему ее после окончания Новгородской духовной академии.
Ощущение себя как части русской интеллигенции обнаруживается в работах Здравомыслова, касающихся природы русскости и русского национального самосознания. Развивая релятивистскую концепцию нации [7], [8], он трактует русский народ как часть глобального человечества, а достижения России в областях искусства, литературы, науки как элемент всемирной культуры. Отсюда его резко негативное отношение к попыткам ряда российских ученых предложить «истинно» русскую социологию, базирующуюся на православии. Воспринявший принципы секулярной науки и традиции русской  интеллигенции, Здравомыслов, по его словам, считает, что объяснение всего происходящего надо искать в мире людских отношений, но не в проявлении высших сил [9, с. 4].
Много трагического принесла Здравомыслову война: жизнь в блокадном Ленинграде, голод, смерть родных и потеря друзей, тяжелейшая болезнь. Его отношение немцам формировалось в идеологической и нравственной среде, проникнутой эренбурговским: «Мы поняли: немцы не люди... Отныне слово "немец" разряжает ружье» и симоновским «Ты помнишь, Алеша...». Как все подростки он ненавидел немцев, даже отказывался изучать немецкий язык.
Прошло шесть десятилетий, пришел опыт анализа сложных проблем культуры и политики, возникло новое понимание масштабов мира и родилась, на мой взгляд, одна из лучших книг Здравомыслова: это материалы серии интервью, проведенных им с немецкими интеллектуалами [10]. В ней немцы говорят о России и русских; для себя автор оставил скромную роль комментатора. Но, завершая ее чтение, понимаешь, насколько огромны возможности современной социологии в изучении сложнейших социальных проблем.
Было бы удивительным, если бы человек, стоявший у истоков пост-хрущевской советской/российской социологии, не попытался бы сформулировать свое понимание ее генезиса и проанализировать полувековой путь ее развития. В силу многих причин продвижение в прошлое нашей науки идет с большим трудом, но в сделанном заметен вклад Здравомыслова. Особенно ценными мне представляются его слова: «Булат Окуджава имел для нас гораздо большее значение, чем Питирим Сорокин» [9, с. 8]. В них – прямое указание на крупный раздел программы будущих историко-науковедческих поисков.
В 1968 году Здравомыслов был в полтора раза старше меня, но за последующие четыре десятилетия возрастное различие в чертову дюжину лет как-то скукожилось, и многое в понимании жизненных и профессиональных проблем стало схожим. Расстояние в одиннадцать часовых поясов, отделяющее Москву, в которой давно живет Здравомыслов, от северной части Калифорнии, где последние 14 лет живу я, не отдалило, а сблизило нас. Тихий океан размыл официальное и разделяющее «Вы», и на смену ему пришло дружеское и теплое «ты». Это обогащает общение, что мне крайне дорого.
И сейчас мне просто хочется сказать: «Андрей, здоровья тебе и сил. И пусть социология еще долго остается твоим кредо».
Литература:
1.Здравомыслов А.Г. : «Социология как жизненное кредо» (Интервью Б. Докторова с А. Здравомысловым) // Социологический журнал. 2006. № 3. С. 111–148.
2. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль. 1969.
3. Здравомыслов А.Г. Cоциология конфликта. (Россия на путях преодоления кризиса). Издание 2-ое, доп. М.: Аспект Пресс. 1995.
4. Здравомыслов А.Г. Cоциология российского кризиса. М.: Наука.1998.
5. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-пресс. 1999.
6. Здравомыслов А.Г. Cоциология российского кризиса. М.: Наука. 1999.
7. Здравомыслов А.Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этнополитической динамики России. М., 1998. С. 5-25.
8. Там же, С. 188 – 193.
9. Здравомыслов А.Г. «Если мы не можем объяснить нечто воздействием высших сил, значит – надо искать объяснение в мире людских отношений» (Интервью Б. Докторова с А. Здравомысловым) // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев 2006. № 5.
10. Здравомыслов А.Г. Немцы о русских. На пороге нового тысячелетия. М.: РОССПЭН. 2003

Докторов

 
www.pseudology.org