Борис Докторов

Saul Forbes Rae - Сол Рэй
1914 – January, 10, 1999

Автор благодарит профессора Daniel Robinson, автора книги The Measure of Democracy: Polling, Market Research, and Public Life, 1930-1945 за ценную информацию о Соле  Рэйе, а также историка Фатеха Вергасова за ценные замечания по тексту настоящей заметки. 

Книга Джорджа Гэллапа и Сола Рэйя «Пульс демократии», вышедшая в свет более шести десятилетий назад, давно признана Библией всего глобального сообщества исследователей общественного мнения. На нее до сих пор ссылаются практически все авторы новых работ по методологии и методам изучения общественного мнения, она остается важнейшим источником информации по истории становления этого предмета.

Книга является той станцией отправления, из которой все работающие поколения американских поллстеров и многие их коллеги во всем мире начинали и начинают свой профессиональный путь, и одновременно она служит им универсальной картой, какой бы маршрут своего движения они ни выбрали.

Джордж Гэллап (1901-1984) уже на момент рождения этой книги был признанным специалистом в изучении общественного мнения, а в наше время признается отцом современной технологии измерения общественного мнения и одной из ключевых фигур политической культуры 20 столетия.

Что касается второго автора «Пульса демократии», то о нем исследователям общественного мнения известно крайне мало. Он – неизвестный автор классической книги. 

2

Сол Рэй родился в небольшом канадском городке Sunshine, провинции Онтарио. Его отец был евреем, а мать – шотландкой. Друзья Рэйя по колледжу вспоминали, что воспитывался он  в христианских традициях.

В 1936 году он завершил образование в University College в Университете Торонто, получив степень бакалавра по социологии. Из письма канадского историка опросов общественного мнения Даниэля Робинсона следует, что затем Рэй учился в Лондонской Школе Экономики (London School of Economics) и в 1938 году получил степень доктора наук за работу, связаную с изучением общественного мнения. Видимо, отдельные результаты этого исследования отражены в его статье «The Oxford By-election: a study in the straw vote», опубликованной в 1939 году. 

3

В конце 30-х Гэллап начал ощущать, что его видение предмета и эмпирический опыт, накопленный им за пять лет проведения опросов, требуют углубленного, всестороннего анализа и обобщения. Кроме того, он понимал, что представители ряда профессий и определенные группы населения начинали испытывать потребность в том, чтобы лучше знать, что же такое общественное мнение и как оно изучается.

Однако он не мог позволить себе в полной мере сосредоточиться на работе над книгой. В то время Гэллап возглавлял исследовательский отдел одного из крупнейших Американских рекламных агенств Young & Rubicam и проводил регулярные общенациональные опросы общественного мнения. Он постоянно писал и редактировал пресс-релизы, публиковавшиеся ведущими газетами страны.

Гэллап с юности мечтал был журналистом, всегда писал легко и быстро и не только получил образование в области журналистики, но и преподавал ряд журналистских курсов. Но для работы над книгой ему необходима была помощь.

4

В предисловии к книге вынесены благодарности за внимание и содействие в работе трем специалистам, уже в те годы признанных американским сообществом исследователей общественного мнения.  Опытнейшему методологу и одному из первых историков этого исследовательского направления  Клауду Робинсону (1990-1961). Профессору психологии Принстонского университета и основателю журнала Public Opinion Quarterly Хедли Кэнтрилу (1906 – 1969) и в тот момомент главному редактору этого журнала, аналитику общественного мнения и политическому обозревателю Ллойду Фри (1908-1996). Формально рассуждая, каждого из них Гэллап мог пригласить к совместной работе, но, видимо, два обстоятельства не позволяли ему сделать этого. Во-первых, у этих ученых, безусловно, единомышленников Гэллапа, могли быть представления о природе общественного мнения и о путях его измерения, несколько отличные от гэллаповского понимания. Это затруднило бы работу. Во-вторых, эти ученые имели свои творческие планы и решали множество текущих вопросов.

Необходим был творческий человек, знающий предмет задуманной книги и менее, чем Гэллап и его друзья и коллеги обременненный оперативными делами. В начале 1939 года выбор был сделан. Гэллап пригласил Ри на работу в созданный им American Institute of Public Opinion для участия в подготовке вынашевавшейся  Гэллапом книги. Тогда Рэй еще жил в Англии, где уже действовал филиал Института Гэллапа и были люди, которые могли познакомить Гэллапа и Рэйя. Например, Харри Филд (1897-1947), опытный поллстер и близкий Гэллапу по духу человек, или Хенри Дюрант (Henry Durant), пионер изучения общественного мнения в Англии, первый руководитель British Institute of Public Opinion

Трудно сказать, на каких условиях молодой исследователь Рэй был привлечен к  работы. Вполне возможно, что исходно Гэллап видел в нем не соавтора, но лишь – ассистента. Во всяком случае, Даниэль Робинсон, после смерти Рэйя интервьюировавший его сына Роберта, писал нам, что, по мнению сына, большая часть текста книги была написана его отцом, и ему еще пришлось слегка побороться (he even had to fight a little) за то, чтобы его имя появилось на обложке книги.   

5

В материалах Kettering Foundations, созданной в 1927 году известным изобретателем в области автомобилестроения и филантропом Чарльзом Кеттерингом (Charles Franklin Kettering, 1876-1958)  упоминается работа Гэллапа и Рэйя «A Powerful, Bold, and Unmeasurable Party». Когда она была сделана? Какого ее содержание? Еще предстоит выяcнить. Известно, что в конце 60-х Гэллап начал активное и очень плодотворное сотрудничество с фондом CF Kettering Foundation, образованным внуком изобретателя тоже Чарльзом Кеттерингом II (Charles F. Kettering II). Результаты этих опросов, посвященных изучению отношения американцев к школьному образованию, опубликованы Гэллапом в ряде его работ. Однако о его проектах, выполненных для Kettering Foundations, нам пока ничего неизвестно.

6

После завершения книги Рэй круто изменил течение своей жизни. Он вернулся в Канаду и поступил в Министерство внешних отношений (Department of External Affairs), где проработал свыше сорока лет и сделал блестящую дипломатическую карьеру. 

Он был послом Канады в Мексике и в течение четырех лет (1972-1976) представлял свою страну в Организации Объединенных Наций. 

Дипломатическая деятельность Рэйя оценивается очень высоко. Так, Douglas Roche,  сенатор и видный канадский дипломат в его официальном выступлении 9 мая 2000 года отнес Рэйя к выдающимся канадским интернационалистам. В другом материале сказано, что «Сол Рэй ..был легендарным канадским дипломатом и ключевой фигурой International Commission for Supervision and Control, действовавшей в Юго-Восточной Азии».  

7

Рэй умер в январе 1999 года. На его похоронах  присутствовал премьер-министр страны Жан Кретьен, назвавший Сола Рэйя «одним из наиболее талантливых и выдающихся дипломатов, когда либо представлявших Канаду за границей».

Сол Рэй и его жена Lois George имели троих детей. Роберт Рэй (Robert (Bob) Keith Rae, род. в 1948 году) – стал известным в стране политиком, лидером Ontario New Democratic Party. В 1990-1995 годах он был премьер-министром провинции Онтарио.

Его старший брат Джон Рэй (John Rae) тоже является заметной фигурой политической жизни Канады. В 21 год он начал сотрудничать с будущим премьр-министром Канады Жаном Кретьеном, и его рассматривают в качестве архитектора трех его электоральных побед.

Крестным отцом их сестры Джанифер был Джордж Гэллап.

8

Такова судьба человека, причастного к созданию самой известной и наиболее цитируемой книги по изучению общественного мнения. Сол Рэй прожил две жизни.

Первая – всего пару лет, вторая – несколько десятилетий. Первая – в науке, вторая – в высокой политике. Первая – в небольшом Принстоне за письменным столом. Вторая – в столицах многих государств и в Нью-Йорке, «столице мира», в узком кругу крупнейших дипломатов и звезд политики. В первой - сделано мало: был соавтором одной книги. Во второй -  сделано многое для своей страны и для мира.

Сохранилось ли имя Сола Рэйя в дипломатии 20 века? Трудно сказать. Но можно утверждать, что в истории изучения общественного мнения его имя всегда будет присутствовать. И стоять рядом с именем Джорджа Гэллапа


www.pseudology.org