| |
М. : Издательство
Российского общества медиков-литераторов , 1999 .- 251 с.
- ISB№ 5-89256-0115-5 .- 25
руб. - 500 экз.
|
Майя
Михайловна Король |
Одиссея
разведчика: Польша-США-Китай-ГУЛАГ
О вечности,
страхе и о ненависти
|
Из дневника
Хочу знать и понимать.
Я вижу Большую Медведицу каждую ночь и два раза выхожу ночью, перед
рассветом любоваться ею. Но тут я не знаю, не понимаю.
Вчера я увидел Луну, уходившую за небольшое продолговатое облако, за
облаком – серое, хмурое небо. Это – вечность.
Так всегда было и всегда будет. Не только мои библейские предки это
наблюдали, но и мой далекий предок, сидевший на дереве, почесывался,
рассматривал Луну, Медведицу, облако. Думал ли он о вечности? Конечно,
думал. Ему мерещилось все, пробегала мысль о непонятном, недосягаемом, о
величественном и всесильном. Это была мысль о вечности, а следовательно
– о Боге...
Задумываюсь над тем, что есть вечность – начало, признание Божественного
начала, а потом – и поклонения. “Я есть Бог твой”.
Эту фразу из десяти заповедей создавали поколения, наблюдавшие вселенную
и размышлявшие о вечности.
Не знаю, как будет выглядеть мир, когда исчезнет страх у людей. Но до
сих. пор он играл роль воспитателя и правопорядка. Не будь страха,
никакая общественная жизнь не была бы возможна. Страх создал человека и
организовал человеческое общество. Бесстрашие – это недостаток ума...
Когда исчезнет страх у людей, жить станет невозможно. Но страх никогда
не покинет человека. Он тормозит эмоции и учит человека мыслить.
Жить в обществе людей, не имеющих страха, – страшно.
Кровничество – страховка страхом.
* * *
Как избавиться от мысли, связывающей тебя с эпохой?
Великие основатели,
мыслители и ученые – были вне своей эпохи. Ньютон и Спиноза стояли вне
своей эпохи, иначе они не были бы гениальными. Неправильно полагают
некоторые, будто эпоха доверила им свои тайны.
Но может человек, обычный человек, выйти за ограду своего общества и
эпохи? Хочу преодолеть свое время и свой страх, глубоко сидящий во
мне...
Человек, который никому не полезен, никому не нужен.
В лагере я это наблюдал исключительно ясно и думал, что это - свойство
лагерей, но по зрелом размышлении убедился, что таковы отношения между
людьми и на воле, не только в капиталистической стране, но и в
социалистической. “Каждому по труду”, “кто не работает – тот не ест” –
вот формулировки этой полезности. Кто нам более полезен, тот и
признан... Но помимо полезности отношения определяются еще одним, прямо
противоположным свойством – страхом. Полезен тот, кого боятся.
Следовательно, человек, который сам ничего полезного не даёт другому, а
только внушает страх, получает полезные услуги окружающих его людей. В
этом истинная эксплуатация, ничем не отличающаяся от нашего
использования лошадей и быков, которые боятся нас и работают на нас.
Правда, последние в лучшем положении, чем люди, так как они получают
пищу от человека. Приведу несколько примеров:
В лагере я был рабочим бригады плотников. Моя полезность имела там ясное
выражение: меня кормили в
соответствии с нормой выработки. Когда я не выполнял норму, я имел
меньше пищи и вызывал враждебное отношение товарищей: я им всем снижал
процент выработки. Когда же я научился работать интенсивнее, то получал
премиальные блюда и признание своих товарищей.
Наконец я получил большое повышение: стал вещевым каптером. Моя
полезность людям стала очень высокой, и все старались быть мне
полезными. Мои два помощника – сторож и уборщица - ходили с котелками на
две кухни, а иногда и на три (общую, больничную и пожарную), и все нам
отпускали обеды. Это было незаконно, не разрешалось, но признавалось
всеми.
В зоне было три бани. И в любой бане, и в любой день меня принимали. Но
счастье длилось недолго: меня выгнали, и опять послали “работягой” – на
этот раз в полевую бригаду.
Здесь рабочий день летом не менее двенадцати часов. И все отношения
изменились. Моя полезность окружающим ничего не стоила. Я прихожу в баню
с бригадой, меня бреют в общей очереди, выдают одну шайку воды. И
сколько я просил набавить еще половину шайки – не давали. Я раз ушел с
намыленной спиной - воды не дали, чтобы смыть ее.
Когда же через полгода я был возведен в ранг художественного
руководителя и культорга, мое положение сразу изменилось. Моя полезность
окружающим опять стала высокой: мне давали воды, сколько я хотел (а не
просил!) и кормить стали лучше.
Как-то во время обеда начальник, заглянувший в мой котелок, удивился,
что в нем мало “существенного”. Он послал за заведующим кухней и спросил
его:
– Неужели не мог больше и лучше влить в котелок художественного
руководителя?
Тот ответил, что существуют нормы. Начальник бросил, что знает об этом,
но... И мне начали вливать в котелок “и сверху и снизу”, т.е. набирали
черпаком жир сверху и гущу снизу.
Понятно – это в ущерб другим, за счет других, это незаконно. Но разве на
воле не так? И тоже за счет других.
Я получаю литературный гонорар за то, что моя полезность оценивается
выше других, и мне наливают “и сверху и снизу”. Это всюду: в продмаге, в
магазине готового платья, в театре, в журналах и газетах (я их выписываю
и покупаю книги).
Но человек, которого боялись в лагере, получал выше своей полезности.
Колька Лихачев получал дань от всех, кто получал посылки. Его боялись –
он мог отнять, да еще избить.
Так же и на воле: люди, внушающие страх, лучше обеспечиваются
государством, т.е. государство ценит этих людей и наливает им гуще и
жирнее. государство это делает потому, что такие люди полезны, они
соблюдают порядок и дисциплинируют – стараются услужить внушающим страх.
Будет ли это и в коммунистическом обществе? Страх отпадет, а полезность,
принцип полезности останется. Полезный человек будет удовлетворяться
“всеми видами довольствия”, а бесполезный – будет ограничиваться.
Отношение к действительности может быть разным. Можно ее видеть с
эстетической, экономической, исторической и т.п. сторон. У меня был один
аспект – политический.
Эти очки, которые я напялил на себя, играли роль шор, которые надевают
лошадям, чтобы они глядели вперед, а не по бокам.
Эти шоры закрывали от меня все богатства мира, несмотря на то, что я
интересовался и другими сторонами жизни. Люди меня интересовали, как в
жизни, так и в литературе, как воплощение идей и исполнители воли эпохи.
Это было примитивно: персонифицированные идеи заслоняли людей, а я не
видел индивидуальностей.
Жизнь раскрыла мне некоторые свои тайны, и я разглядел то, чего раньше
не видел. Человек – не чтец-декламатор и не идеологическая начинка.
* * *
... Я в долговой тюрьме, как добросовестный банкрот, но банкрот
Я добросовестно привел к разорению многих людей, выдал векселя и –
прогорел! Тюрьма заслужена.
Странно, что злостные банкроты процветают, но они и вели дело так, чтобы
мы стали банкротами, и предприятие забрали себе в руки.
Я перевожу “Пигмалиона” Шоу. Профессор Хиггинс говорит:
– Разве мы знаем, что делаем? Если бы понимали, разве бы мы это делали?
Я делал, жил, работал и приехал не туда, куда хотел. Я ем тот компот,
который сам варил. Он оказался невкусным. Но мне ли жаловаться на это?
Повторяю: есть судьба и есть возмездие...
Я верю: так же, как “могила неизвестного солдата”, будет поставлен
памятник тем строителям социализма, которые осваивали Крайний Север,
строили каналы, заводы, строили, как “враги”...
Любовь и ненависть имеют свои объекты. Любить и ненавидеть можно что-то
или кого-то. В этих чувствах всегда выражается отношение к чему-то или к
кому-то. Эти чувства свойственны всем людям. Можно определить, что любят
и что ненавидят. Не любят голода, холода, плохой одежды, плохого жилья,
болезни, нищеты, безобразия, уродства.
Любят свет, изысканность, красивое платье, квартирное удобство,
путешествие, искусство. В зависимости от культурного уровня любят
знания, легкое времяпровождение и т.д.
Большинство людей всегда находится в состоянии неудовлетворенности, т.к.
не имеют возможности удовлетворить свои потребности в удобном, красивом,
обеспеченном. Высококвалифицированный рабочий, служащий средней руки,
торговец, ученый, деятель искусства и т.д. постоянно стремятся к тому,
чего им не хватает.
Ощущения и настроения определяются не достатком чего-то, а отсутствием
чего-то.
Мало людей владеют большинством того, чего они хотят, а большинство
владеет небольшой частью того, чего хотят. Зависть большинства к
меньшинству постоянна. А завидуют не только хорошему платью, пище,
удобствам, но и
красивому лицу, голосу, фигуре, дарованию, происхождению, уму, знаниям.
В любом государстве постоянно находятся эти две группы: завидуемые и
завидующие.
Когда отношения обостряются на почве крайнего лишения большинства, тогда
ненависть большинства направляется на меньшинство. Зная, что в основе
лежит ненависть, легко управлять людьми, направляя их зависть на
определенные объекты и людей: против дворцов, аристократии, буржуазии и
их окружения, людей искусства, науки и т.д.
Но странное повторение. Раздевают имущих, владетельных, красивых и
обеспеченных, ученых и образованных – ВСЕ обиженные, ВСЕ
неудовлетворенные, ВСЕ завидующие. Они вытаскивают их из дворцов,
отбирают красивую жизнь и очень скоро сами занимают их места. На место
одних владетельных, знатных и властных приходят другие – те, которые
вытаскивали властных. Они занимают их места. Оттаскивали властных и
знатных от кормушки ВСЕ, а подошли к кормушке избранные, наиболее
смелые. Разве история не даёт нам достаточно примеров? Нигде, как у нас,
не шло так исправно истребление имущих, знатных и властных, а потом на
их место сели те, кто упорно боролся против властных.
Эйхе имел свой дворец и свой двор. Он был наместником Сибири и ни в чем
себе не отказывал. И не только он.
Разоблачение Сталина служит ярким примером того, как малограмотный
семинарист становится филологом, генералиссимусом, архитектором,
литературоведом силой своей энергии и аморальности.
Основное в массовом движении, это – ненависть. Она объединяет и даёт
выход чувству ненависти. Любовь к чему-то не может объединить людей для
действий. Можно любить балет, но ни один любитель не пойдёт за балет с
оружием в руках, не будет убивать тех, кто против балета. А ненависть
ведет человека в бой. Человек больше всего ненавидит то, что он считает
несправедливым, и стремится это уничтожить.
Прав был М.Я. Макатинский, когда говорил: “Я не знал никогда
за что
борюсь, но я всегда знал, против чего
борюсь. Я никогда не знал, чего хочу, но я всегда знал, чего не хочу”.
Мне кажется, что чего-то не хотеть, одновременно значит чего-то хотеть.
Отрицать или опровергать что-то, значит признавать что-то другое.
Ненависть – основное чувство масс в революции, а иногда и в войне. В
одинаковой степени и контрреволюция...
Оглавление
ГУЛАГ
www.pseudology.org
|
|