| |
Киев, "Наукова думка", 1990 |
Дмитрий Иванович Яворницкий |
История запорожских козаков
Том второй. Глава
9
|
Участие запорожских
козаков в предприятии Лжедимитрня I.—Неудачная битва Димитрия и Козаков
у Добрынич на речке Севе,— Участие запорожцев в предприятии Лжепетра и
Лжедимитрия II.—Поражение Шуйского и Голицына и начальника немецкого
отряда Ламсдорфа от поляков и запорожцев.— Общая численность запорожских
и украинских козаков при Тушине.—Действия козаков под Устюжной.—Действия
Наливайка во Владимирском уезде.— Движение Кернозицкого с козаками к
Новгороду, отступление к Старой Русе и Твери.— Действия Олевченка с
козаками под Смоленском.— Участие козаков во взятии Стародуба, Почепа,
Чернигова, Новгород-Северска, Мосальска и Белой.— Оборона козаками
православной веры на юге; возвращение их на север и движение к Пронску,
Зарайску, в верхневолжские и заволжские места; осада Вологды.— Сидение
запорожцев в Кремле. Сношение царя Михаила Федоровича с турецким
султаном по поводу запорожцев.— Движение в московские пределы гетмана
Сагайдачного и действия его у Калуги и Белой.
В то время, когда запорожские козаки возвратились из шведского похода на
Низ, у них объявился человек, который потом потряс основы всего русского
государства и едва не сделался причиною подчинения России польской
короне, — это Лжедимитрий I или названный Димитрий царевич. Что
названный царевич Димитрий был в Запорожье, на это есть прямые
положительные указания; нет лишь точных указаний на то, в каком именно
году он был там — в 1601, 1602 или в 1603 г. [1] Впрочем, разница в
расстоянии времени здесь не имела никакого значения,— важно лишь то, что
с появлением Димитрия наступило на Руси смутное время, а это время
всегда желательно было для всего козацкого сословия, искавшего везде
добычи и военной славы. В смутное время русское козачество играло
первенствующую роль, и все самозванцы опирались главным образом на
козаков. Оттого во всех походах Димитрия I и его преемников южно-русские
козаки принимали также самое живое и самое деятельное участие, при чем в
этом деле главнейшую роль играли собственно так называемые украинские
или черкасские козаки и второстепенную собственно запорожские или
низовые козаки.
Назвавшись русским царевичем в Польше и получив позволение собирать
войско для похода на Москву, Лжедимитрий-первый в 1604 году послал своих
агентов к донским и запорожским козакам поднимать их к себе на службу;
последним Димитрий отправил даже собственное знамя в знак собственного к
ним внимания; козаки с особой охотой откликнулись на такой призыв. Их
привлекли в данном случае жажда богатой добычи, страсть к далеким
походам, заманчивость самого предприятия. Под знаменем Димитрия
собралось несколько тысяч поляков и две тысячи донских козаков, с
которыми он и выступил в южные области московского государства. В городе
Севске к нему подошло 12000 человек малороссийских козаков,
разделявшихся на конников, 8000, и пехотинцев, 4 000, с арматой из 12
исправных пушек; между малороссийскими козаками немало было и собственно
запорожских или низовых козаков. Димитрий в особенности обрадовался,
когда к нему явились козаки запорожские ("kozacy zaporoscy"), как
потому, что они пришли в большом числе, так и потому, что они известны
были своим мужеством. Усилившись козаками, Димитрий дал сражение
царскому войску в половине января 1605 года при деревне Добрыничах,
недалеко от Севска, на реке Севе, но потерпел там поражение [2].
В это время Димитрий располагал войском в 15 или 20 тысяч человек. Перед
началом битвы он разделил все наличное число своего войска на три части;
первую часть составляли поляки и перешедшие на его сторону русские,
числом 3000—8000; вторую козацкая конница, 8000 человек; третью козацкая
пехота, 4000 человек; последние имели в своем распоряжении армату и
поставлены были в резерве. Против Димитрия действовали 60000 русских
ратников, высланных царем Борисом Годуновым и состоявших под начальством
князей Федора Мстиславского и Василия Шуйского. Битву открыл сам
Димитрий. Он с польской и русской дружиной бросился на одно крыло
московского войска и, опрокинув его, устремился на главную царскую рать,
стрельцов; за ним поскакали и малороссийские и запорожские козаки.
Стрельцы выставили впереди себя подвижные укрепления в виде саней с
сеном и, подпустив к себе на известное расстояние поляков и козаков,
дали сильный залп по ним. Не ожидая такого залпа, козаки дрогнули и
повернули назад. За козаками обратились назад и поляки. Тогда русские
бросились в погоню за беглецами, но наткнулись на козацкую пехоту с
пушками. Пехота стала палить из пушек по русским ратникам, но,
подавленная силой, была в конец истреблена ими, зато своим действием
дала возможность уйти и спастись от русских Димитрию. Разбитый под
Добрыничами, самозванец бежал сперва в город Рыльск, а оттуда в город
Путивль [3].
В дальнейших успехах своих походов Димитрий-первый обязан был главным
образом донским козакам и русским ратным людям, ненавидевшим противника
Лжедимнтрия Бориса Годунова, и потому охотно сражавшимся против него за
самозванца. Какова роль была с этого времени украинских и запорожских
козаков, неизвестно. Но после гибели Лжедимитрия-первого запорожские
козаки все еще оставались в пределах московского государства и в 1607
году помогали самозванцу Петру, родом донскому козаку, Илейке, из
Мурома, назвавшемуся небывалым сыном царя Федора Ивановича от жены его
Ирины. Лжепетр выступил еще при жизни Димитрия-первого. Называя его
своим дядею, он послал к Димитрию свою грамоту и получил от него
приглашение приехать в Москву. Приняв это предложение за чистую монету.
Лжепетр двинулся было с козаками вверх по Волге, но когда поднялся выше
Свияжска, то тут получил известие о гибели Димитрия и о воцарении
Василия Шуйского. Тогда он повернул назад и скоро очутился на Дону, где
и расположился на зимовку. В это время к Лжепетру прибежал гонец от
князя Григория Шаховского, поднявшего восстание против царя Василия
Шуйского, и просил Петра для совместного действия против царских войск.
Лжепетр с охотой принял предложение Шаховского и весной 1607 года
двинулся в Путивль. При нем были терские, донские и волжские козаки, а
потом пристали и запорожские. По дороге Лжепетр взял со своими козаками
город Цареборисов, избил несколько воевод и дворян и потом добрался до
Путивля. Из Путивля, вместе с Григорием Шаховским, Лжепетр двинулся к
Туле и здесь соединился с другим мятежником, холопом Иваном
Болотниковым, имея намерение идти на Москву. Но в Туле Лжепетр октября 1
дня вместе с Шаховским, Болотниковым и другими, был взят и отправлен в
Москву и там казнен через повешение.
Запорожцы, бывшие при Лжепетре, в числе 3000 человек, перешли потом на
сторону Лжедимитрия-второго, стоявшего в городе 0рле [4] и имевшего
около себя 4000 поляков с князем Романом Ружинским во главе [5]. Когда
самозванец второй двинулся из Орла, то встретился под селом Каменкой,
между Орлом и Болховым, с царской ратью, между которой был и наемный
немецкий отряд. Немцы снеслись с Ружинским и предложили ему перейти на
сторону Лжедимитрия-второго и поляков. Ружинский принял это предложеиие
с охотой, но в решительный момент немецкие начальники сильно перепились
и не успели склонить всего отряда к переходу к Лжедимитрию и Ружинскому.
А между тем поляки вступили в бой с русскими и последним в это время
оказали большую услугу немцы: когда Ружинский после боя разбил князей
Димитрия Шуйcкого и Василия Голицына и заставил их покинуть поле битвы,
то немцы прикрыли отступление царской рати и тем заставили думать князя
Ружинского о неискренности их предложения о переходе к самозванцу.
Разбив и рассеяв царскую рать вторично апреля 24 дня 1608 года,
Ружинский приказал запорожцам изрубить 200 человек немцев с их
начальником Ламсдорфом во главе, несмотря на то, что они добровольно
пришли к нему с изъявлением готовности служить полякам [6].
По мере успеха Лжедимитрия-второго против Москвы, к нему все более и
более стекалось различного рода искателей приключений и в числе их
запорожских Козаков, так что под Тушином последних считалось уже 13000
человек [7], но конечно, главную массу составляли здесь собственно
малороссийские козаки, известные у москвичей под именем запорожских
черкас.
В начале 1608 года козаки, вместе с поляками и тушинцами, бились против
воеводы Железопольской Устюжны Андрея Петровича Ртищева и Фомы
Подщипаева и с их четырьмястами человек ратников из Белого озера. Января
5 дня при деревне Батневке козаки нанесли такое жестокое поражение
устюженцам и белоозерцам, что пораженные, по выражению современника,
иссечены были подобно траве. Спасшись от гибели с небольшим числом
воинов, Ртищев ушел в Устюжну и, пока поляки и козаки успели отлучиться
на некоторое время от Батневки, воевода постарался укрепиться, наковать
себе пищалей и наготовить боевых запасов. Однако февраля 3 дня козаки,
литовцы, поляки, под начальством Козаковского, а вместе с ними немцы и
татары, вновь прискакали под Устюжну; четыре раза они приступали к
острогу города, но каждый раз встречали такой сильный отпор со стороны
горожан, что отступали прочь и, наконец, после приступа февраля 8 дня
совсем покинули Устюжну, и жители ее воспели благодарственный гимн
Господу Богу за избавление от нашествия ляхов, празднуя это событие и по
настоящее время 10 февраля каждого года. В это же время во Владимирском
уезде действовал какой-то пан Наливайко с козаками; он свирепствовал с
неслыханным злодеянием, истребляя и сажая на кол дворян, боярских детей,
простых крестьян, позоря жен, забирая в плен детей. Злодеяния Наливайка
привели в ярость даже самого тушинского вора и он послал приказание во
Владимир казнить Наливайка. Однако, за Наливайка вступился литовский
канцлер Лев Сапега и написал к самозванцу простительное по этому поводу
письмо. Самозванец, вместо помилования, обратился к Сапеге с укором,
чтобы он не выпрашивал милости таким злодеям, как Наливайко, а карал бы
их смертью. Но приказание тушинского вора было оставлено без исполнения,
и козаки Наливайка продолжали по прежнему злодействовать, неизвестно
только, какие именно то были козаки, т. е. были ли то украинские,
запорожские или какие-нибудь бродяги, принявшие имя козаков [8].
В 1609 году запорожские козаки, под начальством полковника Кернозицкого,
отправлены были Лжедимитрием-вторым к старому Новгороду, с целью
склонить на сторону Димитрия жителей Новгорода. В то время в Новгороде
находился племянник царя, князь Михаил Скопин-Шуйский. собиравший
ополчение против врагов царя и ведший переговоры со шведами о найме их в
военную службу к московскому царю. Козаки шли, в числе нескольких тысяч
человек, из Тушина и по дороге к Новгороду захватили Торжок и Тверь.
Навстречу запорожцам вышел окольничий Михаил Татищев, но он был обвинен
в тайных сношениях с Кернозицким и поплатился за то жизнью. Тогда
Кернозицкий беспрепятственно подступил к Новгороду и расположился у
Хутынского монастыря. Но тут он узнал, что к князю Михаилу
Скопину-Шуйскоыу подошло значительное подкрепление и, испугавшись,
поспешно отступил назад, после чего действовал против русских и шведов
под Старой Русой и Тверью, но оба раза неудачно.
В том же году, со второй половины месяца сентября, запорожские черкасы,
под начальством Олевченка, действовали, в числе около 10000 человек [9],
под городом Смоленском вместе с польским королем Сигизмундом III и
литовским канцлером Львом Сапегой. Они собрались сперва в Каневе,
Переяславе и Черкассах и сами предложили свои услуги польскому королю.
Под Смоленском они заняли позицию около Духовского монастыря и
расположились там своим табором. Впрочем, существенной пользы
запорожские козаки королю на этот раз не оказали, так как они, не любя
подчиняться никаким требованиям военной дисциплины, то приходили к
городу, то уходили и больше занимались исканием добычи в селах и
деревнях, чем продолжительной и скучной осадой города [10]. В начале
1610 года козаки особенно разбойничали в Зубцовском уезде, в расстоянии
около 300 верст от Москвы и около 200 от Твери [11]. Вслед за тем
запорожские черкасы принимали участие, вместе с поляками и литовцами, во
взятии городов северской Украины — Стародуба, Почепа, Чернигова,
Новгород-Северска, Мосальска и Белой, заставляя жителей присягать
польскому королевичу Владиславу. Жители названных городов, особенно двух
первых, оказывали запорожским черкасам жестокое сопротивление и, зажигая
города, бросали в пламень свои имущества, а потом кидались в него сами и
погибали. Такое отчаяние местного населения объясняется той жестокостью,
с какой козаки, несмотря даже на запрещения короля Сигизмунда III,
обращались с побежденными [12]. Различие в исторической судьбе, различие
в культуре, языке, костюме, общественном строе, отчасти в обрядностях
веры сделали южноруссов, в особенности запорожских козаков, во многом
несхожими с великороссами. И по внешним приемам, и по внутренним
воззрениям южноруссы скорее имели сходство с поляками, чем с
великоруссами. Этим-то и можно объяснить ту вражду, которую украинские и
запорожские козаки выказали в отношении великоруссов, в смутное время
московского государства.
На странице 141-й сказано о походе запорожцев в новгородскую землю,
совместно с поляками для борьбы против русских. Во главе польских войск
стоял в это время сам король Владислав IV, во главе русских - воевода
Михаил Борисович Шеин. Главные действия сосредоточены были под городом
Смоленском. Запорожские козаки, как подданные Речи Посполитой, воевали
против русских, и в этом случае, кроме русских источников, прекрасным
дополнением могут служить указания "Діаріуша", напечатанного в Варшаве в
1895 году под редакцией Рембовского (Biblioteka Ordynacyi Krasinskich,
XIII, 30-32. Dyariusz woiny moskiewskiei z roku 1633).
Действуя с невероятным ожесточением против своих же собратий, людей
православной веры на севере России, запорожские и украинские козаки в то
же время весьма энергично отстаивали православную веру на юге России
против открытых врагов ее, униатов. Так, в 1610 году козацкий гетман
Григорий Тискиневич особенно усердно поддерживал киевское православное
духовенство, которое не хотело подчиниться униатскому митрополиту и не
дозволяло взять киевскую соборную церковь св. Софии униатскому
наместнику ("официалу") Антонию Грековичу. Тискиневич написал письмо мая
10 дня, находясь за порогами Днепра, до пана подвоеводы киевского
Холоневского, и, выказывая в этом письме горячее желание ратовать за
православную восточную церковь до конца своей жизни и до готовности
сложить свою голову, давал позволение подвоеводе убить "того офиціяла
Грековича якъ пса, гдЪ колвекъ здыбавши" [13].
В 1611 году малороссийские, а с ними, нужно думать, и запорожские
козаки, снова очутились на севере России в распоряжении поляков.
Польский полководец Александр Гонсевский приказал отряду запорожцев идти
в рязанские места для того, чтобы мешать Прокопию Ляпунову,
собиравшемуся на подмогу Москве. "Черкасы" нашли себе союзника, воеводу
Исака Сумбулова, сторонника поляков, и двинулись к городу Пронску. В
Пронске они застали Прокопия Ляпунова и осадили его. Но на помощь к
Ляпунову подошел князь Димитрий Михайлович Пожарский, и "черкасы" почли
за лучшее отступить от города. После этого те же "черкасы" напали на
город Зарайск, где расположился князь Пожарский, но тут они испытали
полную неудачу: Пожарский вышел из города и ударил на них с такой силой,
что они покинули город и бросились бежать на Украйну [14].
Однако, это бегство "черкас" на Украину не было окончательным: в 1612
году "черкасы" очутились на верхневолжских и даже заволжских местах,— в
Краснохолмском Антониевском монастыре, в Пошехонье, в Угличе, в Твери. В
это время они сражались с князем Димитрием Мамстрюковичем Черкасским и
выгнаны были им из Антониева монастыря (Бежецкого уезда. Тверской
губернии). С 22 по 26 августа того же года часть малороссийских "черкас"
была осаждена, вместе с поляками, литовцами и немцами, в Кремле и
Китайгороде, соединенными ополчениями МининаСухорукова, князя Пожарского
и атаманов русских козаков. Сентября 22 дня часть "черкас" отделилась от
польского воеводы Хоткевича и бросилась к городу Вологде. Пользуясь
отсутствием отъезжих караулов, башенных и городских сторожей, стрелецких
голов и сотников, нарядных пушкарей и затинщиков, черкасы вошли ночью в
город и взяли его приступом, людей изрубили, церкви ограбили, город и
посады до основания выжглд, воеводу князя Долгорукова и дьяка Карташова
убили, архиепископа Сильвестра в полон взяли и хотели было казнить
смертью, но потом еле живого отпустили.
Наконец, при сдаче Кремля Карлом Хоткевичем в ноябре месяце того же года
Минину, Пожарскому и Трубецкому, в числе поляков, литовцев и немцев были
и черкасы, под которыми москвичи разумели, по обыкновению, как
малороссийских, так и собственно запорожских козаков. Находясь в Кремле,
осажденные терпели страшный голод и не сдавались. "Тогда отцы ели своих
детей, один гайдук съел сына, другой — мать, один товарищ съел слугу
своего, ротмистр, посаженный судить виновных, убежал с судилища, боясь,
чтобы обвиненные не съели судью" [15].
После сдачи, поляков, литовцев, немцев и черкас на Руси произошло
знаменательное событие, избрание февраля 21 дня 1613 года царя Михаила
Федоровича Романова, в след за которым последовало повсеместное очищение
России от иноземцев, различных бродячих элементов и в том числе от
Козаков.
В июне месяце этого же года от нового царя отправлены были к турецкому
султану Ахмету послы с известием дружбы России к Турции и с просьбой
действовать заодно с русским царем против поляков и литовцев. На эту
просьбу из Константинополя отвечали, что султан согласен быть с великим
государем в братстве и любви и хочет стоять на литовского короля, для
чего отдал приказ крымскому хану идти от города Аккермана на Литву;
особо прямо из столицы султан послал на Литву десять тысяч ратных людей
с волохами и молдаванами, а кроме того велел у днепровского устья
поставить два города против "днепровских черкас", чтобы сбить с Днепра
всех козаков [16].
Но "черкасы", ничего не зная о сношениях русского царя с турецким
султаном, попрежнему продолжали оставаться в московской Руси и брать
города один за другим. На этот раз во главе их стоял знаменитый гетман
Петро Конашевич Сагайдачный [17], впоследствии прославивший себя как
военными, так и гражданскими делами, действовавший на Украине за
православную веру и народность одинаково искусно как саблей, так и
пером. Выйдя с "воинством своим" из Киева, он прошел на Путивль, Волхов,
Белев, Козельск, Мещовск, Серпейск, Лихвин, Перемышль, Калугу и "много
по пути зла сделал, пролив кровь христианскую". В Калуге в то время
сидел воевода Артемий Измайлов, который послал известие в июле месяце в
Москву о первом приступе к городу Сагайдачного и о намерении его
вторично идти на Калугу. В тоже время писал в Москву и Нащокин с
известием о том, что черкасы имеют намерение идти к Можайску. Тогда
молодой царь, после совета с духовенством и боярами, послал против
Сагайдачного князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского да Михаила
Матвеевича Бутурлина. Воеводы двинулись по направлению к Калуге, но
"черкасы" и литовцы отступили к Вязьме и Дорогобужу, а потом, покинув и
эти города, ушли в Белую. Воеводы пошли по следам черкас и, подошедши к
Белой, осадили ее. Черкасы и литовцы попытались сделать вылазку, но эта
вылазка была неудачна, и в августе месяце они сдались русским воеводам.
После этого Сагайдачный со своим войском повернул назад и пошел к Киеву
через Курский уезд и через вершину реки Псла, на Думчий курган. Дойдя до
города Курска, он отправил к гражданам его двух человек с объявлением,
что он ни городу, ни уезду не причинит никакого зла, о чем отдал приказ
своему воинству [18].
Содержание второго тома
www.pseudology.org
|
|