| |
Минск.:
"Пропилеи", 2000. - 200с.,
ISBN
985-6329-29-9 |
Усманова,
Альмира Рифовна
|
Умберто Эко: парадоксы интерпретации
Философия хаоса: "онтология" Умберто Эко и естественнонаучная картина
мира
|
101
С позиций сегодняшнего дня поиск аналогий и попытка сближения
гуманитарного познания с естественнонаучным выглядит, скорее, как
непростительный анахронизм или как ретроспективная попытка отдать дань
структуралистскому позитивизму начала 60-х гг. Тем не менее, коль скоро
Семиотика возникла именно на волне позитивистского энтузиазма (и
концепция Московско-Тартуской школы Семиотики в том числе),
ассимилировав в конечном счете некоторые принципы теории информации,
математики, кибернетики, Философии естествознания, то все же имеет смысл
обратиться к тому контексту, в котором, в частности, возникла и идея
"открытого произведения".
Читателя, впервые имеющего дело с Открытым произведением, может удивить
частое использование примеров и поиск аналогий из области
негуманитарного знания. Эко употребляет термин "структурная гомология" с
целью показать происходящую конвергенцию новых канонов и требований,
объясняя преимущество этого термина тем, что он "не вынуждает нас к
построению строгого параллелизма, но в то же время позволяет
зафиксировать взаимно контрастирующие эпистемологические ситуации"1 -
так, понятие "открытости" невольно напоминает терминологию квантовой
физики (индетерминизм и прерывность), иллюстрирует отдельные положения
теории Эйнштейна и в целом способно передать специфические обертона
тенденций в современной ("современной" - на момент написания Открытого
произведения) научной мысли.
Эко разрабатывал свою модель "открытого произведения" в тот период,
когда естествознание переживало очередную революцию (то есть очередную
ломку картины мира). Поводом для этой микрореволюции послужила
разработка теории хаоса, репрезентирующей тот "нелинейный мир", с
реальностью которого столкнулась постнеклассическая наука2. Идея хаоса,
экспроприированная наукой и отчасти лишившаяся той мифологической ауры и
благоговения, которая до недавних пор вдохновляла
1 Eco U. The Open Work (Harvard University Press, 1989). Р. 18.
2 См., напр.: Пригожин И., Стэнгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
102
поэтов и Философов, поселилась в таких областях науки, как физика,
химия, нейрофизиология, психиатрия, экология, математика. Когда
сторонники Философии хаоса говорят о том, что классическая наука уделяла
основное внимание поиску порядка, обоснованию устойчивости, линейности,
однородности и равновесию изучаемых систем, то Эко это напоминает о той
схеме мироздания, которая лежит в основе Сумм Фомы Аквинского. На
реальность накладывалась символическая сеть, напоминающая решетку с
пропорциональными рамками, подобно тем, что использовались античными
скульпторами и архитекторами для того, чтобы выявить симметричные точки
в своих конструкциях. В этой картине мира "Бог рассматривался как
Первопричина по отношению как к себе, так и к своим творениям, для
которых он выступает как Действительная, Окончательная и Созидательная
причина. В этой решетке, где все, начиная с творения ангелов, мира и
человека, определения страстей, привычек и кончая таинствами как
орудиями искупления и самой Смертью как вратами в вечную жизнь, - нет
места случайному, все имеет свое объяснение и свои функции в этой
целостности"3.
Главное изменение в неклассическом представлении об универсуме связано с
признанием одновременности возникновения и существования порядка и
хаоса, при этом большинство систем являются открытыми, обмениваясь
веществом или энергией с окружающей средой, а в плане изменения
аксиологических приоритетов позитивная роль отводится состояниям
неустойчивости, неравновесности, нестабильности. Пригожин считает, что
"лишь в неравновесной системе могут иметь место уникальные события и
флуктуации, способствующие этим событиям, а также происходит расширение
масштабов системы, повышение её чувствительности к внешнему миру и
наконец возникает историческая перспектива (для возникновения уникальных
событий), появления других, быть может, более совершенных форм
организации"4. Фактически Пригожин описывает здесь модель "открытого
произведения": "Всегда интересно, какой из возможных вариантов развития
исходной ситуации будет реализован... Универсум художественного
творчества весьма отличен
3 Eco U. The Aesthetics of Chaosmos. Р. 46.
4 Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы Философии. 1991. № 6.
С. 50.
103
от классического образа мира, но он легко соотносим с современной
Философией и космологией"5.
Идея "случайного порядка" оказалась функционально пригодной не только
для объяснения окружающей среды, общества, нервной системы, но даже в
качестве нового аргумента в современных теологических учениях. Семиотика
оказалась наименее готовой к ассимиляции Философии хаоса. Например, Ю.
Лотман лишь в 1992 году в своей последней книге Культура и взрыв
использовал модель случайности для объяснения исторического процесса,
но, по сути, случайность и Семиотика долгое время полагались вещами
несовместимыми. Семиотика Московско-Тартуской школы так и не смогла
соединить идею случайности как фундаментального принципа Культуры с
парадигмой, внутренне ей противостоящей6, хотя ещё в 1973 году в Тезисах
по семиотическому изучению Культур понятия порядка и хаоса (Культуры и
энтропии) обосновывались в качестве фундаментальной семиотической
оппозиции7. В рамках этой концепции "свобода" оставалась лишь моделью
(причем моделью вторичных моделирующих систем, о гибкости самой
семиотической методологии вопрос не поднимался), а не реальностью, так
как чем менее индивидуализировалась и менее "свободной" оказывалась
Культура, тем легче она поддавалась анализу ("как шахматная партия",
бесконечно интересная, но с фатальным пространством в 64 клетки8).
Парадокс состоял в том, что само естествознание, откуда был импортирован
"идеал таблицы", от
5 Пригожин И. Философия нестабильности. С. 51.
6 См.: Ревзин Г. И., Лотман Ю. М. Культура и взрыв // Вопросы
искусствознания. 1993. № 1. С. 214.
7 См.: Lotman J. М., Uspenskij B. A., Ivanov V. V., Toporov V. N.,
Pjatigorskij A. М. Theses on the semiotic study of cultures, in The Т
ell-Tale Sign (Lisse, 1975). Р. 58-59. В этой коллективной работе
"Культура" определялась как "организация (информация)" в
противоположность дезорганизации (энтропии); утверждалось, что "каждому
типу Культуры противостоит свой тип хаоса (то, что данной Культурой
интерпретируется как сфера дезорганизации, однако скорее всего
представляет сферу иной Культуры); Культура постоянно стремится
расширить сферу своей организации, но одновременно демонстрирует
потребность в наличии сферы хаоса (если для древних греков и римлян идея
хаоса отождествлялась с варварами, то позднее в качестве такового
интерпретировались "Культура детства", экзотические цивилизации,
подсознательное и т. д.).
8 Ревзин Г. И., Лотман Ю. М. Культура и взрыв. С. 215.
104
этого идеала отошло, и это было расценено как возвращение к гуманитарным
ценностям.
Эко, напротив, воспринял идеи случайности и непредсказуемости не только
в качестве онтологических реалий, но и как модель для "раскрепощения"
семиотической методологии. Он полагает, что элемент хаоса в структуре
повседневной жизни является тем импульсом, который позволяет системам
изменяться и развиваться. Боязнь признать этот факт свидетельствует о
"примитивности общества", о его неспособности расстаться с безжизненными
ритуалами и табу. Он рассматривает культурную модель Запада как
достаточно динамичную, прогрессивную, способную реагировать на
возникающие проблемы, интерпретировать новый опыт и соответственно
приспосабливаться к изменившейся "реальности". Эту модель развития
Умберто Эко открывает и в современном искусстве, разрабатывая поэтику
открытого произведения. Привлекая теорию информации для обоснования идеи
"открытости", он считает, что проводить подобные параллели стало
возможным с того момента, когда формам искусства стала свойственна
высокая степень непредсказуемости и невероятности.
Содержание
www.pseudology.org
|
|