| |
|
Умберто Эko |
Пражское кладбище
Бесполезные ученые комментарии
|
Историческое уточнение
Единственный вымышленный герой в этом рассказе — Симоне Симонини. Его
дед, капитан Симонини, — реальное лицо, хотя в истории он сохранился
только как автор письма к аббату Баррюэлю. Все прочие персонажи (за
исключением совсем уж незначительных, вроде нотариуса Ребауденго или
Нинуццо) существовали в действительности и делали и говорили то же, что
делают и говорят в этом романе. Это касается не только тех, кто выведен
под своим подлинным именем (кстати, хотя в это и трудно поверить,
существовала и настолько несусветная личность, как Лео Таксиль), но и
тех, кто выведен под измененным именем лишь потому, что для
художественной экономии я присваивал одному герою (выдуманному) поступки
и высказывания двух людей (на самом деле живших и действовавших). А если
вдуматься, то скажешь, что и Симоне Симонини, сборный герой, принявший в
себя черты и поступки множества различных людей, в определенном смысле
существовал. И даже, вынужден сказать, существует до сих пор среди нас.
Сюжет и фабула
Повестователь сознает, что хаотичное содержание этих дневников (со
многими забеганиями вперед и прыжками назад, так называемыми флэшбэками)
сбивает с толку читателя и загораживает от него фактическую историю — то
есть линию жизни Симонини до последней точки в его дневнике. Дело в
расхождении между story и plot , как это называется у англосаксов, или
фабулой и сюжетом, как называли это русские формалисты (кстати, сплошь
Евреи). Повествователь с некоторым трудом распутал сюжет и считает, что
читателю лучше всего бы не обращать внимания на все эти нюансы и просто
радоваться чтению. Но для особо въедливой читающей публики, или не
сверхсообразительной, предлагается таблица, где увязаны сюжетный и
фабульный уровни, которые расходятся, кстати, в любом романе,
написанном, как в свое время говорили, "мастеровито". В колонке "Сюжет"
передается краткое содержание страниц дневника, по главам,
соответственно основному тексту. В колонке "Фабула" воспроизводится,
наоборот, фактическая последовательность событий, которые в разные
моменты рассказывают или реконструируют Симонини и Далла Пиккола.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|