Когда от нашего собственного корреспондента в Пскове Юрия Моисеенко мы
получили известие об этой находке, первое, что сделали, — обрадовались.
Причем все.
Но потом нашлись сомневающиеся, действительно ли пьеса принадлежит перу
Сергея Довлатова: у него так много поклонников, что кажется, их стараниями
на нынешний день опубликовано буквально все, написанное этим замечательным
писателем. А вдруг фальшивка?Аргумент, что уж если бы кому-то взбрело в голову фальсифицировать рукопись
Довлатова, то лишь в самую последнюю очередь это была бы пьеса для
кукольного театра, убеждал, но не до конца.
Но вот мы получили рукопись — и всякие сомнения отпали: завлит Псковского
театра кукол Алексей Маслов действительно нашел в театральном архиве
неизвестную пьесу Довлатова.
В этом убеждают и легкость языка, и характерный
довлатовский юмор (вплоть до переложения «для младших школьников» анекдотов
того времени — середины 70-х), и с виду простенькие, а на самом деле очень
даже затейливые песенки.
Стало понятно и то, почему в 1975 году
Довлатов взялся за пьесу для театра
кукол.
Примерно потому же, почему блестящий критик Серебряного века
Чуковский в 30-е годы стал писать для детей. Ни в тридцатые, ни в
семидесятые прямое высказывание цензуру не проходило. А до идиотизма
придирчивыми к художественным произведениям цензоры стали именно в середине
семидесятых, после высылки
Солженицына. Вот тогда-то Довлатов и написал пьесу для детей про то, как важно не терять
собственного лица.
И все-таки прямого доказательства принадлежности пьесы перу популярного
писателя не было — пока... Пока Маслов не открыл книгу «Малоизвестный
Довлатов», выпущенную издательством питерского журнала «Звезда» в 1996 году.
Там он обнаружил письмо Довлатова
Елене Скульской, а в нем — упоминание этой
самой пьесы. Хотя и под другим тогда названием (отражавшим фабулу, а не
основную идею — как в окончательном варианте), но зато с дословной цитатой
из нее.
Кроме того, Довлатов пишет, что лежит пьеса в трех местах. Очевидно, одним
из этих мест и был Псковский кукольный театр.
В общем, поздравляем вас и себя с замечательной находкой.
Первое действие пьесы — перед вами. А поставит пьесу Псковский театр кукол —
при содействии «Новой газеты».
КАК МОГ ПОЯВИТЬСЯ «ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО»
На страницах этой пьесы блики ленинградского «Костра»
Во Пскове в архиве кукольного театра нашлась
пьеса Сергея Довлатова «Человек, которого не было». Дата, проставленная на
экземпляре пьесы, говорит о том, что она закончена в 75-м году. Я
представляю себе, как, в каких обстоятельствах и почему была она написана.
В Ленинграде, где все мы тогда обитали (правда, Бродский уже эмигрировал),
Довлатов и круг наших общих приятелей участвовали в издании известного
детского журнала «Костер».
Сергей был уже женат; у него росла
дочка Катя, поэтому проблема
дополнительного заработка стояла очень остро. Мы все брались за какие-нибудь
литературные работы, которые могли принести немного денег.
И вот тут-то и возникло искушение написать пьесу для кукольного театра.
Думаю, Довлатову эта идея пришла от его близкого приятеля
Льва Лосева,
который в числе прочих выдающихся людей работал в «Костре». В свою очередь,
идея написания пьес для кукольного театра пришла к Лосеву от его отца,
известного детского писателя и драматурга Владимира Лившица.
Кукольные пьесы были в советские времена довольно доходным делом — в стране
насчитывалось несколько сот кукольных театров, и они нуждались в жанровой
драматургии. Это был довольно специфический жанр, но, если человек угадывал
потребности детской аудитории, он щедро вознаграждался — с каждого спектакля
автор получал какой-то небольшой процент, и таких спектаклей набегало на всю
страну очень много.
Лосев, довольно удачно принявшись писать кукольные
пьесы, быстро купил хорошую четырехкомнатную квартиру в Светлановском
проезде. Он говорил, что каждый ребенок, который идет смотреть спектакль по
его пьесе, в кулачке несет пятачок, которые вместе складывались в приличные
суммы.
Принимали эти пьесы редакторы из Министерства культуры, с которыми
Лосев
был
хорошо знаком. В советское время существовал целый институт дам-редактрис,
которые распоряжались драматургией. Я думаю,
Лосев
познакомил Довлатова с
одной из таких дам, и она предложила ему написать кукольную пьесу. Так
появился «Человек, которого не было».
Дальше схема, видимо, была такая. Режиссер псковского театра оказался в
Министерстве культуры, ему показали эту пьесу, он взял ее, но до постановки
дело не дошло из-за длинной цепочки литов.
На пролежавшую много лет в пыли архивов пьесу случайно наткнулись, и теперь
наверняка многие театры будут добиваться приобретения прав на постановку
неизвестной пьесы классика современной русской литературы.
Евгений Рейн
Отдел культуры
"НОВАЯ ГАЗЕТА"
21.05.2001
www.pseudology.org |