Василий
Павлович Аксенов родился
20
августа
1932 года в Казани. Его родители были репрессированы в годы сталинского
террора, поэтому подростку пришлось хлебнуть сиротства в детдоме.
Евгения
Семеновна Гинзбург - мать писателя, автор знаменитой книги "Крутой маршрут".
Когда их разлучили с сыном, он был еще малышом, а встретились они через 12
лет в Магадане. Он и стал первым слушателем "Крутого маршрута" - книги
воспоминаний о трагедии жертв сталинского режима.
Отца
Аксенова, который был председателем Казанского горисполкома, арестовали в
приемной
М.И.Калинина, куда он был вызван всесоюзным "старостой".
Аксенову было
27 лет, когда он принес в редакцию журнала "Юность" свою первую повесть
"Коллеги" (1960). У произведения был большой успех. Она попала в зону
внимания критики, неоднократно переиздавалась, по ней был снят фильм, шли
спектакли.
Критик
Станислав Рассадин писал, что Аксенов вошел в литературу со своей темой и со
своими героями. Герои его произведений - люди ищущие, деятельные, они ставят
перед собой главную задачу: "бороться за чистоту своих слов, своих глаз и
душ".
Повесть
"Затоваренная бочкотара" (1968) была подвергнута ожесточенной критике.
Красногвардейский райком столицы, проверявший работу парторганизации журнала
"Юность", отметил в своем постановлении "порочность" повести. Суть
заключалась в том, что произведение содержало предсказание, предупреждение о
том, что страна движется в тупик, и стук колес лишь имитирует движение
вперед.
Собственно,
постепенная травля писателя началась еще в самом начале 60-х
Практически ни
одно из его заметных произведений ("Звездный билет", "Апельсин из Марокко")
не были пропущены официальной критикой.
В. Аксенов
вспоминал: "вначале нам казалось, что мы в разрыве с партией, до 63-го года.
Казалось, что мы вместе, одно и то же дело делаем - это как после тифа
выздоровление, страна после сталинизма. А потом вдруг
Никита Сергеевич стал
хулиганить в литературе, стучать кулаком, спустил с цепи свою свору..."
"Хрущевская"
свора была менее страшной, чем "брежневская", хотя может быть и кусала
больнее потому, что поколение шестидесятников в начале 60-х годов -
поколение молодых литераторов. Когда в 1979 году был собран "толстый"
альманах "Метрополь", содержащий произведения которые не были просмотрены
цензурой десятков советских писателей, началась настоящая "траншейная война
в Союзе писателей" (журнал "Монд").
Сигналом для
"кампании" против "Метрополя" стал секретариат Московской организации Союза
писателей. Он состоялся 20 января 1979 года. Первый секретарь Московской
писательской организации Феликс Кузнецов обвинил авторов альманаха в
аполитичности, а также упрекал в низком художественном уровне произведений.
Позже были другие обвинения: в том, что "Метрополь" готовился для публикации
на Западе
В. Аксенов
вспоминал, что действительно два экземпляра альманаха были переданы во
Францию и Америку, но не для того, чтобы их там напечатать, а для
сохранения, Когда стало понятно, что "Метрополь" в стране выпустить не
удастся, авторы его дали согласие на публикацию альманаха на русском языке в
американском издательстве "Ардис". Спустя время альманах вышел по-английски
и по-французски.
Было решено в
Москве устроить вернисаж "Метрополя", для ознакомления с ним публики. Сняли
помещение. Праздник должен был состояться в кафе "Ритм" возле Миусской
площади. Было приглашено около трехсот человек интеллигенции. КГБ
отреагировал по-военному: квартал оцепили, кафе закрыли, опечатали по
причине обнаружения тараканов, на двери повесили табличку "Санитарный день",
а участников альманаха стали вызывать на допросы в Союз писателей. Начались
репрессии, бившие почти по всем метропольцам: запрещали книги, уже вышедшие
не выдавали в библиотеках, закрывали спектакли, выгоняли с работы.
В статье
"Конфуз с "Метрополем" (г. "Московский литератор") Феликс Кузнецов писал:
"Эстетизация уголовщины, вульгарной, "блатной" лексики, этот снобизм
наизнанку, да, и по сути дела, и все содержание альманаха "Метрополь" в
принципе противоречит корневой гуманистической традиции русской советской
литературы...
Не надо варить
пропагандистский суп из замызганного топора и представлять заурядную
политическую провокацию заботой "о расширении творческих возможностей
советской литературы". 12 августа 1979 года "Нью-Йорк тайме" опубликовала
телеграмму протеста американских писателей
Курта Воннегута,
Джона Апдайка и
других. "Литературная газета" (Ф. Кузнецов) напечатала статью "О чем шум?" -
ответ американским писателям.
Выход Аксенова
из Союза писателей СССР был добровольным: он отправил членский билет по
почте в Секретариат правления СП РСФСР в знак протеста против отмены решения
о приеме в члены Союза Евгения Попова и Виктора Ерофеева - участников
альманаха.
В 1980 году
Василий Аксенов уехал за границу. Живет в США, в Вашингтоне, совмещая
писательскую работу с преподаванием в университетах. За рубежом вышли его
романы "Ожог", "Остров Крым", "Бумажный пейзаж", "Скажи, Изюм", сборник
рассказов "Право на остров", книга об Америке "В поисках грустного бэби" и
другие произведения.
Пишет на
русском и английском языках.
В последние
годы постоянно бывает в России...
Довлатов
www.pseudology.org
|