СОВЕРШЕННО
СЕКРЕТНО
По оперативным
данным, Довженко характеризуется как наци-оналист, высказывающий
антисоветские националистические настроения. Материалы, поступившие в 1941 и
1942 годах, свидетельству-ют: антисоветская националистическая деятельность
Довженко за последнее время принимала все более открытые формы, сводившиеся
к высказываниям явно антисоветских и враждебных взглядов о пр-оводимой в
СССР национальной политике
Проводя
антисоветскую националистическую пропаганду среди приближенных к себе
работников литературы и искусства, Довженко развивает концепцию о "трагической
судьбе украинской нации". Ка-саясь украинских легионов в составе
гитлеровской армии, Довженко говорил:
"... Это трагедия
украинского народа. Смысл трагичности в том, что украинский народ разбросан,
всюду проливает кровь за "всех, кому не лень" работает и на немца, и на
поляка, и на русского, ему не выгодно говорить на своем родном языке, он не
имеет необходимого количества культурных мероприятий, мешают ев-реи и
московские бездарности. Украинский язык стал латынью, его употребляют только
в торжественных случаях и в официальных доку-ментах... Нет конца трагедии
украинского народа".
В течение 1939 - 1941
годов Довженко сблизился в идейном и организационном отношении с
архитекторами Костырко и Заболотным, известным художником Федором Кричевским,
а также зампредом Совна-ркома УССР по делам культуры Редько.
Данными литературных
мероприятий за 1940 - 1941 годы подтверждается наличие тесной связи между
Довженко и Яновским /писа-тель, националист/, Заболотным, а также
налаживание более тесной связи с народным артистом УССР Бучмой, бывшим
офицером галицкой армии. Имел тесные отношения с академиком Студинским -
вид-ным украинским националистом.
В проводимой
антисоветской националистической линии Дов-женко опирался, главным образом,
на Редько, который покровите-льствовал Довженко и всячески создавал все
условия для легализа-ции националистической деятельности...
Довженко говорил о "материальной
нищете", в которой, по его мнению, находится весь советский народ, и в
особенности интелли-генция. Довженко заявляет:
"... Причина нищеты лежит
в самом корне нашей системы и лишь изменение некоторых принципов могло бы
так раскрыть силы нашей страны, что всеобщая нищета сменилась бы всеобщим
богатством"...
Рассматривая политические
основы нашего государства, Довженко говорил:
"Коммунизм и фашизм -
философские братья, и то, и дру-гое - тоталитарные режимы". Довженко "недоволен"
выпущенным в 1943 году учебником истории Украины автор профессор Петровский.
Довженко говорил:
"... По этой книжке
выходит, что с давних времен и до наших дней украинский народ только и жил
тем, чтобы воссоединиться с Россией. Украины в книге нет, есть привесок,
придаточек России...
Послереволюционная
история наполнена фактами о доярках и свиньях, среди которых затесался
академик Богомолец. Я поэтому и предложил свои услуги написать книгу, чтобы
она была книгой об Украине и любимой книгой детей на Украине"...
"Донесение
В конце января или начале
февраля 1944 года в г. Москве состоялся прием тов. Сталиным руководителей
партии и правительст-ва Украины, руководителей Союза советских писателей
Украины, и писателя - кинодраматурга и режиссера Александра Петровича
Довженко.
На приеме присутствовали:
члены Политбюро ЦК ВКП/б/ тт. Ворошилов, Молотов, Берия и др., от Украины -
тт. Гречуха, Корниец, писатели Микола Бажан, Максим Рыльский, Юрий Яновский,
Александр Корнейчук /за полноту списка не ручаюсь/ и украинский писатель
Александр Довженко.
Прием был посвящен
Рассмотрению нового произведения Алек-сандра Довженко - киносценария "Украина
в огне".
Тов. Сталин ознакомился
со сценарием и созвал товарищей, присутствовавших на приеме, чтобы высказать
свое мнение о сце-нарии и подвергнуть его разбору.
Прием продолжался около
двух часов.
На основании выступлений
на собрании писателей в г.Киеве 12 марта участников приема Максима Рыльского,
Миколы Бажана, Але-ксандра Корнейчука можно сделать нижеследующий отчет о
сценарии Довженко и его оценке товарищем Сталиным.
Тема сценария - борьба
украинского народа против немецких захватчиков. Разрабатывая эту тему,
Довженко в сценарии изобра-жает поведение и отношение к войне и немецким
захватчикам украинского народа, пытается дать оценку проистекавшим на
Украине событиям, осмыслить обстоятельства, их подготовившие, и опреде-лить
дальнейшие перспективы. Разрабатывая сценарий в таком аспе-кте, Довженко
пытается в свете происшедших на Украине событий оценить основные линии
политики партии и совесткого правительства до войны, сделать вывод о том,
оправдала ли себя линия партии в свете вскрытых войной обстоятельств.
Тов. Сталин, подвергнув
сценарий критике, отметил следую-щее:
Мысли, влагаемые Довженко
в уста героям сценария, во мно-гих случаях являются мыслями самого Довженко,
поэтому тов. Ста-лин подверг резкой критике Довженко, его взгляды,
настроения, идеологию и резко осудил их.
Довженко игнорировал
классовый характер Отечественной во-йны советского народа против немецких
захватчиков. В сценарии, в котором Довженко пытался отобразить силы,
борющиеся за освобождение Украины, нет положительных героев. Выведенные в
сцена-рии типы членов партии, советских работников, командиров Крас-ной
Армии принижены. Это люди сухие, черствые, человеконенави-стники, лишены
теплых человеческих черт.
Люди колеблющиеся стали
стержневыми образами сценария, воз-величены в сценарии.
Тов. Сталин отметил, что
Довженко всех советских людей сделал подлецами, мерзавцами.
По, словам Корнейчука,
тов. Сталин заметил при этом, обра-щаясь к Довженко: "Вы думали, что найдете
дураков, которые не заметят вашей враждебной вылазки?".
В своем сценарии людьми,
борющимися за освобождение Украины, Довженко изображает только украинцев,
игнорируя другие народы. В то же время Довженко в своем сценарии обошел
молчанием украинских националистов. Тов. Сталин заметил: "Почему вы не
вывели ни одного украинского буржуазного националиста. Вы сами болеете
национализмом".
В своем сценарии Довженко
выступил против основных принци-пов советского строительства и политики
партии, против коллекти-визации, советской государственности, оплевал
советскую женщину, молодежь, осудил принципы воспитания советской молодежи,
осуще-ствлявшиеся партией.
Корнейчук говорит, что
тов. Сталин, приводя все эти момен-ты, сказал о сценарии: "Это насквозь
враждебное нам произведение". Тов. Сталин характеризовал также позиции
Довженко как позиции ре-визии ленинизма, ревизии политики партии и Советской
власти; оха-ивания всех достижений советско-партийного строительства, всего
того, что делала партия до войны.
В сценарии есть место,
где один из героев смотрит на портрет тов. Сталина и говорит, обращаясь к
нему: "Знал ли ты, что так будет?" /имея при этом в виду ход событий во
время войны/. По поводу этого места тов. Сталин, обращаясь к Довженко,
сказал: "Я знал, знала партия..."
Обращаясь к Довженко, тов.
Сталин говорит: "Откуда у вас такой тембр разочарования?"
В заключение Довженко
признал ошибочность своего сценария и обещал в новой работе исправить свои
ошибки.
Тов. Сталин пожелал ему
успеха в этом.
25 марта 1944 года".
"Доклад
12 марта сего года в
помещении редакции газеты "Радянська Україна", в кабинете ее редактора
состоялось первое большое собрание писателей. В собрании принимали участие
также и журналисты.
Формально собрание было
посвящено обсуждению итогов пленума правления Союза советских писателей СССР,
сотоявшегося в Москве в начале февраля сего года.
Но фактически собрание
занималось только вопросом об оценке тов. Сталиным сценария Александра
Петровича Довженко "Україна в огні". Нужно отметить, что ряд моментов и
подготовка собрания у многих писателей вызвал острые практические замечания
по адресу руководителей Союза советских писателей Украины. Здесь характерны
следующие обстоятельства.
Беседа у тов. Сталина по
поводу сценария Довженко состоялась в конце января или начале февраля - до
пленума ССП СССР и и яв-ляется событием, с работами пленума не связанным.
Руководители ССПУ
Рыльский, Панч, Яновский и другие прибыли в Киев в первой половине февраля.
До 12 марта даже узкий
актив украинских писателей не был ин-формирован о беседе у тов. Сталина и о
ее значении ни официально, ни частным порядком, хотя встреч актива писателей
по другим по-водам за это время было не мало.
Официально Рыльский и
другие задержку собрания писателей объясняли так: на пленуме ССП СССР встал
ряд вопросов организа-ционной перестройки работы Союза писателей.
Осуществление решений пленума требует согласования и указаний тов. Хрущева.
Рыльский ожидает свидания с тов. Хрущевым, после этого будет собрано
соб-рание писателей для информации о работах пленума. Считалось, что до
этого хотя бы частная информация в узком кругу не должна иметь места, чтобы
не пойти вразрез с указаниями тов.Хрущева. Однако все же в отдельных
замечаниях в узком кругу вопрос о Довженко Рыльским, Яновским и другими
перед писателями освещался. 6 част-ности, об этом очень кратко говорил
Рыльский на встрече писателей для заслушивания стихов А.Малышко и Л.Дмитерко.
В общем, вопрос освещался
так: Сталин принял украинских писа-телей. Были отмечены большие достижения
украинских писателей, на высоком политическом уровне проявивших себя
активными участниками Отечественной войны советского народа против
гитлеризма. Тов. Сталин проанализировал сценарий Довженко, критиковал его
ряд недо-статков, в заключении беседы пожал Довженко руку и пожелал ему
поскорее создать новый хороший фильм и выразил уверенность в том, что
Довженко на это способен. Вобщем, дело представлялось про-сто, как "творческая"
неудача Довженко - хороший, выдающийся пи-сатель написал неудачное
произведение. Уже на собрании и после собрания выяснился ряд других факторов,
свидетельствующих о том, как сразу после встречи с тов. Сталиным были
приняты его указания и оценка сценария Довженко.
Рыльский в своем
выступлении на пленуме ССП СССР, говоря о достижениях украинской советской
литературы в дни войны, дал ис-ключительно блестящую характеристику Довженко.
Начальник управления
пропаганды и агитации ЦК КП/б/У т. Литвин, выступая на собрании писателей в
Киеве 12 марта, сказал: "Не следовало бы давать такую блестящую
характеристику Довженко, накую дал Рыльский на пленуме".
Рыльский бросил реплику:
"Я выступил до беседы с тов. Стали-ным".
Эта реплика показала
М.Рыльского в крайне невыгодном свете.
Дело в том, что встреча с
тов. Сталиным, в которой М.Рыльский принимал участие лично, состоялась до
пленума и уже на пленуме писатель Н.Тихонов в своем докладе дал резкую
оценку выступлению Довженко, и доклад Тихонова также имел место до
выступления М.Рыльского на пленуме.
Значит, реплика
М.Рыльского просто искажает факты и свидетельствует о попытке "спрятаться в
кусты", как это и было понято рядом участников собрания.
На собрании во
вступительном слове, информируя о встрече с тов. Сталиным, Рыльский говорил,
что товарищ Сталин характери-зовал сценарий Довженко как имеющий ряд вредных
моментов, черты буржуазного национализма. При этом заметил, что Довженко
признал вредность своего сценария и обещал исправить свою ошибку. Рыль-ский
также особо подчеркнул, что тов. Сталин выразил надежду, что Довженко быстро
исправит свои ошибки, и что тов. Сталин особо подчеркнул, что сценарий:
рассматривается до его опубликования для того, чтобы облегчить положение
Довженко.
В общем Рыльский
характеризовал сценарий Довженко как произведение, в ряде моментов отходящее
от партийности, от марксизма-ленинизма и правильной оценки нашей
действительности.
Вопреки этому Корнейчук
свое выступление в части, посвящен-ной оценке сценария Довженко, начал так:
"Отошел ли Довженко от
партийности, от нашей советской дей-ствительности? Нет. Он написал насквозь
враждебное произведение, выступил против коллективизации, советской
государственности, оплевал советскую женщину, молодежь и т.д. Тов. Сталин
так сказал: "Это насквозь враждебное нам произведение".
Таким образом, нужно
отметить, что у части руководства Союза писателей Украины, в частности у
Максима Рыльского, в вопросе об отношении к сценарию Довженко и к самому
Довженко в свете указаний тов. Сталина была неясность, колебания,
принимавшие характер рас-терянности.
Тот факт, что Рыльский
сразу же после беседы у тов. Сталина пытался превозносить Довженко в своем
выступлении на пленуме ССП СССР и свою стенограмму в ее первоначальном виде
с восхвалением Довженко передал для напечатания в Киеве, тот факт, что после
встречи с тов. Сталиным почти около полутора месяцев выдерживался "заговор
молчания" об указаниях товарища Сталина по поводу сце-нария, а тогда, когда
"заговор" нарушился, поступок Довженко сво-дился к отдельным ошибкам,
наконец, тот факт, что уже открывая собрание писателей 12 марта, М.Рыльский
свел значение выступления Довженко к отдельным ошибкам, замечания товарища
Сталина к кри-тике этих отдельных ошибок, и, наконец, общая позиция, занятая
в оценке выступления Довженко /о чем ниже/ - все это свидетель-ствует, что у
части руководства Союза советских писателей была тенденция спустить на
тормозах значение замечаний товарища Ста-лина по поводу сценария Довженко и
смазать общественно-политическое значение выступления Довженко, избегая
разглашения этого факта, стараясь при этом всячески уберечь авторитет
Довженко. Ряд выступлений руководителей Союза советских писателей Украины
содержал острую критику, осуждение и отмежевание от Довженко, более
категорические, чем это имело место во вступительном слове Рыльского.
При общем единодушии в
этом вопросе следовало бы отметить характерные особенности и оттенки
реагирования со стороны отде-льных писателей и руководителей Союза.
Как характерные следовало
бы отметить три выступления Александра Корнейчука, Миколы Бажана, Павла
Тычины.
Выступления Корнейчука и
Бажана представляют собой два по-люса позиции резкого политического
осуждения Довженко. Бажан вы-ступил с резкой, продуманной, развернутой
критикой Довженко, с попыткой определить роль и значение этого выступления
как общес-твенно-политического явления. Но при всей остроте по
субъектив-ному тону выступление Бажана казалось слишком
официально-полити-ческим, деловым, а не личным, субъективно окрашенным
реагирова-нием. Поэтому особенно для тех, кто знал характер личных отношений
Бажана и Довженко и кто не сомневался в том, что Бажан читал сценарий
Довженко раньше и не осудил его, выступление Бажана пре-дставлялось
недостаточно искренним. Многим бросилось в глаза, что тон Бажана при
упоминании Довженко был проник-нут чертами сугубого уважения, назывался не
иначе как "Александр Петрович" и этот тон был усвоен большинством
выступающих.
Выступление Корнейчука по
тону было гораздо более категори-ческим, страстным, личным и искренним в
осуждении Довже-нко: "Я не спал целую ночь после этого заседания /у товарища
Сталина/, ибо как тяжело нашей литературе делать доброе, как ле-гко ее может
запятнать один человек",- говорил Корнейчук.
По существу оценки
выступления Довженко позиция Бажана ха-рактеризуется его утверждением: "Довженко
отходит от партийного действительно народного восприятия действительности".
Позиция Корнейчука
характеризуется тем, что он свое выступ-ление о Довженко начал фактически с
опровержения утверждения Ба-жана: /Корнейчук выступил сразу после Бажана/: "Отошел
ли Довженко от партийности, от нашей советской действительности? Нет. Он
написал насквозь враждебное произведение, выступил против колле-ктивизации,
советской государственности, оплевал советскую жен-щину, молодежь и т.д.
Товарищ Сталин так и сказал: насквозь вра-ждебное нам произведение".
Далее Корнейчук говорил:
"Откуда это пошло у Довженко? Он не верил в нашу победу. Он мало понимал,
что делает наша Совет-ская власть, и не хотел понимать. Был зазнайкой, не
терпел крити-ки, плутал до войны и это сказалось сейчас". И после: "Что это
- ошибки? Это свидетельствует прежде всего об идейном состоянии Довженко.
Второе: нам нужно создать настоящую партийную атмосферу в наших рядах, нужно
действительно по партийному критиковать, когда нужно: остро и в глаза".
Выступление Павла Тычины
можно бы назвать "отмежевательским". Тычина не сделал попытки
проанализировать явление, по-своему его осмыслить и осветить. Он не смог
даже внятно повторить хотя бы высказанные уже до него тезисы оценки в
выступлениях Рильського, Бажана, Корнейчука. Говорил Тычина очень сбивчиво,
путался, заи-кался и все оговаривался: "Я не готовился к этому выступлению".
Перед собранием Тычина таким характером своего выступления пока-зал себя в
очень невыгодном свете.
Выступления писателя
Александра Копыленко и редактора газеты "Радянська Україна" Паламарчука
особенно подчеркнули еще одну зна-менательную тенденцию в оценке выступления
Довженко, прозвучавшую на собрании Копыленко говорил: "Я не хочу брать на
себя ответств-енность за выступление Довженко... Довженко всегда был в
стороне от нас". Дальше дал характеристику Довженко, как человеку
исключительно исполненному причуд и странности поведения в общест-венной
жизни, свойственных только ему, Довженко. Копыленко указал на то, что в этих
личных странностях Довженко и кроется основа его грехопадения.
Этим Копыленко
представлял выступление Довженко как личное, индивидуальное "грехопадение"
одного человека и отрицал какие бы то ни было корни этого явления в каких
либо социальных группах, особенно в среде писательской интеллигенции.
Довженко представлен человеком перемудрившим самого себя. К сожалению,
выступление Копыленко не явилось исключительным.
Сведение выступления
Довженко к его индивидуальному "грехо-падению", линия огульного отрицания
какого-либо наличия в писа-тельской среде и вообще в среде украинской
советской интеллиген-ции настроений, идущих в тон довженковским, на собрании
были фактически доминирующими.
В стороне от этой линии
стоит Корнейчук, но и он, упомянув о "зазнайстве" Довженко, как бы попал в
тон другим высказываниям, а свое замечание о том, что это вытекает из
идейного состояния Довженко, и о необходимости создания в среде писателей
атмосферы, не допускающей уклонений, Корнейчук не развил и недостаточно
ак-центировал. Правда, Корнейчук выступал в начале собрания, но уже у
выступавших ранее Рыльского и Бажана тенденция индивидуализировать
выступление Довженко и отказаться от вскрытия элементов "довженковщины"
прозвучала довольно внятно.
В тон этой тенденции
начал фактически и Паламарчук. Он от-метил, правда, что "есть группка
интеллигентов, на все смотрящих через черные очки. Довженко - один из таких
злых рупоров". Но упо-требляя выражение "группка", Паламарчук также идет по
линии иг-норирования более широкого распространения довженковщины, чем в
пределах "группки" интеллигентов с "черными очками" и связи ее с фашизмом.
Тем более ограничил
явление Паламарчук своим заявлением о том, что выступление Довженко "не
накладывает на Союз писателей какой-либо моральной ответственности".
Вопрос о моральной
ответственности Союза советских писателей Украины, в первую очередь его
руководителей, за выступление Довженко не мо-жет и не должен быть снят, а
наоборот, поставлен со всей остротой, ибо совершенно не соответствует
действительности попытка части руководителей ССПУ представить Довженко как
общественно-полити-ческого и литературного деятеля, стоящего вне связи с
ними. Тогда, когда Довженко был в "зените" славы, его связь с Союзом
писателей, руководителями последнего всячески подчеркивалась.
Довженко очень давно -
около 20 лет - и очень тесно связан узами личной дружбы и общностью
литературно-политического пути с теперишними руководителями ССПУ - Рыльским,
Яновским, Бажаном, Панчем, Копыленко, Тычиной и др.
Эта связь в дни войны не
только ослабла, но и усилилась. Не-искренность проявляют названные выше лица,
утверждая, что для них выступление Довженко в силу черт своего характера -
необщительность и неуживчивость, самомнение - "подвел" всех, не познакомив
ранее с характером своего выступления, иначе оно нашло бы критику, на
Довженко бы влияли и т.д.
На самом деле большинство
названных выше лиц были знакомы со сценарием Довженко, читали его и выражали
свое восхищение им.
Об этом сказал в своем
выступлении на собрании Александр Копыленко: "Обидно и тяжело говорить о
Довженко, ибо тогда, когда он нам читал эту вещь, товарищи говорили: "Вот
написал вещь! Вот смелая вещь!"
13 марта Копыленко в
присутствии писателя Леонида Юхвида говорил о том, что многие из
руководителей Союза писателей читали сценарий Довженко раньше и расхвалили
его. Копыленко говорил также в своем выступлении, упоминая о Шкловском, что
Шкловский по про-чтении пьесы Зощенко позвонил ему и поздравил с творческим
успехом, а когда стали критиковать Зощенко, выступил также с резкой критикой.
"Я имел в виду наших товарищей, в глаза говоривших Довженко комплименты, а
теперь всячески открещивающихся от него".
Начальник управления
агитации и пропаганды ЦК КП(б)У Литвин, выступивший на собрании, не дал
должной оценки такому явлению, как выступление Довженко. Выступление т.
Литвина вообще было не особенно удачным и не прозвучало как следует. Большая
часть его выступления была посвящена цитированию отрывков из сценария
Довженко. Это, конечно, интересовало писателей, но т. Литвин не сумел дать
развернутую критику против взглядов Довженко, ограничил-ся краткими
ремарками и цитатами.
Тов. Литвин резко осудил
Довженко, но в части оценки обще-ственного звучания и корней выступления
Довженко он, на мой вз-гляд, не поставил вопрос как следует.
Литвин говорил: "Довженко
выступает во всех этих вопросах как убежденный националист".
Как отнеслась украинская
интеллигенция, которой был знаком этот факт? Он не нашел сторонников ни в
какой мере. Но в том, что часть товарищей с рядом материалов была знакома и
что они не находили их критическими, в этом была большая опасность. Что
Довженко не является представителем украинской общественности - это ясно. Но
вместе с тем нельзя забывать и было бы вредно это замалчивать, что в среде
украинской советской интеллигенции и даже среди актива украинских советских
писателей ряд националистических взглядов, отраженных в сценарии Довженко,
не только не встретили критики, а наоборот, имеют распространение,
разделяются и часто служат руководством к действию. Дело, конечно, не в том,
что эти взгляды внедряет Довженко, а в том, что имеют у других, как и у
Довженко, но только у Довженко это приняло развернутую и рез-кую форму. Дело
в том, что активизация национальных стремлений в среде украинской советской
интеллигенции, в том числе и у писа-телей, у некоторых граничит с
националистическими устремлениями и часть может перейти в них, особенно под
влиянием таких фактов, которые породили Довженко и довженковщину.
Позиция официального
оптимизма и заверения украинских интеллигентов и писателей со стороны тов.
Литвина и других специаль-ных представителей, как, например, Паламарчук,
Трескунов, что они, интеллигенты, - чисты от довженковщины, совершенно ею не
заражены и не несут за нее никакой ответственности, а потому и не обязаны
искоренять ее в своей среде - эта же позиция как метод политического
воспитания и воздействия на украинскую интеллигенцию мне каже-тся
неправильной.
Позиция выдающихся
представителей украинской интеллигенции и писателей, нашедших выражение в
выступлениях Рыльского, Бажана,
Копыленко и других и
сводящихся к тому, что Довженко и довженщина для украинской советской
интеллигенции и советских писателей неч-то постороннее, полустороннее, а она,
украинская интеллигенция, и писатели настолько монолитна и чиста от
чего-либо подобного, что одно упоминание о том, что Довженко вышел из ее
среды, оскорбляет - эта позиция, проводимая последовательно, также
неправильна и не способствует, как и первая, борьбе с подымающим голову
украинским национализмом.
Как свидетельствуют
выступавшие на собрании, так и в беседах до и после собрания Довженко в
среде, в которой он вращался, сис-тематическим и открыто выступал со
взглядами, нашедшие потом общее выражение в "Україні в огні". Но к этому
относились без дол-жного внимания, иногда были согласны с Довженко, иногда
нет, но никогда ему не противостояли.
Следует обратить внимание
на то место в выступлении Миколы Бажана на собрании, которое посвящено
изменникам - писателям Арка-дию Любченко и другим.
Это первое публичное
выступление по этому поводу представи-теля руководящего актива украинских
советских писателей.
"Чи зрадники забруднили
нас? НІ. Арк. Любченко ніколи не належав до активу української радянськії
літератури, не користувався нашою увагою й допомогою. Ці людці не є плямою
на нашому тілі: бо вони не були міцно зв'язані з нашою літературою. Ці людці
теж не проблема для нас", - говорил Бажан на собрании.
На собрании Бажан
выступил как писатель, принадлежащий к тому кругу, из которого вышел
Любченко, с которым был тесно связан, от которого систематически пользовался
вниманием и поддержкой. Бажан не имел права и не должен был так говорить.
Писатель Л.Юхвид после
собрания говорил: "Выступление Дов-женко напоминает выступление Хвылевого в
свое время, только оно таит в себе в современных условиях еще большую
опасность, чем выступление Хвылевого в то время".
14 марта - он же, Леонид
Юхвид, в присутствии писателя Павла Харченко, оспаривая утверждение, что
Довженко - явление единичное, говорил: "Я на основании своих личных
наблюдений и встреч с Петрицким вынес, что Петрицкий настроен так же, как и
Довженко в "Ук-раїні в огні".
16 марта утром писатель
Александр Копыленко в беседе с писа-телем Ярославом Галаном активно развивал
взгляд о том, что Довженко - сам по себе, а писатели - сами по себе,
Довженко ни с кем не знался, не общался и поэтому - явление единичное".
Верно: Заместитель
начальника отделения 4 управления НКГБ УССР ст. лейтенант госбезопасности
Власенко
www.pseudology.org |