В. Жилин

Хроника необъявленной атомной войны
В этом году исполнится 40 лет с начала драматических событий, разыгравшихся в районе Карибского моря. В конце лета — начале осени 1962 года резко обострилась военно-политическая обстановка вокруг оcтрова Куба, где революционные события предшествующих лет привели к власти Фиделя Кастро.

Руководство США никак не могло смириться с тем, что всего в 80 милях от их побережья возник коммунистический анклав, и для его уничтожения разработало специальную операцию под кодовым названием «Мангуста», где на первом ее этапе методом диверсий и саботажа предполагалось осуществить эту задачу, но все многочисленные попытки оканчивались провалами. Военные настаивали провести прямое вторжение войск США на Кубу, но политическое руководство было против этой затеи и продолжало настаивать на более широком привлечении самих кубинцев к этой операции. В марте 1961 г. в районе Плайя-Хирон был высажен подготовленный американцами десант так называемых кубинских «контрас», но он был разгромлен в бухте Качинос.

Руководство Советского Союза не могло оставаться равнодушным к этим событиям и уже с конца 50-х годов осуществляло поставки на остров оружия и обучение национальных вооруженных сил. С угрозой прямого вторжения войск США на Кубу в СССР началась разработка операции под кодовым названием «Анадырь». Символично было то, что название операции было заимствовано от времен еще Сталина, когда предполагалось разместить на Чукотке миллионную группу советских войск на тот случай, если США попытаются напасть на СССР. 4 июля 1962 г. была сформирована группа управления. Командующим советскими войсками на Кубе был назначен генерал армии И.Плиев и ему в помощь — заместители по каждому из видов Вооруженных Сил и родов войск. От ВМФ был назначен вице-адмирал Г.С.Абашвили. К концу лета — в начале осени на Кубе стали интенсивно развертываться зенитно-ракетные, артиллерийские, мотострелковые, авиационные и морские части, прибывавшие морем из Союза. Так на Кубу был доставлен отдельный береговой ракетный полк в составе четырех подвижных дивизионов с ракетными комплексами «Сопка», имевшими дальность стрельбы 130 км. В каждом дивизионе было по две пусковые установки с 8-10 ракетами, предназначенными для поражения надводных кораблей. К сентябрю в порт Мариель стали подходить транспорты с личным составом и техническими средствами отдельного узла связи ВМФ. В этом порту разворачивался временный командный пункт (КП) вице-адмирала Г.Абашвили. При входе в Гаванский порт разворачивался совместный КП кубинского флота и частей советского ВМФ. Также пришлось фактически с нуля создавать карты и подробное описание рельефа дна и побережья.

В сентябре 1962 г. в США было объявлено о мобилизации 150 тысяч резервистов. К берегам Кубы была направлена ударная группировка численностью в 183 корабля с главной целью — установить блокаду Кубы. Были приведены в боевую готовность 6-й и 7-й американские флоты, вооруженные силы США в Европе. В воздухе постоянно несли боевое дежурство самолеты стратегической авиации. В море были развернуты 9 атомных ракетных подводных лодок, несущие на борту по 16 ракет «Поларис А1» или «Поларис А2» каждая с дальностью стрельбы соответственно 2220 км и 2770 км. Были также приведены в боевую готовность ракеты средней дальности, расположенные в Турции. Разведывательная авиация американских ВВС и ВМС вела непрерывно полеты над островом и вокруг него.

В ответ руководство СССР приняло решение разместить на Кубе как средство сдерживания баллистические ракеты средней дальности с ядерными боезарядами. 11 сентября ВМФ СССР был переведен в повышенную боевую готовность. В соответствии с планом операции «Анадырь» командование ВМФ предполагало развернуть в порту Мариель 20-ю эскадру подводных лодок (ПЛ) Северного флота под командованием контр-адмирала Л.Ф.Рыбалко, куда входили 4 торпедные дизельные ПЛ проекта (пр.) 641 и 7 дизельных ПЛ пр.629 с баллистическими ракетами «Р-13» с дальностью стрельбы 600 км. С целью разведки заблаговременно были развернуты в районе Гуантанамо (база ВМС США на Кубе) торпедная дизельная ПЛ пр. 611 «Б-75» и в районе Перл-Харбора (Гавайские острова) дизельная ПЛ пр. 611 «Б-88», где действовала авиационно-ударная группа во главе с авианосцем «Констеллейшн».

1 октября 1962 г. первый эшелон в составе 4 ПЛ: «Б-4» (командир — кап. 2-го ранга Р.А.Кетов, на борту — командир 69-й бригады кап.
1-го ранга В.Н. Агафонов), «Б-36» (командир — кап. 2-го ранга А.Ф. Дубивко), «Б-59» (командир — кап. 2-го ранга В.Г. Савицкий, на борту — начальник штаба бригады кап. 2-го ранга В.А.Архипов) и «Б-130» (командир — кап. 2-го ранга Н.А.Шумаков) скрытно из губы Сайда вышел в Баренцево море. Перед выходом ни командир бригады, ни командиры лодок не знали, куда и зачем идут. Провожал бригаду первый заместитель главкома ВМФ адмирал В.А. Фокин, который сказал: «Провожаем не на войну, но все может быть». На каждую ПЛ было загружено 22 боевые торпеды, в том числе и по одной с ядерным зарядом. Только в море, получив по радио сигнал и вскрыв пакеты, стало всем ясно, что нужно следовать на Кубу к новому месту базирования — порт Мариель. Срок прибытия — 20 октября.

Переход проходил в тяжелых условиях, особенно в водах с высокой температурой забортной воды. Внутри отсеков температура доходила до 65 градусов, самая низкая была 40 градусов в 1-м отсеке. Среди личного состава были многочисленные обмороки. Чтобы выдержать заданную среднюю скорость и зарядить аккумуляторные батареи (АБ), лодки в ночное время всплывали в надводное положение или следовали под РДП (работа дизеля под водой на перископной глубине). Но это не всегда удавалось, так как на всем протяжении похода до Багамских островов противолодочная авиация США загоняла лодки под воду. Из-за высокой температуры электролита АБ приходилось прерывать зарядку и начинать ее порой в светлое время суток при движении под РДП.

Авиация в район обнаружения лодок наводила надводные корабли. Самое сложное было то, что после уклонения от кораблей терялась связь между лодками и комбригом, неясны были намерения американцев. Обстановка о том, начались боевые действия или нет, оценивалась по отсутствию за бортом взрывов глубинных бомб. К середине октября подводные лодки подошли к Багамским островам. Оставалось пройти пролив и лечь курсом на Мариель. Что произошло за эти 15 дней похода и чего не могли знать командиры? 1 октября, в день выхода советских ПЛ на Кубу, министр обороны США Макнамара обсудил с генералами военную часть операции «Мангуста», а председатель комитета начальников штабов утвердил этот план.

4 октября на Кубу были доставлены дизельэлектроходом «Индигирка» баллистические ракеты и тут же после выгрузки доставлены к месту назначения. Всего было поставлено на боевое дежурство 36 ракет «Р-12» (дальность стрельбы — 2,5 тыс. км. Мощность заряда — 2 мегатонны). Планировалось доставить еще 24 ракеты «Р-14» (дальность стрельбы — 4,5 тыс. км. Мощность заряда — 1 мегатонна). Для полка морской авиации «Ил-28» было завезено 6 ядерных бомб. Кроме того, завезли тактическое ядерное оружие. Всего было доставлено 164 ядерных заряда, и за несколько месяцев до этого было переброшено на Кубу около 43 тысяч человек.

По данным американской разведки, советская группировка оценивалась всего в 12 тыс. человек. Наличие на Кубе тактического ядерного оружия вообще не было выявлено, а готовые стартовые площадки ракет разведка подтвердила только 16 октября. С обнаружением и обнародованием сведений о наличии на Кубе ракет в южных штатах США возникла паника.

18 октября Вашингтон официально принял решение о блокаде острова. В ответ на это были переведены в полную готовность все вооруженные силы Кубы. В ночь с 26 на 27 октября ожидалось нападение на остров. Была объявлена готовность №1. В движение пришла вся 43-тысячная группа советских войск. Ф. Кастро объявил в стране мобилизацию и отдал приказ национальным вооруженным силам сбивать все американские самолеты, вторгающиеся в воздушное пространство Кубы. В готовности к пуску находились и советские баллистические ракеты «Р-12».

27 октября в 10 часов 19 минут утра самолет-разведчик США «У-2», летевший на высоте 21 км, был сбит над Кубой расчетом советского зенитного ракетного комплекса С-75 «Десна».

Сразу же после гибели самолета генерал Тэйслер на совещании у президента США от имени Объединенного комитета начальников штабов резко критиковал позицию Дж. Кеннеди за его приказ воздержаться от прямого нападения на базы советских войск. Он заявил, что блокада слишком слабая мера и то, что произошло, вызвало шок в Пентагоне и стало самым тяжелым днем в американских вооруженных силах.

На следующий день от министра обороны Р.Я. Малиновского пришла телеграмма: «Мы считаем, что вы поторопились сбить разведывательный самолет США «У-2», в то время как наметилось уже соглашение мирным путем отвратить нападение на Кубу». После этих событий на острове ожидали, что американцы проведут операцию возмездия. На открытие огня по американским самолетам был введен строжайший запрет. В свою очередь, они вели себя нагло, особенно истребители «F-101», проносившиеся над головами бойцов на малой высоте.

С началом переговоров наступил спад противостояния благодаря найденному компромиссу между лидерами двух государств — Дж. Кеннеди и Н.Хрущевым. Большой вклад в этот процесс внес А.И. Микоян, который все время находился в этом районе, проводя челночные рейсы между Вашингтоном и Гаваной. 12 ноября было дано указание генералу И. Плиеву о вывозе с Кубы баллистических ракет и ядерных боезапасов. Ядерное оружие находилось на Кубе 59 суток — с 4 октября по 1 декабря. В ответ американцы сняли морскую блокаду Кубы и обещали убрать ракеты средней дальности из Турции.

...Прошло уже 40 лет с начала Карибского кризиса (на Кубе его называют октябрьским). но тайны его возникновения, развития и завершения еще полностью не раскрыты. Еще не была достигнута стабилизация мирного процесса, а уже 22 ноября 1963 г. пули снайпера оборвали жизнь президента США Джона Ф.Кеннеди. 14 октября 1964 г. был отправлен на пенсию Никита Хрущев.
--------------
Автор - бывший командир атомной подводной лодки

Карибский Кризис

www.pseudology.org