Родился 20 августа в Санкт-Петербурге. Окончил Московский
университет (1910). Магистр русской истории Петроградского университета
(1917). Профессор Пермского (1917-1918) и Таврического (1918-1920)
университетов. В эмиграции в Чехословакии. Жил в Праге.
Профессор Русского юридического
факультета в Праге (1922-1927). В 1927 г. переехал в США. Профессор
Йельского университета в США (1927-1956). Принимал участие в евразийстве.
Видный историк России. Скончался 12 июня в Нью-Йорке. В
честь Г. В. Вернадского опубликована книга "Essays in Russian History". -
Hamden, 1964. 317 p. Содержит библиографию.
Творения:
Очерки по истории русского государства 18—19 века. - Прага,
1924. 166 с.
Начертания русской истории. - Прага, 1927. ч. I. 264 с.
Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего
времени. - Берлин, 1934. 189 с.
Звенья русской культуры. - Брюссель, 1938. 229 с.
A History of Russia. - New Haven, 1929. 397 p. (7 editions)
(Переводы на фламандский, иврит, японский, испанский языки).
Lenin, Red Dictator. - New Haven, 1931. 351 p.
The Russian Revolution. -New York, 1932. 133 p.
Political and Diplomatic History of Russia. - Boston, 1936.
499 p.
Bohdan, Hetman of Ukraine. - New Haven, 1941. 150 p.
Ancient Russia. - New Haven, 1943. 425 p.
Kievan Russia. - New Haven, 1948. 412 p.
The Mongols and Russia. - New Haven, 1953. 462 p.
Russia at the dawn of the modern age. - New Haven, 1959. 347
p.
Русская историография. - М.: Аграф, 2000. 447 с.
Статьи см.: Спекторский Е., Давац В. Материалы для
библиографии русских научных трудов за рубежом. - Белград: Т. I. 1931; Т.
II. 1941 (2-ое издание - 1972 г.).
Составлено по источникам:
Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и
библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории
и православной культуре: 1921-1972 / Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G.
K. Hall & Co., 1973.
Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923-1939 /
Сост. Н.А. Струве. -М.; Париж: Русский путь; YMCA-Press, 2000. С. 281
Источник
И.В. Кондаков
ВЕРНАДСКИЙ
Георгий Владимирович (1887-1973) - историк, культуролог, один из теоретиков
евразийства, деятель культуры рус. зарубежья. Сын В.И. Вернадского. По
окончании гимназии в 1905 В. поступил в Московский университет на отделение
истории историко-филологического ф-та. Однако в связи с началом
революционных событий занятия в ун-те прекратились, и В. уехал в Германию. В
1906 он слушал лекции в Берлинском и Фрейбургском ун-тах, где испытал
сильное влияние Риккерта.
Одна из центр, идей Риккерта,
воспринятая Вернадским, - автономия историчекского познания. Для Риккерта -
вслед за Виндельбандом - принципиально различие между науками о природе (номотетическими)
и науками о культуре (идиографическими), использующими разные логические
структуры и способы концептуальной разработки в принципе единого
познавательного материала.
Осенью 1906 Вернадский вернулся
в Москву, далекий от активной политики (это отношение сохранилось у историка
и в дальнейшем), он тем не менее вступил в студенческую фракцию Партии
народной свободы (кадетов), одним из лидеров которой впоследствии стал его
отец, избранный членом ЦК конституционных демократов; Георгий Владимирович
оставался до конца своих дней приверженцем либеральных и демократии,
ценностей, не приемля радикальных и экстремистских идей общественного
развития. Предпочтение Вернадский отдавал академической научной деятельности.
В Московском ун-те он учился у выдающихся историков - Ключевского, Готье,
Виппера, Кизеветтера, Петрушевского, Любавского, Богословского; параллельно
с обучением он преподавал на рабочих курсах в Дорогомилове и в воскресной
школе в Мытищах. Студентом принял участие в международном конгрессе
славистов в Праге, где познакомился с будущим президентом Чехословацкой
республики Масариком. В 1910 он окончил ун-т с дипломом 1 степени.
Магистерскую диссертацию В. намеревался посвятить колонизации Сибири в
XVI-XVII вв. В 1911 году Вернадский В. И. передает Вернадовку - имение в
Тамбовской губернии сыну Георгию и вместе с землей - ценз на участие в
земском собрании. В статьях 1913-14 Вернадским сформулировал важный для
своих последующих исследований закон соотношения исторического времени и
пространства в России (по существу, речь шла об открытии
культурно-исторического хронотопа, определяющего национальную специфику):
при постоянстве места социальное явление изменяется во времени, а при
постоянстве времени оно изменяет пределы пространства, и соотношение этих
изменений эквивалентно. Применительно к обществам, подобно России,
занимающим огромные территории, действие этого закона составляет, по мнению
Вернадского, всю философию истории данной страны. Здесь Вернадский
предвосхищает одну из центр, смысловых категорий евразийства, предложенную
П.Н. Савицким и развитую им самим, - "месторазвитие".
После студенческих волнений 1911
Московский ун-т покинули многие демократически настроенные профессора, в т.
ч. Кизеветтер, Петрушевский; отец Вернадского переехал с семьей в Петербург.
В 1913 в Петербург переехал и сам Георгий., весной 1914 принятый
приват-доцентом на кафедру русской истории в Петербургский ун-т, успешно
защитил магистерскую диссертацию “Рус. масонство в царствование Екатерины
II” в 1917 (издана в том же году). Тогда же В. познакомился с американскими
историками Ф.Голдером и Р.Лордом, что впоследствии помогло ему стать членом
американского научного сообщества. В Перми принял кафедру русской истории в
недавно образованном Пермском ун-те, там опубликовал биографию Н.И. Новикова;
при его активном участии было создано “Об-во философии, исторических и
социальных знаний”; первый сб. трудов общества был подготовлен под редакцией
Вернадского. Научная и педагогическая. деятельность Георгия Владимировича в
Перми вскоре была прервана: установление в январе 1918 советской власти
превратило профессора русской истории в политически неблагонадежного (ему
инкриминировалось членство в кадетской партии, общение с церковными
деятелями, непролетарское происхождение, публикация в Петрограде популярной
биографии П.Н. Милюкова, члена Временного правительства, либеральная
направленность лекций, критические отзывы об Октябрьском перевороте).
Предупрежденный друзьями об аресте, он бежал из Перми. Вскоре Вернадский
оказался в Симферополе. Занятия преподавательская и научной деятельностью (работа
в архиве князя Потемкина, статьи в “Известиях” ун-та) совмещались (с
сентября 1920) с постом начальника отдела печати в администрации ген.
Врангеля, что предопределило неизбежность эмиграции (1920) в Константинополь,
затем в Афины). В феврале 1922 Вернадский становится профессором русского
права на Русском юридической факультете Карлова ун-та в Праге. Работа на
юридическом факультете, в частности чтение курса истории права Русского
государства, обратила его внимание к государству как феномену цивилизации и
проблемам русской правовой культуры.
Пребывание в Праге сыграло
важную роль в становлении Вернадского как ученого. Он тесно сблизился с
крупнейшим русским византологом и медиевистом, искусствоведом и
культурологом акад. Н.П. Кондаковым и глубоко воспринял его идеи,
подтвержденные огромным фактическим материалом истории и археологии, о
взаимодействии степной, византийской и славянской культур (прежде всего в
истории русской культуры). Георгий Владимирович считал себя учеником и
продолжателем научной школы Кондакова; вскоре после смерти ученого (1925) он
принял участие в создании постоянно действующего семинара его памяти -
“Seminarium Kondakovianum”, впоследствии преобразованный в Ин-т им.
Н.Кондакова в Праге, возглавленный Вернадским. Тогда же он примкнул к
движению евразийцев, особенно плодотворно общаясь с П.Н.Савицким, хотя в
силу академического аполитизма не разделял большинство политических идей
евразийства, что составило ему репутацию объективного и неангажированного
исследователя России-Евразии.
Вернадский взял на себя миссию
разработать историческую часть евразийской концепции, что нашло наиболее
яркое и последовательное воплощение в книге “Начертание рус. истории” (Прага,
1927), а затем было развито в книгах “Опыт истории Евразии с VI в. до наст,
времени” (Берлин, 1934) и “Звенья рус. культуры” (Берлин, 1938). Особенно
большое внимание Вернадский уделял: 1) рассмотрению соотношения леса и степи
как определяющих природных факторов русской социокультурной истории (идея,
воспринятая еще от Ключевского), а вместе с тем взаимодействия оседлой и
кочевнической культур в русской цивилизации и культуре, бинарных по своему
генезису и тенденциям самоосуществления в мире; 2) синтезу византийского и
тюрко-монгольского культурного наследия в феномене “христианизации татарщины”
на Руси (концепция, которую он разделял с Н. Трубецким), причем тюркский и
монгольский фактор оказывается определяющим в цивилизационном отношении ,
утверждающим порядок факта (становление и развитие государственной
организации, социально-политического строя, различных социальных и правовых
институтов и т. п. атрибутов всемирной империи), а византийско-православный
- в духовном развитии России, утверждающим порядок идеи (формирование строя
идей, необходимого для мировой державы); 3) обоснованию географического
вектора евразийской социокультурной истории - движению “против солнца”, на
Восток, отталкиваясь от Запада.
Вернадский пересмотрел по
преимуществу отрицательную представления нескольких поколений отечественных
историков об эпохе “монгольского ига” в истории Древней Руси и русской
истории в целом. Доказывая многогранное цивилизационное и культурное влияние
“монгольского ига” на русское государство и русскую культуру, Вернадский
особо подчеркивал, что монгольское завоевание Руси включило Русскую землю в
систему мировой империи и возвысило русскую историю до истории всемирной, а
в русском национальном характере воспитало, вкупе с христианством,
готовность к подвигу смирения и одоление национальной гордыни. Отсюда
проистекает и “всемирная отзывчивость” рус. культуры (идея Достоевского,
развития Вл. Соловьевым) - культуры, органично соединившей в себе
гетерогенность и полиэтничность (в частности, удивит, способность впитывать
и усваивать “чуждые этнические элементы”), качества, свойственные мировой
культуре как целому. Именно поэтому Георгий Владимирович, рассматривая
историю России как модель мировой истории, а русскую культуру - как
инвариант всемирной, постоянно включает в рус. историю частные истории
других народов - скифов, сарматов, готов, гуннов, аланов, аваров, хазар,
булгар, печенегов, половцев, монголов, тюрков, угро-финнов и т . д., -
демонстрируя процесс последовательной культурно-исторической аккумуляции и
синтеза разнородных социокультурных компонентов (ценностей, норм, принципов,
традиций и пр.).
Настоящим открытием Вернадского
явилось обнаружение в евразийской истории “периодич. ритмичности
государственно-образующего процесса”, определенной цикличности в процессах
образования единой государственности Евразии (Скифская держава, Гуннская
империя, Монгольская империя, Российская империя и СССР) и ее распада на
систему государств той или иной конфигурации. В. казалось, что в случае СССР
создаются необратимые условия для всеевразийского государственного единства,
выразившиеся в создании рус. народом “целостного место-развития”. Однако
логика выявленной закономерности оказалась сильнее оптимистических прогнозов
ученого: распад Советского Союза на “систему государств” оказался так же
неизбежен, как и предшествующие фазы распада общеевразийской
государственности. Наряду с цикличностью ученый выявлял в истории Евразии
преемственность ее типологически общих, сквозных структурных компонентов -
“исключительно крепкой государственности”, “сильной и жесткой
правительственной власти”, “военной империи”, обладающей достаточно гибкой
социальной организацией, авторитаризма, опирающегося на почву и потому не
отрывающегося от своего народа; в тех случаях, когда когда-либо из
перечисленных принципов нарушались, единая евразийская государственность
распадалась или становилась на грань катастрофы (удельные усобицы, смутное
время, канун революции и т. д.). С внутренней стороны для сохранения
единства было необходимо единое, целостное и органичное миросозерцание,
которое представляет собой осознание народом своего месторазвития как
исторической и органической целостности; подобное миросозерцание также
периодически то обреталось народом и его правящей элитой, то утрачивалось,
разбивалось. Историческая концепция Вернадского, соединявшая черты
циклического ритмичности и целеустремленной поступательности развития,
воплощала в себе идею номогенеза, т.е. целесообразности
национально-культурного развития, запрограммированного изначально присущими
свойствами и внутренними причинами цивилизационного саморазвития, жизненной
энергией народа, осваивающей окружающую этническую и географическую среду,
территориальное и смысловое пространство - месторазвитие. В исторических и
культурологических сочинениях историк оставался верен основным принципам
евразийства как культурно-философской доктрины и методологии
культурно-исторических исследований.
К концу 20-х гг. положение
русских эмигрантов резко осложнилось. Наступал мировой кризис, финансовые
субсидии (в т. ч. и чехословацкого правительства) стали уменьшаться; начали
закрываться русские научные и учебные учреждения; сократилось число русских
студентов; многие русские ученые и писатели стали покидать Прагу. В 1927 из
Чехословакии уехал и Вернадский: по рекомендации М.И. Ростовцева,
выдающегося русского историка античности и археолога, и американского
историка Голдера он был приглашен в Йельский ун-т (США), профессором
которого оставался вплоть до выхода на пенсию (1956). В Нью-Хейвене он
прожил до конца своих дней. В первый год пребывания в Америке Вернадский по
заказу ун-та работал над однотомным учебником по истории России (1929),
признанным на Западе классическим; при жизни Георгия Владимировича он
переиздавался б раз, был переведен почти на все европейские языки, на иврит
и японский. С 1931 ученый преподавал в Йельском, а также Гарвардском,
Колумбийском, Чикагском ун-тах; участвовал в международных научных
конференциях в США и Европе. Особенно привлекала Вернадского широкая
постановка исторических вопросов: “Русская история: управление экономикой
при киевских князьях, царях и Советах” (съезд Американской исторической
ассоциации, 1933), “Феодализм в России” (Международный исторический конгресс
в Цюрихе, 1938), “О составе Великой Ясы Чингисхана” (XX международный
конгресс востоковедов, Брюссель) и т. п.
Подлинный научный подвиг
совершил Вернадский, предприняв написание многотомной “Истории России”.
Проект остался незавершенным из-за смерти соавтора профессора Карповича в
1959, однако Вернадский почти закончил свою часть: в 1968 он подготовил к
печати 5-й том своего труда, посвященный Московскому царству; 6-й том
выпустили американские ученики ученого посмертно. Начало работы над
многотомной “Историей России” совпало с началом Второй мировой войны.
Патриотизм автора, активно участвовавшего в политической и гуманитарной
поддержке Советского Союза, и огромный интерес американской общественности к
России и русской истории совпали, и труд ученого получил восторженные отзывы
американских и европейских ученых. Не остался незамеченным вклад Вернадского
в изучение русской истории и на родине. Правда, опубликованные рецензии,
содержавшие позитивные оценки, носили в основном критический (и неизбежно
политизированный) характер, но это было признанием, хотя и вынужденным.
Заслуги Вернадского перед
американской славистикой были высоко оценены научным сообществом: он был
избран членом Американской академии средних веков, получил звание
заслуженного профессора истории Йельского ун-та (1956), звание почетного
доктора гуманитарных наук Колумбийского унта (1958), Американская ассоциация
содействия славянским исследованиям избрала его свои пожизненным почетным
президентом (1965); в 1970 он был удостоен высшей награды этой ассоциации,
70-летие и 80-летие ученого были торжественно отмечены научной
общественностью США. До последних дней жизни ученый продолжал работать: он
писал воспоминания, начал писать монографию о патриархе Никоне, вел активную
научную переписку. В опубликованных некрологах его ученики отмечали
созданную им мощную историческую школу и характеризовали Вернадского как
последнего из плеяды великих русских историков, завершившего целую эпоху в
русской исторической науке. Значение же Вернадского как самобытного философа
и культуролога начинает осознаваться лишь в последнее время, в связи с
пробуждением интереса к евразийству в посткоммунистической России.
Соч.: О движении рус. племени на
Восток // Научно-истор. журн.. 1913-14. Т.]. Вып.2; Против Солнца:
Распространение рус. гос-ва к востоку // Рус. мысль. М., 1914; Соединение
церквей в истор. действительности // Россия и Латинство. Берлин, 1923; Очерк
истории права Рус. гос-ва XVIII - XIX вв. (Период империи). Прага, 1924; Два
подвига св. Александра Невского // Евразийский временник. Прага, 1925. Кн.
4; Монг. иго в рус. истории // Евразийский временник. Париж, 1927. Кн. 5;
Заметки о Ленине // Тридцатые годы. Париж, 1931. Кн. 7; История России : [В
б т. ]. М.; Тверь, 1996-97; Рус. история. М., 1997; A History of Russia. New
Haven, 1929; Lenin. New Haven, 1931; Lenin: the Red Dictator. L., 1933; The
Russian Revolution: 1917-1932. Boston, 1936; Political and Diplomatic
History of Russia. Boston, 1936; A History of Russia. V. I-V. New Haven,
1943-69; Medieval Russian Laws. N.Y.. 1947; The Origins of Russia. Oxf.,
1959.
Лит.: Черемисская М.И. Концепция
истор. развития у евразийцев // Тезисы докладов Межвуз. конференции “Совр.
проблемы философии истории” (Тарту - Кяэрику). Тарту, 1979; Соничева Н.Г.
Философия евразийцев в концепции Г.Вернадского // Феномен евразийства.
М.,1991; Она же. Г.В.Вернадский: Рус. история в евразийском контексте //
Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. М., 1993; Евразия: Истор.
взгляды рус. эмигрантов. М., 1992; Пашуто В. Рус. историки-эмигранты в
Европе. М., 1992; Николаев Б.А. Жизнь и труды Г.В.Вернадского // Вернадский
Г.В. История России: Древняя Русь. М.; Тверь, 1996; Соничева Н.Г. Вернадский
Г.В. // Русское зарубежье: Золотая книга. Первая треть XX века. Энциклопедич.
биогр. словарь. М., 1997; Essays in Russian History. A collection dedicated
to George Vernadsky. Hammben, 1964; Riasanovsky N.B. Vernadsky G. The
Tsardom of Moscovy, 1547-1682 (A History of Russia .Vol V, Parts 1-2 //
Russian Review. 1970. V. XXIX / 1; Halperin Ch. G. Vernadsky : Eurasianism,
the Mongols and Russia // Slavic Review. 1982. Vol. 41. № 3; Idem. Russia
and Steppe : George Vernadsky and Eurasianism // Forschungen zur
osteuropaischen Geschichte. Wiesbaden, 1985. Bd. 36
Опубликовано // Культурология.
XX век: Энциклопедия / Левит, С. Я. сост. - СПб., Университет, 1998. т. 1,
С. 114-117
Источник
Вернадский,
Георгий Владимирович
(1887 СПб. - 1973
New Haven,
США)
историк. Закончил историко-филологический факультет Московского
университета. В 1906 г. слушал лекции во фрайбургском университете,
1918-1920 професссор русской истории и византологии Симферопольского и
Пермского ун-тов, 1921 через Грецию попадает в Прагу, 1921-1927 проф.
истории русского права в РЮФ - читал курс по истории права Российской
империи.
1925 – один из
основателей Института Н.П. Кондакова, с 1928 в США, преподавал в Йельском,
Гарвардском, Колумбийском и Чикагском университетах. Избран в 1965 г.
пожизненным президентом Американской ассоциации содействия славянским
исследованиям.
Автор книг
„Очерк истории права Русского государства
XVIII-XIX
вв.” (Прага, 1925 г.), „Начертание русской истории” (Прага, 1927 г.), „Опыт
истории Евразии” (Берлин, 1934 г.), „Звенья русской культуры” (Берлин, 1938
г.), „Русская революция: 1917-1932” (Бостон, 1936 г.), „Политическая и
дипломатическая история России” (Бостон, 1936 г.), „Древняя Русь” (1943 г.),
„Киевская Русь” (1948 г.), „Монголы и Русь” (1953 г.), „Россия в средние
века” (1958 г.) и др. Евразиец.
----------------
Академик Ф.И.
Успенский (Г. Вернадский). Сергей Александрович Жебелев (Н. Беляев).
Сепарат из: Seminarium
Kondakovianum vol. 1, Prague 1927, с. 307-312.
Авторы уведены
в конце своих работ.
А.А. Васильев
(к семидесятилетию его) (родиллся 22 сент.
1867 г.). Praha:
Institut Kondakov, 1938.
17 с. Содержит
список трудов А.А. Васильева, сост. Г.А. Старицкий. Автор уведен в конце
статьи. Сепарат
из: Annales de l'Institut Kondakov (Seminarium Kondakovianum), vol. 10,
Prague 1938.
Византийская
учения о власти царя и патриарха.
Prague: Seminarium
Kondakovianum 1926.
Автор работы
уведен в конце текста. Сепарат из: Сборник статей, посвященных памяти Н.П.
Кондакова, Прага 1926, с. 143-154.
Государственная уставная грамота Российской империи 1820 г.
Историко-юридический очерк. Прага: Русская юридическая секция 1925,
III,
263, VIII,
IV
с.
Звенья русской
культуры. Прага: Издание Евразийцев 1938. 1 вып.
Вып. 1 - часть 1: Древняя Русь (до пол.
XV
в.) - 228 с.
Золотая Орда,
Египет и Византия в их взаимоотношениях в царствование Михаила Палеолога.
Сепарат из:
Seminarium Kondakovianum, vol. 1, 1927, с. 73-84.
Автор уведен в
конце текста.
К вопросу об
исповедании монгольских послов 1223 г. Сепарат из:
Seminarium Kondakovianum,
vol.
3, 1929, с. 145-148. Автор уведен в конце текста. Резюме на англ. яз.
Конспект к
лекциям по истории русскаго права. Прага: Русская юридическая секция 1922. 1
вып.
часть 1: (до
XVIII
в.) а.) источники права; б.) государственное право. - 26 с.
Краткий очерк
истории русскаго уголовнаго и гражданскаго права - лекции ..., прочитанныя
на Русском юридическом факультете в Праге 3, 6 и 10 марта 1923 года. В
сокращенном изложении А. Эфрон. Прага: Русская юридическая секция 1923, с.
115.
Лекция по
истории русскаго права, читанныя на Русском юридическом факультете в Праге в
1922 году (новый период
XVIII-XIX
в.в.) - государственное право. Сост. по запискам слушателей-студентов
Нефелова, Домонтовича. Прага: Русская юридическая секция 1922-1923. 2 тома.
Часть 1 - 1922 - 50 с.
Часть 2 - 1923 - с. 51-114
Начертание
русской истории. Прага-Париж: Евразийское книгоиздательство 1927, 1 вып.
часть 1 - 263 с., содержит: Савицкий П.Н.: Геополитические заметки по
русской истории.
О значении
научной деятельности Н.П. Кондакова - к 80-летию со дня рождения (1844-1.XI.1924).
Речь произнесенная на 3 съезде русских ученых в Праге, 25 сентября 1924 г.
Прага: б.и. 1924. 15 с.
Обзор трудов
по византиноведению с 1914 г.
Praha:
Česká
grafická
unie
1926-1927; 2 части. Сепараты из:
Slavia,
roč.
5, 1926, seš.
2, s.
395-408
Slavia,
roč.
5, 1927, seš.
3, s.
639-653
Отчет о
работах Семинария имени Н.П. Кондакова (Seminarium
Kondakovianum)
за третий год его существования (по 17 февраля 1928 г.). Г.В. Вернадский,
А.П. Калитинский -
aвторы
уведены в конце текста.
Сепарат из: Seminarium
Kondakovianum, vol. 2, Prague 1928.
Частью
сепарата является содержание всего сборника.
Очерк истории
права русскаго государства
XVIII-XIX
вв. - период империи. Прага: Пламя 1924. - 166 с.
М.И. Ростовцев
(к 60-летию его).
Сепарат из: Seminarium
Kondakovianum, vol. 4, Prague 1931, s. 239-252.
Содержит
библиографию работ М.И. Ростовцева. Автор уведен в конце текста.
Nikodim Pavlovič Kondakov.
Сепарат из:
Сборник статей посвященных памяти Н.П. Кондакова, Прага 1926.
XL
с. Содержит библиографию работ Н.П. Кондакова (Bibliographie
de N.P.
Kondakov).
Автор уведен в конце текста.
O
skorosti peredači
žizni v biosfere
i o ponjatii geochimičeskoj
energii
živogo veščestva.
(G.
Vernadskij).
Brno:
Moravská
přírodovědecká
společnost
1926. - 36 s.;
на русском языке, латинским (cz)
алфавитом. Сепарат из:
Práce
Moravské
přírodovědecké
společnosti,
sv.
3, spis
6. sign.
F 26, s. 211-246
источник
www.pseudology.org
|