Русский
советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический
институт и Духовную академию, в 1921 - агрономический факультет Таврического
университета.
Печатался с
1898. Дооктябрьское творчество Т. (пьеса "Дорогины", 1910; сборник рассказов
"Владыка", 1915, и др.), посвященное главным образом художественному анализу
социальных противоречий в деревне, развивалось в традициях критического
реализма.
После 1917
главной темой творчества Т. стала революция. Если в трагедии "Пугачёвщина"
(1924), анализируя психологию народного восстания, Т. акцентировал черты
стихийности, жертвенности, то пьеса "Любовь Яровая" (1926, поставлена Малым
театром, 1926, поставлена МХАТ, 1936, Государственная премия СССР, 1941),
посвященная драматическим событиям Гражданской войны 1918-20, отмечена
глубоким пониманием исторических закономерностей.
В центре пьесы
- острый конфликт, в котором проходит проверку и закалку характер героини,
её большевистская идейность. Благодаря широте социально-исторических
обобщений, колоритности образов, яркости языка пьеса стала классическим
произведением социалистического реализма.
Нравственное
значение революции раскрыто в пьесах "Гимназисты" (1936) и "На берегу Невы"
(1937), где создан образ В. И. Ленина. Автор пьес о советской
действительности ("Жена", 1928; "Анна Лучинина", 1941, и др.), исторических
пьес ("Навстречу", 1943, и "Полководец", 1945).
Награжден 2 орденами.
Соч.: Избр.
произв., т. 1-2. [Вступит. ст. В. Диева], М., 1955; Забытые рассказы,
Симферополь, 1959.
Лит.:
Сурков Е., К. А. Тренев, 2 изд., М., 1955 (лит.); Диев В. А., Творчество К.
А. Тренева, М., 1960; Файнберг Р., К. А. Тренев. Очерки творчества, М. - Л.,
1962; Живой Тренев. Сб. воспоминаний, Ростов н/Д., 1963; История русской
советской литературы. 1917-1965, 2 изд., т. 1, М., 1967, с. 596-616; История
русской литературы конца
XIX
- начала XX
вв. Библиографический указатель, М. - Л., 1963.
Л. Н.
Клименюк.
www.pseudology.org |