На протяжении многих веков государство и общество в целом
пытается дать нравственно-правовую оценку такому явлению как проституция.
Существуют различные видения этой проблемы. Но говоря о нравственности в
сфере интимных отношений необходимо отметить, что нравственное поведение,
нравственное воззрение, нормирующие и санкционирующие половую жизнь каждой
эпохи, является выразителем сущности каждого конкретного исторического
периода и народа. Однако, история различных народов свидетельствует о том,
что уже с первыми зачатками культурного развития устанавливается взгляд на
проституцию, как на явление безнравственное, заслуживающие кары.
Изучения феномена проституции и всего того, что связано с
ним в историко-правовом контексте, порождает массу легенд и вымыслов. К их
числу можно отнести представления об уровне моральных устоев населения
дореволюционной России, в советский период, а также о небывалом росте и
размахе проституции сегодня. Однако тема проституции позволяет выявить
многие закономерности социально-культурного процесса, морально-нравственные
представления населения, стереотипы сознания, характеризующие отношение к
женщине, проблемы сексуальности и духовной свободы, понятие "милосердие" и "терпимость".
Проблема проституции не раз являлась объектом научного
исследования, особенно в дореволюционный период. Анализируя степень
разработанности данного вопроса доктор исторических наук Н.Б. Лебина
отмечает, что проституция в России активно изучалась специалистами самых
различных направлений.
К числу дореволюционных исследователей историко-социального
характера можно отнести прежде всего С.С. Шашкова. Он в своей книге "Исторические
судьбы женщин, детоубийство и проституция" дает очерк развития проституции,
начиная с эпохи Киевской Руси и до 60-х гг. XIX в.
Много работ, посвященных проституции, принадлежит перу
российских медиков. И это вполне объяснимо. Рост торговли любовью ставил
важные проблемы перед медициной. Легализация публичных домов потребовала
организации соответствующего медицинского обслуживания. Многие
врачи-венерологи стали первыми социологами-практиками, наблюдавшими институт
продажной любви.
Основная масса наблюдений была сделана на базе старейшей в
стране венерологической Калинкинской больницы. Полного единства взглядов на
проблему продажной любви у медиков не существовало. Сторонником
регламентации проституции являлся В.М. Тарановский - основоположник
венерологии в России. Все труды В.М. Тарановского направлены на утверждение
и поддержку медико-административного контроля за проституцией. Позицию В.М.
Тарановского поддерживали и служащие Врачебно-полицейского комитета А.И.
Федоров и К.Л. Штюрмер. Сторонниками аболиционизма были М.И. Покровский, Е.С.
Дрентельн, Б.И. Бентовин, П.Е. Обозненко.
Активно занимались проблемой проституции и российские
правоведы М.М. Боровитинов, Дерюжинский В.И., Елистратов А.И., Кони А.Ф.,
Маргулис М.С. Однако и в рядах правоведов не было единства мнений по
отношению к государственному контролю за проституцией. Большинство из них,
особенно представители молодого поколения русских юристов, приступивших к
практической деятельности в период революционного подъема начала XX века,
тяготели к аболиционизму. Противоположную позицию занимали правоведы-
практики, непосредственно связанные с криминальной средой и проституцией,
например А. .Лихачев, прокурор петербургского окружного суда в 80-90-х гг.
XIX века, А.Ф. Кошко, возглавлявший уголовный розыск империи в начале XX
века, и др..
В 20-х годах XX в. продолжаются исследования проституции.
Для этих целей в Москве была создана Научно-исследовательская комиссия по
изучению факторов и быта проституции. Вскоре она провела анкетированный
опрос 642 женщин легкого поведения, а в октябре 1925 г. расширенная
конференция Государственного института социальной гигиены Наркомздрава РСФСР
постановила организовать Совещание по изучению проституции при Совете
научных институтов. Многочисленны были и публикации, связанные с институтом
проституции. При этом следует отметить, что после революции по данной теме
писали не только большевистские лидеры А.М. Колонтай, М.Н. Ладова, Н.А.
Семашко. но продолжали свои научные изыскания дореволюционные специалисты-
В.М. Броннер, А,И. Елистратов, Л.М. Василевский, Л. И. Люблянский и др.
Однако с начала 1930-х годов изучение проституции постепенно сворачивается.
Делалось это прежде всего в угоду новой социалистической идеологии отрицая
наличие проституции как таковой.
Анализ государственно-правового воздействия на проституцию
показывает нам, что уже на ранних стадиях развития российской
государственности уделялось большое внимание борьбе с так называемым "непотребством".
Так, в 1649 году при правлении царя Алексея Михайловича в
его "Наказе о градском благочинии" было упоминание о пресечении на ряду с
другими преступлениями и проституции - "по улицам и переулкам в день и ночь
ходить и беречь накрепко, чтобы в улицах и переулках бою, грабежу и порчи и
табаку и никакого воровства и блудни не было."
Борьба с "непотребством" была одним из многочисленных
направлений деятельности регулярной полиции России. В 1718 году
петербургскому генерал полицмейстеру было велено "всех гулящих и слоняющихся
людей... хватать и допрашивать. Дела о "любодействе" были изъяты у церкви и
отнесены к юрисдикции светского суда.
12 сентября 1728 года был издан указ, который обязывал
губернаторов и воевод препятствовать организации "кормчевых и непотребных
домов".
Взойдя на престол Анна Иоанновна продолжила борьбу с "непотребством."
Указом от 1736 года она велит "непотребных жен и девок, находящих пропитание
от "вольнодумцев", "оных допросы, буде не беглые окажутся, тех высечь
кошками и из тех домов их выбить вон".
Если они оказывались беглыми, то их надлежало отсылать в
Военную канцелярию, а хозяев домов брать под стражу о том, чтоб не держали
таких под страхом наказания. Кроме нравственного ущерба проституция несла с
собой широкое распространение венерических заболеваний.
20 мая 1763 года Екатериной 11 был подписан указ "О
скорейшем излечении в госпиталях воинских чинов, одержимых венерической
болезнью, и о ссылке обличающихся в непотребстве женщин по их излечению от
болезни в Перчинок". При этом лечение непотребных девок проводилось
бесплатно, медикаментами и штатными докторами из тех же госпиталей, где
лечили и военных.
В указе от 4 мая 1765 года, Екатерина 11, учитывая то, что
задержанных непотребных девок до ссылки необходимо на что-то содержать,
отметила, что средства на содержание последних должны идти из наличных денег
Полицмейстерского управления. Эти меры по содержанию непотребных девок
должны были сдерживать последних от занятий непотребством, так как у
большинства это "занятие" было в основном основным способом добывания денег
и зачастую единственным. Дальнейшее трудоустройство данной категории лиц
было затруднено. Хозяева фабрик не хотели принимать к себе на работу таких
женщин, и с целью недопущения отказов со стороны хозяев фабрик и заводов о
принятии на работу непотребных девок 30 сентября 1771 года был издан
Сенатский указ, "О безотворотном приеме на фабрики на работу непотребных
девок присылаемых из полицмейстерского управления в Мануфактур - Контору."
В целом, в XVIII веке в русском законодательстве
складывалась целая система безусловного запрещения так называемого "непотребства".Однако
к середине XIX века государство становится на путь регламентаризма, то есть
оно не только признает факт наличия проституции, но и осуществляет ее
регулирование.
До 1843 года надзор за проституцией в Петербурге находился в
ведении участковой полиции. В 1843 году в целях ограничения быстрого
распространения сифилиса в Петербурге при медицинском департаменте
Министерства Внутренних Дел, в качестве опыта, впервые в России был
организован особый врачебно-полицейский комитет. Однако лишь в 1856 году
получил окончательное оформление. Председателем этого комитета был
обер-полицмейстер, членами были: штадт-физик, старший врач Калинкинской
больницы, три участковых полицмейстера, врач от военного ведомства, чиновник
от военного генерал- губернатора, два врача для особых поручений и шесть
врачей участковых, из числа ординаторов Калинкинской больницы.
На той же правовой основе, что и С-Петербургский врачебно-
полицейский комитет 3 июня 1844 года был учрежден Врачебно- Полицейский
Комитет в Москве под председательством губернатора. Организацию надзора за
проституцией в городах можно подразделить на три категории. К первой
относились города, где функционировали врачебно-полицейские комитеты, ко
второй - города, где надзором занимались городские санитарные комитеты или
другие учреждения, действующие самостоятельно, не входя в штат полиции, к
третьей категории относились города, где надзор фактически находился в руках
исполнительной полиции.
Врачебно-полицейские комитеты представляли собой
совещательный коллегиальный орган полиции занимающийся надзором за
проституцией. Общая полиция занималась лишь исполнением постановлений
комитета. На первых порах врачебно-полицейский комитет должен был
осуществлять борьбу с "любострастными" болезнями и преследовать женщин,
занимавшихся "непотребством". Однако очень скоро стало ясно, что искоренить
проституцию насильственным методом не возможно, и ВПК занялся проблемами ее
регламентации. Для начала все лица женского пола, промышлявшие продажной
любовью, были поставлены на учет, или, как указывалось в документах,
превратились в "поднадзорных". В 1843 году под надзором С .-Петербургского
врачебно-полицейского комитета находилось до 400 проституток, а уже в 1852
году их было 1075, из которых в домах терпимости находилось 884, одиночек
191, Домов терпимости было 152. Всем зарегистрированным проституткам был
выдан знаменитый "желтый билет" - бланк вместо паспорта.
Основную массу девиц было решено сосредоточить в "домах
терпимости". ВПК сразу же определил правила работы этих заведений. Открывать
их могли лишь женщины, причем в возрасте от 35 до 60 лет. Хозяйкам в
обязанность вменялся в контроль за чистотой помещения, организация
медицинского освидетельствования проституток, ведение документации. Строго
регламентировались и правила поведения обитательниц публичного дома. Девицам
предписывалось более двух "вместе на улице не появляться, причем одеты они
должны были быть скромно". Находясь вне заведения, проститутки должны были "употреблять
в возможно меньших количествах белила и румяна, равно пахучие помады, масла
и духи". Женщинам легкого поведения запрещалось прогуливаться в Пассаже, на
Невском, Литейном, Владимирском, Вознесенском проспектах, на Большой и Малой
Морских улицах.
Четко определялся и порядок организации публичных домов.
Располагаться они могли не ближе 150 метров от церквей и учебных заведений,
окна должны быть всегда закрыты занавесями, в зале для танцев и в комнатах
девиц строго запрещалось вешать портреты Высочайших Особ. Простачки раз в
неделю подвергались врачебному освидетельствованию, при этом у каждой из них
был индивидуальный набор гинекологических инструментов. Дважды в неделю
девицы обязаны были посещать бани. В 70 - 80-х годах члены
врачебно-полицейского комитета настаивали на медицинском осмотре посетителей
публичных домов, рассчитывая там самым приостановить рост венерических
болезней.
В 1868 году, по Высочайше утвержденному мнению
Государственного Совета было утверждено новое положение врачебно-
полицейского комитета, определен его штат. В основе преобразования надзора
лежало освидетельствование всех, без исключения, проституток в самом
комитете, а не в больнице, полицейских домах, домах терпимости или квартирах
одиночек, как было прежде. Освидетельствование возлагалось на особых врачей
комитета.
Весь штат врачебно-полицейского комитета был разделен на две
части- медицинскую и полицейскую. В состав медицинской части входили:
инспектор, 8 участковых врачей и 3 акушерки. Во главе полицейской части
комитета находился член-распорядитель, в ведении которого было 20
смотрителей или полицейских агентов, что было одно и то же. Участковые врачи
были обязаны освидетельствовать состояние здоровья проституток, которые
являлись для осмотра в смотровые отделения.
Смотрители или полицейские агенты имели свои участки, где
осуществляли надзор за женщинами "свободной нравственности", дающими
основание подозревать их в проституции. В случае обнаружения несомненных
улик их приглашали явиться в комитет для осуществления медицинского надзора.
Кроме того смотрители, каждый на своем участке наблюдал за своевременной
явкой проститутки на осмотры, а также за выполнением содержательницами домов
терпимости всех врачебно-полицейских правил. В обязанности смотрителей
входило несение дежурства на главных улицах с целью пресечения бесчинства
проституток.
Вопросы установления надзора за женщинами и освобождение от
него, открытие новых домов терпимости и подобные вопросы решались на общем
заседании комитета, которое осуществлялось под председательством
градоначальника. Такие заседания обычно проходили раз в неделю.
Если женщина после решения врачебно-полицейского комитета о
привлечении ее в качестве проститутки не являлась к осмотрам, то она
привлекалась к административной ответственности мировым судьей на основании
ст. 44 Устава о наказаниях. К такой же ответственности привлекались и те
женщины, которые уже состояли под надзором, но не являлись к медицинским
осмотрам.
Инструкция Врачебно-полицейского комитета предусматривала
порядок и основание исключения женщин из числа публичных женщин. Такими
основаниями были: болезнь, вследствие которой они уже не могли заниматься
распутством, для подтверждения которой необходимо было заключение врачей
комитета, по возрасту, вследствие выхода замуж, в случае отъезда на родину
или другие города (в этом случае комитет выдавал женщине пропуск для
следования, а паспорт отсылался в городскую или земскую полицию тех городов
или уездов, куда она следует), по причине поступления в богадельни или в
другие благотворительные заведения, для призрения, по требованию родителей и
ближайших родственников или опекунов. В последнем случае родственники или
опекуны давали подписку, что будут заботиться о нравственности вверенных им
женщин.
Однако созданные в городах Врачебно-полицейские комитеты
основной целью которых было уменьшение и искоренение сифилитической болезни,
не могли справиться с поставленной задачей в виду того, что устанавливали
надзор только за явной проституцией. Для борьбы с тайной проституцией не
хватало агентов и материальных средств.
Переходя к изложению вопроса о проституции в советской
России мы вступаем в полосу слабо изученную и разработанную. Хотя в
последний годы большой вклад в исследование этой проблемы был внесен Лебеной
Н.Б. и другими исследователями.
Уже в ходе февральской революции 1917 года старый порядок
регламентации проституции пал: публичные дома были закрыты и их обитатели
вырвались на свободу. Но уже в первый месяц русской свободы, в мае 1917 года
в Саратове около 600 проституток ходатайствовали перед революционном
городским общественным управлением о разрешении открыть вновь публичные дома
и возобновить врачебные осмотры объясняя это тем, что без медицинских
осмотров потребители боятся брать их, и вообще им грозит голодная смерть.
В этом маленьком эпизоде необыкновенно ярко сказалась вся
жуткая сложность, весь трагизм разбираемого явления.
В период 1918 1919 гг. наблюдался повсеместный спад
проституции, что объяснялось необычайной напряженностью эпохи, насыщенностью
ее событиями.
Но уже с 1920 г. признаки возрождения проституции, которая
только казалась исчезнувшей, начинают проступать на улицах больших городов.
В это время проституция, как подсобный промысел становится обыденным
явлением.
В период НЭПа в результате сокращения государственного
аппарата количество проституток в городах резко увеличилось. Однако об этом
можно судить лишь по косвенным данным, ибо прямых сводок и подсчетов не
велось.
Для примера можно привести данные высказанные на
межведомственной комиссии представителем Петроградской милиции. Он
проинформировал о том, что к концу 1922 года число проституток в Петрограде
определялось в 32 тысячи.
Уже в первые годы советской власти делались попытки создать
специальные органы борьбы с проституцией. Так в конце 1919 года при
венерологической секции Наркомздрава была создана межведомственная комиссия
по борьбе с проституцией. Вскоре после того была создана межведомственная
комиссия при Наркомсобесе. В 1922 году был разработан циркуляр о мерах по
борьбе с проституцией. Сущность этого документа сводилась к перечню мер
предупредительного характера и мер непосредственной борьбы с проституцией.
В качестве предупредительных мер предполагались мероприятия
по охране женского труда, предоставление рабочих мест, повышение
профессиональной квалификации, борьба с женской беспризорностью, расширение
агитационно-просветительской работы.
В качестве мер, направленных на борьбу с проституцией уже
существующей предлагалось: усиление административного надзора за всеми
местами, где может иметь место вовлечение населения в разврат, а женщин в
проституцию, предполагалась решительная борьба с и с посредниками
проституции, притоносодержателями, посредством использования всех мер
административного и судебного воздействия. Вместе с тем, была предусмотрена
организация доступного и бесплатного лечения больных венерическими болезнями
путем создания диспансеров.
В целях координации действий по борьбе с проституцией на
местах создавались губернские советы по борьбе с проституцией. Руководящим
органом этих советов стал Центральный совет по борьбе с проституцией,
который. Этим органом совместно с НКВД в 1924 году была подготовлена
инструкция по борьбе с проституцией. В соответствии с этой инструкцией,
которая была объявлена приказом НКВД на милицию возлагалась обязанность
раскрытия притонов разврата, причем репрессии в отношении проституток
запрещались. Они могли быть привлечены лишь только в качестве свидетелей. К
ответственности привлекались сутенеры и притоносодержатели.
Острота вопроса побудила НКВД разработать проект особой
Милиции нравов Этот проект предусматривал создание объединенного органа в
состав которого вошли бы представители милиции, здравоохранения и домовых
комитетов. Предполагалось, что этот орган будет выявлять тайные притоны
разврата, проституток- одиночек, привлекать к ответственности содержателей и
посетителей.
Однако данный проект не был поддержан общественностью.
Оппоненты предлагаемых мер утверждали, что мероприятия проектируемой милиции
не в состоянии подрубить социальный корень проституции. Милиция лишь сможет
ликвидировать наружные проявления проституции но не сможет понизить спрос и
предложения в этой области. Исчезновение проституции связывалось с
исчезновением экономических и других причин, вредно отражающихся на нравах.
Обращаясь к проблеме проституции на современном этапе
развития общества, считаю, что эта проблема не потеряла свою актуальность,
однако отношение к этому явлению должно строится на научной основе с учетом
широкого спектра факторов лежащих в основе проституции. Считаю также
возможным, предложить следующую схему исследования. Во первых анализ
историко-правового аспекта проституции, который включал бы в себя изучение
процесса развития проституции в России на различных исторических этапах и
государственно-правовое воздействие на это явление. Анализ зарубежного опыта
решения данной проблемы. Во вторых тщательному и всестороннему исследованию
подлежит причинного комплекс проституции. Здесь необходимо рассмотреть
социально-экономические предпосылки проституции, влияние
психофизиологических факторов на ее развитие, связь проституции с
противоправными проявлениями.
На основе анализа выше указанных проблем дать социально-
нравственную оценку проституции, разработать концепцию ее
государственно-правового регулирования и определить роль и место органов
внутренних дел в этой системе