Речь товарища Шубрикова.

(Заседание восьмое 30 января 1934 г., утреннее)

 

Постышев (председательствующий). Товарищи, разрешите заседание съезда считать возобновленным. Слово имеет товарищ Шубриков. (Аплодисменты.)

Шубриков (Средневолжский край). Товарищ Сталин в своем докладе сказал, что наших побед мы добились потому, что работали и боролись под знаменем Маркса, Энгельса и Ленина.

Величие товарища Сталина как продолжателя дела Ленина, величие его как вождя мировой пролетарской революции заключается в том, что он, приняв марксизм не как догму, не как отвлеченное философское учение, а как руководство к действию, развил и дополнил учение Маркса—Ленина о путях мировой пролетарской революции, развил и дополнил учение товарища Ленина о построении социализма в одной стране, развил и дополнил ленинский план индустриализации и коллективизации нашей страны, разработал вопрос о путях ликвидации классов в нашей стране и построении бесклассового общества, развил и дополнил учение Маркса — Ленина о национальном вопросе как части вопроса мировой пролетарской революции, развил и дополнил учение Ленина о роли партии как субъективного фактора в деле построения бесклассового общества.

Имя товарища Сталина стоит рядом с великими именами основоположников научного коммунизма — Маркса и Ленина. Поэтому тех побед, которых мы добились, мы добились под знаменем Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина. (Аплодисменты.)

Огромнейшие достижения, которых добилась страна под руководством товарища Сталина, мне кажется, наиболее рельефно, наиболее выпукло видны на примере тех краев, областей и районов, где миллионные массы крестьянства находились не только под гнетом капиталистической эксплуатации, но где этот гнет капиталистической эксплуатации усложнялся и умножался стихийными силами природы.

Кто не знает того, что заволжское крестьянство терпело не только огромнейшие притеснения от помещичьей и капиталистической эксплуатации, но оно из года в год страдало от чрезвычайных засух и суховеев, которые в отдельные годы уносили миллионы человеческих жертв. И вот теперь, несмотря на то, что последние четыре года являются годами жесточайших засух и суховеев, несмотря на то, что 1933 г. по силе засухи и суховея является самым страшным годом за последние 50 лет, мы не только не имеем голодных смертей, сельское хозяйство Заволжья не только не отброшено на много лет назад, но, наоборот, мы продвигаемся быстрыми шагами к цели, поставленной товарищем Сталиным, к цели — сделать все наши колхозы большевистскими и всех наших колхозников зажиточными. Товарищи, 1933 г. по засухе был исключительным годом. Засушливых, бездождливых дней в отдельных районах левого берега Средней Волги насчитывается от 60 до 93 за вегетационный период. Сила суховея, которая определяется направлением и силой ветра, относительной влажностью воздуха и температурой воздуха, в 1933 г. гораздо больше, нежели в пресловутом 1921 г. Несмотря на это, если в 1931 г. мы имели валовой сбор урожая по этим засушливым районам 11 млн. ц, в 1932 г. — 20,3 млн., то в 1933 г. мы имеем 22,7 млн. ц, или в два раза больше, чем в 1931 г., и больше, чем в 1932 г. Это есть результат того, что Заволжье коллективизировано, это есть результат проведения в жизнь линии товарища Сталина на коллективизацию и организационно-хозяйственное укрепление колхозов.

Товарищи, нужно сказать, что возможностей у нас по борьбе с засухой, возможностей по борьбе за зажиточную деревню очень много, и эти возможности па 50% еще не использованы. Стоит только сказать, что мы добились освоения, эффективного освоения тракторного парка не более чем на 45%, чтобы понять, что одним только полным освоением тракторного парка мы можем увеличить и даже удвоить этот тракторный парк.

Мануильский. Правильно.

Шубриков. Следовательно, можем вдвое и втрое улучшить качество наших работ в сельском хозяйстве. Но ошибочно было бы думать, что другие сельскохозяйственные машины и лошадиная тягловая сила использовались лучше, чем тракторы.

Мы подсчитали, — провели опытным путем подсчет на всех наших научно-показательных станциях и во многих колхозах, — что отсутствие постоянных полеводческих станов в полях севооборота приводило к тому, что простейшие сельхозмашины и лошадиная тягловая сила использовались только от 60 до 30%.

Товарищи, я не хочу выступать здесь в роли кающейся Магдалины, говорить только о том, что мы прохлопали, что мы допустили ошибки и что после осознания своих ошибок мы ничего не сделали для их исправления. Это далеко не так. Для того, чтобы освоить тракторный парк, для того, чтобы добиться, чтобы эти 11 тыс. тракторов, которые нам дала пролетарская страна, работали с максимальной эффективностью, мы поставили перед собой задачу, чтобы все руководящие работники, все районщики, политотдельщики стали трактористами — и именно трактористами первой категории.

Я, товарищи, с удовлетворением должен сказать съезду, что на сегодняшнее число у нас уже 430 человек районного и политотдельского актива сдали на трактористов первой и второй категории. Я должен сказать съезду, товарищи, что к весенней посевной кампании у нас не будет районных руководящих работников и работников политотделов, которые не знали бы трактора, которые не были бы трактористами первой категории. (Аплодисменты.)

Больше того, товарищи, к маю мы не только освоим трактор, но освоим и такую «страшную» машину, как комбайн.

Большевики Средней Волги восприняли указание товарища Сталина о том, что сейчас дело освоения техники есть дело большой политики и, чтобы быть руководителями и организаторами сельского хозяйства, надо прежде всего освоить технику этого сельского хозяйства.

Я хотел бы остановиться в связи с этим вопросом на выступлении товарища Яковлева. Мне кажется, что неправ товарищ Яковлев, когда он говорит, что его ошибка заключается в том, что он понадеялся на политотделы. К сведению товарища Яковлева, политотделы сделали очень много и, безусловно, сделают свое историческое дело. (Голоса: «Правильно!»)

Ошибка товарища Яковлева заключается в том, что он, давая другим советы овладеть техникой, не мог добиться того, чтобы его аппарат, аппарат Наркомзема, овладел этой техникой. (Аплодисменты.)

В результате этого в самый разгар ремонтной кампании нам присылают запасные части, которые совершенно негодны, например гильзы настолько велики, что даже не подходят к увеличенным поршням. И это вина Наркомзема. В результате этого срывается ремонтная кампания и железные дороги загружаются перевозкой ненужных, неподходящих запасных частей.

Ройзенман. Это Сельхозснаб.

Шубриков. За Сельхозснаб отвечает Наркомзем. Мы провели огромнейшую работу также по организации постоянных полеводческих станов. У нас из намеченных по плану 10 тыс. полеводческих станов организовано 6 тыс. Но это чрезвычайно мало. Нам еще нужно провести большую работу по севообороту. Товарищ Яковлев здесь говорил о том, что у него уже две трети колхозов имеют севооборот. Фиктивный это севооборот!

Если мы имеем схему севооборота по распределению культур такую, что приходится сеять по культурам одноименным: пшеницу по пшенице, рожь по ржи, то это не севооборот, а это насмешка над севооборотом.

Я думаю, что аппарату товарища Яковлева нужно проделать хотя бы такую работу, какую проделали политотделы у нас. Если он проделает эту работу, мы, конечно, будем очень довольны тогда Наркомземом.

В этом году, товарищи, в подготовке к весенней посевной кампании Средняя Волга, несмотря на жесточайшие четыре недородных года, проделала также огромную положительную работу. Мы подняли под зябь 4 300 тыс. га, или на 700 тыс. га больше прошлого года. Мы сейчас по ремонту тракторов идем на одном из первых мест. Мы провели снегозадержательные работы на 1 1/2 млн. га, или на 500—700 тыс. за больше, чем в прошлом году. Развертывается сейчас огромная подготовительная работа по проведению яровизации сева.

Это свидетельствует о том, что колхозное крестьянство Левобережья Средней Волги уверено, что под руководством коммунистической партии, под руководством товарища Сталина мы добьемся того, что даже в неблагоприятных условиях сумеем получить средний для Поволжья урожай.

Вопрос об ирригации. Некоторые товарищи думают, что вопрос об ирригации это вопрос спасения от голодной смерти огромных масс заволжского крестьянства, что без разрешения вопроса об ирригации не может быть разрешен вопрос о получении среднего урожая, о зажиточной жизни заволжского крестьянства. Нет, вопрос об ирригации мы ставим как вопрос о том, чтобы сделать из заволжских степных районов житницу Советского Союза, чтобы превратить их в край, который должен дать огромное количество хлеба. Если мы без ирригации можем добиться среднего урожая — урожая в размере 6—7 ц с гектара, то на основе ирригации мы сможем добиться 40 ц с гектара.

Это, товарищи, уже не фантазия. На опытном участке Безенчукской станции мы в этом году уже добились 40 ц с гектара, сняв два раза в год урожай зерновых культур. Вот в чем, товарищи, огромнейшая сущность, огромная значимость ирригации Заволжья.

Один гектар орошаемой земли может дать столько, сколько дают 10 га земли без орошения при обычном среднем урожае. Это — огромнейшее дело. Товарищ Сталин поставил этот вопрос со всей серьезностью. Мы ждали от Наркомзема, что он выдвинутый товарищем Сталиным вопрос об ирригации Заволжья поднимет на щит, что товарищ Яковлев нам скажет, сколько и когда подготовил Наркомзем ирригаторов, мелиораторов, как с будущего года он будет укреплять этими работниками основные рычаги переустройства сельского хозяйства — МТС, какие машины будут даны в этом году для проведения ирригации, какие ассигнованы средства, сколько будет послано работников, изыскательных партий, топографов и т. д. Вместо этого товарищ Яковлев нам говорит, что важна не только ирригация, важна и мелиорация и насаждение деревьев.

К сведению товарища Яковлева, мы давно проводим эту работу. Мы в этом году добились того, что проведено лесонасадительных работ на 11—12 тыс. га, проведена мелиорация песков, оврагов, проверены лесозащитительные заграждения. Нам не советов нужно, нам требуется от Наркомзема руководство этой огромнейшей работой и деловая конкретная повседневная помощь.

Несколько слов, товарищи, об индустриализации Средневолжского края. В Союзе, вероятно, нет уже человека, который бы не знал огромной значимости в индустриализации страны Орско-халиловского района. Если два года тому назад можно было только говорить об огромнейших запасах рудных ископаемых, если мы могли только говорить, что у нас эти высококачественные хромо-никелевые железняки находятся в количестве до миллиарда тонн, если мы только говорили, что у нас разведки показали наличие и меди и никеля, то в этом году мы можем сказать, что качество этих хромо-никелевых железняков уже проверено не только лабораторным, но и промышленным путем. На всех крупнейших заводах нашего Союза — в Ленинграде, Москве, Харькове — качество чугуна и стали из этих железняков проверено на автостроении, тракторостроении, железнодорожном деле, химическом производстве и т. д. Ковкость, плавкость этих сталей и чугуна, полученных из халиловских руд, превзошли все ожидания. Жидкотягучесть этого чугуна в полтора раза выше, чем у обычных. Наличие титана в чугуне устраняет газопористость, которая является бичом для всех чугунных отливов. Наличие хрома и никеля дает по всем показателям на разрыв, на удар и по стали, и по чугуну нормы, которые превышают все установленные технические нормы для тракторостроения, автостроения и железнодорожного дела. Доказано сейчас, что при одинаковой прочности на разрыв и на удар конструкции из халиловских чугуна и сталей могут быть уменьшены в весе на 30%. Это тоже, товарищи, огромнейшее дело, это переворот в технике. Мы этим делом занимаемся крепко.

Сейчас в этом Орском районе строятся огромный паровозостроительный завод, металлургический комбинат, большой крекинг-завод на базе нефтепровода Эмба—Орск, огромный мясокомбинат. Надо, чтобы эти огромные стройки координировались, управлялись, планировались какой-то ячейкой Наркомтяжпрома, которая бы находилась в самом Орске, потому что междуведомственные драки между этими огромными стройками с самого начала на месте, которое не обжито, где нет ни хороших технических сил, ни достаточного количества общественно-хозяйственных работников, приведут к губительным результатам. Я думаю, что Наркомтяжпром на это пойдет, чтобы создать единый плановый руководящий центр для этого дела на месте.

Я должен сказать, что те задачи, которые выдвинуты товарищем Сталиным как в области сельского хозяйства, так и промышленности, сделают Заволжье цветущим плодородным краем с устойчивой большой урожайностью, сделают Заволжье основным поставщиком высококачественного металла, одним из основных поставщиков цветных металлов. Средневолжские большевики под руководством товарища Сталина выполняют эти задачи с честью. (Аплодисменты.)


К начальной странице

К речи товарища Шапошниковой