Речь товарища Икрамова.
(Заседание 27 января 1934 г., вечернее)
Икрамов Акмаль
1898-1938
Председательствующий. Слово имеет товарищ Икрамов. (Аплодисменты.)
Икрамов (Узбекистан). Товарищи, на основе тех громадных успехов, о которых нам доложил товарищ Сталин, которых добилась наша партия под руководством своего гениального вождя товарища Сталина, на основе этих побед мы имеем громадный рост промышленности и сельского хозяйства в национальных районах и республиках нашего великого Союза.
Узбекистан за эти годы увеличил валовую продукцию своей промышленности в 4,5 раза. Сейчас у нас строятся такие гиганты, как Чирчикстрой, который равен по мощности 1/3 Днепрогэса и будет давать азотистых удобрений на 1 млн. га, и крупнейший текстильный комбинат, который будет выпускать в год 140 млн. м ткани, и ряд других фабрик и заводов. Коренным образом меняется лицо бывшей царской колонии — чисто аграрного Узбекистана, Узбекистан как неразрывная часть Союза становится и промышленным и сельскохозяйственным районом нашего социалистического отечества. Тем самым партия разоблачила национал-контрреволюционеров и национал-уклонистов, предсказывавших, что у нас промышленность не будет строиться, что мы будем только вывозить сырье — хлопок, шелк и т. д., что мы превратимся в “красную колонию”, разоблачила и опровергла делом всю эту контрреволюционную клевету, чепуху, эту контрреволюционную националистическую провокацию. Еще больший рост нашей промышленности намечается у нас во второй пятилетке. При этом по Союзу рост производства хлопчатобумажных тканей во второй пятилетке намечается в 2,4 раза, а по Узбекистану эта отрасль вырастет в 20 раз. Это еще раз доказывает правильность ленинско-сталинской генеральной линии, ленинско-сталинской национальной политики и ленинско-сталинского проведения в жизнь этой политики Центральным комитетом партии.
Такие же огромные успехи мы имеем в деле роста сельского хозяйства. Вы знаете, что Узбекистан является основной хлопковой базой Союза: он дает 2/3 всего хлопка — 66%, Узбекистан за период с XVI по XVII съезд увеличил продукцию хлопка на 1 050 тыс. ц — на 6 с лишним миллионов пудов. Вместо 7 100 тыс. ц в 1930 г, мы в этом году дали 8 150 тыс. ц. За отчетный период посевная площадь увеличилась на 310 тыс, га, а урожайность за последние два года выросла на 22%, За этот год Узбекистан дал на 3 млн. пудов больше хлопка против прошлого года — план перевыполнен на 1 млн. пудов. Вот основные показатели роста хлопководства в Узбекистане. Таким образом, товарищи, ресурсы для нашей текстильной промышленности увеличиваются, и известную долю внесли сюда большевики и колхозники Узбекистана,Кроме того, Узбекистан стал в этом году производить в широком размере высокосортный хлопок, т. е., египетский. Мы, коммунисты, даже работавшие в хлопковых районах, на египетский хлопок серьезного внимания не обращали. Говорили, что он может расти в Таджикистане, Туркмении, но основной базой считался Азербайджан. В этом году Узбекистан впервые начал производить массовые посевы египетского хлопка и дал урожайность самую высокую в Союзе: Азербайджан дал 6,3, а Узбекистан — 7,5 ц с гектара. (Аплодисменты.)
На этой основе ЦК партии увеличил посевную площадь египетского хлопка на 1934 г. в 3 раза, и мы обещаем съезду, что и в следующем году урожайность не снизим, а увеличим, чтобы действительно освободить наш Союз от дорогого египетского хлопка, чтобы наша промышленность целиком была обеспечена советским хлопком. (Аплодисменты.)
Кроме этого надо отметить, что в этом году мы дали более 75% хлопка первого сорта. Поэтому решение СТО о прекращении производства 23 дрянных сортов тканей является совершенно правильным. И если дальше будут вырабатываться плохие сорта ситца, то уже не мы будем в этом виноваты, а надо будет за них бить Любимова, отвечать за них будут партийные организации текстильных районов,
Каганович. А волокно все-таки коротковато.
Икрамов. Я дальше буду говорить об этом.
Как это могло случиться, что Узбекистан, этот вчера еще отсталый район, вышел в этом году с такими большими победами, и не только по хлопку, программу которого Узбекистан выполнил с значительным превышением? План по шелку мы выполнили на 115%, дав стране 8 200 т коконов. В Узбекистане мы имеем также начало роста поголовья мелкого скота — увеличение в этом году на 3,8%, Мы развиваем у нас субтропические культуры — не апельсины, лимоны и мандарины, а гранаты, которые по качеству в два раза превышают калифорнийский стандарт. Мы имеем свой миндаль и другие южные культуры. Мы в этом году уделяем особое внимание разведению винограда, гранатов, персиков, чтобы рабочие и трудящиеся нашего Союза лучше кушали — не только хлеб, мясо, но и фруктов побольше кушали. (Аплодисменты.)Как же мы добились всех этих успехов? Мы добились этих успехов только на основе социалистической реконструкции сельского хозяйства, на основе создания колхозов и лучшей организации работы в этих колхозах, О чем это говорит? Вот правые оппортунисты утверждали, что мы от колхозов товарной продукции не получим, А посмотрите, чего колхозы добились в этом году по урожайности. Вот колхоз им. Карла Маркса, Ленинского района, дал 32 ц урожая хлопка с 1 га, а отдельные бригады — даже 35 ц. Мы этим самым поставили по урожайности не только всесоюзный, но и мировой рекорд: американский ученый Харланд, побывавший у нас, заявил, что нигде такого урожая хлопка он не видел. (Аплодисменты.) Вот другой колхоз им. Карла Маркса, Андижанского района, дал урожай 29 ц, колхоз Сталинского района на опытном участке по египтянину дал урожай 25 ц, тогда как по Союзу урожай достигает всего 5 ц. Вот колхозы “Кзыл Юлдус” (Кокандского) и “Ленинизм” (Кагановичского района): они дали 24—26 ц. Колхоз “Ленинский путь” с 751 га дал средний урожай в 22 ц при норме по Союзу в 8 ц. Вот чего добились колхозы. Кулаки — опора правых оппортунистов — и единоличники никогда не давали такого высокого урожая. И не только отдельные колхозы добились такого урожая, но и ряд районов: Ленинский — 17,2 м, Кагановический — 16 ц, Кокандский — 16,2. Каждый из этих районов дает свыше 200 тыс. ц. Таким образом Узбекистан в этом году дал 9,4 ц, а колхозный сектор 9,6 ц с каждого гектара. 90% всего сбора хлопка дал социалистический сектор — колхозы и совхозы. Поэтому-то мы дали хлопка на 1 млн. пудов больше против государственного плана.
Как мы этого достигли и почему не было этого в прошлом году? Мы считаем, что здесь решающую роль сыграли указания товарища Сталина на январском пленуме ЦК. До пленума мы не понимали, путались и считали, что колхоз — это и есть социализм, забывая, что это — только форма, и эту форму использовал классовый враг, кулак “тихонький”, “сладенький”. Сталинские указания на январском пленуме — перегруппировка сил партии, создание политотделов МТС, — вот основа, на которой мы добились этих успехов.
Дальше, товарищи, — я думаю, что это было по всему Союзу, а у нас это особенно чувствовалось, — конкретное, оперативное руководство ЦК. Если чуть задерживался посев, окучка, обработка, полив) чуть только мы начинали отставать, как за подписью товарищей Сталина, Молотова мы получали телеграмму. Это мобилизовало всю партийную организацию на дальнейшую борьбу. Или где-нибудь в колхозе ошибка вышла, — сразу запрос или указание со стороны товарища Кагановича. Эти указания нас поднимали и заставляли более четко работать. Это ленинское, сталинское руководство нами со стороны ЦК нашей партии — основа наших успехов.
Наконец мы, большевики хлопковых районов, начали овладевать техникой хлопководства (до сих пор она была в руках нередко чуждых нам спецов, бывших баев, кулаков, вредителей). Это также сыграло большую роль в деле повышения урожайности.
Но все ли исчерпано у нас? Нет, мы сделали только первые шаги по пути завоевания высоких урожаев. Возможности дальнейшего огромного подъема налицо. В ответ на лозунг, выдвинутый товарищем Сталиным при беседе с колхозниками Одессщины о том, чтобы увеличить продукцию ширпотреба в два-три раза, мы, учитывая наши возможности, сами на себя взяли обязательства по повышению урожайности и вызвали другие области и сырьевые районы Союза на соревнование, чтобы этот призыв вождя нашей партии по-большевистски, по-сталински осуществить. Я уверен, что мы его осуществим.
Что для этого нужно сделать?
Надо больше смелости в деле механизации. Тракторы у нас используются не так, как на Украине и в других зерновых районах Союза: там они пашут, сеют, убирают и молотят, а у нас в хлопковых районах вспахали — и кончено. Надо теперь механизировать посев, культивацию и сбор хлопка, У нас тракторами посеяли в этом году только 0,2%. Мы считаем позорным такое явление. Без механизации нам дальше двигаться нельзя. На полгектаре, обработанном вручную, нельзя строить социалистическое хозяйство. Не на основе нищеты, а на основе обилия мы построим социализм, как сказал вчера товарищ Сталин, а для этого надо более смело механизировать хлопководство.
Минеральные удобрения. Только благодаря указанию товарища Сталина в этом году значительное количество — 350 тыс. га будет удобрено минеральными удобрениями. Нам надо их вовремя получить и правильно использовать.
Далее нам нужно обеспечить ранний сев, окучку и полив. Затем об улучшении семян. Товарищ Сталин говорил относительно семян, имея в виду новые районы. Товарищи, не только в новых районах плохо, но и у нас плохо с семенами.
Пока что семеноводством занимается немножко только Наркомзем и больше никто. Здесь я скажу и о коротком волокне.
Каганович. Перепутали семена, селекции не было.
Икрамов. Правильно. В чем заинтересован Наркомзем и наша партийная организация? Мы заинтересованы в том, чтобы повысить урожайность и улучшить качество хлопка, нажимать на качество. Мы нажимали, чтобы получить больше первого сорта, и у нас все же плохо получалось. И не было никого, кто бы поставил вопрос о длине волокна; мы сами тоже об этом не думали, и в этом наша вини. Мы ставим перед собою задачу по трем линиям: во-первых, как я уже сказал, Добиться большей урожайности; во-вторых, дать больший выход волокна с каждого пуда сырца. Мы уже добились того, что имеем выход с каждого пуда 33%, а до революции больше 29% ни один завод не давал, а мы в среднем по Узбекистану добились 33%, по отдельным же сортам цифра доходит до 35%. Мы уже создали новые сорта семян: “восьмитысячник”, сорта “36 МГ” и другие, которые дают высокий урожай и большие выходы.
Насчет сорта “Навроцкий”, Я говорил вчера с одним работником Наркомлегпрома относительно хлопка. Он мне говорит, что “Навроцкий” никуда не годится. Очевидно, этот работник слышал что-то о “Навроцком”, но не понял. Он слышал, что есть “триумф Навроцкий” с грубым волокном, у нас его уже давно нет, он есть в части Закавказья и Туркмении и то в очень маленьком проценте. Очевидно тут перепутали, работники Наркомлегпрома не знают сами, какие сорта им нужны. У них ость учреждение в Ташкенте — Госхи, которое должно заниматься и семеноводством и прогнозом. Он дал нам летом прогноз, что мы заготовим всего 737 тыс. т, а Узбекистан дал 815 тыс. т. Вот вам и прогноз. Когда они давали нам этот прогноз, мы в Узбекистане заготовили уже больше, чем прогноз. Вот как руководят. Они должны нам давать более точные заказы, они должны говорить нам, какие сорта нужно развивать.
Уже есть “восьмитысячник”, "36 МГ”, “2017” и ряд других длинноволокнистых сортов, Наркомлегпром должен нам точно сказать, сколько, какой длины волокно мы должны дать, чтобы правильно распределить сорта по районам. А то работники хлопкового аппарата и Наркомлегпрома говорят, что им больше не надо этого сорта, а потом на поверку выходит, что это неверно. Хорошо, что теперь еще не поздно и мы можем семена нужных для промышленности сортов, вместо того чтобы направить на масло, пустить в производство для развития этих сортов.Почему у нас с семенами плохо? У нас семена очень чувствительные; если посеешь рядом, то семена засорятся, даже забор не помогает, происходит взаимоопыление, и сорта портятся. А как у нас сохраняют чистоту семфонда, как возят семена, как их хранят? Прямо по-вредительски.
По хлопку надо работать так, чтобы мы овладели этим делом по-настоящему и работали не так, как работаем сейчас. Ошибки в этом отношении у нас были и есть, и мы на основе вчерашнего выступления товарища Сталина должны их изжить.
Мы очень одобряем постановление правительства о том, чтобы создать по республикам научно-исследовательские институты по хлопководству. До сих пор у нас этого не было, теперь это нам поможет вплотную заняться техникой хлопководства.
На основе общего роста хозяйства, роста хлопка, резко повышается жизненный уровень широчайших масс, растет культура в Узбекистане. Уже 52% населения в Узбекистане грамотно, а до революция грамотных людей было только 1,5%; охват детей школами уже 90%, а до революции только 3% местного населения было охвачено школами; 25 тыс. студентов мы имеем сейчас в Узбекистане и сотни врачей, инженеров, агрономов и т. д. Это все говорит о том, как наша партия проводит национальную политику, как правильно она проводит тот ленинский интернационализм, который является важнейшим условием для победы социализма во всем мире.Товарищи, вот на этой основе, на основе наших успехов, мы видим сейчас обострение классовой борьбы у нас со стороны кулака, со стороны буржуазных элементов. Мы видим сейчас в разных формах выступления национальных контрреволюционных элементов, имеющих иногда даже партийные билеты, занимающих ответственные посты, вплоть до постов наркомов. Почему? Потому что Узбекистан растет как передовая часть Советского Союза, укрепляются взаимные интернационалистические дружеские отношения, растет промышленность, растет хлопок, а это тоже один из основных элементов укрепления связи с Союзом. Надежды буржуазных националистов на сепаратизм, на отделение от социалистического Советского Союза, не осуществились. Их программа раскрыта. Контрреволюционеры говорили: “Не развивайте хлопка, развитие хлопка ведет к обнищанию, к превращению Узбекистана в колонию”. Жизнь показала, что именно на основе роста хлопка широкие массы крестьян, объединившись в колхозы, делаются зажиточными. Буржуазные националисты признались теперь: “Мы в развитии колхозного движения видели свою гибель. Поэтому мы выступали против коллективизации.
Националистические элементы активно выступают не только на Украине, но и у нас, они активизируются, потому что надежды на мирное врастание кулака в социализм, на сепаратистское буржуазное государство — все это рухнуло. Поэтому они последние усилия делают для того, чтобы помешать, затормозить наши успехи в деле построения социалистического общества. Задача партийных организаций: борьба со всеми уклонами, в особенности с контрреволюционным национализмом и национал-уклонистами. Товарищ Сталин на национальном совещании говорил, что партийные организации наших национальных окраин будут большевизироваться в борьбе со своим национализмом, как РКП большевизировалась в борьбе с меньшевизмом. Ибо этот национализм под фальшиво-национальным флагом пытается влиять на отсталые слои не только интеллигенции или мелкобуржуазных элементов, но даже на отдельные слои, отсталую часть рабочих. Борьба с национализмом, борьба с национальным уклоном в нашей партии, с контрреволюцией в Узбекистана — эта борьба будет залогом дальнейшего укрепления и выполнения всех тех задач, которые перед нами поставлены партией, которые вчера здесь поставил товарищ Сталин и которые будут намечены съездом для дальнейшей работы наших партийных организаций.
Для этого все условия есть, потому что нами руководит верный соратник Ленина, великий вождь и учитель, пролетарский полководец, товарищ Сталин. (Аплодисменты.)
От нас, от большевиков Узбекистана, требуется одно: бдительность, борьба против так навываемого яшасунства, т. е. все “да здравствует” да “да здравствует”, не зазнаваться...
Сталин. А все-таки хлопка вы мало даете! (Общий смех.)
Икрамов. Товарищ Сталин, мы в этом году впервые шагнули большевистскими шагами, т. е. выполнили план, сдав более чем на 3 млн. пудов больше против прошлого года. Мы это называем первыми шагами, этот успех надо закрепить, надо нам самокритически относиться к работе, усилить борьбу с национализмом, и если мы действительно по-большевистски, по-сталински будем работать, мы удвоим и утроим темпы, которые у нас есть. Мы это сделаем. (Аплодисменты.)Председательствующий. Объявляю вечернее заседание съезда закрытым.
К речи товарища Колотилова на утреннем заседании 28 января 1934 г.