Речь товарища Колотилина.
(Заседание 27 января 1934 г., утреннее)
Председательствующий. Слово имеет товарищ Колотилин.
Колотилин (Донбасс). Товарищи, огромные успехи, которые одержала наша партия в период между XVI и XVII съездами, являются успехами прежде всего ленинской генеральной линии нашей партии, нашего Центрального комитета и вождя товарища Сталина.
Товарищи, доклад товарища Сталина с исключительной яркостью вскрыл перед нами те величайшие победы, которые одержаны партией в борьбе за ленинизм, в борьбе против всякого рода оппортунистов, уклонистов, которые пытались нас стащить с правильного большевистского пути. Эти победы объясняются и тем, что наш Центральный комитет с исключительной конкретностью и четкостью осуществлял свое практическое повседневное руководство различнейшими отраслями нашей социалистической стройки. Угольная промышленность, являющаяся одной из важнейших отраслей нашего народного хозяйства, как известно, находилась длительное время в глубоком прорыве. Вмешательство Центрального комитета партии, личное руководство и помощь товарища Сталина и товарища Кагановича и затем известные решения ЦК, которые мы, работники угольной промышленности, по праву называем историческими решениями, сыграли исключительную роль в том, что угольная промышленность сейчас находится на подъеме. Правда, одержаны лишь первые успехи, но успехи твердые, успехи, которые обеспечат несомненно дальнейшее движение вперед. Канцелярско-бюрократические методы руководства — вот основное препятствие, которое, как записал Центральный комитет, являлось причиной совершенно неудовлетворительной работы угольной промышленности. Выкорчевывая на основе решений ЦК и Совнаркома канцелярско-бюрократические методы руководства, в корне перегруппировывая силы инженерно-технического персонала, переставляя его непосредственно в шахты, на производство, мы обеспечили успехи, которые сейчас одерживает угольная промышленность. Так по тресту Севкавуголь инженеров и техников работало на производстве непосредственно на участках всего лишь 32 человека. После решения ЦК и Совнаркома их стало работать 170 человек. Если раньше в трестах и рудоуправлениях инженеров и техников сидело 850 человек, то сейчас их осталось всего лишь 56 человек, а на шахтах стало около 350 вместо 109 человек. Такая коренная перестановка инженерно-технических работников, борьба за овладение техникой угольного производства, шахтой — как заводом со сложнейшими механизмами, новый подход к работе шахты — подземного завода, борьба с текучестью рабочей силы, в которой также сделаны только первые шаги, коренная ломка старой системы зарплаты, внедрение прогрессивки и ликвидация уравниловки — являются теми основными условиями, на базе которых достигнуты первые успехи. Это достаточно ярко видно хотя бы на работе Шахтинского района — треста Севкавуголь.
Если у нас до решения ЦК и Совнаркома программа выполнялась всего лишь на 90% и даже ниже, чем в I квартале прошлого года, то на базе решения ЦК и Совнаркома и проведения целого ряда мер, вытекающих из этих решений, мы в конце года уже имели систематическое выполнение и перевыполнение программы и повысили угледобычу с 13 600 т в апреле до 18 тыс. то в среднем в декабре и до 20 с лишним тысяч тонн в сутки за последнее время. Годовая программа добычи выполнена на 97,3%.
Производительность труда также дала значительный скачок. Если в первые месяцы мы план по производительности труда не выполняли, то в результате проведения в жизнь решений ЦК и СНК, лучшей организации труда и борьбы с обезличкой мы в течение года обеспечили выполнение плана производительности труда по тресту в целом на 101,5%. Значительно удалось снизить себестоимость. По тресту Севкавуголь получена экономия в 2 300 тыс. руб., что достигнуто впервые за последние четыре года в работе нашего треста. На базе решений ЦК и СНК наша шахта “Артем” завоевала во всесоюзном конкурсе звание лучшей шахты Советского Союза и получает бакинское Красное знамя от Горловки № 1 им. “Кочегарки”.
Все эти победы мы относим прежде всего за счет конкретности, за счет предметности, за счет исключительной четкости и ясности руководства и установок нашего Центрального комитета партии во главе с товарищем Сталиным. Мы хорошо сознаем, что достигнуты лишь первые успехи, что борьба за полную реализацию решений ЦК и СНК еще далеко не закончена, что саботажники и сопротивленцы еще не раз попытаются сорвать выполнение этих решений.
Товарищи, перестройка управления угольной промышленностью поставлена сейчас в тезисах к XVII съезду как образец для перестройки управления всего народного хозяйства. И несомненно, что выкорчевывание канцелярско-бюрократических методов работы и руководства, решительная передвижка квалифицированных сил непосредственно на решающие производственные участки должны будут сыграть не меньшую, а еще большую роль во всех остальных отраслях нашего народного хозяйства по примеру угольной промышленности.
Мне хотелось в связи с работой угольной промышленности поставить некоторые вопросы. Центральный комитет партии поставил перед нами задачу добиться ликвидации текучести рабочей силы, разгромить безрукость, беспомощность, которые были проявлены в этом отношении всеми организациями угольной промышленности, как это было записано в решении ЦК и СНК.
Надо сказать, что кое-какие результаты в этом отношении уже имеются, но дальнейшая и полная ликвидация текучести рабочей силы может быть обеспечена на базе дальнейшего роста жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства в угольных районах.
Несмотря на то, что мы за последнее время имеем огромнейшие успехи и в этой области, например в таком городе, как город Шахты, где за последние два года выстроен трамвай, соединяющий основные шахты с городом, проведены большие благоустроительные работы, построено более 90 тыс. кв. м жилой площади за два года, — однако рост запросов рабочих-горняков пока не удовлетворяется нашим жилищным и культурно-бытовым строительством.
Поэтому нам кажется, что одним из больших вопросов, связанных с дальнейшей борьбой за полную реализацию решений ЦК и Совнаркома по угольной промышленности, является вопрос еще большего развертывания жилищного и культурно-бытового строительства в угольных районах.
Второй вопрос — это вопрос, связанный с планированием угольной промышленности. Все работающие в угольной промышленности хорошо знают, что планирование угольной промышленности поставлено весьма и весьма неудовлетворительно. Отчасти его объяснялось прорывом, неустойчивой работой, что требовало почти каждый месяц менять планы. Сейчас положение более или менее устойчивое, и надо было бы установить такое планирование, которое бы не дергало местные организации, которое бы не меняло буквально каждый месяц планы, которые преподаются нам из Главугля. Это вопрос, который с нашей точки зрения заслуживает большого внимания с целью создания устойчивого, твердого перспективного положения в работе каждой шахты, каждого участка и даже каждой бригады.
Следующий вопрос — это вопрос об отгрузке угля. Здесь уже выступали представители транспорта. Однако надо сказать, товарищи, что транспорт является действительно весьма и весьма отсталым участком пашей социалистической стройки. У нас в одном тресте на сегодняшний день лежит около 20 тыс. вагонов добытого угля: завалены буквально все подъездные пути, завалены все склады, и только лишь за последние дни, уже в момент съезда мы получили сообщение о том, что отгрузка начинает несколько увеличиваться. А то было такое положение, что вместо 1 200—1 300 вагонов, которые мы должны получать каждый день, получали 500—600 и в лучшем случае 700—800 вагонов. Топливо систематически накапливается, а вместе с тем целый ряд отраслей нашего народного хозяйства страдает из-за недостатка этого топлива. Поэтому вопрос отгрузки угля должен занять огромнейшее место в работе нашего транспорта с тем, чтобы дать возможность угольной промышленности разгрузиться от накопленных уже запасов.
Далее вопрос, имеющий исключительное значение для работы в угольной промышленности, — это вопрос о борьбе за освоение техники угольного производства, за овладение новыми методами работы, за овладение машинной техникой, которой сейчас насыщены шахты, и в деле освоения которой мы имеем еще совершенно незначительные успехи. Надо сказать, что в борьбе за технику у нас существует либо явное недопонимание, либо в отдельных организациях, даже в Главугле, недооценка этого вопроса, ибо нет сосредоточенного внимания к этому вопросу, нет необходимых усилий для организации этого дела, для развертывания различного рода курсовых мероприятий и непосредственного руководства борьбой за технику на производстве.
Товарищи, наконец я должен сообщить на съезде, что задачу, которая в свое время была поставлена и с исключительной силой подчеркнута товарищем Лениным, — задачу газификации углей, сейчас на опытной шахте нашего района в основном можно считать разрешенной. Мы уже получили подземный газогенератор, мы получили газ, правда, пока еще с недостаточной теплотворностью — 1 200—1 300 калорий, но сам по себе процесс уже установлен, его основные контуры ясны. Совершенно понятно, что дальнейшая борьба за развитие этого дела, которое надо поднять во всю ширь, даст возможность внести буквально переворот как в угольной промышленности, так и во всем народном хозяйстве, ибо газификация коренным образом меняет не только положение рабочих в угольной промышленности, не только методы и систему работы угольной промышленности, но она меняет коренным образом и возможности использования и возможности более быстрой передвижки и т. д. тех огромнейших энергетических запасов, которые находятся в недрах нашей земли. Товарищи, борьба за решения ЦК и СНК в угольной промышленности проходила при огромнейшем сопротивлении всякого рода “коммунистических” и некоммунистических чиновников; борьба эта проходила при огромнейших попытках всячески сорвать это решение именно потому, что всякого рода бюрократические элементы, всякого рода чиновники с партийными билетами и чиновники без партийных билетов увидели, что ясная и четкая директива ЦК пашей партии и СНК выведет на правильный путь коренной перестройки угольную промышленность, выведет нас на путь подъема, на путь невиданных достижений в работе угольной промышленности. Своевременное вмешательство товарищей Сталина, Молотова и Кагановича в телеграмме донецким организациям помогло нам уже в процессе осуществления решения ЦК и СНК исправить свои ошибки, разгромить всякого рода саботажнические элементы и, разбив их, двинуть вперед дело угольной промышленности. Нет никакого сомнения в том, что под большевистским ленинским руководством нашего ЦК и товарища Сталина перестройка народного хозяйства, намечаемая XVII съездом, приведет нас к новым невиданным успехам во второй пятилетке — пятилетке построения бесклассового социалистического общества.