Речь товарища Юдина.
(Заседание 8 февраля 1934 г., утреннее)
Председательствующий. Слово имеет товарищ Юдин.
Юдин. Товарищи, я буду говорить о художественной литературе, причем прошу учесть, что я не писатель. ЦК партии послал меня на работу в Союз писателей, и как партийный работник в литературе я хочу рассказать съезду о советской художественной литературе. У нас есть достижения, и большие достижения, в художественной литературе, но много и недостатков, крупнейших и серьезных. Начну с недостатков и, если позволит время, скажу и о достижениях в этой области.
Художественная литература является одной из важных сторон «духовного творчества» и входит как неотъемлемая часть в культуру, создаваемую пролетариатом. Она (литература) представляет могучее орудие воздействия на сознание миллионных масс, является могучим средством их воспитания и организации в социалистическом духе. Писатели через свои произведения разговаривают с широкими народными массами. Художественная литература своими корнями уходит в творчество народа. Ленин говорил:
«Искусство принадлежит народу, оно должно уходить глубочайшими своими корнями в гущу народных масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувства, мысли и волю этих масс и поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Именно поэтому мы должны предъявлять к писателям и к литературе высокие требования. Художники должны отражать в своих произведениях жизнь правдиво и на высоком идейном и художественном уровне. Литература должна быть доступна и понятна широчайшим народным массам. Вот почему мы предъявляем большие требования к советскому писателю. Из чего мы должны исходить, требуя от литературы определенного уровня и высокого качества? Прежде всего, основным мерилом уровня литературы для нас является уровень нашей жизни, уровень теории и практики социалистического строительства; с другой стороны, мы оцениваем литературу, имея как в прошлом, так и в настоящем литературу революционную и буржуазную. Как же обстоит дело с уровнем художественной литературы с точки зрения соответствия ее размаху и глубине величайшей созидательной работы, творимой пролетариатом в нашей стране?
Отвечая на этот вопрос, со всей резкостью и остротой надо сказать, что наша художественная литература отстает от уровня и задач социалистического строительства. Социалистическое строительство во всех областях, на всех фронтах идет на необычайно высоком политическом, техническом и экономическом уровне.
Тот уровень теоретической и политической жизни нашей страны, которым живет рабочий Класс, прекрасно демонстрирован в докладах товарищей Сталина, Молотова, Куйбышева и Кагановича. Советские писатели по-серьезному включаются в практику социалистического строительства, они теперь не оторваны от жизни: они участвуют в работе на фабриках, заводах и в колхозах, основательно и обстоятельно изучают жизнь страны. Это нашло уже свое отражение в художественной литературе. Вы знаете, что у нас много произведений, посвященных гражданской войне, жизни предприятий, колхозов и другим областям социалистического строительства. И, однако, уровень, на котором вопросы социалистического строительства отражаются в художественной литературе, еще не высок. Жизнь значительно глубже, сложнее и интереснее, чем она дается в художественной литература. Наши люди, о которых пишут писатели, которым посвящены художественные произведения, в жизни, в действительности интереснее, умнее и многограннее, чем они даны в литературе.Герой нашего дня — ударник на фабриках, заводах, колхозах, на научной работе — значительно выше, содержательнее того героя, который дается в художественной литературе. Мы вступили в полосу, характеризующуюся массовым порождением коммунистического сознания. Наступило то время, о котором Маркс говорил, что:
«как для массового порождения коммунистического сознания, так и для выполнения самого дела необходимо изменение людей, которое возможно только в практическом движении, в революции... свергающий класс может только в революции очиститься от всей грязи старого общества, стать способным создать новое общество».
У нас уже создался новый человек, он не стал еще целиком социалистическим, но это уже новый человек. Рабочий класс Советского Союза стал самым образованным, самым культурным классом в мире. Он из своей среды выделил и выделяет сотни и тысячи государственных деятелей, хозяйственников, экономистов, инженеров и техников, ученых, писателей и художников. Рядовой рабочий в массе своей становится уже вполне культурным человеком. Вот, к примеру, работница завода «Шарикоподшипник» Кудряшова, в прошлом батрачка и прислуга, говорит: «Книг я читаю много, и сейчас из прочитанного запомнился Горький: «В людях», «Детство» и «Мои университеты». Эти книги запомнились потому, что в них показано, как у человека рождается идейная жизнь». Дальше она говорит, что увлекалась сильно Маминым-Сибиряком, читала Толстого, но не нравятся его выражения о женщинах. В театрах часто бывала, видела «Красный мак», «Пиковую даму». Нравится опера «Борис Годунов» и др. Бывший батрак товарищ Герасимов, рождения 1906 г., теперь инженер, говорит: из новых книг прочитал почти всего Новикова-Прибоя, Серафимовича, Горького, Шолохова, Панферова. Читает классическую литературу, смотрит почти все спектакли и оперы в наших театрах, с большими требованиями к художественной литературе и хорошо в ней разбирается. Герой нашей жизни — ударник социалистического труда — поднимается на большие вершины современной культуры и техники. Если же вы проследите с этой точки зрения, каким дан современный герой в художественной литературе, то найдете, что он дается менее ярким, менее умным и интересным, чем он является в жизни.
Наша художественная литература не создала еще литературного типа, который стал бы нарицательным именем, которому подражала бы молодежь, по которому равнялись бы сотни тысяч и миллионы людей. Эти задачи перед художественной литературой надо поставить со всей решительностью. В нашей стране наука и техника находятся на очень высоком уровне. Ни в какой другой стране так бурно не развивается наука, как у нас, ни одна страна в истории за такой короткий срок не создавала таких больших кадров ученых и специалистов. И в области техники, и в науке выросли новые кадры из людей рабочего класса. Мы в состоянии решить сами любую техническую и научную проблему. Наука и техника стали достоянием масс. В художественной же литературе вопросы науки достаточного отражения не находят, тогда как вся классическая мировая литература стояла на уровне культуры, науки и политики своей эпохи.
У нас создаются и свои литературно-критические кадры. Но если наша литература отстает от уровня нашей жизни, то критика не всегда поднимается даже до уровня литературы.
Критикам необходимо упорно работать над овладением спецификой художественного творчества, поднимая вопросы критики на теоретические основы марксизма-ленинизма.
Организационный вопрос, по которому докладывал товарищ Каганович, — это вопрос о людях, о работе, о методах работы большевиков; этими вопросами писатели безусловно должны овладеть: не овладев организационными вопросами, не поняв всей глубины значения организационной политики и практики нашей партии, писатели не в состоянии будут постичь всю мудрость нашей политики и отразить ее должным образом в художественной литературе. И практически партийные и хозяйственные работники должны знать художественную литературу и помогать работе писателей. Художественная литература для нас не забава, не праздное времяпровождение, а насущная и необходимая потребность каждого дня и каждого работника.
Можно было бы указать на целый ряд других характерных сторон в нашей художественной литературе в части ее недостатков. Возьму еще только один пример — о языке литературы. Жизнь, революция творит и создает новый язык, язык миллионов, красочный, богатый и жизненный. Писатели недостаточно изучают язык, творимый народом в ходе революции и социалистического строительства. Писатели должны серьезно, глубоко и обстоятельно изучать классическую литературу прошлого и учиться у классиков высокому художественному мастерству. Без овладения художественным наследием прошлого не создать большой художественной литературы, потому что в классической литературе отражен веками создаваемый народный язык. Но в то же время надо знать каждому писателю, что язык создается массами и в наше время, так как язык отражает исторически определенные отношения людей. У нас же часто бывает так: одни писатели задерживаются на классиках и не дают себе труда изучить живой народный язык, другие же не изучают языка классиков. Отсюда получается в их произведениях бедный и необразный язык, сбивающийся на провинциализм «областного» и «краевого» наречия язык социалистической литературы должен быть самым богатым, могучим и красивым. Этот язык создается на основе критического освоения языка прошлого и в ходе революционной борьбы и строительства.
Теперь несколько слов о достижениях советской художественной литературы. Я уже вначале указывал, что у нас в этой области имеются большие завоевания. Этим завоеваниям советская литература обязана, прежде всего, Центральному комитету партии и лично товарищам Сталину и Кагановичу. Вопросами художественной литературы ЦК партии, в частности товарищи Сталин и Каганович, занимаются постоянно и систематически, дают указания и директивы коммунистам, работающим в литературе, дают организационное, политическое и теоретическое направление всей литературе. Решение ЦК партии о ликвидации РАПП в апреле 1932 г. было встречено коммунистами и беспартийными советскими писателями с величайшим удовлетворением и подъемом. Это решение в корне разбило царившую групповщину в РАПП, призвало к порядку зарвавшихся и зазнавшихся некоторых из тогдашних литературных руководителей. На основе этого решения был создан единый Союз советских писателей. Среди коммунистов, за отдельными исключениями, теперь имеется единство по основным литературно-политическим вопросам. Среди беспартийных писателей за это время произошел большой поворот, идет дальнейший процесс приближения основного ядра их к партии. Сейчас уже имеется ряд заявлений от крупных беспартийных писателей о вступлении в партию. Годы от XVI до XVII съезда партии являются годами мощного расцвета советской художественной литературы. У нас создалась, несмотря на все недостатки, о которых говорилось выше, своя, советская, пролетарская социалистическая литература, литература, которой мы еще далеко не удовлетворены. Художественная литература помогает общему делу социализма, воспитывает миллионы рабочих и колхозников в социалистическом духе. У нас создана уже своя армия писателей. Особо следует подчеркнуть как величайшее завоевание на фронте социалистической культуры то, что у нас выросла богатая, а в ряде республик и значительная художественная литература в национальных республиках.
Самое замечательное в нашей художественной литературе то, что с каждым годом в литературу приходит все больше и больше новых талантов. Литературное дело стало подлинно массовым движением. Все чаще и чаще появляются большие произведения, написанные людьми, ранее мало известными или вовсе неизвестными как писатели. Возьму только несколько книг из большого количества произведений, появившихся в 1933 г.: появились такие произведения, как «Капитальный ремонт» Соболева, большая и настоящая книга, а человек впервые выступил с книгой, появилась книга Авдеенко (уральский рабочий) «Я люблю», тоже выступил в литературе впервые и дал книгу, которую нельзя читать без радости. На днях вышла книга Якова Ильина «Большой конвейер», представляющая серьезный вклад в социалистическую художественную литературу. Коллективом писателей написана очень интересная книга об одном из величайших сооружений нашего времени — о Беломорском канале им. Сталина. Другим коллективом писателей написана также интересная книга — «Красная книга» об Октябрьском районе Москвы. Я бы мог назвать целый ряд других произведений, свидетельствующих об огромном росте художественной литературы. В мае этого года созывается первый всесоюзный съезд советских писателей. На этом съезде развернуто будет представлена вся советская художественная литература всех республик и областей нашей страны. Все партийные организации должны оказать, по примеру Центрального комитета, большую помощь и постоянное внимание писательским организациям и отдельным писателям. Только при этом условии мы справимся с теми задачами, которые на нас возлагают партия и побеждающая культура социализмаВ литературе, как и во всей культуре, идет ожесточенная классовая борьба, враг пытается использовать это мощное орудие воздействия на умы и волю народа. Социалистическая литература рождается в борьбе с врагом, в упорной и трудной работе за овладение наследием прошлого и за создание культуры социализма. Рабочий класс, построив фундамент социалистической экономики, создав свою социалистическую культуру, создал и свою художественную литературу. Ленин писал, что с победой социализма «должно вырасти действительно новое, великое коммунистическое искусство, которое создаст форму соответственно своему содержанию». Мы еще не создали коммунистического искусства и коммунистической художественной литературы в таких размерах и такого качества, о которых говорил Ленин. Но основы такого искусства нами создаются. Нет никаких сомнений, что рабочий класс выдвинет из своей среды таких писателей и даст такие художественные произведения, которые будут достойны великой эпохи социализма. Порукой этому является то, что советских писателей возглавляет любимый миллионами рабочих и колхозников великий пролетарский писатель — Алексей Максимович Горький. Порукой этому является то, что рабочий класс обладает неиссякаемыми источниками талантов, что во главе рабочего класса стоит коммунистическая партия, руководимая мировым вождем пролетариата товарищем Сталиным. (Аплодисменты).