Речь товарища Лихачева.

(Заседание 7 февраля 1934г., утреннее)

 

Председательствующий. Слово имеет товарищ Лихачев.

Лихачев (Москва, завод им. Сталина). Товарищи, грандиозная работа, проведенная нашей партией по выполнению первой пятилетки под руководством Центрального комитета и нашего великого, любимого вождя товарища Сталина, создала базу для выполнения второй пятилетки. Большевистская партия, закаленная в боях гражданской войны, партия, закаленная в борьбе за выполнение первой пятилетки, партия, закаленная в борьбе с правыми и «левыми» оппортунистами, и выросший технически и культурно пролетариат Советского Союза создают предпосылки более успешного выполнения второй пятилетки.

Товарищи, возьмем хотя бы автотракторную промышленность, которая впервые была создана у нас за годы первой пятилетки. Построенные в первой пятилетке новые гиганты автомобильной и тракторной промышленности на сегодняшний день механизируют наше сельское хозяйство, механизируют наш местный транспорт. Эти автотракторные заводы создавались при больших трудностях, при содействии иностранной технической помощи, которая не всегда гладко проходила на всех заводах. Возьмем, например, завод им. Сталина. Когда туда были приглашены иностранные специалисты, с ними одно время работа не совсем пошла гладко: в части оказания технической помощи был целый ряд ошибок, они подошли к проектированию чересчур халтурно, надеясь на наш низкий технический уровень и думая сорвать с нас побольше золота и поменьше дать нужных, грамотных технических указаний по проектированию завода.

В результате огромной работы мы сумели выправить те ошибки, которые были наделаны. Мы сумели, в результате работы небольшой группы иностранных специалистов плюс наша молодежь и старики-инженеры, добиться того, что был построен неплохой завод, который сегодня работает успешно. Правда, при проектировании много ошибались, дорого нам это дело стоило, но все-таки завод на сегодняшний день создан, и создан только потому, что при постройке этого завода мы имели крепкую, здоровую, большевистскую поддержку московской организации во главе с товарищем Кагановичем, который действительно помог нам вытащить строительство нашего завода. Мобилизуя каждый день плохо работавшие строительные организации, мы добивались повышения качества и темпов работы, что обеспечивало выполнение сроков постройки нашего завода. Всю эту работу можно было выколотить у строительных организаций только при помощи товарища Кагановича, который оказал большую помощь нашему заводу.

Товарищ Орджоникидзе также повседневно руководил нами. Редкий месяц, редкие две декады не бывал он на нашем заводе, торопил нас, непосредственно нам помогал в целом ряде тех или иных затруднений. Кроме того, необходимо особенно отметить помощь, оказываемую товарищем Сталиным, который подробно разбирался даже в целом ряде технических вопросов нашего завода. Благодаря такой поддержке мы сумели сколотить высоко технически оборудованный завод, выпускающий трехтонные грузовики, автобусы, трехосные машины, которые вам здесь демонстрировали. Эти трехосные машины очень нужны на сегодняшний день для плохо проходимых дорог и являются большим подспорьем товарищу Ворошилову. Они смогут залезать в самые бездорожные участки нашего Советского Союза, если понадобится защищать наш Советский Союз. (Аплодисменты.)

Товарищи, как мы росли? Здесь правильно товарищ Каганович в своем докладе и товарищ Орджоникидзе в своем выступлении указывали на то, как растет молодежь. У нас на сегодняшний день молодежь командует цехами с числом от 1 000 до 4 500 рабочих, и не плохо, технически грамотно командует. Она, нужно сказать, приобрела уже порядочный административный опыт и организационные способности. В результате этого целый ряд цехов, которыми командует молодежь, выдвигается в шеренгу лучших, передовых. Взять хотя бы для примера таких товарищей, как Трейвас, начальник прессового цеха, где штампуются вхолодную изделия для кузова и шасси; товарища Лотерштейна, который проводит целый ряд модернизированных способов производства по кузнице; возьмем товарища Бакулова, начальника инструментального цеха, в котором освоены все виды инструментов, завозившихся до последнего времени из Америки. Все эти сложные инструменты освоены в наших цехах при помощи и под руководством партийной организации нашей выросшей молодежью.

Как растут рабочие на сегодняшний день, особенно молодежь, которая составляет основные кадры рабочих, работающих на наших предприятиях? Как рабочие работают над собой, как среди них развернута массовая работа по вовлечению в учебу? На сегодняшний день у нас по заводу закончило техминимум 5 300 человек, из них окончило и сдало экзамен 4 148 человек; на «отлично» — 970, на «хорошо» — 1 556, на «удовлетворительно» — 1 277 и «слабо» — 345 человек. Сейчас в кружках техминимума обучается 3 149 человек, которые будут на днях держать экзамен. В настоящий момент идет подготовка к новому набору еще 3 159 человек. Так работает рабочий над собой. Так технически и культурно он растет. А отсюда и выводы: уменьшение брака, технически более умелое, культурное обращение с оборудованием, меньше поломок. Так мы выковываем новые кадры, новых наладчиков, новых бригадиров, новых мастеров и даже инженеров, которые проходят через нашу сеть учебных заведений. Есть приказ товарища Орджоникидзе о переподготовке инженерно-технического персонала и мастеров. Во исполнение этого приказа сейчас развернута работа и охвачено учебой 450 мастеров, охвачено переподготовкой 260 человек инженеров и техников, 25 начальников цехов. Кроме того, при нашем заводе имеется институт, техникум, целый ряд вечерних школ, курсов вечернего образования. На производственно-технических курсах учится 665 человек, в техникуме — 338 и в школах вечернего образования — 500 человек. Вот какая работа развернута по охвату учебой на заводе. Наш рабочий должен расти, тем более что перед заводом стоят грандиозные перспективы роста производства, а вместе с этим и необходимость дальнейшего освоения производства более сложных новых машин. Всего этого можно добиться на основе крепко сколоченного коллектива ИТР и технически и культурно выросших рабочих. Этот коллектив выковала партийная заводская организация, и с ним мы уверенно вступаем в полосу постройки завода, — я считаю постройки, а не реконструкции.

Инициативу постройки завода выдвинул товарищ Сталин, который вплотную и внимательно занимается автомобильной промышленностью, вникая даже в чисто технические вопросы. После реконструкции мы должны увеличить выпуск машин и запасных частей в 5 раз против того, что мы выпускаем.

Что мы будем делать на новом заводе? Ежегодно производить 70 тыс. грузовиков, в том числе 3-осные машины, и 4 тыс. автобусов, удобных, быстроходных, экономных, поворотливых, нужных не только столицам Советского Союза, но и городам, которые вновь на сегодняшний день создаются и будут созданы во второй пятилетке. Плюс к атому мы будем производить 10 тыс. легковых автомобилей с 8-цилиндровыми моторами в 110—120 сил, причем мы будем производить их изящными, красивыми, выносливыми, экономичными. Надо этот автомобиль сделать действительно легковым автомобилем, таким, который не только бы не уступал, но и превосходил по своей прочности, экономичности и изящности импортные машины. Мы, безусловно, это дело сможем выполнить при помощи заводов-поставщиков, которые доставляют нам качественную сталь, и тех смежников, которые дают нам полуфабрикаты. Качество этих полуфабрикатов стоит пока на сегодняшний день на очень низком уровне.

Мы будем иметь проектную мощность вместе с производством запасных частей в 130 тыс. автомобилей.

Необходимо также сказать, что по сравнению с первой реконструкцией нашего завода сейчас мы будем его реконструировать и оборудовать исключительно оборудованием советского производства. Товарищ Орджоникидзе в своем докладе и товарищи Пятаков и Каганович М. в своих выступлениях говорили о том, что мы должны разворачивать и разворачиваем станкопромышленность. Сейчас осваивается производство кузнечно-прессового оборудования, которое необходимо для нашего нового завода. Его сейчас нужно форсировать потому, что сроки постройки нашего нового завода партия и правительство дают очень короткие, и заводы — поставщики этого оборудования — должны сейчас же обратиться к нам за необходимыми чертежами. Мы окажем им необходимую техническую помощь, а они должны будут взяться за быстрое разворачивание производства этого оборудования. Постройка нового завода должна будет, безусловно, производиться не так, как мы строили обычно все заводы до сих пор: поскорее построить корпус, слепить его и всунуть туда оборудование. Мы мало занимались вопросами воздуха, света, красоты здания как внутри, так и с внешней стороны. Мы должны, безусловно, построить завод архитектурно красиво и технически грамотно, должны хорошо продумать нашу технологическую часть, хорошо подготовиться к новому производству с тем, чтобы ошибок и детских болезней, которые мы имели раньше, было поменьше.

Я хотел остановиться на поставщиках. Здесь выступали товарищи от металлургической промышленности, в частности товарищ Макаров со Сталинского металлургического завода. Мы научились уже варить сталь неплохо; по своему химическому анализу и по своим механическим качествам сталь наша прекрасная. «Серп и молот» варит сталь лучше целого ряда немецких фирм, что здесь отмечал уже товарищ Орджоникидзе. Это дело идет у нас хорошо, точно так же как мы научились варить ланжеронную сталь для холодной штамповки, связанной с производством рамы автомобиля. Нам Мариупольский завод дает эту сталь очень неплохой, но качество отделки ее очень неважное для производства деталей холодной штамповкой и обработкой на наших автоматах; нам, поэтому, нужны отделочные цехи с хорошим оборудованием.

Теперь я хочу остановиться на вопросе организации труда. Товарищ Серго правильно нас здесь пожурил, покритиковал автомобильно-тракторные заводы за то, что мы используем рабочую силу еще неправильно. Для примера можно привести нашу литейную серого чугуна, где производится конвейерная заливка. Использование рабочего дня здесь в среднем 5 час. 59 мин. В механосборочном цехе это время равно 6 час. 1 мин.; в прессовом отделе — 6 час. 27 мин.; а вот в таких цехах, как штампомеханический, там в рабочий день используется всего 4 час. 53 мин. Дело полной загрузки, правильной организации труда, правильной подготовки производства, чертежей, инструментов, забота о том, чтобы был подвезен материал, — все это у нас еще хромает. Если все эти недочеты и недостатки устранить, то, безусловно, будет лучшее использование рабочей силы и нашего оборудования, а отсюда конечно и лучший выпуск нашей продукции.

Следующий вопрос, на котором я хотел остановиться, — это та функционалка, о которой говорил Лазарь Моисеевич. Мы за последнее время наши технические бюро спустили в цехи; у нас всю подготовку — и проектирование приспособлений и инструмента, и внедрение его — ведут наши начальники цехов, имея под боком эти технические бюро. Но в то же время, когда конструктор запроектирует приспособление и по этому чертежу инструментальный цех его изготовит, этот же конструктор сдает мастеру изготовленное приспособление. Вот тогда конструктор сдает технический экзамен и держит в то же время моральный экзамен перед общественностью за свою работу.

Следующий вопрос — относительно сокращения бумагомарания и всякой лишней отчетности. Товарищ Орджоникидзе с нами очень много занимался, созывал директоров, начальников главков, начальников трестов, созывал мастеров: скажите, пожалуйста, что вам мешает в работе, сколько цехов, не громоздки ли они, не наплодили ли их так много, что они мешают нормальной работе? Он занимался с нами около месяца. В результате этой работы мы имеем следующее: упразднили 4 отдела, сократили 28 цехов, укрупнили их, сократили 32 бюро и секции и улучшили их работу, упразднили 101 форму учета и отчетности, упростили 51 форму отчетности, Если бы вы посмотрели, какие формы были, на скольких листах, сколько приходилось писать! Вот, например, есть такая форма. (Показывает.) Для того, чтобы в ней все графы заполнить, нужно очень много людей, времени и бумаги, всей этой бумагой наводнялись наши всякие технические бюро и функциональные отделы. Вот возьмите эту ведомость, которая сейчас отменена. (Показывает.) Прожили мы после проведенной работы три месяца и лучше стали работать да еще сократили 100 с лишним человек конторско-счетного персонала.

Товарищи, работа, которая на сегодняшний день нами проведена по улучшению всех средств производства и лучшей организации труда в автомобильно-тракторных заводах под руководством наших местных партийных организаций, под руководством нашей партии во главе с любимым, дорогим вождем товарищем Сталиным, нам позволит еще лучше перестроиться и вести работу во второй пятилетке таким образом, что мы с вами выйдем с лучшими качественными показателями и действительно выдвинем автотракторную промышленность в лучшие передовые шеренги не только в промышленности нашего Советского Союза, но и в первые ряды среди самых на сегодняшний день высоко технически развитых автомобильных стран, как Америка. Наши автомобильные заводы будут служить образцом не только для нашего Советского Союза, но и для всего мира. (Аплодисменты.)


К начальной странице

К речи товарища Угарова.