Речь товарища Хитарова.

(Заседание 6 февраля 1934 г., вечернее)

 

Постышев (председательствующий) Товарищи, приступаем к обсуждению доклада товарища Кагановича. Слово имеет товарищ Хитаров.

Хитаров (Сталинск). Товарищи, тезисы к докладу товарища Кагановича подвергались тщательной проработке в низовых партийных организациях в ходе подготовки к XVII партсъезду. Надо сказать, что эти тезисы встретили единодушное и полное одобрение со стороны всей нашей партийной массы. Эти тезисы и доклады товарища Кагановича отражают тот многогранный опыт, который накопила наша партия за годы развернутого социалистического наступления. Они вытекают из боевой практики этих лет, они являются правильным применением организационных принципов Ленина и Сталина в наших условиях, в нашей нынешней обстановке.

За эти годы наша партия проделала, как мы знаем, огромнейшую организационную работу. Наряду с решением тех величайших политических задач, которые были ею поставлены, проведена громадная организационная работа, о которой исчерпывающе и ярко рассказывал товарищ Каганович в своем докладе: работа по перестройке целого ряда наших хозяйственных и советских организаций и разукрупнению ряда наркоматов, по созданию новых боевых органов нашей партии в лице политотделов, по посылке лучших, проверенных кадров на наиболее решающие, важнейшие в данный момент пункты социалистического строительства, по передвижке работников из канцелярий на производство. Особо надо отметить ту громадную работу, которая была проделана ЦК по обеспечению необходимыми кадрами вновь возникших, начатых стройкой гигантов пятилетки, работу, которая обеспечила успешное выполнение поставленных планов социалистического строительства. Одновременно на небывалую высоту были подняты вопросы партийно-массовой работы, которая развернулась так широко, как еще никогда не было в истории нашей партии, среди рабочих и колхозных масс. И это обеспечило громадное повышение авангардной роли коммунистов и обеспечило нам расширение и укрепление нашего влияния в беспартийных массах, успешное выполнение тех задач, которые перед нами стояли.

Я должен в этом вопросе отметить исключительную роль и заслуги товарища Кагановича, который целым рядом своих выступлений по вопросам организационной и партийно-массовой работы, своей практической большевистской работой в ЦК и в руководстве московской организацией давал образцы большевистской работы, на которых мы все учились, на которых учились в первую голову те молодые партийные организации, которые возникли в годы первой пятилетки.

Однако, товарищи, мы должны на этом съезде отметить, как это зафиксировано в тезисах и сказано в докладе товарища Кагановича, что все-таки в области организационной работы у нас имеется отставание по сравнению с политическими задачами и что это отставание должно быть изжито в кратчайший срок. Назрела необходимость пересмотра ряда устаревших организационных форм, которые необходимо сейчас изменить.

И первое, о чем надо говорить нам, партийным работникам, это вопросы улучшения качества работы партийных комитетов, повышения оперативности и конкретности нашей работы. Хотя качество работы партийных организаций за эти годы несомненно значительно повысилось, все-таки у нас еще, в нашей среде, не мало людей, «честно болтающих», как об этом говорилось уже на этом съезде, не мало товарищей, зараженных декларативностью, не умеющих претворять свои слова в конкретные дела. Имеются еще факты вмешательства не в свои функции, нарушения единоначалия, неумение по-партийному осуществлять руководящую роль партийных организаций, давать направление всем звеньям и уметь опираться в своей работе на все приводные ремни партии к массам.

Тезисы дают путь к изжитию, к преодолению этих недостатков. Они указывают новые методы построения работы партийных комитетов, ликвидацию всякой излишней говорильни, ликвидацию излишних звеньев, разбухших аппаратов, перестройку на основе производственно-территориального принципа всей структуры партийных органов. Это, безусловно, единственно правильный принцип. Мы вплотную подошли к этому. Это назрело целиком и полностью.

Точно так же надо сказать по вопросу о проверке исполнения. Ни одно решение не может рассчитывать на успех, если не обеспечена проверка исполнения этого решения. А проверкой этой должны заниматься те самые руководящие органы, которые эти решения принимают. Я вот только один пример приведу из нашей практики в Сталинске. Когда перед нами в прошлом году встала очень остро задача подготовить завод к зиме, мы взялись за эту задачу со всей силой партийной организации. Мы не ограничились тем, что приняли решение горкома, а постарались организовать повседневную проверку через цехорганизации, контрольные органы и путем постановки этих вопросов на совещаниях в горкоме партии. И в результате того, что мы систематически проверяли выполнение этой задачи, требовали, нажимали там, где дело было слабо, мы добились того, что наш Кузнецкий металлургический завод к этой зиме — мы можем на партсъезде об этом сказать не преувеличивая — подготовился не плохо. Конечно еще преждевременно хвастать, зима не окончилась, но все же большая половина зимы прошла, и завод не только работал бесперебойно все время, но мы имеем такое положение, что наши домны в течение ряда месяцев выполняют план, в то время как они в летние месяцы плана не выполняли.

Орджоникидзе. Не говори, что домны выполняют. Домны не выполняют план.

Хитаров. В феврале?

Орджоникидзе. В январе месяце план не выполнили.

Хитаров. Невыполнение идет по линии третьей печи, пущенной в конце января. Дополнительно надо будет уточнить несколько вопросов, которые, мне кажется, важны для нашей практики на местах.

Во-первых, вопрос о том, где создавать парткомы. Вот, например, в наших условиях не требуется создавать общезаводского парткома, потому что, если мы создадим заводской партком, он будет выполнять 90% работы горкома. Сейчас у нас существует прямая связь горкома с цехами, и мы считаем, что это положение на ближайшее время пересматривать не следует. Но нам придется создать, вероятно, парткомы в ряде наших основных цехов, работающих круглосуточно, имеющих большое количество коммунистов и рабочих.

Другой вопрос, который требует выяснения, это вопрос о том, как будет поставлен контроль на местах, например контроль за работой наших советских органов, городских и районных, и затем контроль и проверка коммунистов с точки зрения партийной этики. Будут ли специальные какие-нибудь органы, вроде уполномоченных, или это целиком возлагается только на городские и районные комитеты?

Одним из величайших завоеваний нашей партии за этот период было создание разветвленной низовой партийной сети, которая обеспечила нам охват повседневным большевистским влиянием каждого рабочего, каждого звена. Вот у нас, в Сталинске, мы именно таким путем добились того, что в условиях нашего разнородного состава рабочего класса мы имеем сплоченную пролетарскую массу, находящуюся целиком и полностью под влиянием партийной организации, дружно и с величайшим самоотвержением поддерживающую и реализующую лозунги нашей партии, что обеспечивает нам выполнение наших планов.

Бригадная партгруппа целиком себя оправдала за этот период. Она дает нам возможность оперативно и повседневно осуществлять партийное влияние в рабочих массах. Бригадный парторг является для нас чрезвычайно важной фигурой. Это по сути дела — центральная фигура низовой партийной сети, и за этого бригадного парторга, за партгруппу в бригаде, на агрегате нам нужно держаться крепко. И поэтому надо всячески приветствовать то, что вопрос о партгруппе сейчас вносится в устав, что он фиксируется авторитетнейшим решением партийного съезда, в то время как раньше у нас в уставе никакого упоминания о бригадных партгруппах не было.

Также нужно всячески приветствовать то обстоятельство, что в партийный устав записывается вопрос о борьбе за авангардную роль коммунистов, об овладении ими техминимумом, т. е. о всех тех необходимых предпосылках, которые должны в наше время обрисовывать, показывать лицо коммуниста как вожака, как организатора масс.

По вопросу о группах сочувствующих. Безусловно правильно, что сейчас мы решаем создать группы сочувствующих вокруг наших партийных организаций. Это обеспечит нам более систематическую работу в беспартийной массе, лучший ее охват нашим влиянием, а главное обеспечит и более тщательный отбор тех людей, которых мы хотим принимать в партию, их лучшую подготовку.

Вопрос, который упоминал здесь товарищ Каганович относительно названия, он действительно иногда ставится. Говорят, что ведь все — сочувствующие, почему же их лишать права на это название? И действительно положение таково, что сочувствующими у нас является подавляющее большинство наших рабочих и трудящихся нашей страны, которые активно поддерживают нашу партию, на которых наша партия опирается при выполнении своей программы социалистического переустройства страны.

Тут конечно вопрос названия большого значения не имеет. Мы могли бы их назвать группами содействия или группами беспартийного актива, как мы их называли раньше. Но, во всяком случае, ясно, что эти группы мы должны создать, и эти группы должны служить для нас одним из важнейших каналов проведения нашего влияния на беспартийную массу и средством подготовки лучших ударников и беспартийных активистов для вступления в ряды партии.

Товарищи, тезисы и доклад товарища Кагановича являются новым доказательством величайшей силы нашей партии, огромной, неиссякаемой революционности нашей ленинской партии, которая не терпит никакого застывания, никакого консерватизма, в том числе в организационных формах, не терпит никакого фетишизирования организационных форм. Сейчас ломается ряд организационных навыков и форм, которые складывались многими годами. И совершенно ясно значение этих проводимых мероприятий. Но нам не приходится ни на минуту сомневаться, что проведение этих мероприятий будет встречено единодушной поддержкой всей партийной массы, что эти мероприятия будут реализованы нашей партией по-большевистски и в кратчайший срок с тем единодушием, с которым партия поддерживает эти предложения. Залогом этого вся та боевая практика, которую наша партия показала всему миру за эти годы.

Тезисы и доклад товарища Кагановича являются новым, чрезвычайно ценным вкладом в сокровищницу большевистского опыта нашей партии. Не приходится сомневаться в том, что они и их практическая, большевистская реализация на основе указаний великого вождя нашей партии товарища Сталина в ближайшее время вооружат нас новым оружием и обеспечат нам новые грандиозные победы в выполнении плана второго пятилетия. (Аплодисменты.)


К начальной странице

К речи товарища Николаевой