Речь представителя Компартии Испании товарища Долорес.

(Заседание 2 февраля 1934 г., вечернее)

 

Председательствующий. Слово имеет товарищ Долорес от коммунистической партии Испании. (Бурные продолжительные аплодисменты. Весь зал встает.)

Долорес (говорит на испанском языке. Ее заключительные слова покрываются бурными аплодисментами.)

Председательствующий. Слово для перевода имеет товарищ Тивель.

 

ПЕРЕВОД РЕЧИ ТОВАРИЩА ДОЛОРЕС.

 

Прежде всего, пользуюсь счастливым случаем, чтобы от имени ЦК коммунистической партии Испании и от имени революционных рабочих и крестьян Испании, вдохновляемых в своей борьбе примером Октябрьской революции и успехами грандиозного социалистического строительства СССР, передать братский пламенный привет XVII съезду ВКП(б)... (бурные продолжительные аплодисменты)... итоговому съезду великих творческих работ миллионов рабочих и крестьян, руководимых славной ВКП(б) и ее ленинским ЦК во главе с товарищем Сталиным, любимым и непоколебимым, стальным и гениальным большевиком, вашим и нашим вождем, великим вождем пролетариев и трудящихся всех стран и национальностей всего мира. (Аплодисменты, крики: «Ура!» Весь зал встает. Аплодисменты переходят в овацию.)

Имея руководителем такую партию, как ВКП(б), и такого вождя, как товарищ Сталин, всемирная пролетарская революция не может не победить, она безусловно победит. (Аплодисменты.)

Коммунисты всех стран, и в частности мы, испанские коммунисты, считаем СССР нашим отечеством, ибо СССР является первой, уже завоеванной крепостью развертывающейся международной пролетарской революции. Ваши успехи лучше. Чем тысячи наших пропагандистских речей, раскрывают глаза рабочим и крестьянам, больше и лучше, убедительнее и нагляднее всяких аргументов просвещают политически наших рабочих и крестьян.

Разрешите теперь рассказать вам кое-что из хода развития испанской революции и из деятельности нашей партии.

Вы знаете, что в апреле 1931 г. пролетариат и крестьянство Испании свергли фашистскую диктатуру генерала Примо де-Ривера и одновременно свергли трехсотлетнюю монархию Бурбонов. Революционные массы, однако, не взяли в свои руки государственной власти. Для этих масс уже республика являлась синонимом свободы, синонимом свержения господства помещиков, церкви и крупного капитала. Они думали так потому, что социалистические вожди говорили им, что в результате завоевания республики они получат раздел земли, национализацию промышленности, экспроприацию церковного имущества, все то, чего добивались пролетариат, сельскохозяйственные рабочие и бедные крестьяне.

Пролетариат, игравший главную, руководящую роль в революционной борьбе, не воспользовался своей первой победой. Власть взяли в руки буржуазия и прогрессивные помещики, потому что в апреле 1931 г. наша партия была еще очень слаба и политически и организационно и насчитывала всего лишь около 800 членов. Гегемония пролетариата в революционной борьбе проявлялась стихийно и не смогла быть закреплена. Социалисты и анархисты, заключившие соглашение с буржуазией, организованно задерживали и предавали революционное движение.

Что дала республика рабочему классу, крестьянству, трудящимся, угнетенным национальностям?

Пролетариат получает нищенскую зарплату; сотни тысяч безработных обречены на медленное вымирание, не получая социального страхования и никакой другой помощи.

Миллионы крестьян и сельскохозяйственных рабочих остаются без земли, и в то же время сохраняются огромные латифундии, пустуют участки плодороднейших земель.

В Испании 40% посевной площади находится в руках 350 помещиков, среди которых имеются такие как, например, герцог де-Мединасели, поместья которого занимают площадь в 16 тыс. га в провинции Кадис. В Севилье 5 помещиков владеют 85% всей провинции, а 2 млн. крестьян не имеют и такого количества земли, чтобы хоть как-нибудь прокормиться. Непосильные налоги ускоряют процесс пролетаризации крестьянства.

Каталония, Галисия, Васкония и Марокко все еще находятся под гнетом испанского империализма. Какую роль играли и продолжают играть в испанской революции испанские социалисты и анархисты? — роль основной и самой опасной социальной опоры и верных лакеев буржуазии и помещиков.

Трое из виднейших вождей испанских социалистов участвовали на протяжении 2 1/2 лет в правительстве буржуазной республики, 114 социалистических депутатов, представляющих эту партию в парламенте контрреволюции, показали, что они идут по следам предательства II Интернационала, что они являются прислужниками буржуазии.

Ларго Кабальеро, социалистический министр труда, выработал так называемый закон о защите республики, который по своей жесткости может быть приравнен к законам Гитлера и на основании которого он бросил в тюрьмы больше 9 тыс. революционных рабочих, крестьян, солдат и матросов. Как добавление к этому разбойничьему закону он выработал целую законодательную систему фашистского типа как, например, закон от 8 апреля, который подчиняет все рабочие организации произволу властей и, наконец, создал ряд концентрационных лагерей якобы для бродяг и преступников, а по существу для революционных рабочих и крестьян, многие из которых уже заключены в эти лагеря.

Социалисты Испании прямо заявили в своих речах и писали в своих газетах, что их задача — спасти Испанию от экстремистской революции рабочих и крестьян.

Со своей стороны анархистские вожди систематически дезорганизовали массовую революционную борьбу рабочих и крестьян. И чем больше они терпят банкротство, чём яснее становится гибельность и авантюристичность их путчистской тактики и их методов, чем больше они используются как орудие полицейской провокации, — тем ожесточеннее они клевещут на Советский Союз и на диктатуру пролетариата.

Однако социалистам и анархистам Испании не удалось и не удается приостановить роста революционного движения рабочих и крестьян.

Начиная с мая 1931 г. и по сей день в Испании идут массовые революционные бои рабочих и крестьян. Забастовки, демонстрации, манифестации, вооруженные столкновения, восстания, поджоги церквей и монастырей, захваты земель помещиков — такова картина событий, развертывающихся в Испании на протяжении последних трех лет.

Крестьянская революция захватывает большинство провинций. Сельскохозяйственные рабочие и бедные крестьяне, составляющие 80% деревенского населения, увлекают за собой на борьбу средних крестьян.

Самочинный захват помещичьих земель, урожая, инвентаря все более широко развивается в нашей деревне. Имеются многочисленные случаи разоружения крестьянскими массами жандармов и карательных отрядов; в ряде мест крестьяне заставляют жандармов и местных помещиков снимать шапки перед красным знаменем и кричать «да здравствует коммунизм». В сотнях мест создались крестьянские революционные комитеты и вооруженная крестьянская милиция для защиты захваченных земель. Крестьянская революция идёт вперед, ее не могут остановить кровавые репрессии.

В то время как революция в деревне все больше развертывается, рабочие города развивают крупное стачечное движение. На улицах Валенсии, Малаги, Севильи, Барселоны, Мадрида и в других городах льется рабочая кровь. В 1932 г. в январе месяце бастовал 1 млн. рабочих. В феврале — 1 200 тыс. В 1933 г., по данным официальной статистики, в Испании было 6 тыс. стачек. Только с октября по ноябрь 1933 г. стачки охватили 2 млн. рабочих. Бои безработных также принимают все более ожесточенный характер. Ко времени провозглашения республики в Испании было 40 тыс. безработных, а сейчас их 1 1/2 млн.

Но стачечное революционное движение, к сожалению, не приводит еще к захвату власти. Срывают его анархисты. Как в январе 1932 г., так и в январе — феврале 1933 г. и в конце 1933 г. анархисты вместе с полицейскими провокаторами организуют путчи.

В повстанческом движении, имевшем место в начале декабря 1933 г., правительство республиканцев-радикалов применило самые кровавые методы подавления, подобно методам, примененным раньше республиканско-социалистическим правительством против крестьян Кордовы и Касао-Виехас. Против рабочих были направлены пушки и пулеметы. В Бухалансе, провинции Кордова, монастырь, в котором укрепились несколько революционеров, был разрушен дотла орудиями. 75 рабочих и крестьян погибли в этом движении, и сотни были ранены. 5 тыс. трудящихся мужчин и женщин были брошены в тюрьму, и сотни из них уже приговорены чрезвычайным судом к тысячам годам тюрьмы.

В этом движении участвовала наша партия. Наши товарищи боролись за то, чтобы возможно больше расширить движение, направляя его против буржуазного правительства, за правительство рабочих и крестьян.

Во время этого движения центральный орган коммунистической партии, который указал путь трудящимся в борьбе, был закрыт; все помещения компартии опечатаны и сотни товарищей арестованы; запрещен орган испанского комсомола и Унитарной конфедерации, входящей в состав красного Профинтерна.

В результате предыдущего движения и особенно последнего многие рабочие, находящиеся под влиянием анархизма, начинают понимать необходимость организовать революцию, начинают понимать, что только компартия указывает правильный путь к победе рабочих и крестьян. Не случайно поэтому, что со времени последнего движения наметился поворот среди анархистских и социалистических рабочих в сторону компартии. На предложение компартии об организации единого фронта на заводах и фабриках, везде и всюду, где это необходимо для конкретных действий, откликнулись уже сотни низовых организаций анархо-синдикалистов и социалистов.

Коммунистическая партия Испании значительно выросла за сравнительно короткий период времени. В начале 1931 г. в нашей партии имелось не более 800 членов, под нашим влиянием находились профсоюзы, охватывавшие не больше 15 тыс. рабочих. Наш печатный орган выходил нерегулярно, 2—3 раза в месяц. Теперь наша партия насчитывает свыше 30 тыс. борцов. В профсоюзах, которыми мы руководим или которые находятся под нашим влиянием, имеется 300 тыс. членов. Наш ежедневный центральный орган, «Мундо Обреро» («Рабочий мир») до своего запрещения имел тираж в 30 тыс. экземпляров. Теперь, когда его запретили, начала выходить ежедневная газета «Луча» («Борьба»), распространяемая в одном Мадриде в 50 тыс. экземпляров. Наше влияние неуклонно растет среди рабочих и крестьян. Об этом говорят 400 тыс. голосов, которые мы получили на прошлых выборах. Несмотря на это, в результате закона о выборах наша партия имеет только один голос в парламенте. Из-за этого закона реакционные элементы в провинции Алава, получившие 23 тыс. голосов, имеют двух депутатов, а коммунисты, получившие 400 тыс. голосов, имеют только одного депутата.

Широкие массы рабочих и крестьян начинают понимать, что только советская власть спасет их от эксплуатации и угнетения помещиками и буржуазией. Под влиянием этих настроений рабочих и крестьян, пытаясь их еще раз обмануть, социалисты также вынуждены ныне заявлять, что «единственное спасение — это диктатура пролетариата». Эти новые маневры социалистов мы разоблачаем и должны еще решительнее разоблачать.

Основная ближайшая задача нашей партии: политически и организационно готовить массы для захвата власти, для создания советов, для создания рабоче-крестьянского правительства.

Товарищи, в докладе товарища Сталина, который вы единогласно приняли как обязательный руководящий документ для предстоящей вам гигантской работы, есть место, в котором говорится, что в случае войны против СССР господа буржуа не досчитаются некоторых близких им правительств. Я думаю, что здесь дана ясная, простая и лаконическая формулировка задач компартий капиталистических стран. Я убеждена, что эту свою задачу наша партия выполнит во что бы то ни стало.

Да здравствует ВКП (б) и ее ленинский ЦК!

Да здравствует вождь пролетариев и трудящихся всего мира — товарищ Сталин!

Да здравствует Коммунистический интернационал!

Да здравствует мировой Октябрь! (Бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают.)

Председательствующий. Объявляется перерыв на 10 минут.


К начальной странице

К речи представителя Компартии Польши товарища Белевского.