| |
Издательство ХГУ,
Абакан, 1996. Б-512 Библия в школе - Абакан:
Издательство ХГУ, 1996. - 163 с. ISBN 5-86797-032-9
|
Эдуард Александрович Абельтин |
Библия в школе
Словарь
терминов. Литература
|
(ПИРКЕ)
АВОТ (евр. "Изречение отцов"), - сборник афоризмов, принадлежащих
иудейским мудрецам периода Второго храма и примыкающей к нему эпохи.
Наиболее ранняя часть талмуда.
АГРАФЫ (греч.) - не написанные в Евангелиях изречения Христа.
АМ-ХААРЕЕЦ (евр. "народ земли") - в евангельскую эпоху презрительная
кличка, означающая деревенщину, невежду в Законе.
АПОКАЛИПТИКА (от греч. апокалипсис, откровение) - книги, написанные в
форме откровения тайн истории. Расцвет А. приходился на II-I вв. до н.э.
Некоторые книги пророков (или их части) относятся к жанру А.
Христианским апокалипсисом является Откровение Иоанна.
АПОКРИФЫ (греч. "сокровенные") - произведения, притязавшие на авторитет,
равный Св. Писанию, но не включенные в канон Библии. Начиная со средних
веков А. стали называться свободные литературные вариации на библейские
темы.
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК - язык арамеев, народа, жившего в Сирии и Месопотамии. В
последние века до н.э. А. Я. был разговорным среди иудеев Палестины.
АРХИЕРЕЙ (греч.) - термин означает: а) первосвященника, б) представителя
высшего духовенства в Иудее, в) епископа Греческой и Русской Церквей.
БИБЛИЯ (греч. "КНИГИ") - собрание священных Писаний иудаизма и
христианства. Дохристианская часть Б. состоит из трех сборников: Закона
или Пятикнижия (см. Тора), Пророков и Писаний (или Учительных книг).
Христиане именуют этот раздел Б. Ветхим Заветом (см. Завет).
Христианская часть Б., или Новый Завет, состоит из 4-х Евангелий, Деяний
Апостолов, Посланий и Откровения Иоанна. Создавалась Б. с XIII в. до н.э.
(см. канон).
ВОЛХВЫ - см. маги.
ВТОРОГО ХРАМА ЭПОХА - период между 516 г. до н.э. и 70 г. н.э. когда
существовал Второй иерусалимский храм. Первый - был разрушен в 587 г, до
н.э.
ГАЛАХА (евр.) - правовые и церковно-канонические нормы иудаизма.
ГЕЕННА (евр. Генном) - долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там
совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г.
была превращена в свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со
II в. до н.э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи.
ГЕННИСАРЕТ (евр. Киннерет) - одно из названий Галилейского озера (Тивердиадского
моря) и области к западу от него (земля Геннисаретская").
ДЕКАЛОГ (греч. "десятословие") - десять заповедей Моисея (Исх. 20, 2-17;
Втор. 5, 6-21).
ДЕКАПОЛИС (греч. "Десятиградие") - союз заиорданских городов: Пеллы,
Диона, Каната, Рафаны, Скифополиса (Бет-Шана), Гиппоса, Гадары, Герасы (Гергесы),
Дамаска, Филадельфии (Раббат-Аммона, нынешнего Аммана). Д. был населен
преимущественно язычниками.
ДИАСПОРА (греч. "рассеяние") - термин, обозначающий иудейские общины,
которые обитают вне Палестины.
ЕССЕИ, или ЭССЕНЫ (от арам, хасайя, "благо честивые"), - члены
полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок. 150 г. до н.э.
Самоназвания Е.: "Сыны света", "Простецы", "Избранники" и др.
Большинство Е. жило обособленными колониями в пустынях (см. Кумран), но
некоторые селились в городах.
ЗАВЕТ (слав.) - союз или договор между Богом и Общиной верных Ему людей,
согласно которому Община обязуется соблюдать заповеди Господни, а Бог
обещает (см. Обетование) не оставлять ее. Слово 3. обозначает также
единение Творца с человеком в богооткровенной религии.
ЗАКОН - синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См. Тора.
ЗЕЛОТЫ (греч), или КАНАИТЫ (арам.), "ревнители" - партия воинствующих
мессианистов, отрицавших любую власть над народом Божиим, кроме власти
Самого Бога. 3. призывали к вооруженной борьбе против Римской империи.
Партия 3. возникла в первые гг. н.э. Сторонники ее радикального крыла -
сикарии (кинжальщики) избрали путь террористических действий.
ИДУМЕИ, или ЭДОМИТЫ, - племя, родственнное израильтянам. И. жили у
южного побережья Мертвого моря. В период царей И. воевали с Израилем. В
евангельскую эпоху они были уже обращены в иудаизм.
ИСКУПЛЕНИЕ (слав.) - выкуп из рабства, дарование свободы. Этим термином
в Библии часто обозначается спасение Богом от зла.
КАНОН (греч. "правило") - словом к. обозначаются книги Св. Писания (см.
Библия), принятые Церковью. Ветхозаветный К. был установлен в конце I в
н.э. Новозаветный - был в основном определен к концу II в., а
окончательно лишь в начале V в. В широком смысле слова К. означает также
церковный устав или правило.
КЕСАРЬ или ЦЕЗАРЬ (лат.) - титул римских императоров, ведущий свое
происхождение от имени Гая Юлия Цезаря. В некоторых случаях слово К.
употребляется как синоним государственной власти вообще.
КНИЖНИК (евр. софер) - термин, означающий: а) переписчика Библии, б)
летописца, в) толкователя Писания, г) хранителя Предания. Среди
книжников были саддукеи, фарисеи и лица, не входившие ни в какую
группировку.
КУМРАН или ХИРБЕТ-КУМРАН - местность у с/з берега Мертвого моря, где
находился один из главных поселков ордена ессеев. Название К., вероятно,
происходит от имени г. Гоморы, который был некогда расположен в этом
районе.
КУЩЕЙ ПРАЗДНИК (евр. Суккот) - иудейский праздник, связанный с
воспоминаниями о странствиях Израиля в пустыне. В послемоисееву эпоху
считался также праздником урожая. Справлялся с 15 по 22 число месяца
тишри (сентябрь-октябрь). В дни К. паломники жили в шалашах (сукках),
сделанных из ветвей.
ЛЕВИТ - человек, происходящий из израильского колена Леви (Левия). В
эпоху Второго храма Л. были в нем младшими служителями.
МАГИ (иранск.) - жрецы персидской религии (магдеизма). В более широком
смысле слова М. - знатоки заклинаний, тайных обрядов и астрологии.
Синодальный перевод передает слово М. в Мф 2, 1 ел. славянским словом "волхвы".
МЕСИТ (арам.) - совратитель, лжеучитель, обманщик.
МЕССИЯ - см. Христос.
МИЦВОТ (евр.) - заповеди Торы и Предания.
МИШНА - см. Талмуд.
МЫТАРЬ (евр. габай) - сборщик имперских налогов в Палестине.
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - собрание речей Христовых, помещенных в 5-7 гл. МФ.
Названо так потому, что евангелист отнес эти речения к проповеди Иисуса
на одной из гор Галилеи (5, 1).
Параллели Н. П. есть у Лк. Н. П. обычно считается наиболее полным
выражением религиозно-нравственных основ Евангелия.
НИСАН или АВИВ - весенний месяц иудейского календаря. Соответствует
марту-апрелю. В древности был первым месяцем года.
ОБЕТОВАНИЕ (слав, "обещание") - то или иное библейское пророчество,
которое содержит весть о грядущих дарах Божиих.
ОККУЛЬТИЗМ (лат.) - доктрины о способах познания откровенных духовных
миров. К оккультным учениям древности относятся: орфизм, пифагорейство,
гностицизм. В новое время традиции О. продолжают теософия, антропософия
и т. п.
ОПРЕСНОК (слав.) - пресный хлеб (маца), выпекаемый в виде тонких лепешек.
Пастушеский праздник Опресноков существовал до Моисея, а с XIII в. до
н.э. он стал связываться с праздником Пасхи (см.) Справлялся с 15 по 21
нисана.
ОСАННА (евр. Хошиана - "спасший нас") - возглас, которым в Иудее
приветствовали царей.
ПАСХА (арам.) или ПЕСАХ (евр.) - буквально -"переход". Название главного
ветхозаветного праздника. Установлен Моисеем во время исхода из Египта в
память об этом событии. П. праздновалась в первое весеннее полнолуние, с
вечера 14 по вечер 15 нисана. В христианской Церкви П. - праздник
Воскресения Христова.
ПЛОТЬ (слав.) - слово, обозначающее в Библии: а) человека, б) его
психофизическую природу.
ПРЕДАНИЕ - в иудаизме и христианстве религиозное учение, которое
передается устно от учителя к учителю. Словом П. обозначается также сам
дух и сущность вероучения, хранимые в Общине Церкви.
ПРЕТОРИЯ (лат.) - резиденция римского военачальника.
ПРЕФЕКТ (лат.) - римский правитель города или области, а также
военачальник. Титул П. Иудеи носил прокуратор (см.) Понтий Пилат.
ПРОЗЕЛИТ (греч.) - принявший иудейскую религию иноплеменник.
ПРОКУРАТОР (лат.) - римский чиновник, отвечавший за сбор податей в
провинциях.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (евр. шавуот, "недели") - праздник, справляющийся через 7
дней после ветхозаветной Пасхи (см.). Посвящен воспоминанию о Божиих
благодеяниях, в частности о даровании Закона на Синае. В христианской
Церкви П. - праздник сошествия Духа Божия на апостолов.
РАВВИ (евр. рабби) или РАВВУНИ (арам, раббони), "МОЙ учитель" -
почтительное обращение к наставнику веры среди иудеев. Иоанна Крестителя
и Иисуса Христа называли Р.
САДДУКЕИ (евр. цадоким) - религиозно-политическая прослойка, состоявшая
из иудейских аристократов и высшего духовенства. С. отрицали устное
предание (см.), веру в воскресение мертвых, в ангелов и последний Суд.
С. держались буквы Библии, преимущественно Торы (см.). В евангельские
времена С. составляли большинство в Синедрионе.
САМАРЯНЕ - жители палестинской области Самарии (Шомрона). Происходят от
смешения израильтян с колонистами из Сирии и Двуречья. Религия С.
основана на Торе (см.). В IV в. до н.э. С. полностью обособились от
иудеев. В настоящее время осталось всего несколько сот С. Их религиозный
центр находится на горе Гаризм, где прежде был самарийский храм.
СЕПТУАГИНТА (греч.) - так наз. "перевод семидесяти". Первый перевод
Библии на греческий язык, осуществленный в Александрии в III-I вв. до
н.э. Согласно легенде, перевод был выполнен 70-ю толкователями из
Иерусалима. Перевод С. был принят христианской Церковью для употребления
с первых же лет ее существования.
СИНАГОГА (греч. "сообщество"), или БЕТХАКНЕСЕТ (евр. "ДОМ собрания") -
молитвенный дом в иудейской религии. С. появились ок. VI-V вв. до н.э.
СИНЕДРИОН (евр. Санехедрин или Бет-дин, т.е. "дом суда"). - В эпоху
Второго храма С. назывались: а) советы старейшин в городах Иудеи, б)
центральный Совет богословов во главе с "наси", представителем-раввином,
в) иерусалимский религиозно-политический трибунал или Великий С.
Последний включал 72 человека. В экстренных случаях собирался Малый С.
(23 чел.). Главой трибунала был первосвященник. Перед войной 60-70 гг. в
этом С. были представлены и саддукейская и фарисейская группировки.
СИНОПТИКИ - три первых евангелиста: Матфей, Марк, Лука.
СЛАВА - в Библии - синоним Богоявления.
СОТЕРИОЛОГИЯ (греч.) - учение о спасении.
СУККОТ - см. Кущей праздник.
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (арам. Бар-наша) - в Библии и апокрифах (см.): а)
синоним человека, смертного, б) один из титулов Мессии.
ТАЛМУД (евр. "учение") - сборник документов иудейского гражданского и
церковного права, богослужебных уставов, этических норм, афоризмов,
притч и легенд. Создавая Т. в среде раввинов-таннаев (см.), преемников
фарисеев (см.), в первые века н.э. Т. делится на Мишну ("повторение"),
Тосефету (комментарий к Мишне) и две Гемары ("завершение") -
Иерусалимскую и Вавилонскую. Трактаты, входящие в Мишну и Гемары, имеют
одинаковые названия. При цитировании главы Мишны указываются латинскими
цифрами, а раздел Гемар - арабскими.
ТАННАИ (от арам, тени, "учитель") - законоведы иудаизма I-III вв. до н.э.
ТЕТРАХ (греч. "четверовластник") - правитель одной из четырех областей
страны. В эпоху проповеди Христа тетрахами Палестины были Лисаний и
сыновья Ирода: Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский
прокуратор.
ТЕФИЛЛИН (от евр. тефилла, "молитва") или ХРАНИЛИЩА - небольшие тексты
из Торы (см.), которые укрепляются на лбу при помощи ремешков. Считаются
составной частью богослужебной одежды в иудаизме.
ТОРА (евр. "наставление") - одно из названий Пятикнижия (см. Библия) или
Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была
дана Богом и устная Т. (см. Предание).
ТОСЕФТА - см. Талмуд.
ТРИБУН (лат.) - один из высших чинов римского офицерского состава.
ФАРИСЕИ (евр. нерушим, арам, перушайя - "отделившиеся") - религиозная
партия или группировка (евр. хабурот, от хабер, "товарищ"), возникшая в
Иудее во II в. до н.э. ф. были толкователями и ревностными исполнителями
Закона (см.), верили в воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход
Мессии и последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая)
и более либеральных (учеников Галлеля).
ХАЛЛЕЛ (евр.) - пасхальные иудейские молитвословия, состоящие из псалмов
с припевом "Аллилуя" (Халлелуйа).
ХАНУКА - иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был
установлен с 164 г. до н.э. в честь освобождения храма от язычников. X.
справлялся 8 дней, начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь).
ХАСМОНЕИ (евр. Хашмоним, "потомки Хашмона") - династия иерусалимских
царей-первосвященников, основанная братьями Иуды Маккаавея. Правила со
140 по 63 гг. до н.э.
ХРИСТОС (греч.) или МЕССИЯ (евр. Маши'ах, арам. машиха), - помазанник.
Лицо, посвященное Богом на служение Ему: пророк, или чаще всего -царь. В
узком смысле слова X. - обетованный в 83 Спаситель. Христианство
исповедует веру в то, что Иисус Назаретянин есть X. - Спаситель.
ШАВУОТ - СМ. Пятидесятница.
ШЕХИНА (арам, "пребывание вблизи") - богословский термин, означающий
пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I в. н.э.
ЭКЗЕГЕТИКА (греч.) - изучение и толкование библейского текста.
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. "учение о конце") - система представлений о последних
судьбах мира и о посмертной участи человека
-------------------------
Литература
Библия
Катехизис
Толковая Библия в 3-х томах. Стокгольм, 1987 г
А.С. Хомяков. Церковь одна. "Литературная учеба", N 3, 1991
Закон Божий
Библейская энциклопедия. М., 1991
Краткий молитвослов. "Литературная учеба", 14, 1991
Начала православия. М., 1991
Г. Гече. Библейские истории. М., 1989
Г.А. Габинский. Божественное откровение и человеческое познание. М., 1989
Христианство. Краткий словарь-справочник, Л., 1991
Христос - средоточие
Д.Н.Д. Библейское учение, 1990
P.O. Рождение свыше. Крещение Духом. Духовные Дары
А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинникова. Еретики и ортодоксы. Лениздат, 1991 г
Детская Библия. Красноярск, 1990
Оглавление
www.pseudology.org
|
|