| |
|
Рудольф Андреевич Борецкий |
В Бермудском
треугольнике ТВ
Глава 04.
Перспективы телевизионного программирования (домашнее video;
кабельное ТВ; кинотелевидение)
|
Из комплекса
проблем, которые выдвигает развитие телевидения в условиях
научно-технической революции (НТР), мы выделяем в качестве предмета
специального рассмотрения те, что к настоящему времени представляются
наиболее существенными.
Это, во-первых, перспективы становления новых форм ТВ, прогностические
оценки их возможного творческого освоения.
Во-вторых, характеристика ситуации, которая складывается вокруг ожидаемого
внедрения этих форм и прежде всего — космических средств связи; анализ
общемировых тенденций в распределении сфер влияния, где первенство
обеспечили себе Соединенные Штаты Америки.
Наконец, критический анализ господствующих теоретических доктрин и
разрабатываемых проектов (феномен НТВ[1] прежде всего).
В настоящее время (напомню: 30 лет назад — Р.Б.) вопрос о перспективах
развития телевидения лежит главным образом в плоскости
прогностико-теоретического анализа. А одним из непременных условий такого
подхода является комплексность—стремление к системной оценке объекта
анализа.
Оценивая технические предпосылки современного развития ТВ, следует
выделить как наиболее заслуживающие внимания такие формы звукозрительной
коммуникации как антенно-кабельное, кассетно-дисковое и спутниковое ТВ.
Но, переходя к оценке перспектив творческого (программного) их освоения,
важно с самого начала отметить, что данные формы, хотя и лежат в различных
плоскостях, обнаруживают весьма существенные взаимосвязи и зависимости.
Разумеется, наибольшее внимание исследователей привлекает перспектива
использования спутникового телевидения, а именно — НТВ.
Однако, говоря об НТВ, вряд ли было бы правильным представлять его (мы
пока отвлекаемся от содержания) как перенос в космос, а оттуда — на
антенны приемников того телевидения, которое мы знаем. Уже существуют
такие обстоятельства, вне учета которых не может быть оценена и сущность
НТВ.
— Во-первых, телевизионные программы будут стопроцентно цветными (за
исключением, разумеется, старых материалов, имеющих историческую
ценность);
— во вторых, широкие перспективы открывает введение кабельных систем
телевидения, в том числе в сочетании со спутниками-ретрансляторами;
— в-третьих, следовало бы оценить возможность появления и сосуществования
двух форм телевидения: программного, эфирного — массового ("внешнего", то
есть традиционного, привычного для нас), а рядом с ним — телевидения "внутреннего", фиксированного в форме кассет и видеопластинок (т.е.
ориентированного на индивидуальное потребление);
— в-четвертых, отнюдь не фантастической представляется возможность (не
вернее ли сказать — необходимость, неизбежность?) слияния кинематографа и
телевидения в единое экранное искусство на единой технико-производственной
основе;
— и, наконец, лишь в-пятых, можно перейти к венчающему этот процесс
(становления экранной информации) непосредственному телевидению как к
форме сочетания национальных программ с международными (то ли на основе
"распределительного отбора", то ли НТВ — непосредственного, внецензурного
распространения).
Отсюда-то и вытекает необходимость комплексного исследования перспектив
телевидения.
Обещающей представляется ситуация в связи с распространением кабельного
(проводного) телевидения. По оценкам экспертов — технических,
финансово-экономических, программных и других специалистов — к концу
столетия, в большинстве развитых стран оно получит самое широкое
распространение, охватив свыше 90% потенциальной аудитории. Тот факт, что
с помощью этого способа можно передать по одному кабелю одновременно до 70
программ в изображении наивысшего качества, безусловно, не может не
привлекать внимания. К тому же, требуя значительных первоначальных
капиталовложений, оно должно быстро окупаться уже хотя бы потому, что
эксплуатация кабельных систем обходится значительно дешевле, чем
существующих форм телевидения.
Казалось бы, при внешнем единообразии — сходстве технической базы и
творческих возможностей — должны совпадать и мотивы его распространения.
Однако на деле, в реальной жизни мотивы различны. Причем не только в
разных социальных системах, но и в различных капиталистических
государствах. В США — это также попытка создать направление,
альтернативное коммерческому ТВ; в большинстве стран Западной Европы —
стремление упорядочить программные диапазоны, создать резервы в "эфирной
тесноте".
Надежды, связанные с развитием систем кабельного ТВ, концентрируются
вокруг расширения информационных возможностей и преодоления "нисходящего
феномена" (т.е. падения идейно-художественного уровня) массовой культуры,
непрерывно воспроизводимого существующими формами, особенно коммерческого
телевидения. Однако надежды эти представляются тщетными и из-за соблазнов
высоких доходов от рекламы, и из-за того, что стандартизация массовой
продукции при увеличении каналов ее распространения, сохраняя
однотипность, лишь вызывает иллюзию расширения выбора, не создавая на деле
нового качества. Причем на универсальность такой закономерности,
характеризующей развитие массовой информации в капиталистическом обществе
(а мы какое сегодня строим? — Р.Б., 1997), обращают внимание и немало
зарубежных исследователей. Так, в работе "Манипуляторы сознания"
американский профессор Герберт Шиллер пишет: "...Иллюзия информационного
выбора... упорно создается контролерами информации, которые выдают обилие
средств информации за разнообразие содержания"[2]. Поэтому есть основания
предполагать, что введение антенно-кабельных систем в индустриально
развитых странах не изменит принципиально общей
информационно-пропагандистской ситуации.
Все еще существенная часть огромной территории нашей страны не охвачена
телевидением. И это в большинстве труднодоступные или вовсе не доступные
традиционным способам распространения телесигнала районы. Специалисты
считают, что кардинально решить эту проблему в целом можно, создав
комплексную кабельно-спутниковую систему. И такая система открыла бы
множество разнообразных перспектив. Прежде всего в решении одной из
центральных проблем социального развития — приближения культурного уровня
сельских жителей к городу.
Существенным представляется и принципиально иной характер удовлетворения
дифференцированных запросов различных категорий аудитории: благодаря
многопрограммное™ телевидение в перспективе может, подобно печати, стать
"подписным", специализированным.
На основе кабельного ТВ может быть по-новому организована и
образовательная сеть различных уровней и направлений: от школьной,
среднеспециальной и вузовской до постоянно действующей системы
переподготовки специалистов (ведь как свидетельствуют данные науковедения,
в условиях НТР объем знаний и обновление их кардинально меняется каждое
десятилетие!).
Будучи практически не ограниченным программным диапазоном (количеством
каналов связи), кабельное ТВ может привести к качественно иному решению
также и многих специальных задач: организации общегосударственной
межбиблиотечной связи и двусторонней связи с абонентами; созданию
общегосударственной медицинской консультационной службы; единой почтовой
службы, дуплексно связанной с абонентами; двусторонней связи
магазин-покупатель и т.д.
Наконец, важную роль система кабельного ТВ в сочетании со спутниками связи
может играть и в социокультурной межгосударственной (межнациональной)
консолидации.
Менее определенной представляется ситуация в связи с появлением так
называемого кассетного телевидения. Вот уже несколько лет — с конца 1960-х
гг. — эта тема довольно широко обсуждается и в массовой, и в специальной
литературе. И здесь немало эмоциональных преувеличений, утопических
надежд, фантастических прорицаний. Таких, к примеру: "Видеокассета — это
оружие. Это бомба, предназначенная революционизировать зрелищные
предприятия, искусство, культуру, повседневную жизнь человека... В дело
окажется вовлеченным все и вся: политические партии, общественные
организации, государства, касты, классы, социальные категории", — так
пророчествовал один из руководителей японской фирмы "Сони" в интервью
итальянскому еженедельнику "Эуропео". А закончил он предупреждением,
похожим на угрозу: "Кто этого (т.е. значения видеокассет—Р.Б.) не понял,
тому дорого придется заплатить впоследствии..."[3]. "Сони" — одна из
первых и самых крупных монополий, приступивших к производству видеокассет
и оборудования для их использования в бытовых условиях. Поэтому слова ее
представителя могут рассматриваться в духе обычных рекламных заявлений.
На другом полюсе, по-видимому, должна быть полностью отвергающая это
новшество точка зрения. Но поскольку такой покамест не обнаружено,
обратимся к иным мнениям и попытаемся дать реалистическую оценку
"кассетного феномена".
У данной проблемы — уже довольно обширная библиография. И большинство
зарубежных авторов оценивает кассетное телевидение как качественно новое
явление в сфере коммуникаций. Так, Маршалл Маклюэн со свойственной его
высказываниям гиперболизацией называет кассетное ТВ "культурной
революцией", которая в конце концов "перевернет истеблишмент в политике,
образовании и торговле" ("Бизнес уик", 8 января 1972 г., стр. 21).
Изобретатель "видеорекордера" (кассетного проигрывателя-приставки к
телевизору) Питер Голдмарк: "Это не просто еще один инструмент в нашем
аудиовизуальном оснащении; это новое средство массовой коммуникации"...
("Форчун", май 1970 г., стр. 71). Аналогичных оценок в западных изданиях
безусловное большинство.
Вообще позиция, провозглашающая исключительность каждого из возникающих
средств массовой информации, стала своеобразным "теоретическим
модничаньем". Нечто подобное происходит сейчас и с оценкой перспектив
кассетного ТВ (впрочем, не избежал такой участи и цвет в ТВ. Его также
провозглашали "новой коммуникацией).
Прогнозирование социального бытия новых технических средств — процесс
весьма сложный, не раз заводивший в тупики не только футурологов, но и
самих изобретателей. Достаточно вспомнить Томаса Эдисона, который считал,
что фонограф может быть использован главным образом для записи последней
воли умирающего и его завещания. А кино (также изобретенный Эдисоном
"кинетоскоп") — исключительно для индивидуального просмотра. Эдисон даже
зал оборудовал с изолированными просмотровыми кабинами...
Из прогнозов 70-х
Начальный этап развития кассетного ТВ прокладывает путь, уже некогда
пройденный книгой, пластинкой, магнитофонной кассетой. Поэтому правильнее
бы это новшество обозначить несколько неблагозвучным, зато более точным
термином — "видеотечное ТВ", а хранилище — видеотекой — по аналогии с
библиотекой. Ибо, во-первых, его технической основой является не только
кассета, на которой записана та или иная телепрограмма (от фильма,
концерта до спектакля или лекции), но и видеопластинка (СД). Во-вторых,
смысл, форма бытия такой разновидности телевидения будет состоять,
по-видимому, именно в комплектовании домашних видеотек, подобно тому, как
составляются библиотеки, фонотеки или собираются коллекции пластинок с
любимыми инструментальными, вокальными и др. произведениями.
Главное преимущество, которое заложено в природе этой разновидности
телевидения — индивидуализированный характер отбора и потребления
информации. Энтузиасты развития "видеотечного" ТВ на Западе и, особенно, в
США возлагают на него надежду как на средство преодоления "масскультовских" тенденций, пронизавших программную деятельность
коммерческих сетей. Однако складывающаяся практика ставит, как и в случае
с кабельным ТВ, под сомнение осуществимость данной надежды. Уже включен
универсальный двигатель рыночного социально-экономического развития:
предвидимая прибыль — реклама — массовое производство — популяризация и
распространение — реальная прибыль. И — снова торжество ориентированной на
"среднего потребителя" массовой культуры четко просматривается на
горизонте. "Когда вы говорите о выпуске для рынка программы с участием
Барбры Стрейзанд, — мечтательно размышляет президент американской компании
по выпуску видеокассет, — вам представляется от 500.000 до миллиона
экземпляров записи". ("Сейлс менеджмент", 15 декабря 1969 г., стр. 58).
Законы рыночных отношений уже обретают господствующее положение и в этой,
только еще зарождающейся области. На основе рекомендаций голливудской
группы стратегических исследований, специально образованной для изучения
перспектив нового рынка, в США создается 51 библиотека видеокассет. В
основе ее — 1500 фильмов "XX век-Фокс", почти вся фильмотека "Метро-Голдвин-Майер". В предвидении новых прибылей владельцы американской
киноиндустрии стремятся как можно выше поднять общественный авторитет
кассетного ТВ. Дэррил Занук, один из создателей кинофирмы "XX век",
называет эти системы "революцией в культуре", сравнивая кассеты с
созданием звука, цвета, широкого формата в кино ("Бродкастинг", 30 марта
1970 г., стр. 51).
Но в то же время раздаются голоса исследователей, спокойно оценивающих
ситуацию: "Революция, суть которой — в повторном показе повторов? —
спрашивает Клифф Кристианс, научный сотрудник университета штата Иллинойс.
И отвечает: "Скорее, это просто более глубокое внедрение материала,
рассчитанного на массовое потребление"[4]. Журнал "Бродкастинг" по поводу
"видеокассетной революции" высказался уж совсем откровенно, не скрывая
сарказма: "Пока что единственным видом программы, о котором чаще всего
говорят, употребляя эпитеты "уникальный и особый", — это порнографический
фильм" (26 апреля 1971 г., стр. 62).
Но вернемся к работе Кристианса, выполненной на уровне научного анализа.
Весьма существенным представляется то, что автор статьи "Домашние
видеосистемы: революция?", приходя к отрицательному ответу на явно
риторический вопрос, завершает свои размышления следующим суждением: "...Придется отказаться от
"революционной" роли, с самого начала
приписанной видеосистемам. Вопреки предсказаниям о радикальном отличии
видеокассеты от других средств массовой коммуникации, первые неизбежно
приобретают черты последних". Конкретно автор имеет в виду "омассовление"
содержания и форм продукции, закладываемой в "видеобиблиотеки", а также
все более очевидное проникновение в них коммерческой рекламы.
Клифф Кристианс приходит и к более общему выводу: "Средства массовой
коммуникации не возникают в вакууме. Подобно всем изобретениям, они
испытывают драматическое влияние тех общественных структур, в которых они
родились". И дальше: "...Если вы намерены улучшить коммуникации, то вам
нужно улучшать существующую (социальную —Р.Б.) систему".
Из всех вопросов, которые ставит сейчас перед исследователем кассетное ТВ,
по меньшей мере два представляются принципиально важными. Сначала — это
его предполагаемая содержательная характеристика. Иначе говоря, какие —
оптимально — материалы могут стать предметом консервации для
комплектования индивидуальных или прокатных "видеотек". Прежде всего,
кинофильмы и некоторые фильмы-спектакли. Затем — концертные номера
разнообразных жанров с участием популярных актеров. Такова возможная
основа художественного фонда "видеотек". Затем — представительный и
чрезвычайно важный научно-образовательный раздел: от иллюстрированных
популярных лекций, бесед выдающихся ученых до цикловых курсов учебного
характера по отдельным дисциплинам. Наконец, видовые фильмы-путешествия,
этнографические фильмы, знакомящие с культурой и бытом разных народов
мира, национальным искусством и т.п. Содержательное и жанровое поле,
открытое для освоения и отражения в этой новой форме ТВ, конечно же, шире.
Мы обозначили лишь основу будущих видеокассетных фондов, которая уже
сегодня, в начале 70-х, представляется очевидной.
Сразу же возникает второй, хотя и производный, но, видимо, еще более
важный и дискуссионный вопрос: а как повлияет (и повлияет ли) наличие
индивидуальных "видеотек" на централизованное—эфирное телевидение.
По-видимому, и в отдаленном будущем, когда в каждом доме займет место
телекомбайн с видеопроигрывателем или видеомагнитофонной приставкой—даже
тогда эта новая разновидность ТВ не только не вытеснит, но и качественно
не изменит "традиционное" эфирное ТВ.
Суть здесь в том, что эфирное и видеотечное телевидение — явления разного
социального значения и психологической оценки. Последнее, при всей его
очевидной и бесспорной привлекательности, представляет собой лишь побочное
ответвление от магистрального развития ТВ. И оно никогда не сможет
функционально подменить эфирное программное телевидение, так как никогда
не станет средством массовой коммуникации в прямом и строгом смысле этого
понятия.
Человек, обладающий обширной библиотекой, неизменно тянется к газете,
владелец сколь угодно богатой коллекции магнитофонных записей и пластинок
— регулярно слушает радио, смотрит телевизор и т.д. Здесь, по-видимому,
действует универсальный психологический механизм, дифференцирующий
информацию, так сказать, "поканально".
И тем не менее мы встретимся с двумя формами эстетически принципиально
единого явления. Если факт существования эфирного ТВ сделает бессмысленным
наличие в видеотечных фондах документалистики (жанров актуальной экранной
публицистики и т.п.), то эти фонды окажут неизбежное обратное влияние.
Возможность удовлетворения индивидуальных интересов зрителя благодаря
видеокассетам и пластинкам, думается, может повлечь в будущем пересмотр
некоторых принципов программирования. По-видимому, это выразится в
уменьшении доли традиционных художественных форм — таких, прежде всего,
как кинофильм и концерт, быть может, в меньшей мере это затронет
спектакль. Стимул к развитию и совершенствованию получит документальная
драма в многообразии ее жанровых разновидностей, телевизионные игры и
вообще формы экранного действа с элементами импровизации, т.е. все
направления "прямого" ТВ.
Можно, таким образом, предвидеть, что образующиеся от сокращения
художественно-игрового раздела пустоты в программе будут заполняться
главным образом документалистикой, жанрами экранной журналистики. И вообще
эфирное ТВ, соседствующее с развитой кассетно-дисковой формой
индивидуального подбора и "домашнего программирования", видимо, всего
более станет ориентироваться на актуальность, возрождая к тому же формы и
стиль "прямого" — репортажного — ТВ[5].
Очевидно также, что при определении оптимальных программных структур, их
планировании и верстке будет иначе решаться и проблема повторов отдельных
передач: перевод наиболее значительных, популярных в "видеотечный фонд".
* * *
Мысль о возможном схождении двух параллельных ветвей экранного искусства —
кинематографа и телевидения — в одной точке высказывалась неоднократно[6].
Пережив особенно сильные потрясения в первые годы развития массового ТВ,
главным образом из-за неорганизованной, стихийной системы "двойного
проката", кинематограф продолжает и поныне нести материальный урон от
телевидения, что объясняется теперь уже более устойчивыми, обусловленными
их близким эстетическим родством, причинами.
Думается, проблема будет постепенно решаться по мере сближения
кинематографа с телевидением. Процесс этот долгий, связан со множеством
аспектов — организационных, художественно-творческих, технических,
финансово-экономических и т.д. И еще — с ломкой психологических
стереотипов, сложившихся, в основном, в период, когда кино и
кинематографисты, находясь в зените славы и житейского благополучия, по
праву считали себя учителями дилетантов, осваивавших азы экранного
искусства в телевизионных студиях. Но схождение этих двух параллельных, а
затем и слияние представляется, все же, вполне реальным. И определяющим
здесь окажется, конечно, не организационный — статусный и управленческий —
аспект. Поскольку процесс — и это очевидно уже теперь — будет развиваться
поступательно: от простых форм к сложным, то завершится, если иметь в виду
отдаленную перспективу, он сможет безболезненно.
Киноинформация в системе проката уже практически утратила свое социальное
значение. Абсолютное первенство телевидения в области визуальной
информации, столь очевидное сегодня, стало предметом теоретического
осмысления еще с середины 50-х гг. (В. С. Осьминин, А. И. Донатов,
А.Я.Юровский).
Преобладание телевидения со всей очевидностью обнаружилось и на следующей
ступени жанрового развития — в кинопублицистике. Два важных признака —
количество продукции и система ее "доставки" аудитории давно и
безоговорочно за ТВ. Качество? Но в данном случае — это категория времени.
А еще — кадров и средств. Отсюда — слияние и на данном уровне
представляется в перспективе акцией прогрессивной. Сходные тенденции, хотя
еще в самой ранней стадии развития, намечаются и на художественно-игровом
уровне.
И тем не менее самым мощным толчком в сближении кино с ТВ может стать
техника. Скажем, отмирание архаичного способа фиксации изображения на
целлулоидной ленте с последующей проявкой негатива, печатью позитива,
кустарным (ножницы — клей) монтажом, совмещением изображения с
фонограммой, тиражированием и завершающими этот процесс муками
кинопроката. А рядом — расцвет, постоянное совершенствование техники
видеозаписи, чудеса электронного монтажа и практически—мгновенная доставка
сразу многомиллионному зрителю. Параллельно - совершенствование приемной
техники на основе лазерной физики, голографии...
Допустимо предположить создание трех основных модификаций экрана:
переносной портативный телевизор (16-25 см по диагонали); комнатный
приемник, экран которого, в принципе, не должен превышать 60-70 см по
диагонали; наконец, электронная плата — экран для массовых просмотров,
практически неограниченных размеров и форм (широкий экран, вариоэкран). И
все это — от единого корня, на единой основе телекино (или
кинотелевидения).
-----------
[1] Аббревиатура НТВ — "непосредственное телевизионное вещание" —
обозначает ту форму спутникового ТВ, которая позволяет принимать программы
без наземных станций непосредственно на индивидуальную антенну-" тарелку"
— от космических спутников-передатчиков.
[2] Цит. по: "Вестник МГУ". Журналистика, 1974, № 3, стр. 88.
[3] Цит. по: "Социалистическая индустрия", 3 июня 1971 г.
[4] Cliff Christians. Homo video systems: a revolution? "Journal of
broadcasting", 1973, № 2, pp. 227,232.
[5] Эти прогностические высказывания относились к первой половине 70-х и
составляли один из главных пунктов расхождения с С. Г. Лапиным —
сторонником дикторского (не журналистского) и ВМЗ- (не "прямого") ТВ. —
Р.Б., 1997.
[6] См., например, Р. Борецкий, А. Григорян, Л.Д митриев. Телевидение —
это искусство. "Советская культура", 7 мая и 15 июня 1957 г.; С. Муратов.
Кино как разновидность телевидения. В сб.: Проблемы телевидения и радио.
М., 1971 и др
Оглавление
www.pseudology.org
|
|