| |
|
Рудольф Андреевич Борецкий |
В Бермудском
треугольнике ТВ
Глава 02.
Пропаганда — рано забытое слово
|
...
Пропаганда — такая же древняя, как и человечество...
Чем больше
люди знают о пропаганде, тем лучше они
могут
противостоять ей.
Поль Лайнбарджер, 1954
Скажу сразу — не к месту и преждевременно. По причине той, что она все еще
есть, живет и процветает, хотя стала гораздо более утонченной, многоликой,
повседневно не слишком заметной. Зато набрала прежнюю, если не большую,
силу, всеохватность и значимость.
Не отмерла пропаганда и в мировом масштабе; даже в странах "старой"
демократии в определенных конкретно-исторических обстоятельствах
обнаруживаются ее рецидивы.
Допуская возможность сохранения пропаганды, а в известных условиях и
возрастания ее роли, я исходил из логики простой и ясной. Решительно
отказываясь от принуждения, насилия — мер репрессивных, физических,
демократия переносит центр тяжести в сторону разъяснения, убеждения — мер
коммуникативных, психологических. На уровне власть — народ это
самоочевидно.
Если в прежнем режиме такого рода общение было по преимуществу
монологичным, то в обществе демократическом непременно обнаруживаются
признаки диалога. Хотя уже с самого начала, по причинам вполне
объективным, диалога неравноправного. Для выяснения Истины необходимо
ответить, как минимум, на вопросы о том, в чьих руках СМИ вообще и махина
ТВ, в частности; кто ее обслуживает, кому и чему она служит. Ситуация
практически повсюду такова, что власть в условиях демократического
общественного устройства прямо, но чаще косвенно, опосредованно ангажирует
СМИ для своих "управленческих" целей. На деле — целей самосохранения.
Но демократия — категория не только политическая, а еще и историческая.
Посему сопоставления реально функционирующих СМИ, скажем, Канады и России
вряд ли плодотворны. Конкретно-историческая, частная специфика бывает не
менее существенна, чем общие, универсальные признаки.
Поскольку пропаганда—одна из составляющих механизма
социально-политического управления, хотя бы кратко нужно составить
представление о среде, в которой она функционирует, об объекте управления.
Если отвлечься от дипломатического камуфляжа, наброшенного на плечи "восьмой великой державы", то надо признать: историческая уникальность
России в том, что она никогда, и по сей день тоже, не была полностью и
равноправно признана "своей" ни Западом, ни Востоком.
И наша демократия, поначалу санкционированная сверху, чуть ли не из
Политбюро, и наш капитализм, в лихорадочном безоглядстве возводимый на
руинах рухнувшего социализма, и ценности индивидуализма, внедряемые в
сознание народа-коллективиста — все это имеет своим конечным результатом
лишь тот бесспорный факт, что в кратчайшие сроки в стране бедных людей
построено государство для богатых[1]. Мировая история еще не знала, чтобы
за три-пять лет — и миллиардное состояние! Такое, возможно, случалось
разве что у "джентльменов удачи" в Средневековье.
В список крупнейших миллиардеров мира (в долларовом исчислении) вошли и
новорусские магнаты. На фоне гнетущей и постыдной бедности шеренги
краснокирпичных дворцов, скромно называемых дачами, так же бесстыдны, как
древнеримские матроны, которые обнаженными фланировали, не замечая
присутствия своих рабов.
Социальное поведение новобогатых — знак уверенности в собственной правоте
и абсолютной безнаказанности. Источники баснословных фортун, как уже
бывало в истории, сотрутся в памяти, забудутся. Хотя... как сказать. Уж
очень нетипичны истоки российского неокапитализма. Ставшая расхожей
склонность сравнивать его с американским представляется малопродуктивной.
Предки нынешних Рокфеллеров, Морганов, Дюпонов и вправду были нечисты на
руку. Но, в отличие от наших, они строили, создавали свою страну, множили,
вместе со своим личным, ее богатство и славу.
Не вдаваясь в детали, лишь обозначу для полноты общей картины
первоисточники нашего капитализма:
Первый — деньги партии и государства, перевод их на корпоративные и
частные счета (внутренние и заграничные), создание банков и финансовых
групп и т.п. Это, действительно, номенклатурный капитализм;
второй — постепенная легализация подпольных магнатов социализма
("цеховиков", "теневиков") и их до поры упрятанных состояний, не столько в
деньгах, сколько в золоте, драгоценностях, антиквариате. Это
предпринимательский капитализм из социалистического подполья, наименее
криминальный по существу и тем более с позиций нового времени;
третий — криминально-мафиозный, возник на базе рэкета, т.е.
организованного, систематического отъема материальных ценностей и денег
под прикрытием охраны интересов их держателей, с последующей концентрацией
капитала вокруг криминальных "авторитетов"; возникновение и консолидация
мафиозных группировок;
четвертый — взаимодействие новых предпринимателей, в том числе и из
криминальных структур, с коррумпированными представителями власти;
получение, как правило за взятки, лицензий на вывоз естественных богатств
(цветных металлов, нефти, леса и т.п.) за границу и перепродажа там по
ценам, близким к мировым, что были многократно выше наших внутренних;
пятый — денежные спекуляции и манипуляции с ценными бумагами: биржи,
коммерческие банки, фонды, финансовые пирамиды — т.е. делание денег из
денег, из малых — больших, из больших — очень больших и т.д. Вне закона,
над законом, при попустительстве властей;
шестой — "ваучеризация всей страны" и, одновременно, приватизация
государственной собственности; самый скрытый, далеко не изученный и самый
мощный источник капитала, где сплелись государственные интересы с
частными[2].
В результате такого лавинообразного процесса перераспределения
собственности, движимой и недвижимой, включая "живые" деньги, возникло
новое государство с неоформившимся общественно-политическим строем,
аморфной структурой власти, недееспособной правовой и частично
парализованной правоохранительной системой. Государство
дезориентированных, выбитых из привычной жизни граждан. Государство, в
котором расслоение на богатых и бедных достигло показателей "третьего
мира". В странах относительного материального благополучия придерживаются
соотношения денежных вознаграждений за труд 1:7. Соотношение 1:10
считается тревожным симптомом. Разброс зарплат в России вообще вне логики
и, к тому же, часто сокрыт как коммерческая тайна. В отдельных источниках
называется пропорция 1:20. В действительности же, как стало известно, к
примеру, после скандала в РАО ЕЭС, соотношение в госсекторе может
составить и 1:200 (президент этой "естественной монополии" получает 22.000
ам. долл. при средней по стране — на конец 1997 г. — около 120 ам. долл.).
Значительно меньший разрыв в оплате труда оценивается в цивилизованных
странах как угроза национальной безопасности.
Нет оснований сомневаться, что в такой ситуации власти предержащие вновь —
в который раз на нашей памяти! — соблазнятся прибрать к рукам
пропагандистский потенциал СМИ, свобода слова опять станет тщательно
дозироваться, а "вторая реальность" сильно потеснит действительную.
Примеров уже под достатком: история с укрощением строптивых "Известий" и "Комсомолки", появление на ТВ, верилось навсегда забытых,
"полковников"
(двухлетний запрет на интервью с Булатом Окуджавой, который отменила лишь
его кончина), отказ от комментированных новостей в пользу дикторской
декламации на государственном канале РТР и т.д.
К возрождению нелучших традиций пропаганды подталкивает и падение
авторитета власти в массах. Всего через год после президентских выборов
первому гражданину и гаранту Конституции выражают доверие лишь около 11%
взрослого населения страны, правительству — 12%, столько же —
парламенту[3].
Иерархия народных симпатий и антипатий примечательна сама по себе как
отраженная в общественном сознании картина страны. Но для нашего разговора
(политика-власть-СМИ-пропаганда-телевизионная программа) имеет значение
особое.
Выше я пытался обосновать причины возрастания роли СМИ в демократическом
обществе. В ситуации исторически стабильной полнота информационного
обеспечения и широкий разброс мнений выполняют в обществе функцию
неформального управления, сохранения социального гомеостата. Напротив, в
обществе неустоявшемся, склонном к перманентным конфликтам и, хуже того,
обнаруживающем массовое недовольство жизнью и недоверие к власти
большинства граждан — в таком обществе рано или поздно, но неизбежно
свободные потоки информации вольются в русло пропаганды. И тогда не
захваченные им ручейки уже не в счет.
Горбачевская гласность, действительно, была великим, не менее, а может
быть и более значительным открытием для страны и мира, чем хрущевская "оттепель". Но, как показало время, всего-то пару-тройку лет: упиваясь
свободой слова, Россия на деле пришла к иной форме его несвободы.
Диктатура партийной идеологии, оснащенная двойным кольцом цензуры (имею в
виду официальную цензуру — Главлит и вертикаль партийных агитпропов),
заменена диктатурой денег. Бытие определило сознание: обнищание широких
читательских масс сократило их число в десятки-сотни раз; лишенная
государственных субсидий печать включила сигнал "SOS"[4]. Началась
практически неизбежная, хаотичная и поспешная купля-продажа печатных
изданий. Финансовые группы, банки, неомиллиардеры — впрямую и через
подставных лиц приобретали газеты, журналы, издательства.
С падением тиражей — по закону сообщающихся сосудов — публика, жаждавшая
информации, обращалась к ТВ.
Реструктуризация монструального телевизионного монолита шла с некоторым
отставанием, тихо, подковерно, но жестко, порой жестоко. И под контролем,
при прямом либо косвенном участии властей. В результате три главных
критерия определили раздел Гостелерадио СССР, изменив оргструктуру,
принадлежность и общественный статус некогда первого среди равных:
— обязательство верно служить делу преобразования страны (т.е. власти),
— особые заслуги (перед нею же),
— деньги, капитал: много, сразу и с гарантией на перспективу.
Еще не окончательно завершенный передел системы средств массовой
информации все же изменил к середине 90-х ее структурно и функционально.
Причем изменил кардинально.
Выбирая сейчас, вроде бы, известные человечеству пути, опираясь на мировой
опыт, мы до такой степени его трансформируем, что вновь на нашей
российской почве возведенное — "аршином общим не измерить". Наверное, эта
странная самобытность—родовой наш признак.
Из трех сложившихся в мировой практике форм существования ТВ у нас
представлен полный набор. Номинально. Или — формально. РТР —
государственное ТВ, ОРТ — общественное, НТВ, ТВ-6 (и немало других,
помельче) — коммерческое. Примерно ту же схему повторяет периферия: в
большинстве российских губерний также можно отыскать следы подобной центру
дезинтеграции. Но там, за стеклышком экрана, отделяющим империю ТВ от
миллионов его верных почитателей — там нечто, а кое-где и совершенно иное.
Первый и главный канал ТВ, охватывающий своей программой практически всю
обитаемую территорию страны (если точно — 98% населения), а через спутники
— и выходящий на мировую телесистему, получил привлекательное и
благородное название общественного российского телевидения. На деле же от
общества далек — ему не принадлежит, им не контролируется. Это гибрид или,
быть может, вернее — симбиоз, где правящей элите принадлежит 51% акций, а
частному капиталу — 49%. При наличии попечительского совета и Совета
директоров реальный хозяин ОРТ — Борис Абрамович Березовский[5].
Второй канал — Российское ТВ, РТР — второй и по значению, если иметь в
виду охват аудитории (приблизительно 90% населения России). Обозначен как
государственное телевидение. На деле же систематически своим патроном
недофинансируется (госбюджет покрывает около трети расходов) и вынужден
наращивать объемы транслируемой рекламы, что с неизбежностью ведет к его
коммерциализации, значит — к финансовой и программно-политической
зависимости и отнюдь не от государства.
ТВ-6, НТВ, 2x2 (прекратил вещание весной 1997 г. в связи с созданием "ТВ-центра") — все изначально частные, коммерческие телеканалы.
Процесс коммерциализации, захвативший все программные каналы, привел к
довольно быстрому финалу многолетнюю государственную монополию, осуществил
децентрализацию и вывел ТВ из-под прямого идеологического контроля.
Возникает вопрос: а как же с обоснованной выше необходимостью
целенаправленного воздействия на общественное сознание? Иначе говоря, как
же с пропагандой?
Для полного и окончательного осознания такой необходимости в условиях
дезинтеграции СМИ, хаотичной, стихийной их реструктуризации понадобился
мощный стимул. Им стала реальная угроза проигрыша президентских выборов,
усиленная неутешительным для властей составом новой, только что
сформированной Думы.
Зима 1995-1996 гг. стала, в результате, переломной: и в осознании того,
что без концентрированной пропаганды не обойтись, и в мобилизации
несколько забытого опыта организации агиткампаний, и в консолидации всех
доступных средств обработки массовой психологии. Даже без прямого участия
зарубежных спецов от пропаганды не обошлось[6].
Такое взрывообразное возрождение существенно обновленной, многоуровневой и
тотальной акции оказалось в высшей степени эффективным. Мировой опыт,
насколько мне известно, не знал подобных примеров: кандидат с 2%-3%-ным
рейтингом на старте приходит всего через несколько месяцев к финишу
триумфатором. И это в стране обнищавших масс, практически упраздненных
социальных благ и гарантий, мизерных пенсий — на одном полюсе и сказочного
обогащения, разнузданного воровства и коррупции, криминала и преступной
войны в Чечне — на другом. А побеждает — олицетворение такого государства
и его первый гражданин.
Нонсенс. Иррационализм. Такого не бывает потому, что не может быть...
Разворот общественного мнения на 180° в неблагополучной стране и в тот
именно момент, когда решалась, вполне вероятно, судьба возводимого в ней
нового строя — без преувеличения огромная заслуга всех тех, кто к этому
причастен, а проявленный ими профессионализм — самого высокого
качества[7].
Не вдаваясь в детали, попытаюсь выделить, как представляется, две
основополагающие составные части успешной кампании. Первая — это исходная,
опорная концепция, выраженная в дилемме: голосуй или проиграешь! В ней
выражено, сплавлено несколько взаимосвязанных идей: первая — призыв идти
на выборы, ибо ясно — чем выше избирательская активность, тем благопрятней
результат; вторая — с пояснением, даже скрытой угрозой — проиграешь, потом
пеняй на себя; третья — вполне сознательно, иначе снизило бы эффект — без
указания имени, но абсолютно прозрачный намек, за кого именно голосовать.
Но самая большая пропагандистская удача — в планомерном, путем многократно
варьируемых повторений, внедрении стереотипа: или — или, третьего не дано!
Или Ельцин и свобода, надежда на счастливое будущее, или возврат к былому,
мрачному коммунистическому режиму.
Вот это исключение третьей возможности, настойчивое убеждение в отсутствии
иного пути и есть корень удачи всей пропагандистской акции. Ну и, конечно,
создание имиджа "нового Ельцина" — динамичного, сердечного царя-батюшки из
народа.
Но лихо придуманная формула и новый имидж так и остались бы "вещью в
себе", если бы не всеохватная, всепроникающая мощь телевидения. Именно
слияние броской идеи и телезрелища дало в результате тот "архимедов
рычаг", который перевернул массовое сознание, подтолкнув людей к
единственно возможному для организаторов кампании выбору. Давосские
договоренности, консолидация финансовых магнатов ("семибанкирщина") и
прочие мероприятия лишь оснащали, усиливали тот процесс, придавая ему
материальную надежность.
Итак, есть все основания вновь повторить: пропаганда — рано забытое слово.
Так что же такое пропаганда, что содержит в себе это понятие? Наконец,
откуда оно появилось? Вопросы могут показаться праздными, слово-то давно
пообветшало, обносилось от частого употребления. Так-то оно так. На
обиходном уровне. Но вот вразумительной научной дефиниции, которая бы с
достаточной полнотой раскрывала его содержание, пожалуй, не отыщешь. Есть
вариации на тему, есть варианты. Есть разные подходы:
деловые—инструментальный, прагматический, либо негативные, критические.
Есть разные, порой нелепые точки зрения на ее генезис, социальную и
политическую роль и перспективу. Есть исследователи, весьма почтенные,
серьезные, и у нас, и на Западе. Одни отказывают пропаганде в праве на
существование как реальной функции СМИ, относя ее к формам деятельности
специального назначения (Леонард Доуб, Поль Лайнбарджер, к примеру).
Другие исследуют феномен пропаганды с позиций классовых: пропаганда
буржуазная со знаком минус, ибо манипулирует общественным сознанием,
пропаганда коммунистическая со знаком плюс, ибо просвещает, убеждает,
формирует, воспитывает и пр. (советская научная традиция).
На уровне обыденного сознания — вообще разнобой. Студенты-первокурсники,
запомнилось, затеяли спор: пропаганда — это наше "изобретение" или "открытие" нацистской Германии и придумал ее Йозеф Геббельс или Владимир
Ульянов-Ленин?
Вопрос происхождения и сущности пропаганды, убежден, имеет ключевое
значение для начатого здесь разговора о телевизионной программе. Ибо, если
предельно кратко, то: программная политика как определение содержательной
направленности, тематической и жанровой структуры, форм, методов и средств
взаимодействия с аудиторией должна в идеале базироваться на максимально
глубоком знании и оптимальном использовании пропагандистского опыта и
потенциала.
* * *
Теперь от читателя потребуется доля сосредоточенности. Чтобы хоть отчасти
ответить на вопрос о генезисе и природе пропаганды, предстоит забраться в
дебри теории. Но начнем все же с истории.
Вообще-то пропаганда выросла из коммуникации. Из общения, но не обычного
партнерского, равноправного. Из такого, когда одна сторона наседает,
навязывает, убеждает, внушает, инструктирует, уговаривает — словом,
склоняет в свою пользу, а другая — внемлет, с пониманием, сомнением,
соглашаясь, наприязненно, т.е. с чувствами самыми разными, подчас
полярными. Конечная цель пропагандистского воздействия — приведение всех
чувств и мнений к единообразию и согласию с изначально заданной программой
и целью.
Процесс совершенствования межчеловеческой коммуникации был долгим, тянулся
через столетия. Сначала прямой, естественный, контактный то есть: между
людьми, общинами, племенами; затем пошел по восходящей — к высшим формам:
власть — народ.
Естественной и первой магистралью была река. И представления людей
первобытных общин замыкались друг о друге ее бассейном. Чуть позже
появились первые искусственные средства и способы обмена сообщениями:
сигнальные костры (зачаток видеоинформации), звуки там-тамов
(аудиосигналы). Освоение всемирного океана, развитие мореплавания открыло
эру международной, межконтинентальной коммуникации. Рядом с мирной
торговлей и кровавой колонизацией шел интенсивный процесс взаимопознания
мира: культур, традиций, обычаев, образа жизни, языков и пр.
В этот процесс коммуникации, становящийся общемировым, включилась религия.
Первой обнаружившая глобальные тенденции и намерения в распространении
своего влияния на народы и страны, она развернула целенаправленную,
систематическую деятельность по распространению своей идеологии с
использованием всех доступных средств[8] (слова изреченного и написанного
в проповеди и Священном писании, гармонии звуков — в песнопении, музыке;
живописи — иконописи; архитектуры храмов и т.д.) и адресованную массовым
аудиториям. Храмовое действо — прообраз пропагандистской кампании.
Так мы пришли к дефиниции пропаганды, где названы практически все ее
признаки: идеологичность, целеполагание, систематичность и планомерность,
массовость. Впоследствии (всего вероятнее, в эпоху, когда пресса будет
наречена "четвертой властью") к ним добавится еще один — навсегда
определяющий, важнейший: политика. То есть пропаганда как деятельность,
направленная на обеспечение реальной политики, проводимой властью.
Но это будет потом. А пока, в начале XVII столетия Папа римский Григорий
XV — политик властный и мегаломан, создает в Ватикане первое в истории
человечества (да простится мне эта вольность) "министерство пропаганды".
Если точно, то ведомство по распространению в мире католической веры
(Congregatio de Propaganda Fide) и управлению миссионерством. Так в 1622
году институционально оформилась такого рода деятельность и возникло новое
слово—"пропаганда", которое в прямом переводе с латыни означало
(только-то!) "распространение". Но уже тогда содержало в себе смысл, как
видим, отнюдь не нейтральный.
Дальнейшая история пропаганды развивалась в направлении ее отхода от
прямых, непосредственных и естественных форм к косвенным и опосредованным.
Одновременно история пропаганды — это настойчивый поиск технических
средств и новых технологий, главный критерий которых — массовость.
Тем временем в некогда межличностную коммуникацию вмешался посредник. Им
стал профессионал-журналист, собиратель фактов, очевидец событий,
аккумулятор мнений и слухов. А потом и их интерпретатор. И первым таким
профессионалом-журналистом, редактором, издателем, как утверждают
историки, был француз Теофраст Ренодо. Это он первым в мире додумался
издавать регулярную печатную газету, которую назвал "Ля газетт". Шел тогда
1630-й год — совсем рядом по времени с возникновением пропаганды как
социальной функции и рода деятельности. Но до поры они — журналистика и
пропаганда — пойдут параллельными путями. До признания за первой силы и
значения в обществе, равнозначных власти.
На два столетия массовая коммуникация будет монополизирована печатным
словом. Потом, с середины XIX столетия, начнется интенсивный процесс
технической переоснастки и сближения с реальностью. Сначала фото на
газетно-журнальных полосах появится как подтверждение достоверности слов
журналиста. Потом слово обретет человеческий голос, мир зазвучит
естественными шумами и гармонией музыки. А чуть раньше — оживет в
движении, и жизнь во всей ее красоте и убожестве предстанет перед людьми
на белом полотне экрана.
Венцом стремительного поиска наиболее полного способа отображения живой
жизни станет телевидение. Но тогда уже XX век подойдет к своему
экватору[9].
Далее отважусь привести обширный фрагмент историко-теоретических
рассуждений о пропаганде, которые из глубин давно ушедшего времени тоже
предупреждают, что слово это рано отправлено в забвение. Написанный
четверть века назад (по следам "Телевизионной программы"), упрятанный в
текст докторской диссертации — "издания" в трех экземплярах — он никогда
не был опубликован, целиком во всяком случае. А сегодня, как мне кажется,
может представить определенный, и не только теоретический, интерес.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Стоимость ресторанного обеда равна одной пенсии, лечение в санатории —
годовой зарплате учителя. Жизненный уровень людей, составляющих так
называемую "бюджетную сферу" — учитель, врач, офицер, ученый, рабочий —
упал к середине 90-х в 3-5 раз.
[2] Логическим развитием стало образование групп, сосредоточивших крупный
капитал и оказывающих влияние на управление государством через коррупцию
или прямое слияние с властью — так называемые финансовые олигархии.
[3] По данным социологической службы Нугзара Бетанели, лето 1997.
[4] В 1990 г. "Новый мир" выходил тиражом в 2,5-2,7 миллиона(!)
экземпляров. "Знамя" в том же 90-м имело миллионный тираж и т.д. После
либерально-капиталистического эксперимента в январе 1992 эти флагманы
нашей печати едва удержались на 10-20 тыс., и то во многом благодаря
стараниям фонда Сороса.
[5] Один из крупнейших финансистов, банкиров и предпринимателей новой
России. Американский журнал "Форбс" включил Березовского в список
миллиардеров мира, оценив его личное состояние в 3 млрд долларов.
Опровержений до конца 1997 г., вроде бы, не последовало.
[6] Об этом подробнее см. в книге известного журналиста, многолетнего
московского корреспондента итальянской газеты "Ла Сгампа" Джульетто Кьезы
"Прощай, Россия!". М., 1997.
[7] Конечно, высокий штиль о "судьбе народа, страны" и проч. вполне
заменим на бытовой, приземленный — о реальной опасности, нависшей над
правящей элитой. Но это уже — за пределами наших рассуждений, область
интересов политологии. Так же, как и размышления, морально ли было
следовать принципу "цель оправдывает средства", в том числе и упрятанные в
коробке из-под ксерокса.
[8] Как не вспомнить здесь Игнания Лойолу, магистра ордена иезуитов,
изрекшего на века: "Цель оправдывает средства".
[9] Об этом подробнее см.: Р.Борецкий. Перспективы ТВ. Опыт
социально-исторической оценки. В: Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.
4. М., 1984
Оглавление
www.pseudology.org
|
|