(нем. Werkbund
от Werk
- работа, производство и
Bund
- союз, объединение) - художественно-промышленный союз, объединение
художников, архитекторов, ремесленников, предпринимателей и торговцев.
Основан в Германии в 1907 г. с целью поддержки и развития прикладного
искусства, художественных ремесел и нового «промышленного искусства», или
дизайна, призванного повысить качество массовой промышленной продукции. Эти
задачи были особенно актуальны в период Модерна, на рубеже
XIX-XX
вв.
Германский Веркбунд возник на базе слияния «Мюнхенских соединенных
мастерских», возглавляемых Р. Римершмидом, и «Дрезденских мастерских». Новый
союз возглавил
X.
Мутезиус, немецкий архитектор и теоретик архитектуры рационалистического
течения. В 1896-1903 гг. Мутезиус работал в Англии, изучал архитектуру
традиционного английского дома, был близок идеям движения «Искусства и
ремесла», основанного У. Моррисом. Под влиянием нового английского
искусства, школы Глазго и возникли идеи создания нового союза.
Традиционное понятие «Kunstgewerbe»
(нем. художественные ремесла), ассоциирующееся с дорогими и эклектичными
вещами предыдущей эпохи Историзма, было заменено новым - «Werkbund»,
в котором демонстративно убраны понятия «искусство», «художественный»,
«ремесло». В организации Веркбунда принимали участие А. Ван де Велде, Р.
Римершмид, Т. Фишер, А. Энделль. К 1910 г. в Союзе числилось 360 художников,
267 промышленников, 105 представителей музеев и выставочных залов, а также
меценаты, коммерсанты и торговцы. Устраивались лекции, выставки. Выпускался
журнал «Die
Form»
(нем. «Форма»), пропагандировавший идеи рационализма, конструктивизма и
функционализма в разных видах искусства, прежде всего в архитектуре,
оформлении интерьера и мебели. Осуществлялись попытки совместной работы
дизайнеров с промышленниками и торговцами, обеспечения авторских прав на
образцы промышленного производства. В Союз принимались только авторитетные
мастера, и покупатель был информирован о том, что, хотя он приобретает вещь,
изготовленную промышленным способом, она несет в себе качества уникального
художественного произведения.
В 1908 г. ежегодный конгресс Германского Веркбунда проведен в Вене, в 1913
г. И. Хоффманн организовал Австрийский Веркбунд с отделением в Швейцарии.
Выставки нового немецкого искусства проводились в 1912 г. в США, Бельгии,
Франции. Оно было признано самым передовым для своего времени. В
деятельности Веркбунда участвовали выдающиеся архитекторы-реформаторы: П.
Беренс, В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис Ван дер РОЭ (сравн. Баухауз). В 1914
г. Германский и Австрийский Веркбунд провели большую совместную выставку в
Кёльне. Но война, последующая инфляция и экономическая депрессия остановили
многие начинания. Только в 1920-х гг. деятельность Веркбунда возобновилась.
В 1924 г. Веркбундом организована выставка промышленных изделий под
названием «Form
ohne Ornament»
(нем. «Форма без орнамента»), означавшая полную победу функционализма. С
приходом к власти нацистов в 1933 г. Веркбунд был упразднен. Воссоздан в
Дюссельдорфе в 1947 г
www.pseudology.org |