Ни в одной
области нет более тесной связи между техникой и искусством, чем в
архитектуре
Р.Саржер
Сущность структурализма
Структурализм - художественное явление, проявившееся преимущественно в
архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или
экспрессионизм. Его сущность заключается в компоновке образа сооружения на
базе эстетизации конструктивно или функционально обусловленной формы
В области эстетизации функционально обусловленной формы структурализм
противостоит функционализму 1920-х гг., который не исповедывал подчинения
объёмной формы чисто композиционным требованиям. Классический функционализм
исходил из примата функции, как самодовлеющего фактора в архитектурной
композиции. Достаточно вспомнить радикальное высказывание Б. Таута: "Что
хорошо функционирует, то хорошо и выглядит. Мы попросту не верим, чтобы
что-либо могло плохо выглядеть и в то же время хорошо функционировать".
В конструктивизме 20-х гг. культ конструкции, как основы архитектурной формы
и образа, базировался на известной идеализации плохо изученной новой
индустриальной строительной формы /преимущественно из железобетона и стекла/
и сопровождался пренебрежительным отношением к эстетическим возможностям
традиционных материалов - камня, дерева, кирпича.
Структурализм, сформировавшийся в 1950-1960-е гг. и базирующийся на
эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве ХХ в. промежуточное
положение между конструктивизмом 20-х и хай-теком 80- 90-х гг.
Структурализм творчески использует выразительные возможности новых, но уже
хорошо изученных разнообразных конструкций, и базируется при проектировании
на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и
по их формообразующему потенциалу. Одновременно структурализм активно
работает с традиционными материалами, применяя их как в исторических, так и
в новых конструктивных формах /например, в плоскостных и пространственных
гнутоклееных конструкциях из древесины/. Таким образом, структурализм стал
путём подлинно тектонического освоения техники в отличие от
романтизированного техницизма в раннем функционализме.
Направление структурализма, в котором гармонизация внешнего облика
сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры, в
искусствоведческой литературе чаще всего связывают с творчеством
американских архитекторов Л. Кана и П. Рудольфа в 1950-1960-х гг.
Структурирование формы здания, его объёмов и пространств в работах Л. Кана
исходит из функционального назначения последних и требуемого в них
микроклимата и в первую очередь естественной освещенности помещений. Он
группирует основные и вспомогательные помещения в самостоятельные
объёмно-пространственные элементы, считая, что "архитектура- разумный способ
организации пространства... Структура обслуживающих помещений должна
дополнять структуру обслуживаемых. Одна - брутальная, другая - ажурная,
полная света". Гармонизируя форму и ритм чередования объёмов групп основных
и обслуживающих помещений, Л. Кан нашел исходную структурную основу для
индивидуальных композиций таких сложных объектов, как многоэтажные корпуса
научно-исследовательских институтов и лабораторий.
Многоэтажные здания лабораторий с относительно небольшими, но разными по
размерам ячейками рабочих и вспомогательных помещений основы для
конструктивного структурирования формы не давали. Поэтому находкой Кана
стало функциональное структурирование, но не эмпирически следующее за
функцией, как это встречается у большинства функционалистов, а художественно
гармонизированное.
Этому композиционному принципу подчинено, в частности, решение одного из
самых известных сооружений Кана - здания медицинских исследовательских
лабораторий Пенсильванского университета в Филадельфии/1957-1961 гг./. Здесь
в динамичном ритме чередуются объёмы лабораторий, насыщенные светоцроемами и
летними помещениями, с глухими высокими кирпичными башнями, в которые
заключены лестничные клетки, вентиляционные шахты и другие вертикальные
коммуникации.
В зданиях меньшей этажности, запроектированных для строительства в жарком
климате, функциональной основой гармонизации внешней формы послужили
индивидуально решенные солнцезащитные устройства. Близкий к творческой
манере Л. Кана подход к структурированию объёмной формы общественных зданий
нашел место в работах П. Рудольфа. Такова, в частности, композиция его
проекта здания факультета искусств и архитектуры Йельского университетов в
Нью-Хейвене /1963 г./: тот же композиционный приём, но исполненный в более
брутальных формах.
Однако, справедливость требует отметить, что вопреки сложившемуся мнению
западных теоретиков, идея структурирования архитектурной композиции путём
объёмно-пространственного вычленения групп рабочих и коммуникационных
помещений родилась и была реализовано существенно раньше /в 1920-х гг./ в
СССР.
Произведения советских мастеров
Самыми яркими произведениями отечественного структурализма этого периода
стали здание Госпрома в Харькове /арх. С. Серафимов, М. Фельгер, С. Кравец/,
построенное в 1926-1928 гг., и театра в Ростове на Дону /арх. В. Щуко и В.
Гельфрейх/, построенного в 1930-1935 гг. В композиции здания Госпрома объемы
вертикальных и горизонтальных коммуникационных помещений вычленены в
трехмерную решетку, пространство ячеек которой занимают группы рабочих
помещений. Особую выразительность композиции Госпрома придает её
пластичность: композиция не фронтальна, а развивается по незамкнутой
окружности, обнимая городскую площадь.
В двухзальном ростовском театре функциональное структурирование основных и
коммуникационных помещений осуществлено не только за счёт контраста их
объёмных форм, но и фактуры наружных стен: в симметричной композиции
главного фасада основной глухой центральный объём зрелищных помещений,
облицованный белым аккерманским камнем, нависает над витражем входных
помещений и фланкируется тонкими стеклянными башнями лестничных клеток.
Последние по боковым фасадам соединены с противоположным фасадом высоко
поднятыми остекленными галереями. В отечественном зодчестве 1960-1976-х гг.
наиболее яркими примерами функционально-конструктивного структурализма стали
сооружения, возведённые на горных склонах. Здесь постановка отдельных опор
зданий на пониженных участках территории с консольным расположением над
этими опорами основных помещений стала исходной темой для разнообразных
композиций. Опоры обычно имеют развитое сечение, так как помимо статических
имеют и другие функции: в их полом пространстве расположены вертикальные
коммуникации. К наиболее известным композициям этого типа относятся здание
Министерства автомобильных дорог Грузии в Тбилиси /арх. Г. Чахава и 3.
Джалагания/ и гостиница "Дружба" в Ялте /арх. Н. Василевский, Ю. Степанчук,
инж. Н. Канчели/.
Наибольшие сложности для функционального структурирования композиции
представляют многоэтажные жилые дома с их аморфной мелкоячеистой
объёмно-планировочной структурой. К немногочисленным удачным примерам
функционального структурирования таких объектов относится жилой дом,
построенный в начале 1970-х гг. на Беговой улице в Москве /арх. А. Меерсон и
Е. Подольская/. Его композицию организуют две овальных в плане башни
незадымляемых лестничных клеток, соединённых с основным объёмом здания
переходными балконами, и придающих всему сооружению крупный архитектурный
масштаб.
Программным объектом, композиция которого подчинена идеям функционального
структурализма и метаболизма стало здание Центра коммуникаций префектуры
Ямагучи в г. Кофу, построенное по проекту арх. К. Танге в 1962-1967 гг.
Основу композиции составляет группа стволов-башен, на которые опёрты
монолитные мощные железобетонные платформы перекрытий. Внутри башен
заключены вертикальные коммуникации, а свободное пространство между
перекрытиями частично застроено, частично оставлено свободным и может быть
застроено по мере возникновения эксплуатационной необходимости. Таким
образом, архитектурная композиция здания не стабильна во времени, оставаясь
композиционно и конструктивно структурированной.
Технически обоснованной предпосылкой к конструктвному структурированию формы
многоэтажных жилых домов и офисов послужило внедрение новых конструкций и
конструктивных систем - объёмно-блочного домостроения и ствольных систем.
Конструкции объёмно-прстранственных блоков-комнат были изобретены и
исследованы в начале 1950-х гг. в СССР, а в 1958 г. начато строительство
объёмно-блочных зданий. Эта строительная система имеет явный художественный
потенциал для формирования брутальных структуралистических композиций путем
взаимного разворота блоков в пространстве, их консолирования и других,
органичных для системы приёмов. Однако, в связи с тем, что объёмные блоки
внедрялись преимущественно в массовое жилищное строительство, такие
композиционные приёмы использовались крайне редко /например, в 12-этажном
доме в Краснодаре, построенном по проекту арх. П. Бронникова/ из-за их
относительной неэкономичности
Проектирование крупных общественных зданий
Наиболее ярко архитектурный потенциал объёмно-блочной системы был
продемонстрирован в выставочном жилом доме "Habitat
- 67" на международной выставке Экспо - 67 в Канаде /арх. М. Сафди/ и
ствольно-обьёмно-блочном многоэтажном доме "Накагин" в Токио /1972 г./ арх.
К. Куракава.
Конструктивный структурализм решений многоэтажных здании консольно-ствольной
системы /с мощной пространственной конструкцией консоли в нижней зоне
ствола/ нашел органичное воплощение в проектах молодёжного комплекса под
Туапсе и административного здания в Тольятти арх. А. Белоконя, офиса фирмы
Оливетти во Франкфурте-на-Майне /арх. Э. Айерман/, офиса фирмы
BMW
в Мюнхене /с тектоничной несущей системой из четырех монолитных стволов/.
Однако, наиболее плодотворной областью конструктивного структурализма стало
проектирование крупных общественных зданий с большепролётными
пространственными покрытиями /преимущественно железо- бетонными/ зальных
помещений. Особенно ярко конструктивный структурализм проявился с конца
1940-х по 1960-е гг. Самые интересные произведения структурализма этих лет
принадлежат итальянцу П.- Л. Нерви и французу Р. Саржеру. Нерви и Саржер
/первый - по базовому образованию инженер, второй - архитектор/ создали
выдающиеся сооружения, скомпонованные с применением тонкостенных
железобетонных оболочек, куполов и складок. Хотя такие конструкции получили
применение в строительстве уже в 20-е гг., но подлинную выразительность, не
только в качестве конструктивной, но и архитектурной формы, они получили в
творчестве названных мастеров.
С их деятельностью связано создание образов современных спортивных,
выставочных, торговых, транспортных сооружений, скомпонованных на основе
гармонизированной формы конструкции большепролётного покрытия. Наиболее
известны в этом ряду такие произведения Нерви, как Малый олимпийский дворец
/палаццетто делла спорт/ в Риме, главный выставочный зал и Дворец труда в
Турине, в творчестве Саржера - крытый рынок в Ройане и собор в Алжире. Даже
широко тиражированный образ зрелищно-спортивного сооружения - "чечевица" или
"летающая тарелка" /здания цирков в Сочи, Казани и др. городах/, в которых
нижняя оболочка - чаша, несущая трибуны зрительских мест, а верхняя -
пологий купол покрытия, ведёт свое происхождение от спортивных сооружений
Р.Саржера.
Работами П.- Л. Нерви, которые стали классическими примерами комплексного
решения технических и эстетических задач при решении несущих конструкций,
являются корпус конференц-залов в комплексе сооружений ЮНЕСКО в Париже /1958
г/ и Малый дворец спорта в Риме /арх. А. Вителлоцци/ построенный к
Олимпийским играм в 1957 г.
В композиции здания конференц-залов решающая роль принадлежит двухпролётной
складчатой железобетонной раме пространственной конструкции, которая
образует несущие наружные стены и покрытие залов. Таким образом складчатая
рама, совмещая функции несущей и ограждающей конструкции здания, формирует
объёмную композицию здания и его интерьеры. Хотя ко времени строительства
комплекса ЮНЕСКО складчатые конструкции были хорошо изучены и применялись не
один десяток лет, они оставались несвободны от ряда
архитектурно-композиционных недостатков: форма складок сугубо жестка и
геометрична, а их масштаб, обычно совпадающий с масштабом обьёмной формы
зданий, в интерьерах -выпадает из масштаба, оказывается излишне крупным.
Нерви преодолел эти недостатки, применив несущую конструкцию в виде
двухпролётной рамы с монолитной диафрагмой жёсткости. Диафрагма жёсткости,
располагающаяся со стороны сжатого сечения складки, меняет своё расположение
зеркально по отношению к эпюре моментов в раме. Благодаря этому Нерви
получил предусмотренный им композиционный эффект. Диафрагма, благодаря её
переменному положению позволила в большом конференц-зале менять глубину
складок, получать живую светотень.
В малом зале, размещённом в меньшем пролёте рамы, сжатая зона конструкции
покрытия полностью проходит по его нижней зоне. Соответственно в интерьере
малого зала, масштабу которого размеры складок не соответствуют, они не
выявлены, но криволинейная поверхность диафрагмы, образующей потолок зала,
придает индивидуальный характер его интерьеру. Таким образом, сложившееся к
50-м гг. виртуозное владение новой конструктивной формой, позволило
выдающемуся инженеру решить чисто композиционные задачи, используя новые
выразительные средства.
Малый дворец спорта - круглое в плане здание с центральной ареной и
кольцевым расположением зрительских трибун на две тысячи мест. Зал перекрыт
пологим тонкостенным ребристым железобетонным куполом пролётом 59,2 м со
стрелой подъёма в 1/8 пролёта. Сборномонолитный купол опёрт на 36 наклонных
Ч - образных опор, передающих вертикальную нагрузку и распор от купола на
предварительно напряжённое железобетонное фундаментное кольцо.
В интерьере зала главенствует кессонированная поверхность купола.
Ромбические и треугольные кессоны образованы системой криволинейных ребер,
идущих к опоре с переменным ритмом, обеспечивающим увеличение размеров
кессонов к опоре, где рёбра /по четыре/ собираются в пучки, освобождая
пространство для устройства проёмов бокового освещения зала. В вершине
купола устроен обрамлённый кольцевым ребром проём для верхнего света.
Сборномонолитная конструкция купола состоит из заранее отформованных
тонкостенных, имеющих пространственную форму армоцементных скорлуп и
основного монолитного слоя железобетона. Армоцементные скорлупы выполняют и
роль оставляемой опалубки монолитного слоя купола и работают с ним
совместно, будучи связанными с ним многочисленными арматурными выпусками.
Благодаря применению армоцементных скорлуп Нерви удалось решить ряд
инженерных задач /упрощение построечных работ, уменьшение расхода
конструктивных материалов и пр./, получить изысканный рисунок и тонкую
профилировку кессонов.
Не менее выразителен и внешний облик Палаццетто. Эта выразительность
достигнута Нерви за счёт отступления от сложившихся решений композиции
зданий с купольным покрытием. Обычно распор купола передают на кольцевую
балку, опёртую на ряд расположенных по наружному периметру стоек,
воспринимающих вертикальную нагрузку от покрытия. При этом наружные стены,
освободившиеся от нагрузки с покрытия проектируют не несущими, и чаще всего
в виде стеклянного витража, форма которого достаточно тривиальна и
маловыразительна. Нерви ушел от этой традиции, поместив опорное кольцо ниже
уровня земли, и связав купол с опорным кольцом наклонными Ч-образными
опорами. Благодаря этому приёму композиция Палаццетто приобрела
тектоничность и индивидуальность. Благодаря выносу на фасад наклонных опор,
невыразительный стеклянный витраж наружных стен ушёл в глубокую тень за
этими опорами.
Близкий Палаццетто архитектурный образ был создан Р. Саржером в 1955 г. при
проектировании /совместно с арх. Л. Симоном и А. Морриссо/ здания крытого
рынка в Ройане /Франция/. Круглое в плане здание рынка диаметром 50 м.
покрыто волнистым пологим куполом из 13 сопряжённых железобетонных оболочек
параболоидного типа, опёртых по внешнему контуру на расположенные шагом 12 м
13 низких опор, связанных фундаментным кольцом. Наружные края оболочек
образуют большой консольный свес над стеклянными наружными стенами, создавая
красивую светотень и частично солнцезащиту фасадов. Как и в Палаццетто в
вершине купола устроен фонарь верхнего света. В дополнение к этому вдоль
продольной оси каждой из тринадцати оболочек предусмотрены длинные щелевые
светопроёмы. Рынку в Ройане присущ исключительно целостный внешний образ и
гармоничный интерьер, достигнутые творческим подходом к конструктивному
структурированию композиции.
То обстоятельство, что грань между возможностью достичь гармонии при
органичном применении новой конструкции или потерпеть неудачу /при учёте
какого-либо одного фактора/, доказывает проект Р. Саржера /с арх. Сабийот и
Гароде/ крытого рынка для Нантерра. Саржера увлекла техническая идея
скомпоновать из параболоидных оболочек двоякой кривизны /аналогичных
применённым в Ройане/ не купольное, а кольцевое сооружение с круглым
небольшим атриумом. Это позволило увеличить диаметр сооружения до 80 м,
расположить опоры 16 составляющих покрытие оболочек по периметру внутреннего
двора, соединив их фундаментным кольцом, консолировать оболочки /вынос
консоли 25 м/ и подвесить к их фасадному краю каркас витража наружных
стеклянных стен. В связи с переменной кривизной оболочек к фасадной
поверхности они подходят плоским краем. Поэтому внешний облик здания рынка
получил банальную форму стеклянного цилиндра с плоским железобетонным
карнизом, а богатая пластическая форма покрытия осталась композиционно не
востребованной. Таким образом, решая несомненно интересную техническую
задачу, авторы проекта проиграли в композиции
Комбинации пространственных конструкций в одном объекте
Наряду с композициями, основанными на тектонической интерпретации единой
конструктивной формы /пологого ребристого или волнистого купола, складок или
др./ структурализму присущи так же решения, основанные на комбинации в одном
объекте нескольких типов новейших пространственных конструкций.
Классическим примером такой композиции может служить здание крытого
спортивного зала в г. Сидзуока /Япония/, построенного в 1956 - 1957 гг. по
проекту арх. К. Танге, К. Коцуки,М. Ёсиока, инж. Ё. Цубой. В здании наружные
стены выполнены из железобетонных складок с переменной глубиной сечения и
высотой, несущих пространственный железобетонный опорный контур покрытия в
форме гиперболического параболоида. А в крытой спортивной арене в Такамацу
тех же авторов основой архитектурной формы стала пластичная железобетонная
конструкция пространственного опорного контура висячего покрытия
зрелищно-спортивного зала и не менее мощные опорные пилоны.
Не менее интересна и выразительна композиция собора в Ройане /арх. Г. Жилле,
инж. Б. Лафай и Р. Саржер, построенного в 1954 - 1956 гг.
Овальный в плане собор имеет стены из отдельных железобетонных складок и
пространственное покрытие висячей железобетонной оболочкой. Отвечая
традициям французской готики, это сугубо современное здание решено очень
высоким: стены имеют переменную высоту от 36 до 65 м. Устойчивость стен
обеспечена их конструкцией из одиночных складок треугольного сечения
глубиной 2,2 м при толщине всего 12 см. Одиночное размещение складок
предусмотрено в целях устройства между ними традиционных цветных витражей.
Совместная работа складок обеспечена связями в трех уровнях по их высоте: в
нижней зоне - своеобразной конструкцией, аналогичной по статической роли
готическим контрфорсам, в верхней трети - наружной галереей,
поверху-пространственным опорным контуром висячей оболочки покрытия. Образ
здания -выразительная интерпретация традиционной темы католического храма,
эмоциональное воздействие которого достигнуто методами конструктивного
структурализма без каких- либо дополнительных декоративных средств и
приёмов.
По тому же пути комбинации в храмовом здании современных пространственных
конструкций и построения архитектурного образа на базе выразительности их
форм пошли арх. П. Эбре, Ж. Ле Кутер и инж. Р. Саржер в проекте собора в г.
Алжире /1956 г/. В композиции храма главенствует центральная башня высотой
35 м с поверхностью гиперболоида вращения, окружённая более низкими стенами
из железобетонных складок. В проекте собора авторам удалось опоэтизировать и
придать новое звучание ставшему уже привычным глазу, как чисто
технологическое явление, силу- эту гиперболоида вращения.
На рубеже 1960-1970-х гг. сформировалась своеобразная ветвь структурализма,
получившая наименование стиля большого бизнеса /big
busness style/,
реализовавшаяся преимущественно в проектах высотных офисов крупнейших фирм и
корпораций. Архитектурная композиция этих объектов построена главным образом
на эстетике новейших конструктивных систем таких зданий, активно
внедрявшихся в строительство именно в эти годы. Эстетика
оболочково-каркасной системы получила эстетическую трактовку в зданиях
Мирового торгового центра в Нью-Йорке и Транс-Америка в Сан-Франциско,
каркасно-ствольноподвесной - в офисе фирмы БМВ - в Мюнхене, ствольной - в
офисе "Рыцарей Колумба" в Нью-Йорке, а оболочково-диафрагмовой - в офисе
Сёрс и Робак в Чикаго. Отличительной особенностью этих композиций является
тектоничность, сдержанность и лаконичность, использование наиболее
современных и совершенных отделочных и конструктивных материалов. В проектах
этих зданий, пожалуй, впервые в практике строительства небоскрёбов уделено
большое внимание не только их венчанию, но и компоновке входной зоны часто с
организацией представительной благоустроенной небольшой площадки /плазы/
перед зданием, украшенной декоративной скульптурой
"Архитектура двадцатого века" - М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с
илл
www.pseudology.org |