Социалистический реализм
Realisme socialiste

Советская художественная доктрина требовала от художника "правдивого исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии". При этом искусство должно воспитывать людей "в духе коммунистической идейности".

Происхождение социалистического реализма восходит к 1918 когда ЦК партии большевиков призвал художников создать реалистическое искусство революционной пропаганды доступное массам. После 1920 нападки на левых художников усилились еще больше. Газета Правда отводит целые страницы выступлениям против "абстрактных измышлений вдохновленных мелкой буржуазией".

В этой атмосфере поле- мики на призыв партии отвечают многочисленные художественные группировки. Так объединение НОЖ (Новое общество живописцев) во главе с Г. Г. Ряжским провозглашает создание новой живописи основанной на тра- диции и использующей наименее мо- дернистские а следовательно наи- менее опасные формы; Общество ху- дожников "Бытие" (П. П. Кончаловский А. В. Куприн и др.) подчеркивает материалистическое видение мира и важность сюжета.

В 1922 была основана "Ассоциация художников ре- волюционной России" (АХРР впоследствии "Ассоциация художников революции" АХР). Члены АХРР видели свою задачу в том чтобы в худо- жественной и одновременно докумен-тальной манере представить триумф больших преобразований произведенных после Октябрьской революции.

Таким образом сюжет содержание картины оказывается важнее чем ее форма:

повседневная жизнь (неизбеж- но счастливая) крестьяне и рабочие стойкие солдаты Красной Армии партийные лидеры - целая гамма тем героического реализма . Художественные традиции передвижни- ков из которых вышли многие худож- ники АХРР пользовались особым по- четом благодаря Луначарскому нар- кому просвещения. Поддерживаемые властями художники АХРР вели беспо- щадную (и в конце концов победную) войну против многочисленных аван- гардистских течений.

Так начинается царство нового искусства одна из задач которого - показать привязан- ность советского народа к своим правителям. Один из самых крупных художников АХРР Исаак Бродский уже в 1918 создал множество портретов Ленина. Его примеру вскоре последо- вали А. М. Герасимов ("Ленин на трибуне" 1929-1930 повторение - 1947 Москва Гос. Третьяковская гал.) С. В. Малютин (портрет Фур- манова 1922 там же) Н. А. Андре- ев (портрет Сталина 1922 там же) а также Б. В. Иогансон ("Допрос коммунистов" 1933 там же) и Е. А. Кацман. Другая важная тема - рево- люционная эпопея и победы Красной армии. В 1925 М. Б. Греков пишет свою знаменитую картину "Тачанка" (там же); в 1928 К. С. Петров-Вод- кин создает символический образ ре- волюции - картину "Смерть комисса- ра" (СанктПетербург Гос. Русский музей); А. А. Дейнека воспевает революционный порыв ("Оборона Петрограда" 1928 повторение - 1964 Москва Гос. Третьяковская гал.).

Красота родины также вдохновляет многих художников (Юон Машков Яковлев Архипов). До 1932 АХРР оставаясь на привилегированном по- ложении должна была мириться с су- ществованием других организаций.

Но 23 апреля 1932 ЦК ВКП(б) издает постановление

"О перестройке литературно-художественных организаций" которое привело к созданию единых творческих союзов. Вскоре была подготовлена большая ретроспективная выставка посвященная 15-летию советского искусства. Она должна была показать успех нового художественного метода и способс- твовать его кристаллизации.

Отныне официальное использование термина социалистический реализм и теоретическая формулировка его положений, разработанная Горьким открывают новый период: художники должны служить идеалам коммунистической партии и способствовать построению социализма. Используемая в политических целях советская живопись остается до 1955 эффективным инструментом пропаганды культа личности.

Произведения этой эпохи исполненные с тщательной разработкой деталей все так же ог- раничены в темах. Преобладающие те- мы удивительно однообразны. Счаст- ливая деревня после коллективизации (С. В. Герасимов - "Колхозный праздник" 1937 там же) доблесть и сила армии (С. А. Чуйков На границе 1938 Санкт-Петербург Музей этнографии) портреты руководителей партии среди которых ведущее место занимает Сталин (С. В. Герасимов - портрет Сталина 1935 Москва Гос. Третьяковская гал.).

Война пробудившая русский национализм оживила на полотнах славное боевое прошлое (Н. П. Ульянов - Лористон в ставке у Кутузова 1945 там же; П. Д. Корин - триптих Александр Невский 1943 там же) связывая его с настоящим (А. А. Дейнека - "Оборона Севастополя" 1942 Санкт-Петербург Гос. Русский музей; С. В. Герасимов - "Мать партизана" 1943 Москва Гос. Треть- яковская гал.).

После 1955 метод социалистического реализма стал более гибким и свободным. Теперь в его рамках возможны и поиски новых формальных решений (например в творчестве Г. М. Коржева П. А. Смолина Д. Д. Жилинского). Однако доктрина социалистического реализма по-прежнему оставалась единственным официально разрешенным в СССР художественным методом.


www.pseudology.org