Постмодернизм
- популистско-плюралистическое искусство непосредственной
коммуникабельности.
Ч. Дженкс
Постмодернизм - искусство эпохи, пережившей крах всех больших идей
человечества. Художник уже не строит утопий, не перестраивает, а обживает
мир, стараясь устроиться в нём с максимальным комфортом. Для постмодернизма
закон не писан, он живёт эклектикой, смело замешивая своё искусство на
осколках чужих слов и идей. Культура прошлого для него лавка старьёвщика,
откуда он берёт всё, что идёт в ход... Любая сцена здесь цитата, это, между
прочим, и выражает дух постмодернизма, течения, сделавшего кавычки и своим
главным орудием и своим основным символом.
П. Вайль и А. Генис
Европейский постмодернизм существенно более строг, нежели американский. И
это вполне закономерно: новые сооружения строятся в богатом окружении
шедевров прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических
архитектурных форм при "декорировании сараев".
В то же время европейский постмодернизм сохраняет теплоту и человечность
стиля. Наиболее яркими примерами европейского постмодернизма могут служить
работы по расширению главных художественных музеев Лондона, осуществлённые в
последнее десятилетие. К расширению Национальной галереи был привлечён один
из отцов постмодернизма- Р.Вентури. По проекту Р. Вентури и Д. Рауха в 1983
г. пристроено левое крыло к зданию Национальной галереи. Расположение
галереи на главной площади города - Трафальгар-сквер - предъявляло к авторам
очень жёсткие требования "совместимости" с исторической средой, и они с ними
справились. Пристройка увязана с основным викторианским объёмом музея
габаритами и высотой, решена почти глухой, а её членения даны в
схематизированных классических пропорциях. Интерьеры аскетичны и полностью
подчинены экспозиционным целям. Любовь постмодернистов к "знакам и
письменам" получила воплощение лишь в новой лестничной клетке, на стенах
которой великолепным латинским шрифтом высечены имена мастеров ренессанса.
Второй крупнейший художественный музей Лондона - Тейт-галерея. Он назван
именем первого собирателя английской живописи - Р. Тейта, подарившего своё
собрание государству (" английский П. Третьяков"). Музей был построен в 1890
г. в стиле неоклассицизма арх. С. Смитом на северном берегу Темзы.
Колоссальный рост коллекции галереи привёл в течении столетия к
многочисленным пристройкам, самой радикальной стала открытая в 1989 г.
пристройка правого крыла, содержащая огромное собрание работ художника
Тёрнера. Крыло Тёрнера построено по проекту английских зодчих - Дж.
Стерлинга и М. Уилфреда. Дж. Стерлинг внёс в проектирование свой богатый
опыт проектирования музея в Дюссельдорфе и картинной галереи в Штутгарте и
всё современное музейное технологическое новаторство. Архитектура крыла
Тёрнера самобытна и современна: она полихромна, как многие произведения
постмодернизма, и свободна от ортогонального геометризма модернизма - авторы
оперируют криволинейными, треугольными, трапециевидными формами, но
полностью свободны от каких-либо историко-архитектурных цитат. Уважение к
историческому контексту здесь сказалось в нарочитом смещении "крыла Тёрнера"
из плоскости главного викторианского фасада в глубь примыкающего к галерее
сквера.
Работая в Европе, американские мастера постмодернизма проявляют
сдержанность. Особенно ярко это видно на работах берлинской мастерской
Ч.Мура, с творчеством которого мы раньше познакомились на примере Площади
Италии в Новом Орлеане. В 1987-1988г. он построил крупные объекты в районе
гавани Гегель в Берлине: многоэтажный дом на набережной и Гумбольтовскую
библиотеку на острове. Библиотека представляет собой вытянутый двухэтажный
объём с перекрытием читального зала цилиндрическим сводом. По мнению автора
проекта, библиотека стала примером "индустриального барокко": в интерьере
выполненном из бетона, стали и анодированного алюминия сформирована нарядная
и дружелюбная среда.
Последней крупной берлинской работой мастерской Ч. Мура, стало создание
нового жилого района Каров-Норд на северо-восточной окраине города.
По целям создание района отвечает установкам модернистов 20-х гг. - создание
человечной и достойной среды, но принципиально отлично по композиционным
приёмам. 3-4 этажная застройка района решена не свободной, а регулярной.
Своеобразие застройке придаёт сочетание ортогональной уличной сети с
диагональными лучами. Благодаря этому в застройке мало домов элементарной
прямоугольной формы: большинство домов имеет угловую, П- образную или
криволинейную форму. Сочетание ортогональных и диагональных улиц создаёт
интересные глубинные перспективы, а сложная конфигурация домов в плане
создаёт уютные полузамкнутые дворовые пространства, со масштабные человеку.
Архитектурная выразительность домов обеспечена их нетривиальной объёмной
формой, введением угловых акцентов в домах, расположенных на пересечениях
улиц, комбинациями различных по форме и размерам проёмов и летних помещений.
В отличие от "белой архитектуры" 20-х гг. застройка Каров-Норд полихромна.
Авторы отказались от плоских крыш, и крутые яркие черепичные крыши - двух- и
четырёхскатные, с мансардами и без них - вносят яркий по цвету и силуэту
элемент в композицию застройки.
Наряду с приведёнными бесспорно удачными примерами европейского
постмодернизма нельзя обойти молчанием спорные примеры, наиболее известным
из которых является ансамбль жилого комплекса на 450 квартир "Арена Пикассо"
в пригороде Парижа Марн-ла-Валле (1985 г.), запроектированный испанским
архитектором М. Нуньесом. "Арена Пикассо" построена почти одновременно с
комплексом "Дворец Абраксас" в том же пригороде и является в известной
степени примером творческого соревнования с "Тальер де Аркитектура".
Композиция "Арены Пикассо" строго симметрична. В центре расположены два 17-
этажных дома в виде плоских дисков ("будильников"), опёртых на плоское
основание из протяжённых 4-этажных домов, а так же 7-10- этажных домов,
образующих боковые крылья ансамбля. Пространство комплекса объединяют
высокие проезды по его оси и по осям "будильников".
Архитектурные формы комплекса крайне эклектичны: в них сочетаются готические
аркбутаны и контрфорсы, классицистические и конструктивистские детали и
декоративная скульптура в стиле барокко. Во всей композиции преобладает дух
театральности, эпатирующего кича и нарочитой не функциональности (особенно в
жилых дисках).
В соответствии с заказом использование наследия в произведениях
постмодернистов складывается весьма различно: от ироничного цитирования и
фрагментарного применения отдельных деталей до документально точного
воспроизведения. Примером последнего может служить здание музея
художественной коллекции мультимиллионера П. Гетти в Малибу (Калифорния).
Построенный в 1978 г. по проекту арх. Н. Нейербурга, Р. Ленгдона и Э.
Уилсона музей представляет собой воссоздание античной "Виллы папирусов" в
Геркулануме, погибшем наряду с Помпеей в
I
в. н. э. при извержении Везувия. Обычно это здание относят к произведениям
постмодерна, но по существу оно представляет собой явление документального
историзма.
К наиболее ценным результатам развития постмодерна представляется
справедливым отнести не отдельные из ранее рассмотренных произведений, а тот
дух уважения к контексту, который до сегодняшнего дня соблюдается при
реконструкции центров исторических городов, примеры которых очень
многочисленны: район Ричмонд-парка в Лондоне, Бикерзей-ланда в Амстердаме,
Университетской площади и Креплинерштрассе в Ростоке и многих других
"Архитектура двадцатого века" - М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с
илл
www.pseudology.org |