Постмодернизм
- популистско-плюралистическое искусство непосредственной
коммуникабельности.
Ч. Дженкс
Постмодернизм - искусство эпохи, пережившей крах всех больших идей
человечества. Художник уже не строит утопий, не перестраивает, а обживает
мир, стараясь устроиться в нём с максимальным комфортом. Для постмодернизма
закон не писан, он живёт эклектикой, смело замешивая своё искусство на
осколках чужих слов и идей. Культура прошлого для него лавка старьёвщика,
откуда он берёт всё, что идёт в ход... Любая сцена здесь цитата, это, между
прочим, и выражает дух постмодернизма, течения, сделавшего кавычки и своим
главным орудием и своим основным символом.
П. Вайль и А. Генис
Формирование Постмодернизма
Постмодернизм представляет собой широкое общественное течение,
распространившееся в различных областях культуры, - философии, литературе,
музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.
Мировоззренческой базой постмодернизма стало глубокое разочарование в
идеологии исторического прогресса, сформулированной французскими
просветителями
XVIII
в. и основанной на идее рационального переустройства общества и человека.
Философы постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида) утверждают, что обещанное
просветителями ХVIII
в. осуществление общественной утопии обернулось кошмарами революций и
тоталитаризма потому, что ориентировало человечество и личность на
незыблемую иерархию ценностей, на некий духовный центр, нравственный
абсолют. Философия постмодернизма исходит из установки, что именно
ориентация на абсолют постоянно воспроизводит тоталитарные структуры и
тоталитарное сознание.
Альтернативой ему может быть только плюрализм. В связи с этим постмодернизм
трактуется в общем, виде как плюрализм и ориентация на фрагмент вместо
целого. Естественно, что в каждом из искусств постмодернизм ориентирован на
средства выражения, присущие данному виду искусства.
В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй
половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив
различных по творческим принципам и почерку мастеров. Объединившей их базой
стало резкое отрицание Современного движения в качестве художественной
системы, и в качестве творческой идеологии, претендующей на
жизнестроительную общественно - преобразующую роль архитектуры.
Наиболее жёсткой критике постмодернисты подвергли такие основополагающие
принципы модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм
архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого
наследия и регионализма.
При всей прогрессивности рациональных установок функционализма, направленных
на формирование здоровой городской среды и гигиенического массового жилища,
в его идеологии впервые реальный заказчик был заменён "осреднённым жителем",
потребности которого архитектор заранее исследовал, оценил и учёл в типовом
проекте. Формирование внешнего облика здания стало так же рационально
детерминированным.
Такой подход не учитывал объективную психологическую потребность человека в
разнообразии внешних впечатлений и неизбежно порождал эстетически и
эмоционально ущербную архитектуру массовой застройки, основной
характеристикой которой стала угнетающая монотонность.
Зарождение постмодернизма именно в архитектуре США произошло не случайно. В
отличии от европейского зодчества архитектура США не знала 10-20-летнего
"антракта историзма". Наоборот, благодаря эмиграции в США в годы тоталиризма
основателей и ведущих мастеров модернизма его развитие здесь оказалось
непрерывным и достигло апогея - "интернационального стиля" в 1950-е гг.
Естественно, что в Америке накопилась и наибольшая "эмоциональная усталость"
от искусства модернизма, приведшая (временно) к его "эмоциональной
девальвации". Поэтому протест здесь стал особенно резким, способствуя
формированию идеологии, а затем и практики архитектурного постмодернизма -
единственного из значительных направлений зодчества ХХ в., зародившегося не
в Европе
Принцип "декорированного сарая"
Впервые общая отрицательная оценка архитектуры модернизма и обоснование
новой концепции развития зодчества после модернизма была представлена в
монографии профессора истории архитектуры Йельского университета Р. Вентури
в 1966 г. "Сложность и противоречия в архитектуре". Некоторые искусствоведы
сравнивают общественный и профессиональный эффект этой публикации с успехом,
выпавшим в 1923 г. на книгу Ле Корбюзье "Об архитектуре".
Для Р. Вентури архитектура не только корбюзианская "машина для жилья", но и
средство духовной коммуникации. Ему "нравится сложная и противоречивая
архитектура, опирающаяся на всё богатство и многозначность современного
опыта, включая и опыт, присущий искусству". В своей архитектурной практике
он поэтизирует обыденность, придавая ей многозначность, сколь скромным не
был бы проектируемый объект. В этих случаях он исходит из принципа
"декорированного сарая": на объём здания, имеющего чисто
функционально-конструктивную основу, он даёт "декоративные накладки" любого
архитектурного стиля. При этом он прибегает к парадоксам, как средству
обострения эмоционального восприятия: нарочитым нарушениям пропорций,
расположения или дерзким сочетаниям канонизированных исторических
архитектурных форм.
Соответственно основные принципы архитектуры постмодернизма сформировались,
как антитеза модернизму.
В градостроительстве постмодернизм исповедует отказ от свободной и отдаёт
предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе застройки, а
также тщательному, учёту особенностей существующей конкретной городской
среды ("контекста").
В области архитектурных форм постмодернизму присуще возрождение (зачастую
эклектическое) исторических архитектурных систем и декора всех видов
(декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и пр.),
обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его
ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцами,
фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш. Соответственно
возрождаемым историческим формам восстанавливаются принципы исторического
построения композиции - симметрия, пропорциональность, перспектива.
Архитектурная разработка поверхности стен диаметрально противоположна у
мастеров функционализма и постмодерна. У первых, например, стена
многоэтажного дома с проёмами членится по высоте совершенно одинаково и
завершается парапетом плоской крыши, а торцевая стена (обычно глухая) -
хранит девственную чистоту и однородность фактуры. У вторых - разнообразие
форм и размеров проёмов не только по протяжённости, но и по высоте стены,
завершаемой обычно разнообразными (треугольными, лучковыми, трапециевидными)
фронтонами или щипцами. Очень разнообразна разработка поверхности глухих
участков стен, на которых сочетают различные фактуры, цвет, рельеф и пр.
В трудах теоретиков и практиков постмодернизма (Р. Вентури, М. Кюло, Л.
Крие, А. Росси, А. Грюмбако) сформулированы его следующие постулаты:
- "подражания" историческим памятникам и "образцам";
- "ссылки" на широко известный памятник архитектуры в общей композиции или
ее деталях;
- работа в "стилях" (историко-архитектурных);
- "обратной археологии" - приведение нового объекта в соответствии со старой
строительной техникой;
- "повседневности реализма и античности", осуществляемой путём известного
"принижения" или упрощения применяемых классических форм.
Ориентация на эти постулаты способствовала углублению архитектурного
образования и мастерства (изучение архитектурного наследия,
совершенствование архитектурной графики и пр.).
Одной их наиболее привлекательных черт, постмодернизма стал отход от образа
потребителя как "усреднённого горожанина", который покорно, бессловесно и
благодарно принимает научно изготовленную, дозированную и гигиеническую
"архитектурную пищу", а его привлечение к заинтересованному вниманию, а
иногда и к сотворчеству.
Программная для постмодернизма перестановка акцентов с функциональных,
социальных и технических проблем архитектурного проектирования на
эстетические очень ярко сформулирована Ф. Джонсоном: "мне не нравится вся
эта шумиха насчёт экономии энергии, эта усиливающаяся тенденция
рассматривать экономию энергии, как главное условие конструирования, как,
например, в домах с встроенными коллекторами солнечной энергии. По-моему,
это предлог для того, что бы уйти от художественных форм. То же самое с
машинной архитектурой: нажать кнопку и заставить компьютер создавать
архитектурные проекты - это нас не спасает. Всё это, конечно, нужно.
Совершенно очевидно, что мы должны разумно расходовать энергию - но всё это
далеко от архитектуры".
Характерно, что терпимость к эклектичному смешению стилевых форм стала
типичной в последующей эволюции постмодерна
Возможности плюралистического подхода
Радикальным примером в практическом становлении постмодерна стало одно из
крупных сооружений этого стиля - офис фирмы АТТ в Нью- Йорке (1978 г.),
сооружённый по проекту экс-модерниста, затем неоклассициста (театр в
Линкольновском центре в Нью-Йорке, музей в Небраске), а ныне мастера
постмодернизма - Ф. К. Джонсона.
Как к антитезе его пошлым модернистским холодно-элегантным сооружениям в
виде строго геометричных стеклянных призм (от собственного дома до
запроектированного в соавторстве с Мис ван дер Роэ небоскрёба
Сигрэм-билдинг) он прибегает в офисе АТТ к изысканной, но эклектичной
стилизации исторической тектоники и традиционных архитектурных форм. Офис
получил классическое трёхчастное членение по высоте - на "основание", "тело"
и "венчание" здания. В качестве основания фигурирует схематизированная
композиция на тему флорентийской капеллы Пацци. (раннее Возрождение - арх.
Ф. Брунеллески). В качестве венчания - колоссальный разорванный фронтон в
духе барокко, формы которого были впоследствии заимствованы для завершений
шкафов и буфетов знаменитой фирмы Чеппендейл (Х1Х в.). "Тело" сооружения в
отличие от стеклянных витражей периода интернационального стиля сугубо
материально: проёмность ограничена, стены облицованы серо-розовым камнем.
АТТ-билдинг в Нью-Иорке стал сенсацией и программным сооружением у истоков
постмодернизма. Однако последующие работы автора в постмодернизме не менее
интересны. Они наглядно демонстрируют широкие возможности плюралистического
подхода к творчеству, раскрепощённому от канонов модернизма. Характерны в
этом отношении два примера: здание республиканского банка в Хьюстоне и
комплекс "Плейт-Глас" в Питсбурге. Первый офис представляет собой уступчатый
по протяженности призматический объём, причём каждый из разных по высоте
уступов завершается ступенчатым готическим щипцом. К высотному объёму офиса
примыкает низкий объём помещений входной группы с такими же готическим
щипцами по торцам. В преднамеренное (в духе демонстративного эклектизма
постмодерна) противоречие с готическими формами входит форма высокой
полуциркульной входной арки главного фасада. Характерные готические детали и
каменная фактура фасадов вызывают ассоциации с городской архитектурой
средневековой Европы, даже не в подлинном виде, а иллюстрациях к сказкам
братьев Гримм, что определило неформальное наименование здания - "пряничный
домик".
"Плейт-Глас" в Питсбурге запроектирован в виде комплекса сооружений с 44-х
этажным центральным объёмом, окружённым существенно более низкими (6-10
этажей) призматическими зданиями. Все здания облицованы бронзированным
зеркальным стеклом и имеют завершения выразительного силуэта: пониженные
объёмы - зубчатые, центральный - островерхими башенками. Если в
предшествующем творчестве Ф. Джонсон, как мастер функционализма,
противопостовлял свои произведения окружению, то комплекс "Плейт-Глас"
интересен так же как первая попытка автора в качестве постмодерниста войти в
контекст окружающей среды: "В Питсбурге я сделаю сверкающее сооружение с
зеркальными стенами, вписывающееся в окружение викторианской готики".
Одной из характерных черт американского постмодернизма является его в
известной степени игровой, театрализованный характер, а иногда и явно
выраженные черты кича и бутафории. Игровое начало сказалось и на трактовке
исторических архитектурных деталей. Как уже упоминалось, в композициях
постмодернистов можно встретить нарочитое нарушение пропорций ордерных форм
или классических канонов, например, введение портиков с нечётным числом
колонн под фронтоном.
Склонность к цитированию историко-архитектурных мотивов придаёт постройкам
постмодернистов известную повествовательность, информативность. Не случайно
одному из основателей и ведущих мастеров постмодернизма Ч. Муру принадлежит
высказывание: "Дома должны, как длящаяся театральная пьеса, что-то
рассказывать".
Постмодернисты работают во всех архитектурных жанрах: проектировании
градостроительных ансамблей, многоэтажных офисов и гостиниц, особняков.
Среди градостроительных работ наибольшую известность получили Площадь Италии
в Новом Орлеане Ч. Мура и Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, связывающая
здания Капитолия и Белый дом, арх. Р. Вентури и Д. Рауха.
В Новом Орлеане площадь компоновалась в районе проживания итальянской
диаспоры, выступавшей в качестве заказчика проекта. Композиция площади имеет
подчёркнуто декоративный празднично-приподнятый карнавальный характер.
Замкнутое пространство площади окружено колоннадой, завершено триумфальной
аркой и украшено фонтаном. Все элементы композиции выполнены в формах
римского барокко. Современный, подчёркнуто игровой характер архитектуре
площади придаёт металлическая облицовка колонн, цветные неоновые трубки,
подчёркивающие канонические членения ордерных форм. Ордерные формы в
композиции фонтана имеют только капитель и базу: канелюры ствола колонн
иллюзорно формируют струи фонтана. В композиции при всей её парадности
присутствует присущая постмодернизму "игра на понижение" - банальный металл
и неон вместо мрамора, триумфальная арка, ведущая всего- навсего в ресторан.
При проектировании Пенсильвания-авеню - "главной улицы Америки" - авторы
решали противоположную выше рассмотренной задачу: архитектурную организацию
обширного открытого пространства в самом центре столицы.
Композиция в строго симметричных классических формах была невозможна, так
как Белый дом сдвинут с оси Капитолия и расположен под углом к нему. Задача
была решена путём членения однородного пространства магистрали: вдоль оси
организовали приподнятую платформу для пешеходного движения, на которой по
проекту разместили несимметрично две высокие стеллы, ориентирующие на Белый
дом. Выше упоминалась ориентация постмодернизма на повествовательность,
включение в композицию знаковых систем, надписей, схем, карт и др. Это
полностью относится и к рассмотренным примерам. Так, в замощение Площади
Италии вмонтированы мозаичные карты Аппенинского полуострова, Сицилии и
Сардинии, а в замощении Пенсильвания-авеню мозаикой изображена историческая
схема и план центра Вашингтона, созданного в своё время арх. Ланфаном. Здесь
же размещены мраморные модели основных архитектурных памятников города.
www.pseudology.org |