Ироничное
название области изобразительного искусства, архитектурной графики,
связанной с идеями архитектурных проектов не выполняемых или заведомо
невыполнимых в материале. «Бумажная архитектура» — это искусство утопии.
«Отцом» этого вида искусства считается Дж.-Б. Пиранези, венецианский
архитектор, рисовальщик и гравер, работавший в середине
XVIII
в. в Риме. За свою жизнь он построил только одно здание, но зато создал
огромные серии гравюр с изображениями римской, а также им придуманной
небывалой архитектуры. Эти графические композиции столь ярко выражают идеи
неоклассически-барочного романтического мышления, что создают особую
художественную реальность. Схожие функции в истории искусства исполняют
композиции художников-орналекталистов. Отражая свободную, ничем не
ограниченную «бумажную фантазию» автора, они являются опытным полем
формальных исканий того или иного исторического художественного стиля.
Утопические
социальные идеи эпохи Просвещения во Франции второй половины
XVIII
в. нашли отражение в творчестве мегаломанов (от греч.
megas
- большой и mania
- страсть), архитекторов, представлявших на ежегодные конкурсы Парижской
Академии архитектуры (см. «Гран При») заведомо невыполнимые проекты
гигантских общественных сооружений. Исполнить проекты Э.-Л. Булле, К.-Н.
Леду и других мегаломанов не позволяли условия того времени, но своими
новаторскими идеями эти композиции оказали значительное влияние на развитие
архитектуры, в том числе на формирование стиля александровского классицизма
в Петербурге начала
XIX
в. Немецкие архитекторы-экспрессионисты начала
XX
в.-Б. Таут, Э. Мендельсон создавали на бумаге стремительные эскизы,
динамичные композиции, будоражившие воображение других, менее отчаянных
архитекторов. Русские авангардисты И. Леонидов, Э. Лисицкий, Н. Ладовский,
Л. Веснин, К. Мельников, В. Кринский, М. Гинзбург, Я. Чернихов стремились на
бумаге угадать будущее архитектуры. В середине
XX
в. возникло течение под названием «футурологическое проектирование». Его
представители создавали на бумаге утопические проекты городов будущего,
стремясь парадоксальными, фантастическими идеями вывести архитектурное
проектирование из тупика функционализма и стандартного прагматического
мышления. А в 1970-х гг. поколение молодых «советских архитекторов» открыло
жанр «ироничной архитектуры». В условиях тоталитарного государства,
получившие хорошую академическую подготовку и не находившие применения своим
способностям, зодчие, рисовали абсурдные композиции в духе официального
«социалистического реализма», доводя идеи коммунистического пафоса,
гигантомании до гротеска. Они откровенно потешались над искренним
стремлением своих предшественников осчастливить человечество «грандиозными
проектами счастливого завтра».
www.pseudology.org |