Эстетический пуризм и эмоциональная ограниченность
функционализма стимулировали развитие ряда компенсирующих эти недостатки
направлений в архитектуре ХХ в. Одно из них - органичное, второе /его
разновидность/ - региональное.
Первое в основном связано с именем выдающегося американского зодчего Ф. Л.
Райта - ученика Л. Салливена. Разделяя рациональные принципы функционализма
/научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта/, он считал
столь же существенной эстетику формируемых пространств и объёмов. В качестве
ее основы служила органичная связь здания с окружающим ландшафтом, а его
оборудования, мебели, утвари - с композицией внутренней среды здания.
Естественно такая установка реализуема только при индивидуальном
проектировании каждого объекта.
За почти 70- летнюю творческую жизнь Ф. Л. Райт построил много выдающихся
сооружений различного назначения: многоэтажные офисы, лаборатории, музеи,
храмы, частные дома. Принципы органичной архитектуры диктовали Райту
применение традиционных материалов /камня, кирпича, дерева/ и совпадение
фактур конструкций на фасаде и в интерьере/ например, неоштукатуренной
кирпичной кладки/, а наибольшую известность Райту принесли особняки, в
композициях которых ему удалось в наибольшей мере реализовать принципы
органичной архитектуры.
Пространство этих зданий он, как правило, членит на зоны - общую и интимную,
причем пространство общей зоны проектирует "перетекающим" без стационарных
перегородок между холлом, общей комнатой и столовой.
Кроме того, Райт проектирует "перетекающим" внутреннее пространство во
внешнее: стены, отделяющие общие комнаты, а иногда и спальни, он проектирует
на всю высоту стеклянными, со стеклянными дверьми, ведущими на открытую
террасу и в сад. Таким образом, ликвидируется визуальная преграда между
внутренним и внешним пространством.
В
то же время стены, ориентированные в сторону города, он проектирует глухими,
либо с узкими ленточными окнами под самым потолком, что позволяет улучшить
освещенность, но исключает визуальный контакт с улицей.
Интимную зону /спальни и туалеты/ в зависимости от величины дома и его
композиции Райт располагает на одном уровне с общей /вдоль общей оси или под
углом к ней/, либо /в больших домах/, на втором и третьем этажах, как
например, в доме Кауфмана "над водопадом".
Формально идеи свободного плана дома с плоской крышей у Ле Корбюзье и Райта
совпадают, но их реализация идёт разными путями и приводит к различным
эстетическим результатам. Для обеспечения свободы планировки Ле Корбюзье
применял каркас с регулярной сеткой колонн.
Райт отказался от каркаса, но достиг большой свободы компоновки, увязав
расположение вертикальных несущих конструкций с объёмно-планировочными
решениями зданий. В качестве несущих опор он применяет стены или отдельные
пилоны, выполненные в кладке из кирпича или блоков естественного камня,
причём оставляет кладку неоштукатуренной и на фасадах и в интерьерах.
Каменные стены он располагает по контуру санитарных помещений и кухонь, а
размещение остальных стен и пилонов увязывает с планировкой дома и
требованиями его общей устойчивости.
Плоскую или очень пологую крышу Райт, как и Корбюзье, проектирует
бесчердачной, но не с внутренним, а с наружным неорганизованным водостоком.
Это определило столь характерный для домов Райта очень большой свес крыши.
Он не только исключает попадание дождевой воды на стены, но и обеспечивает
хорошую солнцезащиту, что особенно важно для стеклянных садовых фасадов
домов в климате южных штатов.
Конструкции крыши различны - в одноэтажных особняках это, как правило,
трехслойные деревянные конструкции с эффективным утеплителем, в двух- и
трехэтажных - железобетонные, что позволяет увеличить их консольные свесы и
устроить на них террасы. Так, в "доме над водопадом" террасы устроены в трех
уровнях, обращены в разные стороны и имеют различные размеры выносов. На юге
Райт часто прибегал к приёму устройства части кровельных свесов решетчатыми
- типа пергол.
При всем композиционном разнообразии особняков Райта единой остается
гармония с окружающим ландшафтом или скромным садовым участком. В то же
время столь же постоянным остается неприятие Райтом городской среды, в
которую они принципиально не вписываются и к которой обычно обращены глухими
стенами. Справедливость требует отметить, что к такому решению Райт пришел в
пору творческой зрелости в 1930-1950-е гг. Его особняки 1900-1910-х гг.
равно раскрыты в дворовое и уличное пространство.
Столь же самобытным был подход Ф. Л. Райта к проектированию крупных
общественных зданий. В 1904 г. он первым применил атриумную
объёмно-планировочную структуру для 5-этажного здания офиса фирмы Ларкин в
Буффало, отказавшись от традиционной коридорной планировки контор. В офисе
фирмы Ларкин он сгруппировал все рабочие помещения вокруг единого на всю
высоту здания крытого атриумного пространства так, что они получают верхний
и боковой естественный свет.
Однако наиболее ярким примером из области проектов крупных общественных
зданий Райта служит музей Гуггенхейма в Нью-Йорке /1944- 1956 гг./.
Этим проектом Райт сломал вековой стереотип анфиладной планировочной
структуры музейных зданий. Художественная экспозиция, в музее Гуггенхейма
построена вдоль нисходящего спирального пандуса, обвивающего центральное
атриумное пространство, освещенное верхним светом через стеклянный купол.
Посетители музея поднимаются лифтом на верхнюю отметку пандуса и,
постепенно, спускаясь по нему и осматривая экспозицию, приходят внизу к
обслуживающим помещениям, лекционным залам и пр. Освещение экспозиции -
комбинированное: верхнее - через купол и боковое - через узкий ленточный
проём, протянутый вдоль пандуса под его основанием. Композиционной и
функциональной особенностью интерьера музея является сочетание крупного
озелененного пространства атриума и относительно ограниченных пространств
вдоль пандуса, обращенных в атриум. Возможность переключения внимания
посетителей с экспозиции на пространство атриума препятствует возникновению
у зрителей традиционной "музейной усталости". Функционально обусловленная
схема построения пространства музея определила и построение его внешнего
объёма в виде своеобразной улитки. Её уникальный, замкнутый,
"самодостаточный" объём вкомпанован в застройку вне зависимости от структуры
последней. Столь же самобытен и органичен Райт в решении тривиальной темы
многоэтажного офиса. В построенной в 1956 г. "башне Прайса" /г. Бартлсвил,
шт. Оклахома/ по заданию должны были разместиться конторские помещения и
квартиры. По традиции в таких случаях конторы размещают внизу, а квартиры
наверху. Райт сломал традицию: конторы и квартиры размещены им на всех 15
этажах башни, но наглухо отделены друг от друга крестом /в плане/ взаимно
перпендикулярных внутренних стен. Таким образом, сломан и конструктивный
стереотип - проектировать такие здания каркасными. Внутренняя стеновая
несущая система обнажена на торцах и в венчании здания, что обеспечило
тектоничный характер, композиции объёма башни.
Райт был исключительно самобытным и одарённым архитектором, которому
посчастливилось иметь и уникальное творческое долголетие. Поэтому, говоря об
органичной архитектуре, трудно назвать сомасштабное ему имя, хотя в области
органичной архитектуры продолжают работать многие архитекторы, в том числе и
ученики Райта
www.pseudology.org |