Expres-
sionnisme abstrait
Абстрактный экспрессионизм который нередко называют также "Нью-йоркской
школой" или "живописью действия" был пер- вым движением подлинно
абстрактного искусства в США. За 20 лет своего существования он породил
аналогичные направления в Европе Японии и Южной Америке (неформальное
искусство
ташизм).
Его источники были чисто американскими а его родиной стал Нью-Йорк. Два
основных формальных элемента абстрактного экспрессионизма были заимствованы
у противоположных стилей - посткубистской абстракции и сюрреализма
развивавшихся в Париже и в 1925-1950 привлекших внимание небольшой группы
американских художников.
Горький опыт кризиса 1930-х и потрясения Второй мировой войны стали третьим
фактором легшим в основу движени Хот реджионализм и жанровые сцены уже
рассматривались в США как "современный" стиль в период кризиса многие
серьезные художники объединились под названием
FAP
(Federal
Arts Projects)
и
WPA
(Works
Progress Administration).
В разной степени осознавая социальные проблемы они интересовались реальной
стороной американской жизни.
Четвертым и самым важным фактором стала работа в НьюЙорке многих великих
парижских художников искавших в США убежища во время войны (Мондриан Леже
Массон Эрнст Бретон Матта Курт Селигманн и да- же Дали).
Наконец около 1945 двойной пример абстракционистов и сюрреалистов привел к
чему-то совершенно новому. Один из основателей новой школы А. Горки уже ос-
вободился от словаря европейского сюрреализма трансформируя свои би-
оморфические мотивы. Этот конфликт стал плодотворным источником не только
для живописных приемов новой школы но и для самой концепции живописи
действия как ее сформулировал критик Харольд Розенберг.
Согласно этой концепции традиционной окрашенной плоскости
противопоставляется след жеста сама живопись рассматривается теперь как
действие тесно связанное с биографией художника и стирающее всякое различие
между искусством и жизнью. Смысл картины заложен в ней самой от первого
наброска до окончательного варианта.
"Художник располага- ет своей интеллектуальной и эмоцио- нальной энергией
как если бы он находился в уже пережитой ситуа- ции". Несмотря на
популярность в среде художников теори Розенберга чрезмерно все упрощала и
могла легко превратиться в миф. Однако значение придававшеес средствам и
масштабу работы способствовало тому чтобы новый стиль стал чисто
американским феноменом который вобрал в себя даже такие индивидуальности как
Поллок.
Черпая из этих же источников Ротко Рейнхард Стилл и Ньюман были в меньшей
степени увлечены концепцией Розенберга. Кроме того масштаб и геометризм их
творчества не подверженного влиянию
сюрреализма оказали сильное воздействие на
молодых художников-абстракционистов получивших известность уже в начале
1960-х (Келли Стелла Ноланд Пар- кер).
Около 1955 многие американские художники предприняли попытку вернуться к
опыту первого поколения нью-йоркских живописцев в частности Де Кунинга и
Поллока. Среди них особенно талантливыми были Сэм Фрэнсис Грейс Хартиген и
Джоан Митчелл.
Абстрактный экспрессионизм господствовал в Нью-Йорке вплоть до начала 1960-х
когда его сменил
поп-арт и когда американская живопись вновь
разделилась на противоположные течения (минимализм
и
поп-арт). В годы расцвета абстрактного
экспрессионизма то есть с 1942 и до конца 1959 в Нью-Йорке родилось и умерло
понастоящему новое направление в истории живописи. Сегодн можно сказать что
в отличительных чертах этого стил (тоска конфликтность крупноформатность)
отразились условия в которых он был создан
www.pseudology.org |