(нидерл. «De
Stijl»
-«Стиль») - объединение молодых голландских художников, основанное в 1917 г.
в Брюсселе живописцем Питером Мондри-аном (1872-1944) и архитектором Тео Ван
Дусбургом (1883-1931).
Художники сплотились вокруг редакции журнала «Де Стиль», пропагандировавшего
идеи рационализма и конструктивизма в архитектуре, мебели, оформлении
интерьера. Ван Дусбург с 1925 г. работал в Германии, в Баухаузе, и во
Франции. П. Мондриан, испытав влияние французского кубизма, создал
оригинальное течение неопластицизма в искусстве геометрического
абстрактивизма.
Он создавал абстрактные композиции на плоскости из прямоугольников и
квадратов, закрашенных в красный, серый, голубой и желтый цвета, разделенных
черным контуром. В основу подобных композиций положен принцип «динамического
равновесия». Известное еще с эпохи Возрождения «правило прямого угла»
голландский художник преобразовал в «мистерию отношений единичного и
множества... противопоставления вертикальных и горизонтальных линий, как
мужских и женских».
Особое мистическое значение придавалось соцоставлению основных цветов
спектра: красного, синего, желтого с «нецветами» - белым, серым, черным. В
1938 г. Мондриан переехал в Лондон, а в 1940 г. - в Нью-Йорк.
«Неопластицизм» Мондриана в его композициях 1940-х гг. оказал существенное
воздействие на развитие «интернационального стиля» американской живописи и
архитектуры. В 1920-1923 гг. Т. Ван Дусбург вместе с Корнелиусом Ван
Эстереном разрабатывал теорию неопластической архитектуры.
В 1930 г. был опубликован Манифест конкретного искусства, в котором Ван
Дусбург призывал к «элементаризму», абстрактному искусству «универсального
языка», не связанному ни с какими литературными ассоциациями (намек на
течения символизма и сюрреализма в живописи), - искусству, основанному «на
четких визуальных формах». Эти идеи возникли под влиянием позднего
французского «синтетического кубизма», дивизионизма Ж. Сера, работ А. Ван де
Велде и выставки «Золотое Сечение» в Париже (1912).
Участником объединения был Геррит Ритвелд (1888-1964), архитектор и
проектировщик мебели. Среди основателей группы «Де Стиль» был Яко-бус
Йоханнес Питер Ауд (1890-1963), архитектор, ученик П. Кайперса в Амстердаме.
В 1918-1933 гг. Ауд занимал должность главного архитектора Роттердама.
Вместе с Ван Дусбургом и Эстереном он считается основателем новой
голландской школы архитектуры.
Проекты и постройки архитекторов группы «Де Стиль» оказывали значительное
влияние на многих художников, в частности, на творчество Н. Габо, Л.
Лисицкого, А. Певзнера. Идеи голландцев нашли отражение в программе Баухауза
в Ваймаре и во многом определили развитие европейского дизайна. Но
постепенно внутри самой группы назревал раскол.
Идеи пуризма и «чистого эстетизма», не связанного с социальной
действительностью, рушились под воздействием социалистического движения
(захватившего также и Баухауз), нарастания напряженности в Германии и
движения «Новая вешественность» среди молодых немецких художников. С
кончиной Ван Дусбурга в 1931 г. в Давосе, Швейцария, завершилась
деятельность группы «Де Стиль».
www.pseudology.org |