Особенность архитектуры как искусства заключается в создании единства
архитектурной композиции из множества архитектурных форм.
Единство архитектурного произведения достигается рядом композиционных и
художественных средств. Простейшее средство создания единства -
придание объему здания простой геометрической формы. В сложном
ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему
(композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания.
Композиционными средствами являются также
тектоника
(художественно выявленное конструктивное строение здания) и ориентация
(или направленность) частей архитектурного сооружения в сторону
композиционного центра.
Важное средство достижения единства и художественной выразительности
композиции в архитектуре - симметрия. Симметричными считают
тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или
плоскости симметрии. Применяют в архитектуре и асимметрию.
Средством создания единства в асимметричных композициях является
зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Примеры
композиционно цельных асимметричных сооружений - Спасо-Преображенский
собор Мирожского монастыря в Пскове (XII
в.) и жилой дом на Смоленской площади в Москве (И. Жолтовский).
Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики
художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться
симметрия и асимметрия. Ярким примером такого сочетания является собор
Василия Блаженного в Москве (1555-1561, Барма, Постник Яковлев).
Различные виды симметрии применяют в особой области убранства архитектуры
- орнаментальном декоре. Орнамент - ритмично повторяющийся
рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый
линией, цветом или рельефом.
Исторически сложилось несколько типов орнаментов на основе двух источников
- природных форм и геометрических фигур. Основные типы орнаментов -
сетчатые, прямолинейные (ленточные) орнаментальные полосы, круговые
(кольцевые) орнаментальные композиции, центрические (розеты), основанные
на симметрии многоугольников, и др. Примеры сетчатого
геометрического орнамента можно увидеть в композициях ряда металлических
решеток и оград, плиточных покрытий полов, в декоративном решении стен с
узорной кирпичной кладкой.
Ленточный орнамент использован в порезках карнизов античных храмов,
в росписях стен древнерусских храмов. Розеты различных видов
симметрии применены, например, в заполнении кессонов потолков, в русских
цветных рельефных изразцах. Орнаментальные заполнения филенок, пилястр и
панно чаще имели симметричные композиции, за исключением стилей рококо и
модерн, где встречались асимметричные.
Специфика архитектурных орнаментальных композиций - в сочетании орнамента
с содержанием композиции здания. На конструкциях и деталях, несущих
нагрузку, характер орнамента выявляет их напряженность, на несомых и
особенно на венчающих элементах - их легкость. Особенности орнамента
интерьеров в его камерности, изяществе, более детальной проработке, что
можно видеть на примере интерьеров Московского метрополитена.
Важнейшее композиционное средство-пропорции: соотношение
архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков,
площадей и объемов выражаются целыми (1:2, 2:3 и т.д.) и иррациональными
числами. Пример отношений целых чисел - "египетский треугольник" -
3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример
иррациональных отношений - "золотое сечение" - деление отрезка на
две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как
большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел "золотого сечения" (3:5,
5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи в честь
итальянского математика
XII
в. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов
архитектурных форм
Одно из средств создания композиционного единства-масштабность:
соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему
пространству и другим архитектурным формам. Если понятие "масштаб"
относится к абсолютным величинам, то понятие "масштабность" определяет
относительное соответствие воспринимаемых человеком форм архитектурного
произведения размерам человека. Здание может быть масштабно или
немасштабно как по отношению к размерам человека, так и по отношению к
соседним зданиям, к площади, на которой оно находится, и т.д.
Важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству -
ритм (соразмерность, стройность), с помощью которого достигается
необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Ритм
создается равномерным повторением форм и интервалов (элементы орнамента,
колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т. п.). Частным
проявлением ритмической закономерности в архитектуре является модуль
- величина, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей
здания или сооружения с целью их координации, придания зданию, сооружению
или их частям соизмеримости. В качестве модуля принимают меры длины или
размер одного из элементов здания, сооружения. В древнегреческих храмах
система модульных отношений облегчала строительство из каменных блоков,
заготовленных заранее.
В современной архитектуре исследуются теоретические и практические
проблемы соразмерных отношений между антропометрическими данными и средой,
создаваемой для человека. В предложенной французским архитектором Ле
Корбюзье системе "Модулор", приводящей пропорции человеческого тела к
"золотому сечению", сделана попытка связать строительные размеры с
человеком, установить соразмерность архитектуры человеку.
Основной модуль в России и странах действия метрической системы мер равен
100 мм. Этот размер модуля является основой координации размеров деталей в
строительстве. Он служит для унификации элементов и обеспечивает их
взаимозаменяемость.
Другими средствами художественной выразительности в создании единства
композиции являются контрастные и нюансные отношения элементов формы,
а также отношения равенства, или тождества. Элементы архитектурной
композиции могут контрастно (резко) отличаться при сопоставлении друг с
другом по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам и
тем самым усиливать роль друг друга с помощью контрастного сопоставления.
Примером контраста в архитектуре является цветовое противопоставление
дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - желтый), взятых не
строго по спектру, а с гармоничным сочетанием промежуточного
дополнительного, разбавленного ахроматическим цветом. Контрастной является
цветовая триада - гамма, составленная из цветов, равноотстоящих по длине
цветовой диаграммы. Пример цветового нюанса (мягкого перехода) -
монохроматическая гамма - сочетание оттенков одного цветового тона
(например, светло- и темно-оранжевый с коричневым) или ахроматическая
гамма (например, сочетание серых цветов).
К художественным средствам создания композиционного единства произведения
архитектуры относится применение монументального, декоративного и
прикладного искусства в архитектуре, в частности скульптуры и живописи,
сочетание которых с архитектурой получило название синтеза искусств.
Синтез искусств в современной архитектуре, однако, не ограничивается
применением живописи и скульптуры. Получают широкое распространение резьба
по дереву, художественно обработанный металл (например, чеканка), майолика
и мозаика, гобелены в интерьере
Единство архитектурной композиции подразумевает единство стиля, который
создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного
времени. Стилем в архитектуре и искусстве принято называть общность
средств и приемов художественной выразительности, проникнутых
мироощущением господствующей идеологии общества. На стиль каждой эпохи
влияли различные факторы: идеологические и эстетические взгляды, материалы
и техника строительства, уровень развития производства, бытовые запросы,
художественные формы.
Одно из принципиальных отличий современной архитектуры от архитектуры
прошлого - ее индустриальность, массовое промышленное производство
строительных конструкций и материалов. Требование индустриальности новой
архитектуры органически входит в понятие "современный стиль", в понятие
"красота".
Отмеченные композиционные средства архитектурных сооружений можно
рассматривать как объективные закономерности архитектуры и человеческого
восприятия
www.pseudology.org
|