(франц. Art Deco - сокращение
от названия выставки «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et
Indu-striels Modernes» - «Международная выставка современных декоративных и
промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже) - художественный
стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства,
ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной
продукции и прикладной графики.
Получил распространение в
1918-1939 гг. во Франции, отчасти в других европейских странах и США.
Толчком к стремительному развитию этого стиля послужила парижская выставка
1925 г., где показывались последние достижения в области архитектуры,
проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. Для
этой выставки знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье, один из
основателей конструктивизма и функционализма, спроектировал и построил
павильон «Эспри Нуво» (франц. «Esprit Nouveau» - «Новый дух»); знаменитый
художник Р. Лалик - фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и «стеклянный
интерьер» павильона Севрской фарфоровой мануфактуры.
Если для архитектора Ле
Корбюзье его произведение знаменовало отход от конструктивизма к идеям,
позднее получившим название «неопластицизма», то для ювелира Р. Лалика -
эволюцию от прихотливо изогнутых линий и флореалъных стилизаций Ар Нуво к
более простым геометрическим формам. В целом стиль «Ар Деко» можно
рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или
как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального
стиля». В искусстве Ар Деко продолжаются излюбленные темы и мотивы Модерна -
точнее стиля Ар Нуво, - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и
экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волны,
раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных бледных женщин с
распущенными волосами. Во всем чувствуется какая-то усталость, пресыщенность,
но кроме этого и устремленность к использованию геометрических форм: прямых
углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета. Именно эти
качества отличают интерьеры, оформленные по проектам Ж. Деламара,
архитек-турно-дизайнерские разработки Р. Малле-Стевенса, ювелирные изделия
мастеров парижской фирмы Картье.
С искусством Модерна рубежа
XIX-XX веков стиль Ар Деко объединяет и желание многих художников (исполняющих
волю богатых заказчиков) создать иллюзию благополучия и «роскошной жизни» в
трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами. Это был
последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в
прошлое. Духовная растерянность и смешение эстетических критериев, будто
предвещавших ужасы второй мировой войны и пустоту первых послевоенных лет,
заслонялись сознательной, программной эклектикой ретростилей. В ход пошли
элементы Ампира, архаики египетского и крито-микенского искусства,
соединялись находки декораторов Русских Балетных Сезонов в Париже,
живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами
восточного, японского, китайского и примитивного африканского искусства.
Открытие искусства Амар-ны,
гробницы египетского фараона Тутан-хамона (1922), оказывали на вкусы людей
столь же сильное воздействие, как и обтекаемые формы новейших локомотивов и
автомобилей. Интерьеры, оформленные в стиле Ар Деко, производят впечатление
не композиции, а суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» -
мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из
таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника».
Такие интерьеры создавались «с шиком» 1920-х годов, дорогих отелей и
ресторанов и потому иногда их стиль называют «стилем Риц» (англ. Ritz
Style). Показательно, что первая выставка художников-сюрреалистов состоялась
в Париже в том же 1925 г. В декоративных росписях Ар Деко и вновь вошедших в
моду витражах и мозаике изображались женские «извращенные фигуры» в
экспрессионистски изломанных движениях, деформированные - с фантастически
развитой «мужской» мускулатурой. Все это свидетельствовало о кризисе вкуса.
В «эпоху потерянного поколения» особенно ценились дорогие экзотические
материалы: слоновая кость, черное - эбеновое дерево, перламутр, бриллианты,
шагреневая кожа, даже «шкурки ящериц» и кожа крокодила.
В поздних формах стиль Ар
Деко сближается с геометрическим конструктивизмом. Недаром считают, что
проектировщики Ар Деко - наследники венской архитектурной школы - оказали
влияние на формирование программы немецкого Баухауза (см. также «Венские
Мастерские»). В Италии и Германии элементы стиля Ар Деко, соединяясь с
формами Неоклассицизма, перерастали в архитектуру «нового Ампира» -
фашистского стиля третьего Райха. Ар Деко оказал влияние на художников
французского стекольного завода Баккара и английской керамической мастерской
Даултон. К этому же стилю иногда причисляют наивного живописца Р. Дюфи.
Наиболее известные художники французского Ар Деко: Ж. Де-ламар, М. Дюфрен,
Я. Котера, Р. Лалик, П. Легрен, П. Ириб, Л. Зак, К. Клэрис, Р. Малле-Стевенс,
А. Мартен, Ж. Пруве, П. Пуаре, Ж. Пюифорка, А. Рато, Ж.-Э. Рюль-манн, Л. Сю,
Р. Эрте, П. Янак (рис. 347-350; цв. табл. 12). Ар Деко называют «последним
из художественных стилей», соединявшим несоединимое. Может быть как раз этим
он и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие многих видов
искусства.
В 1930-1950-х годах отмечают
и существование «советского Ар Деко». В качестве характерных примеров
приводятся работы скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной -
произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени
обобщенностью и геометризацией формы, а также «пышная, вызывающая
декоративность набивных ситцевых тканей», украшенных, тем не менее,
советской агитационной атрибутикой (см. «агитационное искусство»;
социалистический реализм). В конце XX столетия смелые контрасты обобщенной,
геометризованной формы и яркого цвета, открытые стилем Ар Деко, возрождаются
в дизайне и моде: оформлении интерьеров, ювелирных украшениях, одежде,
рекламной графике
www.pseudology.org |