(от греч. archaios - древний)
- искусство раннего, начального этапа развития того или иного исторического
типа, направления, стиля, школы. Чаще этот термин применяют в отношении
египетского искусства начала Древнего Царства (3200-2800 гг. до н. э.),
искусства Месопотамии, либо самого раннего периода развития античного
искусства (в широком смысле: включая крито-микенское, или эгейское,
искусство 3000-1100 гг. до н.э.; в узком - собственно «архаический период»
эллинской культуры: ок. 610-480 гг. до н. э.; см. также аргосская школа).
Период архаики предшествует
классике - наиболее полному раскрытию возможностей определенного
исторического типа искусства, его расцвету. Поэтому обоснованно
использование термина «архаика» для обозначения зарождения различных типов
искусства в разные исторические эпохи. Архаическое искусство представляет
собой достилевую стадию развития художественного мышления, характерную
неоформленностью художественных идей, хаосом смутно осознаваемых
возможностей. Своя архаика была в античности, архаическим является
раннехристианское искусство и, отчасти, романское. Архаический период
переживало искусство Византии и древнерусское искусство, архаические черты
свойственны ранней Готике и искусству кватроченто - раннего Итальянского
Возрождения. Все искусство Северного Возрождения кажется архаичным рядом с
Барокко и Маньеризмом. Каждый художник в своем индивидуальном развитии также
переживает периоды архаики, классики (расцвета индивидуального стиля), а
затем кризиса, упадка и, часто, вырождения своего искусства. Но, наряду с
этим, все древнеегипетское или древнеамериканское искусство, многие
проявления народного, наивного, примитивного творчества в целом можно
охарактеризовать как архаичные в сравнении с художественными стилями
европейского искусства XVII-XIX вв. В истории искусства таким образом
просматривается многомерное развитие художественных форм от архаики к
классике, а затем вырождению и упадку, повторяющееся периодически, но не
буквально, а по принципу «эволюционной спирали».
Эти стадии не дублируют друг
друга по формам и содержанию. Но есть общие закономерности. В 1880-х гг.
датский археолог и историк искусства Ю. X. Ланге сформулировал «закон
фронтальноетио архаической скульптуры Древней Греции и Египта. Его идеи
блестяще развил немецкий скульптор А. Хильдебранд в книге «Проблема формы в
изобразительном искусстве» (1893). Швейцарский теоретик X. Вёльфлин, заметив,
что Хильдебранд «научил его видеть», предложил свои знаменитые «пары»
формальных категорий, присущие развитию разных исторических типов искусства:
линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма,
множественность и единство, ясность и неясность.
Первую (левую) часть этих
оппозиций Вёльфлин относил к ранним, архаическим периодам развития любого
художественного стиля, а также к искусству Классицизма, вторую - к поздним,
наивысшим стадиям -искусству Барокко. Всеобщую, постоянно повторяющуюся в
разные эпохи закономерность развития изобразительной формы Вёльфлин
определил как «закон периодичности», а среди своих единомышленников называл
А. Ригля, Ф. Викхоффа, А. Шмарзова, П. Франкла.
Ранние, архаические стадии
развития искусства не имеют ярко выраженных признаков стиля. Их произведения
отличают непосредственность, свежесть ощущения формы и некоторая неловкость,
неразвитость приемов в освоении изобразительного материала, несовершенство
средств, но и способность к поиску, радость первых успехов и предчувствие
совершенства. В разных видах искусства архаические формы, как правило,
характеризуются статичностью, плоскостностью, симметрией и замкнутостью
формы, отсутствием динамики, графическим началом (см. «архаическая улыбка»).
Иногда эти качества канонизируются, как это было в искусстве Древнего Египта,-
тогда они обретают статус исторического художественного стиля. В своем
завершенном «классическом» виде такой стиль называют геометрическим. Этим
термином определяют, к примеру, античную вазопись X— VIII вв. до н. э., не
имевшую последующего развития и сменившуюся совсем иными, живописными
стилями. В то же время архаическое искусство Крита XIII-XII вв. до н. э. в
своей сущности, по творческому методу является живописным и позднее оно было
вытеснено геометрическим дорийским стилем. Но геометрическое искусство дорян
долгое время сосуществовало с живописными формами ионийского искусства. Эти
примеры доказывают только то, что общую закономерность смены архаической
стадии классической необходимо рассматривать в границах конкретного
исторического типа искусства.
Искусство архаики характерно
также первобытным синкретизмом, невыделяемостью художественной деятельности
из общей творческой активности человека, и неясностью границ отдельных видов
и разновидностей искусства. В ходе перестраивания архаики в классику,
усиливаются аналитические процессы, происходит размежевание и обособление
видов и жанров искусства (см. морфология искусства). Намеренное, программное
следование качествам архаического искусства называется архаистикой
www.pseudology.org |