Период развития русского
искусства в годы правленя Анны Иоанновны (1730-1740), племянницы Петра I,
дочери Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны. По характеристике
историка В. Ключевского, «Это царствование – одна из мрачных страниц нашей
истории, и наиболее темное пятно на ней - сама императрица. Рослая и тучная,
с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более
очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных
приключений в Курляндии, где ею помыкали как русско-прусско-польской
игрушкой, она, имея уже тридцать семь лет, привезла в Москву злой и
малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых
развлечений». Петербург в те годы был в запустении.
Еще при жизни Петра Великого
люди селились там неохотно. Под страхом казни они возводили требуемые «образцовые»
фасады, но внутри дома оставались необжитыми. А со смертью Петра «началось
всеобщее бегство из Петербурга». В царствование Петра II двор переехал в
Москву. Анна Иоанновна вначале поселилась в подмосковном Измайлове. Но уже с
1730 г. «полетели грозные указы взошедшей на трон государыни, направленные
на спасение дядиного «парадиза» и увесилительных дворцов близ него». В 1732
г. с большой помпезностью двор был возвращен в «Северную Пальмиру».
Город возрождался, но
художественная жизнь столицы все же была отмечена регрессивными тенденциями,
своеобразной реакцией на бурную насильственную европеизацию, начатую в
петровскую эпоху (см. «петровское барокко»). Парадокс аннинского периода
состоял в том, что возврат к архаичному «византинизму» и показной пиетет к
православию сочетались с абсолютным засильем немцев. «Не доверяя русским,
Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из
Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из
дырявого мешка, облепили двор». Во главе стоял всемогущий курляндский герцог
Бирон. По меткому выражению современника «царицыны мартышки и дураки,
сказители и толкователи снов завершенно выражали стиль эпохи». Придворным
архитектором императрицы Анны Иоанновны в 1730-1732 гг. был Бартоломмео
Карло Растрелли Старший, хотя он и занимался более скульптурой. В 1732 г. в
этой должности его сменил знаменитый в будущем архитектор Ф. Б. Растрелли
Младший, но расцвет его творчества относится к периоду развития русского
искусства в царствование Елизаветы Петровны (см. елизаветинское рококо).
Характерные для аннинского
периода архаизирующие черты проявились в исполненной Растрелли Старшим
скульптурной группе Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Растрелли - автор
выдающегося произведения, первого конного памятника в русском искусстве –
Петру Великому (1720-1724). Но этот памятник удалось отлить в бронзе
Растрелли-сыну и А. Мартелли только в 1747 г., а установлен он лишь в 1800
г., перед Михайловским замком. Прообразами композиции памятника послужили
конные статуи Итальянского Возрождения, статуя Людовика XIV работы Ф.
Жирардона (1699) и конный памятник курфюрсту Фридриху-Вильхельму II в
Берлине, созданный А. Шлютером (1703) (рис. 263). Большое влияние при дворе
имел немецкий архитектор И. Я. Шумахер, брат советника Академии наук И.
Шумахера, известного своими интригами против М. Ломоносова. В 1737 г.
Комиссию о Санкт-Петербургском строении возглавил вернувшийся из Италии
молодой русский зодчий Петр Еропкин. Именно он разработал трехлучевую
систему планировки центра города (Невский проспект, Вознесенский проспект,
Гороховая улица), которая сохранилась и поныне. Иван Коробов, один из первых
петровских «пенсионеров», обучавшийся строительному делу в Голландии, с 1728
г. возводил новое каменное здание Главного Адмиралтейства. Он в точности
следовал замыслу и собственноручному наброску Петра Великого: высокая башня
с золоченым «шпицем» и короной с трехмачтовым парусником наверху. От нее
Еропкин и провел свои «три луча». В аннинское время работал талантливый
русский архитектор Михаил Земцов, ученик первого архитектора Петербурга Д.
Трезини. В 1728-1734 гг. на берегу р. Фонтанки он возвел церковь Св.
Симеония и Анны, личную церковь Анны Иоанновны. Она выдержана в традициях «петровского
барокко», но с характерным возвратом к русским традициям, прежде всего, в
ярусном типе колокольни и выявленности объема трапезной (рис. 268).
В Москве строили И. Бланк, И.
Мичурин, И. Мордвинов, А. Евлашев, И. Жеребцов. Выдающимся живописцем был
Луи Каравакк, в 1716 г. при Петре I прибывший из Марселя. Его творчество,
близкое по стилю французскому Рококо, в полную силу развернулось при
императрице Анне. Русским учеником этого художника был И. Вишняков. Но «птенцам
гнезда петрова» в эти годы приходилось туго. Кабинет-министр А. Волынский
пытался противостоять немецкой партии Бирона, но потерпел поражение. В 1740
г. он был арестован и обвинен в государственной измене. Арестованы и вместе
с ним казнены его единомышленники инженер А. Хрущев и архитектор П. Еропкин.
В Сибирь были сосланы архитектор И. Бланк и живописцы братья Никитины.
Показательна и эволюция стиля живописцев портретистов Ивана и Романа
Никитиных, посланных в 1717 г. царем Петром учьться в Италию. В годы
правления Анны эти художники вернулись к старорусскому парсунному стилю.
Творческий спад испытал и петровский «пенсионер», «первый русский живописец»
Андрей Матвеев. Иван Вишняков также дополнил стиль Каравакка парсунными
элементами, с 1739 г. он возглавлял «живописную команду» Канцелярии от
строений в Петербурге
www.pseudology.org |